Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Современные концепции, подходы и принципы воспитания




Воспитание как процесс обогащения субъективно-личностного мира студента

Структура авторитета преподавателя

Характеристика взаимодействия преподавателя и студента

В педагогическом коллективе

Тема 8. Морально-психологическая атмосфера

Кардинальное изменение целенаправленности высшей школы Украины в условиях глобальних трансформаций осуществляется в ходе гуманизации образовательно-воспитательной системы.

Среди главных направлений гуманизации сферы образования следует выделить следующие:

▪ это не столько подготовка квалифицированной рабочей силы для удовлетворения потребностей экономического развития, сколько создание всесторонних условий для удовлетворения потребностей человека в самоусовершенствовании, в постоянном повышении уровня своих знаний и культуры;

▪ воспитание человека демократического мировоззрения, который придерживается гражданских прав и свобод, с уважением относится к традициям культуры, вероисповедания и языкам общения народов мира;

▪ развитие современного мировоззрения, творческих способностей и навыков самостоятельного научного познания, самообразования и самореализации личности;

▪ подготовка квалифицированных кадров, способных к творчеcкому труду, профессиональному развитию, освоению и внедрению наукоемких и информационных технологий, конкурентноспособных на рынке труда;

▪ осознание необходимости и возможности преодоления обезличивания, неуважения субъектов учебного процесса; предостережение от узкоутилитарной концепции образования, его направленность на личность как на цель образования, а не как на экономический фактор;

▪ диверсификация высшего образования, его гибкость, способность предвидеть;

▪ расширение границ образования с целью органического вхождения в систему непрерывного образования для всех;

▪ акцентирование миссии высшего образования, демократизация доступа к нему, автономия и демократические свободы;

▪ научно-исследовательские, образовательные и воспитательные задания, этическая, культурная и критическая функции;

▪ связи и взаимодействия с обществом и его основными институтами;

▪ управление образованием и его финансирование;

▪ создание для граждан равных возможностей в получении образования, развитие системы непрерывного образования и обучения на протяжении всей жизни;

▪ обеспечение образовательных потребностей национальных меньшинств;

▪ интеграция отечественного образования в европейское и мировое образовательное пространство;

▪ разнообразие типов учебных заведений, вариативность учебных программ;

▪ индивидуализация обучения и воспитания;

▪ улучшение качества образовательных услуг.

В ходе трансформации образовательных отношений существенно меняются отношения студентов и преподавателей.

Традиционно центральным, организационным и регулятивно-контрольным началом педагогического процесса выступает педагогическая власть. Это инструмент педагогического управления, выражающегося в побуждении к целенаправленному действию, которое второй субъект должен совершить по желанию первого. Это действие производят обе стороны этого отношения, одна – побуждающая к действию, другая – производящая его.

Иногда обе стороны – субъект и объект власти – совмещаются в одном лице («Учитесь властвовать собой»). Этот тип интериоризованной власти имеет большое положительное значение для становления и развития саморегулирующихся и самоуправляющихся, самоорганизующихся личностей и коллективов (самодисциплина, самостоятельность, самодеятельность, самоуправление и т. п.)

Педагогическая власть выступает как элемент или фактор, сущность педагогических связей, объединяющих людей воспитывающих с людьми воспитуемыми. Традиционно во всех своих «полях власти» (личность самого человека, семья, школьный коллектив, образовательное учреждение, система образования и т. д.) педагогическая власть наделена единым принципом деятельности – командованием в различных его формах (распоряжение, приказание, просьба, убеждение и т. д.).

Педагогическая власть выражается в законах, нормах, правилах, запретах, рекомендациях, предписаниях, инструкциях, волевых и эмоциональных воздействиях. Она может существовать в двух формах: потенциальной и реальной. Педагогическая власть обладает авторитетом, в ней заложен ожидаемый результат образования, воспитания, обучения.

Власть как система функций складывается из:

– проектирования деятельности;

– анализа конкретной ситуации;

– определения стратегии и частных тактических задач;

– профилактики отклоняющегося от норм поведения;

– надзора и пресечения;

– присвоения и распоряжения необходимыми ресурсами (волевыми и интеллектуальными, верой и доверием, поддержкой сторонников и т. д.), распределения этих ресурсов – мер доверия, соглашения и т. д.

Педагогическая власть разделяется на две формы:

1) легализованные, официальные, формализованные (власть учителя, директора, воспитателя, министра и т. п.);

2) нелегализованные, неформальные, неофициальные (например, власть вожака в группе подростков, неформального лидера в коллективе и т. п.).

В современной высшей школе развивается педагогика партнерства, складываются субъект-субъектные (S – S) отношения между студентами и преподавателями, всеми участниками образовательного процесса.

Субъект-субъектное взаимодействие ставит следующие цели:

▪ развитие творческого потенциала студентов в процессе сотрудничества;

▪ развитие творческого потенциала студентов в результате требовательности преподавателей;

▪ самореализацию и самовыражение субъектов в учебно-воспитательном процессе;

▪ усовершенствование техники общения.

Диалог между студентом и преподавателем, инициируемый студентом, – это партнерское взаимодействие, взаимопонимание, обмен взглядами, идеями, позициями и пр. Он возникает при определенных условиях, не сразу, постепенно. Появлению диалога предшествует ориентация студента в преподавателе, его личностных и профессиональных качествах, проявлениях. В результате студенты формируют (с той или иной степенью осознания) модели взаимодействия. В них преподавателю предлагаются разные роли, разная активность, различные механизмы взаимодействия, отражающие и меру понимания, и меру доверия, и меру интереса, ценности, необходимости, проявляемые к нему со стороны студентов.

Охарактеризуем основные особенности моделей взаимодействия студентов и преподавателей, формирующиеся на обобщенных ориентирах и направленные на:

– личность преподавателя;

– получение знаний;

– взаимопонимание с преподавателем;

– взаимодействие с ним как с наставником, другом;

– индивидуальное общение с преподавателем.

Строя свои отношения с педагогом, студент, прежде всего, наблюдает и анализирует его личностные особенности и проявления, оценивает знания и профессиональные качества.

Ключ к взаимопониманию студенты видят в двух моментах: в умении педагога заинтересовать, во-первых, своим предметом и, во-вторых, своими личностными качествами.

Таким образом, общение, диалог, инициируемые студентом, все шире внедряются в образовательный процесс.

В первую очередь, типы организации социальных отношений раскрывают характер общения и способы взаимодействия, сложившиеся в процессе обучения между учителем и учениками. В педагогической традиции сформировались следующие типы социально-дидактических отношений:

♦ Первый тип – «учитель – ученик», на протяжении столетий был ведущей дидактической моделью организации обучения. Эта модель основывалась на непосредственном контакте между учителем и учеником. «Прототипом» такого педагогического взаимодействия являются отношения между матерью и ребенком. Дидактический тип «учитель–ученик» на практике представлен различными формами и методами обучения, в которых актуализируются отношения между:

– ментором и учеником;

– домашним учителем и учеником;

– мастером и учеником в различных сферах профессионального обучения;

– индивидуальным преподаванием больному ребенку, обучением в контексте восстановительно-педагогических, коррекционных и медицинских программ.

В современных условиях данная модель проявляется во множестве форм и вариантов: это индивидуально-дидактический контакт учителя с учеником, акты стимулирования к творчеству и самостоятельности, индивидуальные обсуждения учебных проблем и консультации. Общим для них является доминирование парных педагогических взаимоотношений.

♦ Второй тип – «преподавательаудитория» – это диалогическая форма обращения к большому количеству людей с целью наставления, агитации, мобилизации, просвещения (в контексте политической, идеологической, религиозной, педагогической направленности). Основными формами общения с большой аудиторией («фронтальное общение») являются выступление, проповедь, доклад, лекция. При таком типе важную роль играет момент рациональной и «экономической» подачи материала и новой информации. Этот тип аудиторного обучения характерен для высшей школы.

♦ Для третьего типа – «учитель – группа», характерна непосредственная коммуникация между обучающими и группой обучаемых. При этом возможно многостороннее переплетение коммуникативных и действенных взаимоотношений с ярко выраженными чертами кооперации.

♦ Четвертый тип – «учитель – средства обучения – ученик» характерен для дистанционного обучения (с помощью компьютера и других технических средств), при опосредованном общении учителя с учеником.

Основными этапами развития отношений между преподавателем и студентом являются следующие:

І – осознание собственной субъектности (активизация мотивационных факторов самоопределения в совместной работе);

ІІ – принятие субъективности Другого (развитие интереса к личности Другого, осознание его самоценности);

ІІІ – сотворчество (развитие интереса и позитивного отношения к самому себе; формирование личностной, эмоциональной включенности; развитие эмоционального контакта, рефлексивных способностей; познавательная самостоятельность).

 

Авторитет (лат. auctoritas – достоинство, сила, власть, влияние) – это важнейшее средство воспитательного воздействия. Это особая профессиональная позиция, определяющая влияние на учащихся, дающая право принимать решение, выражать оценку, давать советы. Подлинный авторитет опирается не на должностные и возрастные привилегии, а на высокие личностные и профессиональные качества: демократический стиль сотрудничества с воспитанниками, способность к открытому общению, его стремление к постоянному совершенствованию, эрудированность, компетентность, справедливость и доброту, общую культуру и т. п.

Истинный авторитет – это такое отношение учащихся к учителю, которое побуждает учащихся быть все время младшими товарищами учителю.

Основными составными частями авторитета являются следующие: личностный и профессиональный.

Личностный компонент педагогического авторитета включает в себя следующие качества педагога:

– любовь к студентам и педагогической профессии;

– уважение и доверие к обучающимся;

– взаимное уважение;

– общая культура поведения педагога (умение владеть речью, мимикой и жестами, опрятность в костюме и т. п.);

– внешность педагога и его культура поведения;

– умение держать себя в аудитории;

– обладание правильной и выразительной речью;

– настойчивость и требовательность;

– знание своего предмета;

– педагогический такт, то есть умение находить в каждом случае наиболее правильный педагогический приём.

Профессионально-психологические качества педагога воспитываются путем систематической работы над собой и заимствования лучшего опыта у других педагогов, так как черты характера хорошего учителя и воспитателя формируются в педагогическом коллективе.

Авторитет педагога-воспитателя также зависит от того, какой стиль взаимодействия сложился у него со студентами (демократический, авторитарный, либеральный), уважительность и требовательное отношение к учащимся. При этом качества личностного компонента (любовь к детям, к профессии, уважение доверие к студенту, общая культура поведения, оптимизм, требовательность, строгость, справедливость, терпение, и т. д.) и профессионального компонента (профессиональные знания, педагогический такт, стили взаимодействия и т. д.) тесно взаимосвязаны.

В целом, в структуру авторитета включаются следующие компоненты:

▪ профессиональный компонент: специальная эрудиция, методическое мастерство, технологическое разнообразие;

▪ личностный компонент:

– ценностная составляющая (носителем каких конкретных нравственных, философских, эстетических и других ценностей является педагог);

– характерологическая составляющая (черты характера, создающие предпосылки для формирования авторитета);

– культурологическая составляющая (культура поведения, общая эрудиция, круг интересов, стиль общения);

▪ социальный компонент (социальная перцепция):

– социальная значимость профессии;

– социальный престиж профессии;

– социальные (профессиональные) стереотипы;

▪ ролевой компонент:

– занимаемая должность;

– права и обязанности.

Авторитет педагога – это средство воспитательного воздействия на учащегося, это сложный феномен, который качественно характеризует систему отношений к педагогу. Отношения учащихся к авторитетному педагогу положительно эмоционально окрашены и насыщены. И чем выше этот авторитет, чем важнее для воспитанников науки, основы которых преподает учитель, тем справедливее кажутся его требования, замечания, тем весомее каждое его слово. Подлинный авторитет можно только заслужить честным и упорным трудом. Существует мнение, что должность учителя сама по себе обеспечивает ему авторитет среди учащихся.

Впервые в педагогической науке авторитет учителя-воспитателя был разделен на истинный и ложный А. С. Макаренко, который отмечал, что истинный авторитет – один, а ложных – множество разновидностей. Под ложным авторитетом понимается такое отношение воспитанников (учеников) к воспитателю (учителю), которое побуждает их быть потребителями готового опыта, пассивными или активными. Ложный авторитетоснован на стремлении учителя-воспитателя добиваться послушания от ученика.

Различаются следующие виды ложного авторитета:

авторитет подавления: завоевывается путем систематической демонстрации превосходства в правах и возможности держать учащихся в постоянном безотчетном страхе перед высмеиванием за неудачный ответ или выполнение упражнения, перед окриком, наказанием.

авторитет расстояния: педагог, воспитатель стремится всегда держать дистанцию относительно студентов;

авторитет педантизма:у педагога, воспитателя существует система мелочных, никому не нужных условностей, традиций. Он постоянно придирается к занимающимся, причем его придирки не согласуются со здравым смыслом, они просто неразумны. Педант несправедлив и его действия малоэффективны;

авторитет резонерства:педагог бесконечно поучает воспитанников, полагая, что нотации – главное средство воспитания. К словопрениям таких педагогов учащиеся быстро привыкают, перестают на них реагировать и раздраженно, а иногда посмеиваясь, слушают поток нравоучений;

авторитет мнимой доброты чаще, чем другие виды ложного авторитета, встречаются у молодых педагогов. Не имея достаточного педагогического опыта, эти руководители молодежи считают, что учащиеся оценят их доброту, попустительство и ответят послушанием, вниманием, любовью; получается лишь наоборот.

Управление, разрушающее авторитет преподавателя, в современной литературе обозначается термином «терминаторный менеджмент», который проявляется в следующих личностных позициях педагога:

«один я все знаю, все вы неучи»;

создатель чехарды и некомпетентности;

«чтобы работать с вами, надо иметь адское терпение»;

главное – добиться высоких результатов поведения и успеваемости;

«с кем приходится работать!».

Интенсивные процессы совершенствования государственности в условиях социальной трансформации общественных отношений невозможны без теоретического обоснования и реализации в учебно-воспитательных учреждениях новых и усовершенствования существующих парадигм воспитания.

Воспитание представляет собойпроцесс становления, обогащения и совершенствования субъективно-личностного и духовного мира человека. Оно реализуется посредством творческого овладения всей доступной культурой в конкретном социально-историческом контексте, отражая триаду: «знания» «убеждения» «практическая деятельность».

Воспитание всегда представляет собой культивирование в индивиде человеческих качеств, усвоение научно-познавательной, художественной и непременно нравственной культуры, что ориентирует личность на безусловные ценности добра, истины и красоты.

Исторически сложились два основных типа воспитания:

1) своецентристское воспитание (мерило становления человека заключено в нём самом);

2) межсубъектное воспитание (общение между людьми не предполагает притязания кого-либо быть центром общения).

Воспитание оказывает существенное влияние на духовность специфически человеческое качество, характеризующее мотивацию и смысл поведения личности.

Духовность обычно рассматривается как определённая позиция целостного сознания – нравственного, политического, религиозного, эстетического. Ведущую роль эта позиция занимает в сфере моральных отношений. В христианской этике духовность традиционно связывается с внутренней чистотой и умиротворённостью, со скромностью и послушанием. Однако духовность следует рассматривать шире, в социальном плане – как продукт и фундаментальное основание культуры, проявление «человеческого в человеке».

Духовность характеризуется бескорыстностью, свободой, эмоциональностью, по сути теми качествами, которые возвышают личность над собственными физиологическими потребностями. В последнее время понятие «духовность» употребляется для обозначения мировоззренческих, жизнеориентирующих мотивов поведения личности. Духовность личности и общества заключается в том, что в сознании присутствует определённое представление об идеале личности, об отношении человека к человеку, человека к власти, об идеальной модели совершенного общества или государства.

При всем многообразии поисков воспитательной парадигмы, можно выделить четыре основных направления:

1. Рационалистическое, которое может иметь авторитарный или либеральный характер, но обязательно с преимуществом научной рациональности. Сущность этого направления состоит в абсолютизации научных знаний («знаниецентризм»).

У истоков этого направления стояли К. Д. Ушинский, Н. И. Пирогов, в педагогическом творчестве которых обосновывался принцип единства обучения и воспитания. Сегодня в этом направлении выделяются как прогрессивные, так и реакционные тенденции.

2. Культуроцентристское, в котором культура рассматривается как основание воспитания и образования. Оно не ограничивается школой, предусматривает гуманный социум, способный к гармонизации отношений человека и общества. Такая парадигма обеспечивает триаду – Истина, Добро, Красота – и базируется на культуротворческом принципе «целостности картины мира и человека в нем».

Особое место при такой парадигме имеет сохранение традиций, которые имеют национально-культурный, высокоморальный характер. М. Грушевский обосновал концепцию мирового значения национальных традиций и в многотомной работе «История Украины-Руси» отмечал, что в произведениях своего духа украинский народ заложил пророческие свидетельства своих культурных примет, богатых способностей и результатов долгой исторической жизни. В. Вернадский, создавая свое учение о ноосфере, главным фактором формирования нового биосоциального бытия человечества считал научную мысль, которую он рассматривал как упорядоченное восприятие действительности.

Основываясь на учении В. Вернадского и современных мировых тенденциях, ученые признают еще одну новую воспитательную парадигму – планетарно-личностную, глобально-историческую по своему значению, в основе которой – образованный человек, вооруженный научными знаниями и новейшими культурными достижениями человечества.

3. На смену знаниецентристской и культуроцентристской парадигме пришла нетрадиционная личностно-гуманистическая парадигма воспитания, которая имеет антропоцентрический характер. Ее системообразующим фактором выступает не культура, не образование, а личность обучаемого как уникальная неповторимость и высшая ценность. Для практической реализации этой современной парадигмы необходимо обеспечение субъект-субъектных, морально-эстетических взаимоотношений студентов и преподавателей на уровне сотрудничества и сотворчества.

В личностно-гуманистической парадигме акценты переносятся с потребностей и интересов общества на интересы и потребности человека. При этом утверждается, что не человек существует для общества, а общество – для человека. В связи с этим ставится задача повышения культурного уровня, этико-эстетической, гуманистической направленности высшей школы, сориентированной на возможности и потребности студентов.

В целом, эта концепция имеет перспективный характер, поскольку в условиях интеграции Украины в культурно-образовательное пространство Европы она адекватна целям государства и потребностям конкретной личности. Именно на ее основе ведутся поиски более совершенной модели, которая должна базироваться на лучших национальных, культурных и воспитательных традициях, учитывать уроки истории украинского народа, собственные ресурсы и возможности государства, обеспечивать педагогическое творчество в высшей школе.

Идеалом воспитания в украинском обществе является гармонически развитая, высокообразованная, социально активная и национально сознательная личность, наделенная глубокой гражданской ответственностью, высокими духовными качествами. Такой человек является носителем лучших традиций национальной и мировой культуры, способен к саморазвитию и самоусовершенствованию.

Цель национального воспитания конкретизируется через систему воспитательных задач, которые являются общими не только для всех воспитательных учреждений, но и для всего человечества в целом.

В воспитательной деятельности учебного заведения важно формировать гражданинские качества через триаду:

гражданин – гражданское сознание, гражданская активность, гражданский долг, гражданское достоинство, гражданская ответсвенность;

патриот – восприятие украинской идеи, принятие независимости, готиовность к защите государства, соблюдение Конституции, уважение к исторической памяти, любовь к родному языку и культуре;

гуманист – доброта, толерантность, искренность, принципиальность, взаимопомощь, добросовестность, справедливость.

Высшие учебные заведения должны осуществлять подготовку интеллектуального генофонда нации, воспитания духовной элиты, приумножать культурный потенциал, который обеспечит высокую эффективность деятельности будущих специалистов.

Профессиональная культура специалиста представляет собой системное качество, исходными элементами которого являются знания, практические умения и навыки, собственные социальные качества, которые характеризуют отношение человека к миру социальных ценностей. Это результат качественного развития знаний, интересов, убеждений, норм деятельности и поведения, способностей и социальных чувств.

Уровень формирования профессиональной культуры зависит от следующих факторов:

§ направленности и стойкости социально значимых мотивов деятельности (потребности, интересы, ценности, взгляды);

§ соответствия психофизических особенностей личности (способности, возможности), которые обеспечивают необходимый уровень и эффективность профессиональной деятельности;

§ степени развития психических процессов человека (мышление, память, эмоции, чувства, воля);

§ полноты и глубины усвоения психолого-педагогических и специализированных знаний, умений, навыков, а также приобретенного опыта;

§ социальной активности человека.

Профессиональная подготовка культурного специалиста включает следующие компоненты:

І. – Формирование системы развитых, гибких профессиональных умений и мышления, которое обеспечивает успешное решение нестандартных сложных новых профессиональных задач.

ІІ.С истема профессиональных знаний, навыков, умений, отвечающих требованиям профессиональной деятельности, функциям и обязанностям будущего специалиста.

ІІІ. – Гуманизация и гуманитаризация образования: признание уникальной личности, неповторимой индивидуальности каждого человека. Его жизнь и здоровье – это приоритетная доминанта, ценнейшее сокровище общества, сохранение и развитие которого требует определенных условий.

ІV. – Способность самостоятельно учиться, приобретать профессиональные знания и умения, овладевать новыми технологиями, совершенствовать квалификацию. Если нет потребности и умения профессионально самосовершенствоваться, наступает быстрая дисквалификация и потеря конкурентоспособности на рынке труда.

Применительно к профессиональному становлению личности студента можно выделить условные типы культуры:

«культура эрудита» – доминирование познавательной деятельности, проявляющейся в предельно широком накоплении личностью знаний;

«культура практика» – доминанта преобразовательной деятельности, где высокая степень владения техникой и технологией определяет уровень культуры труда;

«культура моралиста» – доминирование ценностно-ориентационной деятельности. Нравственные ценности образуют незыблемое ядро ценностных ориентаций конкретного человека;

«культура общительного человека» –доминанта общения во всей совокупности проявлений жизненной активности личности. Системообразующим фактором здесь является стремление к совершенным человеческим взаимоотношениям как высшей ценности жизни и деятельности личности, которой подчинены все остальные ценности.

Все вышеизложенное позволяет говорить о целостном процессе общекультурного и профессионального становления личности в системе высшего образования при доминирующей роли творчества как возможности реализации глубинной потребности человека, определяющей смысл его существования.

 

Концепция воспитания представляет собой систему взглядов на воспитательный процесс – его сущность, цель, принципы, содержание и способы организации, критерии и показатели эффективности.

1. Системное построение процесса воспитания.

Воспитание понимается как целенаправленное управление процессом развития личности. Это часть процесса социализации; оно протекает под определенным социальным и педагогическим контролем. Приоритетными являются диалогические методы общения, совместный поиск истины, развитие через создание воспитывающих ситуаций, разнообразная творческая деятельность.

Существуют общие принципы воспитания (личностный подход, гуманистическая направленность, учет индивидуальных особенностей и др.) Выделяются также специфические принципы воспитания будущих специалистов

средовый подход, то есть использование возможностей внутренней и внешней среды учреждения в развитии личности будущего специалиста;

дифференцированный подход к воспитанию личности, то есть отбор содержания, форм и методов воспитательной работы;

природосообразность воспитания – учет половозрастных особенностей, уровня развития личностных свойств, опора на мотивы и потребности студентов конкретного пола и возраста;

культуросообразность воспитания, то есть опора на национальные традиции, культуру;

эстетизация среды жизнедеятельности и развития личности.

Главным механизмом воспитательного процесса является функционирование воспитательной системы, которая представляет собой целостный социальный организм, возникающий в процессе взаимодействия основных компонентов воспитания (целей, субъектов, их деятельности, общения, отношений, материальной базы. Эта система обладает такими характеристиками, как образ жизни коллектива, его психологический климат, особенности корпоративной культуры и т. п.

Критериями эффективности воспитательного процесса являются: во-первых, факты позволяющие судить о наличии воспитательной системы, во-вторых, критерии качества, помогающие сформировать представления на уровне развития воспитательной системы и ее эффективности.

2. Системно-ролевая теория формирования личности предполагает использование социального механизма наследования и приумножения социальных ценностей, то есть идеалов, норм и знаний, добытых опытом предшествующих поколений.

Основу содержания воспитательного процесса составляет совокупность социальных ролей и социальных ценностей, которые необходимо освоить в определенном возрасте.

Механизм воспитания заключается в целенаправленном использовании форм и способов социального наследования посредством оказания педагогической помощи в освоении и выполнении социальных ролей.

Критериями эффективности воспитательного процесса выступают показатели готовности и способности личности выполнять объективно существующую систему социальных ролей.

3. Воспитание как педагогический компонент социализации личности.

Воспитание понимается как педагогический компонент процесса социализации и целенаправленные действия по обеспечению условий для развития человека. Эти условия создаются через включение воспитанника в различные виды социальных отношений в учебе, общении, игре, практической деятельности.

Содержание воспитания рассматривается как сумма всех существенных сфер человека: интеллектуальной, мотивационной, эмоциональной, волевой, саморегуляционной, предметно-практической, экзистенциальной.

Практическая педагогическая деятельность осуществляется с учетом следующих принципов:

– гуманистической ориентации;

– социальной адекватности, то есть соответствия содержания и средств воспитания социальной ситуации;

– индивидуализации – выделения социальных задач в соответствии с индивидуальными особенностями воспитанника, а также включение его в различные виды деятельности с учетом особенностей;

– социального закаливания, то есть включение воспитанника в ситуации, требующие волевого усилия для преодоления негативного воздействия социума, определенных способов этого преодоления;

– создания воспитывающей среды, то есть реальных условий формирования социальности воспитуемого.

Компонентами диагностики воспитательного процесса являются:

изучение воспитанности обучаемых (взгляды, ценностные ориентации);

диагностика уровня развития коллектива и сложившихся в нем отношений;

определение наиболее эффективных педагогических средств и установление малорезультативных и отрицательных воздействий.

4. Воспитание как формирование образа жизни.

Воспитание предполагает ориентацию субъектов воспитательного процесса на свободный выбор нравственной позиции, на ответственность за этот выбор, на сознательность и творчество.

Принципы данной концепции вытекают из анализа цели воспитания. Это принцип ориентации на социально-ценностные отношения; принцип субъективности, то есть развитие способности быть субъектом собственного поведения; принцип принятия воспитанника как данности, означающий признание права на уважение его личности.

Основу содержания воспитательного процесса составляют:

1) философское воспитание, то есть способность к обобщениям;

2) диалогическое (стиль педагогического взаимодействия);

3) этическое (формирование ценностно-смыслового единства педагога и воспитанника.

Показателем эффективности воспитательного процесса являются такие личностные параметры воспитанника, как внешний облик, физическое и психическое развитие, поведение, способности, предпочтения, отношение к самому себе.

5. Воспитание на основе потребностей человека.

Содержание воспитательного процесса включает:

– организацию разнообразной творческой деятельности;

– создание условий для сохранения и укрепления здоровья воспитанников;

– формирование благоприятного нравственно-психологического климата, создание здоровых межличностных отношений в коллективе;

– создание условий для успешного самоутверждения каждого воспитанника в формах общественно-полезной деятельности;

– психолого-педагогическое просвещение воспитанников.

Подход представляет собой ориентацию действий педагога на использование определенной совокупности понятий, идей и способов педагогической деятельности. Как комплексное педагогическое средство любой подход включает в себя три основных компонента:

– основные понятия, используемые в процессе управления воспитательным процессом;

– принципы, основные правила осуществления воспитательной деятельности;

– приемы и методы построения процесса воспитания.

Среди современных подходов к воспитанию наиболее эффективными являются следующие:

1. Системный подход при котором объект познания или преобразования рассматривается как система.

Его целесообразность вытекает из того, что:

▪ во-первых, личность воспитанника должна развиваться в целостном педагогическом процессе;

▪ во-вторых, происходит объединение усилий субъектов воспитания;

▪ в-третьих, традиционные воспитательные мероприятия позволяют экономить время и силы педагогического коллектива;

▪ в-четвертых, создаются возможности моделирования условий для самореализации и самовыражения личности воспитанника;

▪ в-пятых, оптимально используется кадровый, финансовый и материально-технический потенциал учреждения.

Воспитательное взаимодействие при этом ведется в трех плоскостях: воспитательная система всего учреждения, воспитательное пространство группы и индивидуальная траектория развития воспитанника.

2. Деятельностный подход – организация и управление целенаправленной разнообразной деятельностью обучаемого. Воспитание по сути представляет собой содеятельность обучаемых и педагогов по реализации совместно выработанных целей и задач. Специально создаются ситуации воспитывающей деятельности, в которых объект учебно-воспитательного процесса превращается в его субъект.

3. Личностно-ориентированный подход обеспечивает и поддерживает процессы самопознания, самореализации личности обучаемого, развитие его индивидуальности. Педагогическая деятельность при реализации личностно-ориентированного подхода осуществляется на основе принципов самоактуализации, индивидуальности, субъектности, выбора, творчества и успеха, доверия и поддержки.

4. Философско-антропологический подход к воспитанию личности ориентирован на систематическую разработку педагогической антропологии как синтетического учения о человеке обучающемся и воспитывающемся.

5. Синергетический подход нацеливает субъектов создания воспитательной системы на обстоятельное изучение процессов саморегуляции деятельности, общения и отношений в образовательном учреждении, на выявление тенденций, внутренних механизмов и резервов развития создаваемой системы.

В воспитании следует опираться на самосознание индивида, исходить из проблем и внутренних потребностей отдельного человека. Под воспитанием понимается деятельность педагога, направленная на создание условий формирования потребностей человека в творческой деятельности, здоровом образе жизни, защищенности, безопасности, признании, необходимого социального статуса, смысла жизни, самореализации, удовольствия наслаждения.

Принципы воспитания – это общие исходные положения, в которых выражены основные требования к содержанию, методам и организации воспитательного процесса.

Педагог в своей деятельности должен руководствоваться следующими принципами:

принцип природосообразности,

принцип целостности в подходе к личности,

деятельностный принцип,

возрастной принцип,

принцип гуманизма.

В современной педагогике выработаны следующие принципы воспитания:

▪ Принцип педагогической целесообразности предусматривает такую педагогическую деятельность, которая бы стимулировала и формировала у студентов духовные, физические, нравственные качества, составляющие своеобразную программу личности.

▪ Принцип воспитания в коллективе предполагает оптимальное сочетание коллективных, групповых и индивидуальных форм организации педагогического процесса.

▪ Принцип связи воспитания с жизнью требует от педагога умения обеспечить сочетание личных и общественных интересов в трудовой деятельности, а также овладение общей культурой и основами научной организации труда.

▪ Принцип развития самодеятельности личности ориентирует на развитие активности, самостоятельности и инициативы.

▪ Принцип единства требований в сочетании с уважением к личности учащихся определяет направления развития отношений педагогов и студентов. Разумная требовательность объективно целесообразна и продиктована нуждами воспитательного процесса.

Совокупное действие всех принципов воспитания обеспечивает успешное определение задач, выбор содержания, форм, методов и средств деятельности педагога, а также педагогически целесообразную деятельность воспитанников.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 1514; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.154 сек.