КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Особенности медиаобразования. Дистанционное обучение
Достижению задач качественного преобразования высшей школы способствует медиаобразование – направление в педагогике, выступающее за изучение школьниками и студентами массовой коммуникации. Основные задачи медиаобразования: ▪ подготовить новое поколение к жизни в современных информационных условиях, к восприятию различной информации; ▪ научить человека понимать её, осознавать последствия её воздействия на психику; ▪ овладевать способами общения на основе невербальных форм коммуникации с помощью технических средств. Концепция медиаобразования начала формироваться в конце 1960-х годов, когда возникли две относительно независимые линии: 1) критическая грамотность: основной целью является «формирование критического мышления» человека по отношению к средствам массовой коммуникации; получила большое распространение в Европе (Великобритания, Франция и др.); 2) визуальная грамотность: рассматривает в качестве главной задачи развитие невербальных навыков коммуникации (восприятия, понимания, использования и создания визуальной и аудиовизуальной информации); преобладает в Канаде и США. Идеология медиаобразования складывалась под влиянием работ Р. Барта, М. Мак-Люэна, А. Моля, С. Френе и др. В 1990-е гг. сложились два основных подхода в организации медиаобразования – интегрированный (изучение массовой коммуникации в курсе традиционных предметов) и специальный (введение нового предмета); начался процесс объединения медиаобразовательных и компьютерных дисциплин. После обретения независимости Украина заявила о приверженности принципам открытого общества, стремлении интегрироваться в мировое сообщество. Основой для такого движения все в большей степени становится открытое образование и его наиболее эффективная форма – дистанционное обучение. Развитие новых информационных систем привело к появлению дистанционного образования, под которым понимается комплекс образовательных услуг, предоставляемых широким слоям населения с помощью специализированной информационно-образовательной среды на любом расстоянии от образовательного учреждения. Дистанционное образование позволяет решать следующие задачи: – создание системы непрерывного образования; – обеспечение доступности образования; – повышение качества образования; – обеспечение функциональной грамотности населения; – предоставление обучаемым и обучающимся академических свобод и повышение уровня их учебной мобильности; – предоставление возможности получения образования лицам с физическими недостатками или по каким-либо причинам не могущим обучаться в традиционной системе; – возможность осуществления продвинутого образования для особо одаренных детей независимо от места их проживания; – объединение потенциала различных образовательных учреждений, создание объединений; – интеграция и глобализация образования, создание общего образовательного пространства. Особенностями дистанционного обучения являются: ▪ индивидуальное общение обучающего и обучаемого в режиме времени, близком к реальному; ▪ использование преподавателей-тьюторов. которые выступают в роли консультанта и организатора, несут персональную ответственность за каждого обучающегося; ▪ личностно-ориентированный характер обучения; ▪ изначально заданная положительная мотивация обучения; ▪ утверждение в качестве основного элемента учебного процесса не только знания, но и информации, а также самостоятельный поиск нужной информации; ▪ выступление студента в роли основного субъекта образовательного процесса (самостоятельный поиск нужной информации, ее переработка, самоконтроль, самооценка качества своего образования) ▪ возможность использования мультимедийных средств (текст, наглядные средства в статике и динамике, звуковое сопровождение и т. п.) Дистанционная форма обучения является наиболее естественной для достижения приоритетных целей Болонского процесса: межинституционального сотрудничества, мобильности студентов и преподавателей, совместных программ обучения. Только дистанционное обучение, основанное на использовании современных информационных технологий, ведет к истинно открытому образованию, дает возможность получать новые знания в течение всей жизни без ограничения времени, темпа и места жительства человека. Дистанционное обучение представляет собой универсальную гуманистичную форму обучения, которая базируется на использовании возможностей широкого спектра традиционных, новых информационных, телекоммуникационных технологий и технических средств, которые создают для пользователя условия выбора дисциплин, диалогового обмена с преподавателем без учета расстояния и времени. Характерные черты дистанционного обучения такие: ▪ гибкость – возможность заниматься в удобное для себя время, в комфортном месте и в индивидуальном темпе; ▪ модульность – возможность формировать из независимых учебных курсов-модулей собственный индивидуальный или групповой учебный план; ▪ параллельность – осуществление обучения параллельно с профессиональной деятельностью; ▪ полнота информационной доступности – одновременное обращение к разнообразным источникам учебной информации (электронных библиотек, банков данных, баз знаний и т. п.) большого количества пользователей; ▪ экономичность – концентрированная и унифицированная подача информации; эффективное использование технических и транспортных средств, учебных площадей; ▪ технологичность – продвижение пользователей в мировое постиндустриальное пространство благодаря использованию в образовательном процессе новых достижений информационных и телекоммуникационных технологий; ▪ социальная равноправность – одинаковые возможности для всех в получении образования, независимо от материальной обеспеченности, места проживания и состояния здоровья; ▪ интернациональность – экспорт и импорт мировых достижений на рынке образовательных услуг; ▪ познавательная направленность – необходимость проявления пользователями настойчивости, организованности, самостоятельности в работе с компьютером и телекоммуникационными средствами связи; ▪ диагностичность – оценка уровня развития способностей, профессиональных качеств пользователей; построение своеобразного социально-психологического портрета; ▪ гуманность – ориентация на развитие и проявление способностей студента, на удовлетворение его материальных и духовных потребностей, стремления к самореализации. Новые информационные технологии способствуют созданию открытых образовательных учреждений. Традиционные университеты переходят к обучению на расстоянии в качестве дополнительного образования. Вариант открытого университета – виртуальный университет, использующий спутниковую связь и Интернет для передачи курсовых материалов. Это свидетельствует о том, что знания и информация все больше начинают приобретать ценность сами по себе, а не как средство для получения диплома, что радикально меняет характер образовательной мотивации. Семинар № 5. «Педагогические инновации как фактор повышения качества образования»
Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 631; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |