КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Управления отраслью
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН «О ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ И СПОРТЕ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» КАК ОСНОВА Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» был принят в 1999 г. Закон включает 44 статьи, объединенные в семь глав. Охарактеризуем более подробно содержание тех норм закона, которые имеют наиболее важное значение для управления физической культурой и спортом. Глава I. Общие положения Закон рассматривает физическую культуру и спорт как одно из средств профилактики заболеваний, укрепления здоровья, поддержания высокой работоспособности человека, воспитания патриотизма граждан, подготовки их к защите Родины, развития и укрепления дружбы между народами; гарантирует права граждан на равный доступ к занятиям физическими упражнениями и спортом (ст. 1). В связи с этим целью закона является создание условий для развития массовых и индивидуальных форм физкультурно-оздоровительной и спортивной работы в учреждениях, на предприятиях, в организациях независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности; с детьми дошкольного возраста и с обучающимися в образовательных учреждениях, работниками организаций, инвалидами, пенсионерами и другими категориями населения.
В законе сформулированы принципы государственной политики в области физической культуры и спорта (ст. 3), к которым отнесены: непрерывность и преемственность физического воспитания различных возрастных групп граждан на всех этапах их жизнедеятельности; учет интересов всех граждан при разработке и реализации федеральных программ развития физической культуры и спорта, признание ответственности граждан за свое здоровье и физическое состояние; признание самостоятельности всех физ-культурно-спортивных объединений, отвечающих требованиям 1 закона, равенства их прав на государственную поддержку; созда- I ние благоприятных условий финансирования физкультурно- | спортивных и спортивно-технических организаций, олимпийско- I го движения России, образовательных учреждений и научных орга- I низаций в области физической культуры и спорта, а также предприятий спортивной промышленности. Для реализации названных принципов закон предусматривает разнообразные меры государственной поддержки развития физиче- '; ской культуры и спорта (ст. 4). К основным из них следует отнести: ежегодное финансирование мероприятий в области физической культуры и спорта за счет средств федерального бюджета, создание условий для использования физкультурно-спортивными организациями государственных финансовых, материально-технических и информационных ресурсов; содержание физкультурно-оздоровительных, спортивных и, спортивно-технических сооружений, находящихся в собственно- > сти Российской Федерации; строительство новых и модернизация существующих баз и центров подготовки сборных команд страны, учебных зданий и* сооружений образовательных учреждений сред- < него и высшего профессионального образования; создание условий для строительства и содержания спортивных сооружений по месту жительства граждан; создание условий для увеличение количества детско-юношеских спортивных школ всех видов и типов, училищ олимпийского резерва, клубов по месту жительства граждан, детских и молодежных спортивно-оздоровительных лагерей, врачебно-физкуль-турных диспансеров и укрепление их материально-технической базы; создание условий для широкого использования средств физической культуры и спорта в целях укрепления здоровья матери и ребенка, организацию физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятий для девушек и женщин с учетом специфики их деятельности; обеспечение пропаганды физической культуры и спорта и др. В главе сформулированы также основные понятия, используемые в законе: физическая культура, физическое воспитание, спорт, система физической культуры и спорта, физкультурно-спортив- ное объединение, физкультурно-спортивная организация, любительский спорт, профессиональный спорт, спортсмен, спортсмен-любитель, спортсмен высокого класса, спортсмен-профессионал, физкультурно-оздоровительные, спортивные и спортивно-технические сооружения, спортивная промышленность и др. Глава II. Система физической культуры и спорта в Российской Федерации Статьи этой главы определяют субъектов физкультурного движения, их компетенцию и характер взаимодействия. К субъектам физкультурного движения (ст. 5) отнесены: спортивные клубы, коллективы физической культуры, действующие на самодеятельной и профессиональной основах в образовательных учреждениях, иных организациях независимо от форм собственности и по месту жительства граждан; детско-юношеские спортивные школы, детско-юношеские клубы физической подготовки, детско-юношеские спортивно-технические школы, специализированные детско-юношеские школы олимпийского резерва, училища олимпийского резерва, школы высшего спортивного мастерства, центры олимпийской подготовки; образовательные учреждения и научные организации в области физической культуры всех типов и видов независимо от организационно-правовых форм; общероссийские физкультурно-спортивные объединения — физкультурно-спортивные организации, общероссийские федерации по различным видам спорта, общественно-государственные физкультурно-спортивные общества, оборонные спортивно-технические организации; Олимпийский комитет России; федеральный орган исполнительной власти в области физической культуры и спорта, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области физической культуры и спорта, подведомственные им организации, муниципальные организации физической культуры и спорта. Глава III. Физкультурно-оздоровительная работа и развитие спорта высших достижений Рассматривая физическое воспитание различных категорий населения как важнейшее направление социальной политики государства, закон устанавливает необходимость разработки и реализации федеральных и иных программ развития физической культуры и спорта, в которых предусматриваются: 1) повышение качества физического воспитания на основе обязательных нормативных тре-
бований физической подготовленности в дошкольных и иных образовательных учреждениях, детских оздоровительных, молодежных и спортивных лагерях; 2) вовлечение граждан в систематические занятия физической культурой и спортом, обязательное внедрение в систему научной организации труда и отдыха каждого трудового коллектива производственной гимнастики, после-трудовой реабилитации; 3) пропаганда знаний об эффективности использования физических упражнений в профилактике и лечении заболеваний и совершенствование врачебного контроля за гражданами, занимающимися физической культурой и спортом; 4) расширение и реконструкция действующих спортивных сооружений, строительство новых спортивных сооружений для проведения физкультурно-оздоровительной работы и подготовки спортивных резервов (ст. 13). Значительное внимание закон уделяет вопросам регулирования развития физической культуры и спорта в образовательных учреждениях (ст. 14, 16). В первую очередь следует обратить внимание на следующие нормы: • образовательные учреждения самостоятельно с учетом своих уставов, местных условий и интересов обучающихся определяют формы занятий физической культурой и средства физического воспитания, виды спорта и двигательной активности, методы и продолжительность учебных занятий на основе федеральных государственных образовательных стандартов и нормативов физической подготовленности, а также проводят внеучебную физкультурно-оздоровительную и спортивную работу с привлечением к ней учреждений дополнительного образования детей и физкуль-турно-спортивных объединений, в том числе федераций по различным видам спорта; • физическое воспитание детей дошкольного возраста осуществляется в процессе включенных в программу физического воспитания в дошкольных образовательных учреждениях бесплатных учебных занятий по физической культуре продолжительностью, как правило, восемь часов в неделю; • органам местного самоуправления (с участием органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области образования и в области физической культуры и спорта) предоставлено право вводить дополнительные учебные и внеучебные физкультурно-спортивные занятий в дошкольных и других образовательных учреждениях; • с обучающимися в образовательных учреждениях, имеющими отклонения в физическом развитии, занятия проводятся в рамках рекомендованной индивидуальной программы реабилитации; • федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области образования, в области здравоохранения, а также дошкольные и другие образовательные учреждения и их руководители: обеспечивают высокий уровень проведения в режиме учебного дня ежедневных учебных и внеучебных занятий, создают условия для того, чтобы каждый обучающийся научился плавать, мог выполнять установленные спортивные нормативы, изучил основы гигиены и поддерживал свой организм в хорошем состоянии; во всех дошкольных и других образовательных учреждениях проводят на основе нормативов всероссийского комплекса «Физическая культура и здоровье» многоразовые соревнования по циклам обучения, обеспечивают участие обучающихся в аналогичных ежегодных районных, городских, областных, краевых, республиканских спортивных соревнованиях; по итогам учебного года во всех общеобразовательных учреждениях, а также в образовательных учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования каждому обучающемуся выставляется оценка его физической подготовленности, в выпускных классах (на курсах) проводятся контрольные проверки; • в дошкольных и иных образовательных учреждениях предусматриваются реконструкция и строительство спортивных залов, плавательных бассейнов и спортивных городков, создание детско-юношеских спортивных школ, детско-юношеских клубов физической подготовки и врачебно-физкультурных диспансеров; • государство оказывает материальную и иную поддержку физ-культурно-спортивным клубам в образовательных учреждениях; • на содержание детско-юношеских спортивных школ разрешено направлять средства государственного социального страхования и т.д. Глава IV. Пропаганда физической культуры и спорта Закон устанавливает (ст. 21), что формы и методы пропаганды физической культуры и спорта определяются с учетом возрастных, профессиональных и социальных особенностей различных групп населения и должны обеспечивать раскрытие социальной значимости физического воспитания, его роли в оздоровлении нации, борьбе с негативными явлениями — курением, употреблением алкоголя, наркотиков, детской преступностью. В целях пропаганды физической культуры и спорта средства массовой информации предусматривают регулярные передачи, специальные рубрики, организуют вещание и публикацию системных материалов образовательно-просветительного характера, формируют у граждан потребность в занятиях физическими уп-
ражнениями, повышают интерес граждан к знаниям в области' Закон запрещает пропаганду в спорте культа жестокости и насилия, унижения человеческого достоинства, использования за- | прещенных нормативными актами стимуляторов, наносящих вред ■■ здоровью человека; рекламу алкогольных напитков и табачных* изделий во время трансляции по каналам теле- и радиовещания физкультурно-оздоровительных и спортивных программ. Глава V. Права и обязанности спортсменов, работников физкультурных организаторов, их социальная защита Закон формулирует (ст. 23) права и обязанности спортсмена-любителя. К основным правам спортсмена-любителя, представляющего на спортивных соревнованиях физкультурно-спортивную организацию, отнесены: бесплатное пользование государственными и муниципальными физкультурно-оздоровительными и спортивными сооружениями, медицинским обслуживанием, снаряжением и спортивной одеждой, а также жильем и питанием во время тренировочных занятий (сборов) и спортивных соревнований в составе сборных команд; получение денежной компенсации по *«основному месту работы, службы, учебы и др. Спортсмен-любитель наряду с реализацией названных прав несет определенные обязанности, а именно он должен: достойно представлять физкультурно-спортивную организацию на спортивных соревнованиях различного уровня; заботиться о своих морально-волевых качествах, проявлять высокую гражданственность, изучать основы гигиены, овладевать знаниями о физической культуре и спорте, об олимпийском и о международном спортивном движении; выступать активным популяризатором физической культуры и спорта; не употреблять медицинские препараты и не принимать запрещенные в спорте процедуры. Права и обязанности спортсмена-профессионала (ст. 24 — 26) определяются в первую очередь контрактом о спортивной деятельности. В обязанности работников физкультурно-спортивных организаций (ст. 27) входят приобщение граждан независимо от возраста к \ занятиям физической культурой и спортом, содействие увеличению количества физкультурно-оздоровительных и спортивных групп, спортивных команд и секций, организация конкретной физкультурно-оздоровительной и спортивно-педагогической работы и т.п.; обеспечение подготовки спортсменов высокого класса, формирование у граждан, занимающихся физической культурой, и спортсменов таких качеств, как нравственная гражданская позиция, патриотизм, умение трудиться, соблюдать дисциплину и правила спортивных соревнований; постоянное повышение своей профессиональной квалификации (в соответствии со ст. 30 закона не реже чем один раз в пять лет. — Примеч. авт.), проведение на высоком уровне воспитательной работы со спортсменами, выступление в качестве активных пропагандистов физической культуры и спорта, здорового образа жизни. В зависимости от образования, стажа работы, уровня профессиональной подготовки работникам физкультурно-спортивных организаций устанавливаются квалификационные категории. Кроме того, за многолетнюю и плодотворную деятельность в области физической культуры и спорта они могут быть представлены к государственным наградам и иным формам поощрения. В соответствии с законом (ст. 28) к профессиональной педагогической деятельности в области физической культуры и спорта допускаются лица, имеющие документы установленного образца о профессиональном образовании по специальности «физическая культура и спорт»; к профессиональной деятельности в области лечебной физической культуры допускаются лица, имеющие документы установленного образца об образовании по специальности «физическая культура и спорт» или о медицинском образовании. Глава VI. Ресурсное обеспечение в области физической культуры и спорта Большинство статей данной главы посвящено регулированию экономических отношений в отрасли «физическая культура и спорт», содержание которых с необходимой полнотой было раскрыто в главе 3 учебного пособия. Вместе с тем следует обратить внимание и на другие нормы, содержащиеся в главе и регулирующие ряд важных вопросов управления физической культурой и спортом, к числу которых относятся следующие. Закон устанавливает (ст. 34), что работники физкультурно-спортивных организаций обязаны соблюдать нормы и правила безопасности при проведении занятий физической культурой и спортом, спортивных соревнований и физкультурно-спортивных зрелищных мероприятий, не допускать причинения вреда здоровью, чести и достоинству граждан, проявлений жестокости и насилия. Должностные лица физкультурно-оздоровительных и
спортивных сооружений должны обеспечивать надлежащее техническое оборудование мест проведения спортивных занятий и соревнований в соответствии с правилами техники безопасности и санитарно-гигиеническими нормами и нести ответственность за охрану здоровья, чести и достоинства граждан при проведении занятий физической культурой и спортом, спортивных соревнований и физкультурно-спортивных зрелищных мероприятий. Иностранные граждане и лица без гражданства, проживающие на территории Российской Федерации, пользуются — наравне с гражданами России -*- правами на занятия физической культурой и спортом, за исключением права выступать в составе сборных команд страны на международных спортивных соревнованиях (ст. 39). Закон предусматривает возможность (ст. 40) создавать на территории Российской Федерации филиалы международных физкультурно-спортивных организаций, а также вовлекать в ряды российских физкультурно-спортивных организаций иностранных граждан. Глава VII. Заключительные положения В своих заключительных положениях закон предусматривает ответственность должностных лиц за несоблюдение положений закона (ст. 41); необходимость приведения действующих нормативных правовых актов в соответствие с законом (ст. 42), а также признает утратившими силу Основы законодательства Российской Федерации о физической культуре и спорте (ст. 43), действовавшие как законодательная основа управления развитием отрасли с 1993 по 1999 г. Отдельные нормы закона более подробно раскрываются в соответствующих тематических главах учебного пособия. Глава 22
Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 536; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |