Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Управления отраслью




ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН «О ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ

И СПОРТЕ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» КАК ОСНОВА

Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Рос­сийской Федерации» был принят в 1999 г. Закон включает 44 ста­тьи, объединенные в семь глав. Охарактеризуем более подробно содержание тех норм закона, которые имеют наиболее важное значение для управления физической культурой и спортом.

Глава I. Общие положения

Закон рассматривает физическую культуру и спорт как одно из средств профилактики заболеваний, укрепления здоровья, под­держания высокой работоспособности человека, воспитания пат­риотизма граждан, подготовки их к защите Родины, развития и укрепления дружбы между народами; гарантирует права граждан на равный доступ к занятиям физическими упражнениями и спортом (ст. 1).

В связи с этим целью закона является создание условий для развития массовых и индивидуальных форм физкультурно-оздо­ровительной и спортивной работы в учреждениях, на предприя­тиях, в организациях независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности; с детьми дошкольного возраста и с обучающимися в образовательных учреждениях, работниками орга­низаций, инвалидами, пенсионерами и другими категориями на­селения.


 




В законе сформулированы принципы государственной политики в области физической культуры и спорта (ст. 3), к которым отне­сены: непрерывность и преемственность физического воспитания различных возрастных групп граждан на всех этапах их жизнедея­тельности; учет интересов всех граждан при разработке и реализа­ции федеральных программ развития физической культуры и спорта, признание ответственности граждан за свое здоровье и физическое состояние; признание самостоятельности всех физ-культурно-спортивных объединений, отвечающих требованиям 1 закона, равенства их прав на государственную поддержку; созда- I ние благоприятных условий финансирования физкультурно- | спортивных и спортивно-технических организаций, олимпийско- I го движения России, образовательных учреждений и научных орга- I низаций в области физической культуры и спорта, а также пред­приятий спортивной промышленности.

Для реализации названных принципов закон предусматривает разнообразные меры государственной поддержки развития физиче- '; ской культуры и спорта (ст. 4). К основным из них следует отнести:

ежегодное финансирование мероприятий в области физичес­кой культуры и спорта за счет средств федерального бюджета, создание условий для использования физкультурно-спортивными организациями государственных финансовых, материально-тех­нических и информационных ресурсов;

содержание физкультурно-оздоровительных, спортивных и, спортивно-технических сооружений, находящихся в собственно- > сти Российской Федерации; строительство новых и модернизация существующих баз и центров подготовки сборных команд страны, учебных зданий и* сооружений образовательных учреждений сред- < него и высшего профессионального образования; создание усло­вий для строительства и содержания спортивных сооружений по месту жительства граждан;

создание условий для увеличение количества детско-юношес­ких спортивных школ всех видов и типов, училищ олимпийского резерва, клубов по месту жительства граждан, детских и моло­дежных спортивно-оздоровительных лагерей, врачебно-физкуль-турных диспансеров и укрепление их материально-технической базы;

создание условий для широкого использования средств физи­ческой культуры и спорта в целях укрепления здоровья матери и ребенка, организацию физкультурно-оздоровительных и спортив­но-массовых мероприятий для девушек и женщин с учетом спе­цифики их деятельности;

обеспечение пропаганды физической культуры и спорта и др.

В главе сформулированы также основные понятия, используе­мые в законе: физическая культура, физическое воспитание, спорт, система физической культуры и спорта, физкультурно-спортив-


ное объединение, физкультурно-спортивная организация, люби­тельский спорт, профессиональный спорт, спортсмен, спортсмен-любитель, спортсмен высокого класса, спортсмен-профессионал, физкультурно-оздоровительные, спортивные и спортивно-техни­ческие сооружения, спортивная промышленность и др.

Глава II. Система физической культуры и спорта в Российской

Федерации

Статьи этой главы определяют субъектов физкультурного дви­жения, их компетенцию и характер взаимодействия.

К субъектам физкультурного движения (ст. 5) отнесены:

спортивные клубы, коллективы физической культуры, действу­ющие на самодеятельной и профессиональной основах в образо­вательных учреждениях, иных организациях независимо от форм собственности и по месту жительства граждан;

детско-юношеские спортивные школы, детско-юношеские клубы физической подготовки, детско-юношеские спортивно-технические школы, специализированные детско-юношеские школы олимпийского резерва, училища олимпийского резерва, школы высшего спортивного мастерства, центры олимпийской подготовки;

образовательные учреждения и научные организации в облас­ти физической культуры всех типов и видов независимо от орга­низационно-правовых форм;

общероссийские физкультурно-спортивные объединения — физкультурно-спортивные организации, общероссийские феде­рации по различным видам спорта, общественно-государствен­ные физкультурно-спортивные общества, оборонные спортивно-технические организации;

Олимпийский комитет России;

федеральный орган исполнительной власти в области физи­ческой культуры и спорта, органы исполнительной власти субъек­тов Российской Федерации в области физической культуры и спорта, подведомственные им организации, муниципальные орга­низации физической культуры и спорта.

Глава III. Физкультурно-оздоровительная работа и развитие спорта высших достижений

Рассматривая физическое воспитание различных категорий на­селения как важнейшее направление социальной политики госу­дарства, закон устанавливает необходимость разработки и реализа­ции федеральных и иных программ развития физической культуры и спорта, в которых предусматриваются: 1) повышение качества физического воспитания на основе обязательных нормативных тре-


 




бований физической подготовленности в дошкольных и иных об­разовательных учреждениях, детских оздоровительных, молодеж­ных и спортивных лагерях; 2) вовлечение граждан в системати­ческие занятия физической культурой и спортом, обязательное внедрение в систему научной организации труда и отдыха каждо­го трудового коллектива производственной гимнастики, после-трудовой реабилитации; 3) пропаганда знаний об эффективности использования физических упражнений в профилактике и лече­нии заболеваний и совершенствование врачебного контроля за гражданами, занимающимися физической культурой и спортом; 4) расширение и реконструкция действующих спортивных соору­жений, строительство новых спортивных сооружений для прове­дения физкультурно-оздоровительной работы и подготовки спортивных резервов (ст. 13).

Значительное внимание закон уделяет вопросам регулирования развития физической культуры и спорта в образовательных учреж­дениях (ст. 14, 16). В первую очередь следует обратить внимание на следующие нормы:

• образовательные учреждения самостоятельно с учетом своих уставов, местных условий и интересов обучающихся определяют формы занятий физической культурой и средства физического воспитания, виды спорта и двигательной активности, методы и продолжительность учебных занятий на основе федеральных госу­дарственных образовательных стандартов и нормативов физиче­ской подготовленности, а также проводят внеучебную физкуль­турно-оздоровительную и спортивную работу с привлечением к ней учреждений дополнительного образования детей и физкуль-турно-спортивных объединений, в том числе федераций по раз­личным видам спорта;

• физическое воспитание детей дошкольного возраста осуще­ствляется в процессе включенных в программу физического вос­питания в дошкольных образовательных учреждениях бесплатных учебных занятий по физической культуре продолжительностью, как правило, восемь часов в неделю;

• органам местного самоуправления (с участием органов ис­полнительной власти субъектов Российской Федерации в области образования и в области физической культуры и спорта) предо­ставлено право вводить дополнительные учебные и внеучебные физкультурно-спортивные занятий в дошкольных и других обра­зовательных учреждениях;

• с обучающимися в образовательных учреждениях, имеющи­ми отклонения в физическом развитии, занятия проводятся в рамках рекомендованной индивидуальной программы реабили­тации;

• федеральные органы исполнительной власти, органы испол­нительной власти субъектов Российской Федерации в области


образования, в области здравоохранения, а также дошкольные и другие образовательные учреждения и их руководители:

обеспечивают высокий уровень проведения в режиме учеб­ного дня ежедневных учебных и внеучебных занятий, созда­ют условия для того, чтобы каждый обучающийся научился плавать, мог выполнять установленные спортивные норма­тивы, изучил основы гигиены и поддерживал свой орга­низм в хорошем состоянии;

во всех дошкольных и других образовательных учрежде­ниях проводят на основе нормативов всероссийского комп­лекса «Физическая культура и здоровье» многоразовые со­ревнования по циклам обучения, обеспечивают участие обу­чающихся в аналогичных ежегодных районных, городских, областных, краевых, республиканских спортивных соревно­ваниях;

по итогам учебного года во всех общеобразовательных уч­реждениях, а также в образовательных учреждениях началь­ного, среднего и высшего профессионального образования каждому обучающемуся выставляется оценка его физиче­ской подготовленности, в выпускных классах (на курсах) проводятся контрольные проверки;

• в дошкольных и иных образовательных учреждениях преду­сматриваются реконструкция и строительство спортивных залов, плавательных бассейнов и спортивных городков, создание дет­ско-юношеских спортивных школ, детско-юношеских клубов фи­зической подготовки и врачебно-физкультурных диспансеров;

• государство оказывает материальную и иную поддержку физ-культурно-спортивным клубам в образовательных учреждениях;

• на содержание детско-юношеских спортивных школ разре­шено направлять средства государственного социального страхо­вания и т.д.

Глава IV. Пропаганда физической культуры и спорта

Закон устанавливает (ст. 21), что формы и методы пропаганды физической культуры и спорта определяются с учетом возраст­ных, профессиональных и социальных особенностей различных групп населения и должны обеспечивать раскрытие социальной значимости физического воспитания, его роли в оздоровлении нации, борьбе с негативными явлениями — курением, употреб­лением алкоголя, наркотиков, детской преступностью.

В целях пропаганды физической культуры и спорта средства массовой информации предусматривают регулярные передачи, специальные рубрики, организуют вещание и публикацию сис­темных материалов образовательно-просветительного характера, формируют у граждан потребность в занятиях физическими уп-


 




ражнениями, повышают интерес граждан к знаниям в области'
гигиены, медицины, режима питания, организации труда и от­
дыха, популяризируют комплексы физических упражнений, в том
числе для самостоятельных занятий в домашних условиях, при­
влекают внимание государства и широкой общественности к ука­
занным проблемам, освещают опыт трудовых коллективов, физ-
культурно-спортивных организаций, успешно внедряющих физи­
ческую культуру в жизнедеятельность граждан, информируют о
ходе развития олимпийских и других видов спорта в Российской;
Федерации. * ;]

Закон запрещает пропаганду в спорте культа жестокости и на­силия, унижения человеческого достоинства, использования за- | прещенных нормативными актами стимуляторов, наносящих вред ■■ здоровью человека; рекламу алкогольных напитков и табачных* изделий во время трансляции по каналам теле- и радиовещания физкультурно-оздоровительных и спортивных программ.

Глава V. Права и обязанности спортсменов, работников
физкультурно-спортивных организаций, общественных |

физкультурных организаторов, их социальная защита

Закон формулирует (ст. 23) права и обязанности спортсмена-любителя. К основным правам спортсмена-любителя, представля­ющего на спортивных соревнованиях физкультурно-спортивную организацию, отнесены: бесплатное пользование государственны­ми и муниципальными физкультурно-оздоровительными и спор­тивными сооружениями, медицинским обслуживанием, снаряже­нием и спортивной одеждой, а также жильем и питанием во время тренировочных занятий (сборов) и спортивных соревнований в составе сборных команд; получение денежной компенсации по *«основному месту работы, службы, учебы и др. Спортсмен-люби­тель наряду с реализацией названных прав несет определенные обязанности, а именно он должен: достойно представлять физ­культурно-спортивную организацию на спортивных соревнованиях различного уровня; заботиться о своих морально-волевых качест­вах, проявлять высокую гражданственность, изучать основы гигие­ны, овладевать знаниями о физической культуре и спорте, об олим­пийском и о международном спортивном движении; выступать активным популяризатором физической культуры и спорта; не употреблять медицинские препараты и не принимать запрещенные в спорте процедуры.

Права и обязанности спортсмена-профессионала (ст. 24 — 26) определяются в первую очередь контрактом о спортивной дея­тельности.

В обязанности работников физкультурно-спортивных организа­ций (ст. 27) входят приобщение граждан независимо от возраста к \


занятиям физической культурой и спортом, содействие увеличе­нию количества физкультурно-оздоровительных и спортивных групп, спортивных команд и секций, организация конкретной физкультурно-оздоровительной и спортивно-педагогической ра­боты и т.п.; обеспечение подготовки спортсменов высокого клас­са, формирование у граждан, занимающихся физической культу­рой, и спортсменов таких качеств, как нравственная гражданская позиция, патриотизм, умение трудиться, соблюдать дисциплину и правила спортивных соревнований; постоянное повышение своей профессиональной квалификации (в соответствии со ст. 30 закона не реже чем один раз в пять лет. — Примеч. авт.), проведение на высоком уровне воспитательной работы со спортсменами, вы­ступление в качестве активных пропагандистов физической куль­туры и спорта, здорового образа жизни.

В зависимости от образования, стажа работы, уровня профес­сиональной подготовки работникам физкультурно-спортивных организаций устанавливаются квалификационные категории. Кроме того, за многолетнюю и плодотворную деятельность в области физической культуры и спорта они могут быть представлены к государственным наградам и иным формам поощрения.

В соответствии с законом (ст. 28) к профессиональной педагоги­ческой деятельности в области физической культуры и спорта до­пускаются лица, имеющие документы установленного образца о профессиональном образовании по специальности «физическая культура и спорт»; к профессиональной деятельности в области лечебной физической культуры допускаются лица, имеющие доку­менты установленного образца об образовании по специальности «физическая культура и спорт» или о медицинском образовании.

Глава VI. Ресурсное обеспечение в области физической культуры

и спорта

Большинство статей данной главы посвящено регулированию экономических отношений в отрасли «физическая культура и спорт», содержание которых с необходимой полнотой было рас­крыто в главе 3 учебного пособия. Вместе с тем следует обратить внимание и на другие нормы, содержащиеся в главе и регулирую­щие ряд важных вопросов управления физической культурой и спортом, к числу которых относятся следующие.

Закон устанавливает (ст. 34), что работники физкультурно-спортивных организаций обязаны соблюдать нормы и правила безопасности при проведении занятий физической культурой и спортом, спортивных соревнований и физкультурно-спортивных зрелищных мероприятий, не допускать причинения вреда здоро­вью, чести и достоинству граждан, проявлений жестокости и на­силия. Должностные лица физкультурно-оздоровительных и


 




спортивных сооружений должны обеспечивать надлежащее тех­ническое оборудование мест проведения спортивных занятий и соревнований в соответствии с правилами техники безопасности и санитарно-гигиеническими нормами и нести ответственность за охрану здоровья, чести и достоинства граждан при проведении занятий физической культурой и спортом, спортивных соревно­ваний и физкультурно-спортивных зрелищных мероприятий.

Иностранные граждане и лица без гражданства, проживающие на территории Российской Федерации, пользуются — наравне с гражданами России -*- правами на занятия физической культурой и спортом, за исключением права выступать в составе сборных ко­манд страны на международных спортивных соревнованиях (ст. 39).

Закон предусматривает возможность (ст. 40) создавать на терри­тории Российской Федерации филиалы международных физкуль­турно-спортивных организаций, а также вовлекать в ряды россий­ских физкультурно-спортивных организаций иностранных граждан.

Глава VII. Заключительные положения

В своих заключительных положениях закон предусматривает ответственность должностных лиц за несоблюдение положений закона (ст. 41); необходимость приведения действующих норма­тивных правовых актов в соответствие с законом (ст. 42), а также признает утратившими силу Основы законодательства Российской Федерации о физической культуре и спорте (ст. 43), действовав­шие как законодательная основа управления развитием отрасли с 1993 по 1999 г.

Отдельные нормы закона более подробно раскрываются в соот­ветствующих тематических главах учебного пособия.

Глава 22




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 536; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.