КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Дидактические и методические требования к лекции
Для успешного проведения лекции важно сделать речь занимательной, использовать конкретные, понятные и образные слова, вести себя уверенно, беседовать с аудиторией, говорить убедительно и с оживлением, приводить интересные примеры. Дидактический принципы, предъявляемые к содержанию лекции. Содержание лекции должно отвечать ряду дидактических принципов. Основными из них являются: целостность, научность, доступность, систематичность и наглядность. √ Целостность лекции обеспечивается созданием единой ее структуры, основанной на взаимосвязи задач занятия и содержания материала, предназначенного для усвоения студентами. В тех случаях, когда на одном занятии достигнуть такой целостности не представляется возможным, это должно быть специально обосновано лектором ссылками на предыдущее или последующее изложение, на литературные и другие источники. √ Научность лекции предполагает соответствие материала основным положениям современной науки, абсолютное преобладание объективного фактора и доказательность выдвигаемых положений. Каждый тезис должен быть четко сформулированным и непротиворечивым. Прежде чем приступить к доказательству, необходимо выяснить, насколько тезис усвоен студентами. В ходе всего доказательства тезис должен оставаться неизменным. Преподаватель не должен использовать для доказательства выдвигаемых тезисов и положений свой авторитет. Лектору следует указывать на точность полученных результатов, очерчивая область нахождения решений поставленных задач, отмечать не только достоинства, но и недостатки принятой методики, намечать другие пути достижения поставленной цели, четко обозначать современный уровень развития науки в данном вопросе. Иначе в аудитории всегда найдется несколько студентов, способных сделать это самостоятельно, разрушив авторитет преподавателя. √ Принцип доступности лекции предполагает, что содержание учебного материала должно быть понятным, а объем этого материала посильным для «среднего» студента. Это означает, в частности, что степень сложности лекционного материала должна соответствовать уровню развития и имеющемуся запасу знаний и представлений студентов. Стремясь к доступности изложения, нельзя снижать его научность. √ Следование принципу систематичности требует соблюдения ряда педагогических правил. К ним, первую очередь, относят: ▪ взаимосвязь изучаемого материала с ранее изученным, постепенное повышение сложности рассматриваемых вопросов; ▪ взаимосвязь частей изучаемого материала; ▪ обобщение изученного материала; ▪ стройность изложения материала по содержанию и внешней форме его подачи, рубрикация курса, темы, вопроса; ▪ единообразие структуры построения материала. √ Принцип наглядности в обучении основан на том, что ознакомление студентов с каким-либо новым явлением или предметом начинается с конкретного ощущения и восприятия. Несмотря на разнообразие наглядных пособий, при их использовании следует соблюдать некоторые общие правила. Массированное применение их на лекции ведет к повышенному утомлению студентов. Преподаватель должен очень четко представлять, на каком именно этапе лекции он будет использовать ту или иную наглядность, а также случаи отсутствия возможности ее использования по независящим от него причинам. Демонстрационный материал во всех случаях должен играть подчиненную роль, быть одним из аппаратов лектора, а не подменять содержания лекции. В каждый момент лекции необходимо демонстрировать только тот наглядный материал, который иллюстрирует излагаемые положения. Поэтому, например, таблицы в аудитории нужно повесить стопкой и обратной стороной. Нецелесообразно их развешивать по всей аудитории. Это отвлекает внимание студентов и, как следствие, не включает механизмы запоминания информации. Таким образом, основными дидактическими и методическими требованиями к академической лекции являются следующие: ▪ современный научный уровень; ▪ насыщенная информативность: ▪ убедительная аргументация; ▪ доступная и понятная речь; ▪ эмоциональность; ▪ четкая структура и логика; ▪ наличие ярких примеров, научных доказательств, фактов. Кроме того, важно четко выполнять психолого-педагогические требования к проведению лекции: ▪ педагогический педантизм (начинать вовремя, настроиться, уверенность, деловитость, осмотреть всю аудиторию); ▪ внешность (функционально целесообразный стиль, опрятность); ▪ концентрация внимания, актуализация опорных знаний; ▪ четкость в ознакомлении с темой, вопросами, литературой, новыми терминами; ▪ логично мотивированная структура, выводы; ▪ использование опорных сигналов (рисунки, схемы, ключевые слова и т. д.); ▪ языковая культура преподавателя; научный и разговорный стили, использование аппелятивов «остановимся», «таким образом», «рассмотрим»; правильность языка, лаконичность, эмоциональность, экспрессивность; ▪ техника речи и дыхания, ударения, паузы; ▪ «полётность» голоса лектора (на уровне голов студентов); ▪ сила и тональность голоса, темп и ритм; ▪ место лектора в аудитории; ▪ лекция – монолог или диалог; ▪ конспектирование; ▪ раскрыть узловые вопросы и дать установку на самостоятельную работу по остальным вопросам. Лектор должен вдумчиво проработать методические основы проведения лекции. Известно, что студенты нередко хорошо информированы о лекторе, еще не приступившем к чтению своего курса, да и о самом курсе. Если преподаватель читает свой курс ежегодно, то складывается определенное традиционное отношение аудитории, в известном смысле определяющее успех преподавателя. Аудитория оценивает лектора по его профессиональному мастерству, по его знаниям, по его вкладу в науку и по его общественной деятельности. Нельзя забывать и того, что студенты нередко склонны к критике просчетов педагога. Поэтому, входя в аудиторию, лектор должен подумать о своем имидже, целенаправленно оказывая на слушателей продуманное психологическое воздействие, формирующее стиль общения и уменьшающее пассивность аудитории. Преподавателю важно с самого начала очертить перед студентами уровень своих требований к ним в совместной учебной деятельности. Лектор, встав за кафедру, готовит аудиторию к лекции, настраивает ее внимание. Важно помнить, что внимание – это мотивация к запоминанию информации. Каждый студент должен хорошо знать, что если внимание не сосредоточено, то механизмы запоминания не вступают в действие. Именно поэтому никогда не следует начинать лекцию, не сосредоточив внимания аудитории. Простым и эффективным приемом для этой цели является традиционное приветствие преподавателя. Если студент по какой-то причине не расслышал или не понял сущность разбираемого вопроса, то он не должен переспрашивать соседа или лектора. Это нарушает стройность изложения материала и отвлекает внимание соседа, выключая механизмы запоминания информации. В таком случае в тетради нужно оставить свободное место, и после окончания лекции или в перерыве восстановить упущенный фрагмент. Вместе с тем, нередко в непонимании повинен сам лектор, который должен стремиться к качеству устной речи, определяемой во многом техникой речи. Преподаватель должен своевременно сделать перерыв в лекции. После перерыва вновь возникает необходимость сконцентрировать внимание аудитории, напомнить о том, что было рассмотрено на первом часе лекции. Особое внимание следует уделить требованиям к конспектированию лекций. В методической литературе не существует единого правила того, как нужно записывать лекцию. Это зависит от индивидуальных особенностей требований преподавателей и индивидуальных качеств личности студентов. В этом отношении слушателей условно можно разделить на четыре группы. ▪ Первая внимательно слушает лектора, анализирует информацию и делает конспективные записи. Это самый лучший способ осмысливания и фиксации лекционного материала. ▪ Вторая – почти дословно старается записать текст лекции, иногда даже не вникая в ее содержание. ▪ Третья – внимательно слушает, анализирует, но не делает никаких записей. Это, как правило, люди с хорошей памятью, на которую они и делают основную ставку. ▪ Четвертая – ничего не слушает, часто занимается другими делами, нарушает деловую обстановку и дисциплину. Формирование культуры ведения лекционных записей – важная педагогическая задача. Конспект полезен тогда, когда изначально ориентирован на одновременную со слушанием лекции мыслительную переработку материала, на выделение и фиксацию в тезисно-аргументированной форме главного содержания лекции. Важно учитывать, что у студентов, как правило, стихийно складывается так называемый «стиль писца», т. е. стремление возможно полно записать весь лекционный материал, что не способствует его глубокому пониманию и освоению. Необходимым условием эффективности лекции является речевое мастерство лектора, богатый, эмоционально окрашенный язык изложения, форма изложения – не только украшение лекции, но и важный ориентир восприятии ее содержания. Вводную часть лекции целесообразно начинать с формулировки ее темы и цели, чтобы избежать ее декларативности и неопределенности в изложении материала. Сообщение плана лекции обеспечивает на 10–12% более полное запоминание материала, чем на той же лекции, но без оглашения плана. Основная часть лекции. Необходимо максимально использовать первые 15–20 минут – период «глубокого» внимания слушателей. Далее наступают утомление и снижение внимания. Максимальное падение работоспособности студентов отмечается многими исследователями примерно к 40-й минуте лекции. Чтобы преодолеть этот критический период, в арсенале лектора должны быть свои приемы. Возможен переход на шутливый тон изложения. Можно задать вопрос аудитории и попросить любого студента ответить на него. Можно прочесть какую-либо цитату и в это время позволить слушателям сделать минутную гимнастику для пальцев и даже поговорить с соседом. Затем необходимо вернуть аудиторию к прежнему ритму работы. Целесообразно предварительно рассчитывать скорость подачи информации. Загрузка внимания студентов на лекции зависит от способности лектора сосредоточить и удерживать внимание аудитории. Оно подвержено колебаниям каждые 2–3 минуты у каждого студента. Поэтому наиболее важный материал в лекции должен повторяться, создавая некоторую избыточность учебной информации. Обилие статистических и цифровых сведений, частных подробностей в лекции без применения средств наглядности воспринимается с искажениями и плохо запоминается. Подобный материал целесообразно сообщать аудитории с помощью демонстрационных плакатов, транспарантов и технических средств обучения Для повышения познавательной активности студентов лектор может использовать ряд приемов: ▪ постановка перед студентами вопросов – риторических или требующих реального ответа; ▪ включение в лекцию элементов беседы; ▪ предложение сформулировать те или иные положения или определения; ▪ разбивка аудитории на микрогруппы, которые проводят краткие обсуждения и обмениваются их результатами; ▪ использование раздаточного материала, в том числе конспектов с печатной основой и др. Повышению познавательной активности студентов способствует умение лектора доходчиво отвечать на вопросы. На лекции при ответах на вопросы не снижается значение особенностей публичного выступления: ответ лучше дать сразу, четко, и в расчете на реакцию всей аудитории, в значительной мере экспромтом. Один неудачный ответ может ухудшить впечатление от всей лекции. У студентов не без оснований распространено мнение, что в ответах на вопросы наиболее отчетливо проявляется эрудиция преподавателя. Тщательно надо продумать заключительную часть лекции, повторить ее положения, а на следующей лекции начать именно с них. Заключительная часть лекции предполагает подведение итогов, обобщение прочитанного и уже знакомого из самостоятельно изученного студентами материала, формулировку выводов и т. д. Здесь преследуется цель ориентировать студентов на самостоятельную работу. Для этого может быть рекомендована литература по изучаемой проблематике, разъяснено, какие вопросы выносятся на семинарские занятия, а какие необходимо изучить самостоятельно. В самом конце лекции следует ответить на вопросы студентов, возможно поступившие в форме записок (о такой возможности надо предупредить студентов заранее). Со студентами, проявившими интерес к теме лекции, желательно побеседовать после ее окончания, пригласить их на консультацию для продолжения разговора. Отвечая на наивные или нелепые вопросы надо щадить самолюбие студента, малейшая бестактность при этом может привести к потере контакта с аудиторией. Научить же людей чему-либо можно лишь, сохраняя с ними хорошие отношения. Обратная связь лектора и аудитории осуществляется с целью контроля прочности усвоения знаний. Первая функция такого контроля – способ получения лектором представления об учебном процессе с целью внесения необходимых корректив. Вторая – способ психологического воздействия на студентов, активизирующий их продуктивную деятельность. Следует учитывать, что устойчивость внимания студентов зависит от ряда следующих факторов: логичность речи, новизна материала, противопоставление, конкретность изложения, расстановка акцентов, зрительный контакт с аудиторией. Начало восприятия излагаемого материала на лекции – 4–5 мин. Оптимальная активность восприятия – 25–30 мин. Фаза усилий длится не более 10–15 мин., а потом наступает фаза выраженного утомления. Лектор может использовать приемы для восстановления утраченного внимания: голосовые приемы (громкость речи, тон голоса, неправильное ударение), неожиданный перерыв мысли («Да, чуть было не забыл…»), жесты и движения, вопросы, наглядные средства (иллюстрации, диаграммы, графики), а также паузы. Повышение качества лекции становится возможным при таких условиях: 1) наличие постоянной обратной связи; 2) оценка коллег, студентов, самооценка. Вопросы, которым следует уделить внимание для оценки лекции, делают процесс оценивания более сознательным и систематическим: √ Содержание лекции: научность, соответствие современному уровню развития науки, идейная направленность, активизация мышления, сопоставление альтернативных взглядов, выдвижение проблемных ситуаций, ознакомление с историей научного поиска, определение проблем для самостоятельного исследования. √ Методика чтения лекции: четкая структура лекции, логика изложения; литература по теме; доступность и аргументированность; выделение главного в материале и в выводах; использование приемов закрепления, повторения; использование технических средств, опорных материалов. √ Руководство работой студентов: помощь в ведении записей (изменение темпа), использование приемов поддержания внимания (интересные примеры, шутки, риторические вопросы). √ Личность лектора: знание предмета, эмоциональность; голос, дикция; четкость, грамотность речи; внешний вид; умение чувствовать аудиторию, устанавливать с ней контакт. √ Результаты лекции: информационная ценность; воспитательное влияние; достижение дидактических целей. Семинар № 9. «Психолого-педагогические требования к проведению лекции»
Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 3377; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |