КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Психологическая структура деятельности педагога
Психологическая структура деятельности педагога является своеобразным отражением деятельности педагогических систем. Она представляет собой взаимосвязь, систему и последовательность действий педагога, направленных на достижение поставленных целей через разрешение педагогических задач. Преподаватель высшего учебного заведения выполняет такие функции: ▪ организаторскую (руководитель, наставник в лабиринте знаний, умений и навыков); ▪ информационную (носитель новейшей информации); ▪ трансформационную (превращение общественно значимого содержания знаний в акт индивидуального познания; ▪ ориентационно-регулятивную (структура знаний педагога определяет структуру знаний студента); ▪ мобилизующую (перевод объекта воспитания в субъект самовоспитания, самоутверждения). Профессиональная деятельность преподавателя высшего учебного заведения – это особая разновидность творческого интеллектуального труда. Творчество преподавателя состоит в следующих моментах: √ в подборе методов и разработке технологий реализации цели и задач, поставленных государством перед высшей школой; √ в обеспечении эффективности учебно-воспитательного процесса; √ в вооружении будущих специалистов фундаментальными знаниями; √ в приучении студентов к самостоятельному получению максимальной информации за короткое время; √ в развитии творческого мышления обучающихся; √ в обучении умениям научного исследования; √ в воспитании разностороннего, эрудированного и культурного человека. Выполнение всех профессиональных функций педагога базируется на признании его академической свободы, под которой понимаетсяпредоставление определённых прав работникам образования (профессорско-преподавательскому составу, научным работникам и студентам вузов). Академическая свобода означает возможность для преподавателей излагать учебный материал по своему усмотрению, выбирать темы и методику для научных исследований, а для студента – получать знания согласно своим склонностям и потребностям. В то же время предоставляемые академические свободы влекут за собой ответственность руководства образовательных учреждений за создание оптимальных условий для свободного поиска истины. Психологическая структура деятельности выступает как система и последовательность действий педагога. Это взаимосвязь действий, которые позволяют достигать поставленные цели благодаря решению педагогических задач. В ней можно выделить конструктивный, организаторский, коммуникативный и гностический функциональные уровни. ♦ Гностический компонент включает в себя изучение: – содержания и способов влияния на студентов; – возрастных и индивидуальных особенностей студентов; – особенностей учебно-воспитательного процесса и результатов собственной деятельности, ее достоинств и недостатков. По сути гностический компонент является стержнем всех остальных компонентов. ♦ Конструктивный компонент включает в себя: – подбор и композицию содержания информации; – проектирование деятельности студентов, в которой эта информация может быть освоена; – проектирование собственного поведения по отношению к студентам. ♦ Организационный компонент включает: – информацию в процессе ее сообщения студентам; – разные виды деятельности студентов, чтобы результаты отвечали целям системы; – собственную деятельность и поведение в ходе взаимодействия со студентами. ♦ Коммуникативный компонент включает: – установление педагогически целесообразных отношений с теми, на кого направлено влияние; – установление правильных отношений с руководителями; – соотношение своей деятельности с государственным заданием. Психологическая структура компонентов деятельности преподавателя является динамической и постепенно изменяется в процессе овладения мастерством. Деятельность преподавателя высшей школы имеет высокую социальную значимость и занимает одно из центральных мест в формировании общественного сознания и духовной культуры украинского общества. Для преподавателя высшей школы необходимой характеристикой является интеллигентность, то есть такоесвойство, функция личности, которая выражается в обострённом чувстве несовершенства социального мира, критическом к нему отношении. Определяющими качествами интеллигентности являются: гуманизм, высокая духовность и чувство ответственности за свои поступки, добропорядочность, способность к пониманию другого, терпимое отношение к миру и людям, безупречное соблюдение чести, непременное чувство меры во всём. Все эти качества являются необходимым компонентом психологической структуры деятельности педагога и существенным образом влияют на эффективность решения педагогических задач.
Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 556; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |