Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Принципы личностно ориентированной педагогики




 

Характерной чертой всех инновационных систем является личностно ориентированное образование, в котором личность рассматривается как педагогическая категория, отражающая специфическую сферу образования и развития человека, и в этом отношении есть специфической целью этой сферы. В образовательном процессе человек овладевает опытом «быть личностью», то есть опытом выполнения специфических личностных функций (избирательности, рефлексии, самоопределения, самореализации, социальной ответственности) как целью деятельности, своеобразного внутреннего плана любой деятельности.

К основным закономерностям личностно ориентированного образования относятся следующие:

1. Если в традиционном образовательном процессе предметом проектирования является содержание образования и его деятельностно-процессуальное обеспечение, то в личностно ориентированном – событие в жизни личности, которое дает жизненный опыт, частью которого являются знания.

2. Проектирование учебного процесса становится предметом совместной деятельности педагогов и студентов, а диалог выступает способом жизнедеятельности субъектов образования.

3. Образовательный процесс в виде диалога, поиска, игры и т. п. становится источником личностного опыта, поэтому сглаживается граница между содержательным и процессуальным аспектами обучения.

4. Обучение в большей степени напоминает естественную жизнедеятельность человека, теряют свое значение искусственные проявления и регламентация процесса обучения.

5. Поскольку внутренний мир педагога становится компонентом содержания образования, то он в наименьшей мере остается функционером. Появляются черты межличностного, межсубъектного общения.

6. Развитие «Я» идет через «диалог», происходит ролевое воссоздание жизненных ролей и ситуаций. Очень значимым становится контекст, а не просто фрагмент текста, так как идет ориентация на актуализацию личностных смыслов, а не на их поверхностное усвоение.

На основании этих закономерностей можно выделить основные принципы личностно-ориентированной педагогики:

▪ индивид находится в центре постоянно меняющегося мира, значит, для каждого индивида значим собственный мир восприятия окружающей действительности, этот внутренний мир не может быть до конца познан никем извне;

▪ человек относится к окружающей действительности сквозь призму собственного восприятия и понимания;

▪ человек стремится к самопризнанию и к самореализации, он обладает внутренней потребностью к самосовершенствованию;

▪ взаимопонимание, столь необходимое для развития личности, может достигаться только в результате общения;

▪ самосовершенствование, развитие происходит на основе взаимодействия со средой, с другими людьми. Внешняя оценка весьма существенна для человека, для его самопознания, что достигается в результате прямых или скрытых контактов.

Целевой установкой реформирования современной высшей школы является также и личностный подход в образовании – последовательное отношение педагога к воспитаннику как к личности, как к самосознательному ответственному субъекту собственного развития и как к субъекту воспитательного взаимодействия.

Личностный подход выступает как базовая ценностная ориентация педагога, определяющая его позицию во взаимодействии с каждым ребёнком и коллективом. Личностный подход способствует:

– осознанию каждым воспитанником себя как личности;

–выявлению, раскрытию своих возможностей;

– становлению самосознания.

Именно на основе личностного подхода оказывается возможным осуществление личностно значимых и общественно приемлемых самоопределения, самореализации и самоутверждения. В условиях, когда содержание и формы организации жизнедеятельности разнообразны и соответствуют возрастным особенностям и интересам, учёт своеобразия личности обогащает коллектив и других его членов.

Модель личностно-ориентированного обучения включает в себя следующие требования:

существенное увеличение объемов самостоятельной и индивидуальной работы студента;

полный учет личностных, индивидуальных и психологических особенностей каждого студента;

реализация индивидуальных графиков и планов обучения;

качественное и эффективное информационно-методическое и нормативно-правовое обеспечение учебного процесса;

современное техническое оснащение учебного процесса;

продуктивное сотрудничество и взаимодействие студента и преподавателя.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 668; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.