КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Исторически сложившиеся теории обучения, их методологический потенциал
Педагогического взаимодействия Тема 6. Психологические особенности Модуль 2. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ
♦ Психологические особенности педагогического взаимодействия ♦ Педагогическое мастерство преподавателя высшей школы ♦ Морально-психологическая атмосфера в педагогическом коллективе
Педагогика высшей школы не может решать свои задачи без такой науки, как психология, которая призвана изучать такие важнейшие вопросы: – психологию студенчества на различных этапах обучения; – закономерности развития личности молодого человека в условиях обучения в высшем учебном заведении; – деятельность умственного аппарата студента в процессе усвоения знаний и умений; – психолого-педагогические принципы управления учебным процессом в высшем учебном заведении. Эти и другие проблемы психологического порядка необходимо учитывать во время составления учебных программ, тестов, написания учебников и учебных пособий. Психология помогает педагогам высших учебных заведений преодолеть защитные системы человеческой психики и открыть секреты наиболее рационального обучения. В современной педагогике и психологии высшей школы эффективно используются следующие теории обучения: 1. Ассоциативная теория обучения. Методологические основы ассоциативной теории обучения были заложены Джоном Локком (1632–1704), который в своей концепции опытного происхождения человеческого знания ввел термин «ассоциация». Практическое воплощение эта теория получила в классно-урочной системе Яна Амоса Коменского. Ассоциативная теория лежит в основе объяснительно-иллюстративного метода обучения, господствующего в традиционной школе. Основные положения ассоциативной теории обучения:
– механизмом любого акта учения является ассоциация; – обучение всегда начинается с чувственного познания, поэтому своим основанием оно имеет наглядность; – основной задачей учебной деятельности является обогащение сознания обучающегося образами и представлениями; – наглядные образы обеспечивают продвижение сознания к обобщениям на основе сравнения; – основным методом обучения является упражнение, которое формирует умение сравнивать. Эта теория способствовала разрушению догматического и схоластического обучения, но все же изначально не была ориентирована на развитие творческих способностей учащихся. Поэтому ее недостатком является то, что у студентов на ее основе не формируется опыт творческой деятельности, умение самостоятельно добывать знания, готовность к самостоятельной жизнедеятельности. Ограниченность объяснительно-иллюстрированного обучения отечественная педагогика пытается преодолеть, предлагая такие пути: развитие обучаемости, интенсификация обучения с помощью опорных конспектов, укрупнение дидактических единиц, индивидуализация обучения и др.
Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 579; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |