КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Компетентность как ценность высшего образования
Методологическая привлекательность понятия «компетентность» заключается в том, что оно по своей сути довольно подвижное, исторически изменчивое, антиинерционное. Знание и умение, даже определенные творческие возможности впоследствии устаревают, оказываются неадекватными новой исторической ситуации. Такое отставание оказывается, так сказать, родовым пороком образования, присущим ему, непреодолимым в принципе недостатком. А при ускоренном накоплении знаний, изменении технологий и социокультурных условий такое отставание воспроизводит и углубляет перманентный кризис образования. Компетентность же не привязана жестко к определенным образовательным структурам, знаниям или другим ценностям. Изменяются ситуации, трансформируются культурные образцы (интеллектуальные, технические и другие), меняются сами люди, их запросы и возможности – и при всем этом инвариантным остается требование компетентности. Сама эта ценность очень устойчива, но это происходит именно благодаря подвижности содержательного и инструментального наполнения компетентности в изменчивом мире. Компетентностный подход понимается как направленность образования на развитие личности обучающегося в результате формирования у него таких личностных качеств, как компетентность, средствами решения профессиональных и социальных задач в образовательном процессе. Компетентность – этообщая способность и готовность специалиста мобилизовать в профессиональной деятельности собственные знания, умения, а также обобщенные способы выполнения действий, освоенные в процессе обучения. Компетенцию можно рассматривать как возможность установления связи между знанием и ситуацией, как способность установить на основании имеющихся знаний определенный алгоритм действий по разрешению проблемной ситуации. С помощью категории «компетентность» фиксируется спонтанно происходящий общественный сдвиг образования от содержательно-знаниево-предметной парадигмы к новой ориентации на вооружение личности готовностью и способностью к эффективной жизнедеятельности. Ключевые компетенции: ♦ ценностно-смысловая – ценностные представления студента, его способность видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения; ♦ общекультурная: – рыночная культура – предприимчивость, дисциплина и ответственность за качество выполненной работы; – правовая культура - знание законов, их выполнение, уважение к свободам личности и равноправие граждан; – организационная культура, т. е. способность к рациональному администрированию и менеджменту; – технологическая культура и эффективное овладение техническими способами производства и конкретное взаимодействие с техносферой; – экологическая культура – владение законами существования природного окружения, бережное отношение к биосфере; – культура быта, культура повседневной жизни – культура во взаимоотношениях с окружающими и культура самого окружения (этические и эстетические факторы деятельности и в целом жизнь личности); – демократическая культура – гражданская активность, уважение к решениям большинства, забота об общественных делах; – культура общения – отзывчивость, толерантность, умение цивилизованно отстаивать свои права; ♦ учебно-познавательная компетенция должна базироваться на том, что современный молодой человек должен приобрести фундаментальные личностные качества, которые отвечают новым формам социальной жизни. Прежде всего, его мышление должно быть креативным, а не репродуктивным. Творческие способности должны быть правилом, а не исключением; ♦ информационная; ♦ коммуникативная включает не только знание необходимых языков, способов взаимодействия с людьми и событиями, но и навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе; ♦ социально-трудовая; ♦ компетенция трудового самосовершенствования. С системной точки зрения, компетентность оказывается такой интегральной характеристикой, которая распадается на определенные компетенции: √ политические и социальные (способность взять на себя ответственность, принимать решения, решать конфликты ненасильственными способами, поддерживать демократические институты); √ межкультурные (восприятие культурных отличий, толерантность); √ устные и письменные коммуникации ( знание иностранных языков); √ информационные ( применения компьютерных технологий, средств массовой информации, рекламы); способность учиться непрерывно. Все эти компетенции можно определенным образом классифицировать, выделив следующие группы: 1) социально-личностные; 2) экономические и организационно-управленческие; 3) общенаучные (естественные и математические); 4) общепрофессиональные (инвариантные к профессиональной деятельности); 5) специальные (владение алгоритмами деятельности, связанной с моделированием, проектированием научных исследований). В зависиости от фукциональной направленности субъекта, выделяются также и такие виды компетентности: ▪ функциональная (специальная), характеризующаяся профессиональными знаниями и умением их реализовать на достаточно высоком уровне, способностью проектировать свое дальнейшее профессиональное развитие; ▪ интеллектуальная, т. е. способность аналитически мыслить и комплексно подходить к выполнению своих обязанностей; владение приемами личностного самовыражения и саморазвития, средствами противостояния профессиональным деформациям личности; ▪ ситуативная, означающая умение действовать в соответствии с ситуацией; ▪ социальная, предполагающая обладание коммуникативными и интеграционными способностями, умением поддерживать отношения в профессиональном сообществе, социальной ответственностью за результаты своего профессионального труда; ▪ индивидуальная, т. е. владение приемами самореализации и развития индивидуальности в рамках профессии, готовность к профессиональному росту. В содержание компетентности включаются следующие три аспекта: 1) проблемно-практический – адекватность распознания и понимания ситуации, адекватная постановка и эффективное выполнение целей, задач, норм в данной ситуации; 2) смысловой – адекватное осмысление ситуации в более общем культурном контексте; 3) ценностный – способность к адекватной оценке ситуации, ее смысла, целей, задач и норм с точки зрения собственных и общезначимых ценностей. Подход, основанный на понятии «компетентность», прежде всего подчеркивает практическую, действенную сторону поведения человека. Он включает собственно личностные (мотивация, качественные, мотивационно-волевые и др.) свойства, определяется как широкий, соотносимый с гуманистическими ценностями образования. Профессиональные компетенции понимаются специалистами как готовность, включая социальную и психологическую, и способность целесообразно действовать в соответствии с требованиями меняющейся ситуации, инициативно и технологически грамотно решать возникающие задачи. Важнейшим компонентом личности педагога является профессиональная компетентность, под которой принято понимать интегральную характеристику деловых и личностных качеств специалиста, отражающую уровень знаний, умений, навыков и опыта, достаточных для осуществления профессиональной деятельности, связанной с принятием решений. Среди операционных функций педагога можно выделить такие группы профессионально-педагогических умений: √ гностические – познавательные умения в области приобретения профессиональных, производственных и психолого-педагогических знаний; получение новой информации, выделение в ней главного. существенного; обобщение и систематизация собственного педагогического опыта и опыта новаторов и рационализаторов; √ идеологические – социально-значимые умения политико-воспитательной работы среди обучающихся, пропаганды профессиональных знаний; √ дидактические – определение конкретных целей обучения; выбор адекватных форм, методов и средств обучения; конструирование педагогических ситуаций; объяснение учебно-производственного материала; демонстрация технических объектов и приемов работы; √ организационно-методические – реализация учебно-воспитательного процесса; формирование мотивации учения; организация учебно-профессиональной деятельности учащихся; установление педагогически оправданных взаимоотношений; формирование коллектива; организация самоуправления; √ коммуникативно-режиссерские – педагогические умения, включающие перцептивные, экспрессивные, суггестивные, ораторские, а также умения в сфере педагогической режиссуры; √ прогностические – общепедагогические умения прогнозирования успешности учебно-воспитательного процесса, включающие: – диагностику личности и коллектива учащихся; – анализ педагогических ситуаций; – построение альтернативных моделей педагогической деятельности; – проектирование развития личности и коллектива; – контроль за процессом и результатом; √ рефлексивные – способность к самопознанию, самооценка профессиональной деятельности и профессионального поведения, самоактуализация; √ организационно-педагогические – общепедагогические умения планирования воспитательного процесса, выбора оптимальных средств педагогического воздействия, организации самовоспитания и самоуправления, формирования профессиональной направленности обучающихся; √ общепрофессиональные – умение читать и выполнять чертежи, строить схемы, технические диаграммы; выполнение расчетно-графических работ, определение экономических показателей производства; √ конструктивные – интегративные умения разработки технологических процессов и конструирования технических устройств; разработка учебной и технико-технологической документации; выполнение конструкторских работ; составление технологических карт, направляющих тестов; √ технологические – количественные умения. Анализ производственных ситуаций; планирование; рациональная организация технологического процесса; эксплуатация технологических устройств; √ производственно-операционные – общетрудовые умения по смежным профессиям; √ специальные – узкопрофессиональные умения в рамках какой-либо одной отрасли производства. Во многих определениях компетенций имеется ряд общих положений: 1) компетенции как единство теоретических знаний и практической деятельности на рынках труда; 2) компетенции как наиболее общий язык для описания результатов образования. Компетентностный подход в образовании, в конечном счете, есть приведение последнего в соответствие с новыми условиями и перспективами. Это возникновение стратегической установки образования на адекватность. Формирование ключевых компетенций зависит как от содержания программ, так и возможностей, которые даются студентам. Свободный выбор программ, специальных курсов, кредитно-модульная система, увеличившийся объем самостоятельной работы и другие формы, которые предлагаются в ходе Болонского процесса, в целом направлены на усиление ответственности за судьбу своей профессиональной карьеры. Компетенция – это предметная область, о которой индивид хорошо осведомлен и в которой он проявляет готовность к выполнению деятельности; совокупность правил (порождения речи), как знание (языка), его структуры. Компетентность – интегрированная характеристика качеств личности, результат подготовки выпускника вуза для выполнения деятельности в определенных областях (компетенциях). К основным преимуществам компетентностного подхода можно отнести следующие: √ в условиях «стабильной нестабильности», характеризующей рынок труда, социально-экономическую систему в целом, первостепенное значение приобретает вопрос о том, что должно быть объектом стандартизации в образовании и каков оптимальный объем его инвариантных компонентов. Инвариантными должны быть те компоненты образования, которые будут полезны выпускникам вуза в ходе практического освоения новых видов профессиональной деятельности – новые профессиональные качества будущих специалистов – базовые умения, адекватные взаимозависимому и быстро меняющемуся миру; √ переход от закладываемых в действующие стандарты затратных критериев (например, число «отсиживаемых» студентом академических часов, отведенных учебным планом) к качественно иным показателям – критериям, позволяющим определять возможности студента совершать адекватные действия в ситуациях, имитирующих его будущую профессиональную деятельность; √ высокие нравственные качества по отношению к людям, обществу и к природе воспитываются у студентов и одновременно диагностируются у них в процессе получения высшего образования. Алекс Инкелес, описывая синдром «современной индивидуальности», выделил следующие характеристики: √ заинтересованность общественными делами; √ открытость по отношению к новому опыту; √ вера в силу разума и успехи науки, то есть рационалистическая ориентация; √ предвосхищение и планирование будущих начинаний, способность отказаться от выгоды и удовольствия текущего момента ради будущих выгод; √ высокие требования образовательного, культурного, профессионального уровня, стремление к самосовершенствованию и самореализации посредством успеха; √ независимость от традиционных авторитетов, антидогматическая и скептическая установка; Подготовка компетентного специалиста, соответствующего требованиям сегодняшнего дня, наделенного качествами, знаниями и умениями, необходимыми для того, чтобы быть конкурентоспособным и жизнеспособным, невозможна без построения на научной основе соответствующей системы обучения. Для достижения максимально возможного результата образования необходимо полное соответствие мотива (цели обучаемого) основной цели педагогической системы: организованного, преднамеренного и целенаправленного влияния на формирование личности с заданными качествами. Для обозначения полученного объема знаний, умений и навыков, которые получает студент в вузе и вне его благодаря социальной работе в учебном заведении, польский профессор Петер Штомпка ввел интегральное понятие «цивилизационная компетентность». Называя компетентности «культурами», он выделяет следующие виды культур: – рыночную культуру (предприимчивость, дисциплину и ответственность); – правовую (знание и выполнение законов, уважение свободы личности и равенства граждан в их правах); – демократическую культуру (гражданская активность, уважение решений большинства, забота об общественных делах, культура общения, доброжелательность, толерантность); – организационную культуру (способность рационального администрирования и менеджмента); – технологическую культуру (эффективное овладение техническими средствами и корректное взаимодействие с техносферой); – экологическую культуру (знание законов существования природного окружения, бережное отношение к биосфере); – культуру быта (культура взаимоотношений с окружающими, этические и эстетические факторы деятельности и повседневной жизни). Сделана попытка определить комплекс компетенций, общих для всех степеней. Сначала было выделено 85 наиболее значимых знаний и умений. На основе опыта более 100 университетов из 16 стран-участниц Болонского процесса были отобраны 30 общих компетенций из трех категорий: инструментальные, межличностные и системные. Они классифицированы с точки зрения значения навыков для профессии и уровня овладения после окончания программы. ♦ Инструментальные – когнитивные способности (способность понимать и использовать идеи и мнения, методологические способности, способности понимать и управлять окружающим, организовывать рабочее время, выстраивать стратегию обучения, принимать решения и решать проблемы); технологические умения (умения, связанные с использованием техники, компьютерные навыки и способность информационного управления); лингвистические умения, коммуникативные компетенции. Конкретизированный набор включает: – способность к анализу и синтезу; – умение организовывать и планировать; – базовые общие знания; – базовые знания по профессии; – коммуникативные навыки по родному языку; – элементарные компьютерные навыки; – навыки оперирования информацией (способность получать и анализировать информацию из разных источников); – способность решать проблемы; – способность принимать решения. ♦ Межличностные – индивидуальные способности, связанные с умением выражать чувства и формировать отношения, с критическим осмыслением и способностью к самокритике, а также социальные навыки, связанные с процессами социального взаимодействия и сотрудничества, умением работать в группах, брать социальные и этические обязательства. Комплекс межличностных навыков включает: – способность к критике и самокритике; – способность работать в команде; – межличностные навыки; – способность работать в междисциплинарной команде; – способность сотрудничать с экспертами в других предметных областях; – способность воспринимать разнообразие и межкультурные отличия; – способность работать в международном контексте; – восприятие этических ценностей. ♦ Системные – объединение понимания, отношения и знания, которые позволят воспринимать соотношения частей целого и оценивать место каждого из компонентов в системе, способность планировать изменения с целью усовершенствования системы и конструировать новые системы. Системные компетенции требуют усвоения инструментальных и базовых как основы. Они охватывают: – способность применять знания на практике; – исследовательские знания; – способность к обучению; – способность адаптироваться к новым ситуациям; – способность генерирования новых идей (творчества); – способность к лидерству; – понимание культур и обычаев других стран; – способность к разработке проектов и управлению ими; – способность к инициативе и предпринимательству; – способность работать автономно; – ответственность за качество; – стремление к успеху. Отдельно следует рассматривать специальные компетенции. Наибольшую сложность составляли задания по определению специальных компетенций по уровням. Установлен уровень значимости специальных компетенций для первого и второго циклов. К первой ступени были отнесены такие общие для разных предметных областей компетенции: 1) способность демонстрировать знание основ и истории дисциплины; 2) способность логически и последовательно излагать усвоенные знания; 3) способность вникать в контекст (четкого осмысления) новой информации и давать ее объяснение; 4) умение демонстрировать понимание общей структуры дисциплины и связь между ее разделами; 5) способность понимать и использовать методы критического анализа и развития теорий; 6) способность правильно использовать методы и технику дисциплины; 7) способность оценивать качество исследования в определенной предметной области; 8) способность понимать результаты наблюдений и экспериментальных способов проверки научных теорий. Выпускники второго уровня должны: 1) овладеть предметной областью на более высоком уровне, т. е. владеть новыми методами и техникой (исследования), знать новейшие теории и их интерпретации; 2) критически отслеживать и осмысливать развитие теории и практики; 3) оперировать методами независимого исследования и уметь объяснят его результаты на более высоком научном уровне; 4) быть способным сделать оригинальный вклад в дисциплину соответственно канонам определенной предметной области, например, в рамках квалификационной работы; 5) продемонстрировать оригинальность и творческий подход; 6) овладеть компетенциями на профессиональном уровне.
Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 1146; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |