КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Педагогическая техника преподавателя высшей школыПедагогическую технику определяют как систему умений человека, дающих возможность использовать собственный психофизический аппарат для достижения эффективных педагогических результатов. Техника, которая дает возможность педагогу экономить свои силы и достигать необходимых результатов, называется психономической. Она представляет собой науку о психическом влиянии людей друг а друга и на самого себя и об искусстве управления этим влиянием. Эти психофизические умения позволяют оказывать психо-оздоровительное влияние сознательно и оптимально, то есть с наименьшей затратой энергии и времени. В отличие от педагогической техники как умения использовать собственный психофизический аппарат в качестве инструмента педагогического влияния, умения эмоциональной регуляции, общения, культуры и техники речи, психономическая техника учителя не является прямым педагогическим влиянием, но опосредованно влияет на его эффективность. Кроме того, психономическая техника охватывает умения осознавать и учитывать закономерности подсознания (психологическую защиту, программы реагирования, потребности, мотивы и т. п.), высокий уровень наблюдательности, владение психотерапевтическими приемами саморегуляции, умения вербального и невербального эмпатического общения. Психономическая техника дает возможность достигать наивысших результатов в сжатый период, а главное – с наименьшей затратой психофизических сил. Общение – это процесс контактов, обмена и взаимодействия между людьми. В процессе обучения и воспитания происходит передача знаний, способов деятельности, общественных ценностей, норм культуры, то есть общение является сущностью самой работы учителя. К основным функциям общения относятся: обмен информацией, организация деятельности, познание людьми друг друга, достижение взаимопонимания. Кроме того, каждый человек испытывает потребность в самовыражении в процессе общения, получении эмоциональной поддержки (сочувствия, уважения к себе), признании своей личности. Учет этих потребностей имеет важное значение для педагога в ходе педагогического общения. К коммуникативным умениям преподавателя относятся: – социальная перцепция (умение «читать по лицу»); – эмпатия (умение сочувствовать); – толерантность (умение понимать чужие мысли, терпимо относиться к иным взглядам); – самопрезентация (умение проявлять уверенность, свои лучшие качества в нужное время); – установка на позитивное в людях; – достаточный объем внимания и памяти (лица, имена, качества); – оперативность формулирования мыслей; – культура и техника речи; – владение приемами эффективного общения. Важным компонентом техники общения педагога является культура речи, включающая различные аспекты правильности речи: √ лексическую (богатый словарный запас, особенно синонимов, метафор, эпитетов, отсутствие штампов и тавтологий); √ грамматическую (построение предложений, использование слов иностранного происхождения, падежей, спряжений и т. п.; √ орфоэпическую (ударение, произношение слов). Эмпатическое общение – это целенаправленное взаимодействие, сориентированное на установление контакта, позитивных взаимоотношений, выяснение мысли собеседника. Проявляя сочувствие к партнеру, субъект не отказывается от своей позиции, а пытается найти понимание с собеседником. В ходе эмпатического общения могут использоваться такие приемы: – подтверждение контакта соответствующими невербальными реакциями (взгляд, покачивание головой, поддакивание, наклон к собеседнику, открытые жесты); – перефразирование чувств и мыслей партнера; – тактичное прояснение скрытых или неосознанных мотивов собеседника, интерпретация, резюмирование и т. п.); – демонстрация понимания мысли собеседника, подбадривание, поддержка собеседника. Общение, направленное на осуществление прямого психического влияния на партнера, называется директивным. Оно включает выражение чувств, мыслей субъекта, аргументированные объяснения цели деятельности, будущих поступков и последствий, но без обидных оценок партнера. Правила директивного общения: 1) искренность, открытость поведения, откровенный отказ от действий, не принимаемых субъектом; 2) активные целенаправленные действия, решительная защита себя от агрессивного поведения партнера; 3) четкое выявление своей позиции, намерений; 4) учет значимых потребностей партнера. Во время критики необходимо избегать конфронтации (не вступать в спор, перенести беседу), получить дополнительную информацию о содержании претензий (попросить конкретизировать, выразить свои предположения относительно деталей замечания), перефразировать обидное критическое замечание, а только потом отвечать, спросить (без оценок), о последствиях своей деятельности (а что будет, если..?), частично согласиться с критикой (либо с фактами, либо с возможными последствиями, либо с принципами, либо с правом собеседника иметь свое видение ситуации). Таким образом, эффективное общение возможно при таких условиях: √ установление отношений доверия на основе признания других людей личностью; √ безоценочное (некритическое) и безусловное (без «если, то…– и я тебя буду уважать») принятие другого человека; √ искренее проявление понимания и сочувствия; √ конгруэнтность (соответствие мыслей чувствам, словам, невербальным действиям, ситуации) и аутентичность (открытость, искренность) собственного поведения; √ обеспечение собеседникам свободы выражения собственных мыслей, чувств, участия в принятии решений и ответственности за их последствия. Большую роль в ходе целенаправленного влияния на сознание и подсознание партнеров по общению играет стиль общения и приемы влияния, которые называют педагогическим тактом. Он базируется на уважении к студенту, на учете его индивидуальных особенностей, качеств и психического состояния. Показателями педагогического такта являются: – уравновешенность поведения педагога, выдержка; – оптимистическое отношение к возможностям студента, ненавязчивый контроль; – умение выслушать, проявить заинтересованность, снять напряженность в аудитории, выявить радость по поводу успехов студента или огорчение в связи с неудачей, игнорировать демонстративные негативные проявления в поведении студентов; – недопустимость грубых замечаний по поводу внешности студента, его интеллектуальных способностей; – умение разрешать конфликты без словесной агрессии, разрыва контактов, полных уступок и сдачи позиций. Для того, чтобы успешно и не травмируя для участников разрешить конфликт, необходимо использовать такие приемы: 1. Саморегуляция эмоций: – осознание собственных мотивов («посмотреть на себя со стороны», осознать свои потребности, «мысленные игры» в этом конфликте); – урегулирование собственного эмоционального состояния; концентрация на проблеме, а не на участниках. 2. Проявление позиций: – «пассивное слушание», чтобы собеседник мог высказаться, «сбросить» свои эмоции; – «активное слушание» с целью помочь собеседнику выразить чувства, сформулировать причины их возникновения, перефразирование; – «Я-сообщение», суть которого состоит в том, чтобы рассказать о своих чувствах, состоянии здоровья, трудностях, не обвиняя партнера. 3. Анализ проблемы: – объективация проблемы (рассмотрение по пунктам от простого к сложному); – выделение в проблеме подпроблем, частей. 4. Предложение варианта решения проблемы: – оценка каждой позиции, решение с точки зрения целесообразности, детализация, выбор тактики, путей решения (Кто? Когда? Как?); – рефлексия своего поведения, решений; – осмысление уроков (что было эффективным, что нужно усовершенствовать). Кроме приемов разрешения конфликтов в педагогике активно используются приемы, которые создают позитивные качества и тормозят негативное поведение. Это убеждение, моральная поддержка и укрепление веры в собственны силы, вовлечение в интересную деятельность, организация успехов в обучении, доверие, авансирование позитивных качеств, проявление доброты и внимания, просьбы. Более эффективно эти приемы влияют, если их использование оказывается неожиданным для студентов. Влияние должно быть незаметным и носить характер психопрограммирования, навеивания. Для этого используются такие приемы: – «разрыв стереотипа»: сделать нечто необычное, чтобы прервать нежелательное поведение (неожиданный жест, громкий голос, привлекающая внимание поза и т. п.); – «выбор без выбора» – стимуляция деятельности с помощью иллюзии самостоятельного выбора, навеивание полезной активности; – «встроенная команда» – разбивка предложения на команды, приказы, маскировка сути в конце предложения, интонационное выделение главного; – «присоединение» – незаметное отражение поведения собеседника, синхронизация ритмов дыхания, движений, имитация жестов, нюансов речи, а через определенное время – изменение пантомимики; – «ведение» – описывание реакции, которую желательно вызвать («вы внимательно слушаете и все записываете»). Непрямым приемом влияния или разрешения конфликта может быть использование юмора. Он занимает важное место в создании комфортной познавательной ситуации в учебной аудитории. Юмор как эмоциональная черта характера имеет две разновидности: 1) остроумие, являющееся природным даром; 2) чувство юмора, которое стоит в ряду других человеческих чувств преподавателя таких как: эмпатия (способность сопереживать), доброжелательность, наличие оптимизма. Юмор может быть не только чертой характера, но и выступать как педагогическое средство, в основе которого лежит осознание участниками педагогического общения различного вида несоответствий (между ожидаемым и случившимся, между видимым и реальным). Юмор связан с комическим эффектом, он способен активизировать учебно-воспитательный процесс. К основным функциям юмора относятся следующие: ▪ информативно-познавательная функция: юмор является средством познания окружающего мира, позволяет полнее и адекватнее воспринимать различные стороны жизни, углубляет представление о ней; ▪ эмоциональная функция: юмор обеспечивает удовлетворительное самочувствие в любой ситуации, позволяет менее болезненно приспособиться к изменившимся условиям; ▪ мотивационная функция: юмор побуждает педагога отказаться от повторения негативных поступков, искать приемлемые формы поведения. Юмор может выступать в качестве своеобразного стимула самовоспитания, так как раздраженный преподаватель перестает следить за собственным поведением и речью, допускает несправедливость по отношению к учащимся; ▪ коммуникативная функция: человек с чувством юмора притягателен для окружающих, открыт для общения, он всегда привносит во взаимоотношения атмосферу приподнятости, жизнерадостности; ▪ развивающая функция: юмор обладает вполне определенной логикой, доказательностью, в силу чего способствует развитию интеллекта, критического мышления, творческих способностей, остроты видения мира, наблюдательности; ▪ диагностическая функция: И. В. Гете утверждал, что ни в чем так не проявляется характер человека, как в том, что он находит смешным. В. А. Сухомлинский отмечал, что по тому, что считает коллектив смешным, над чем и как смеются воспитанники, можно сделать безошибочный вывод о моральном здоровье коллектива; ▪ регулятивная функция проявляется в нормализации отношений человека к себе, к окружающим и окружающих – к человеку. Иногда, чтобы вступить в общение, педагог начинает с остроумного замечания или рассказа о забавной истории. Заставить человека рассмеяться – это значит войти с ним в эмоциональный контакт, вызвать к себе расположение и, в какой-то мере, доверие. Юмор способствует благоприятному разрешению конфликтных ситуаций, в результате чего конфликт будет исчерпан. Существуют определенные требования к использованию юмора в педагогической деятельности: 1. Нельзя подвергать осмеянию личность ученика. Можно смеяться лишь над отдельной чертой характера, конкретным поступком или высказыванием учащегося. 2. Нельзя смеяться над тем, что ученик не в состоянии исправить или изменить. Это может быть физическая слабость, заикание, необычная фамилия и т. д. Недопустимы шутки по поводу юношеской симпатии или любви. 3. Не рекомендуется первому смеяться над собственной шуткой с тем, чтобы не вызвать реакцию противоположную ожидаемой. Однако в некоторых случаях улыбка педагога стимулирует ответную реакцию учащихся. 4. Недопустимы грубая плоская шутка, кривляние, зубоскальство, которые являются следствием низкой культуры педагога, недооценки и неуважения личности учащегося, результатом назидательности, ничего общего не имеющего с остроумием. 5. Не следует смеяться над случайностью, высмеивать непроизвольных промах учащегося. 6. Шутку и юмор, особенно адресованные «трудным» учащимся лучше облечь в форму дружеской критики, мягкого упрека. Не стоит сердиться, услышав шутку учащегося или увидев улыбку в свой адрес. Всегда надо быть готовым ответить на острое словцо, не бояться первому посмеяться над своей неудачей или промахом. Таким образом, использование разнообразных психонимических и педагогических приемов влияния и общения на основе наблюдений, оперативно принятых решений, саморегуляции становится техникой педагога, дающей возможность работать оптимально, сохраняя психическое здоровье всех участников педагогического процесса.
Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 756; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |