Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Этапы подготовки к лекции




Лекция как главное звено дидактического цикла в вузе. Виды академических лекций

Тема 9. Психолого-педагогические требования к проведению лекции

В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ

Модуль 3. МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ

♦ Психолого-педагогические требования к проведению лекции

♦ Семинарское занятие в высшей школе. Организация самостоятельной работы студентов

♦ Инновационные методы обучения и воспитания в высшей школе

 

Дидактика – это отрасль педагогики, направленная на изучение и раскрытие теоретических основ организации процесса обучения (закономерностей, принципов, методов обучения), а также на поиск и разработку новых принципов, стратегий, методик, технологий и систем обучения.

Главным звеном дидактического цикла является лекция (лат. lectio – чтение), которая появилась в Древней Греции и получила широкое распространение в средние века. Примером первых лекций были диалоги Платона со своими учениками в саду Академа, названного именем героя древнегреческих мифов (отсюда – современное название учебного заведения «академия»). Наибольшее распространение такая форма организации обучения получила в эпоху средневековья в связи с вовлечением в образование широких групп населения. В этот период диалогический вид обучения Древней Греции и Рима уже не удовлетворял возросшие потребности в получении знаний. В средние века стали открывать схолы, где читали лекции – богословские догматы. Лекция была способом коллективного усвоения информации.

Лекция всегда была довольно эффективным способом коллективного распространения и усвоения информации. Только в конце ХІХ века наряду с лекциями стали использовать семинары и лабораторные занятия.

В Англии с конца ХVІІ века распространяется тьюторская система обучения, элементы которой возникли еще в ХІV веке в Оксфордском и Кембриджском университетах. Продуктивность этой системы проявляется в том, что, во-первых, она направлена на воспитание интеллектуальной элиты; во-вторых, ее эффективность в организации самостоятельной работы очень высока; в-третьих, на ее основе могут образовываться педагогические школы и педагогические классы в вузах. Хотя она и требует значительных финансовых затрат, ожидается, что в связи с развитием Болонского процесса институт тьюторства широко войдет в практику учебной деятельности отечественной высшей школы.

Лекция относится к словесным методам обучения, но она является и одним из видов учебной работы. Лекция – метод обучения, одна из основных форм организации учебного процесса, представляющая собой устное, монологическое, систематическое, последовательное изложение преподавателем учебного материала. Она предшествует всем другим формам организации учебного процесса, позволяет оперативно актуализировать учебный материал дисциплины.

Лекция как метод обучения имеет информационный характер, четкий план. Структура лекции подчиняется логике предмета, она не только стимулирует конкретно-образное мышление, но и активизирует логическое мышление слушателей, последовательно выясняет все пункты плана. Выдвинутые в лекции идеи необходимо излагать на высоком научно-теоретическом уровне, но с учетом уровня подготовки слушателей. Все понятия и термины объясняются, аргументируются, при этом широко используют наглядность, активизируют внимание слушателей. Предметом лекции может быть изучение сложных объектов, явлений, событий, процессов, которые имеют между собой связи и зависимости причинно-следственного характера.

Целью лекции является организация целенаправленной познавательной деятельности обучающихся по овладению программным материалом учебной дисциплины.

Задачи лекции:

– обеспечивать формирование системы знаний по учебной дисциплине;

– учить умению аргументировано излагать научный материал;

– формировать профессиональный кругозор и общую культуру;

– отражать новые, еще не получившие освещения в учебниках и учебных пособиях знания;

– оптимизировать все другие формы организации учебного процесса с позиций новейших достижений науки, техники, культуры и искусства.

Лекция в высшей школе – это ответственное многоаспектное педагогическое действо. Оно является вершиной педагогического мастерства педагога-ученого.

Лекция выполняет следующие функции:

▪ информационная (изложение системы знаний, ознакомление с новыми достижениями науки, помощь в ориентировании в информации; ознакомление с литературой, научными школами );

▪ развивающая – интеллектуальное развитие личности путем включения ее в активную мыслительную деятельность;

▪ воспитательная – формирование моральных качеств через содержание учебного материала и организация их на конкретную познавательную деятельность;

▪ организующая – психолого-педагогическая направленность для организации всех звеньев учебной деятельности.

▪ мотивационная – формирование познавательного интереса к содержанию учебного предмета и профессиональной мотивации обучающегося.

Таким образом, лекция является и методом обучения, и формой учебной работы в вузе, и видом учебной деятельности. Поскольку в современных условиях информационная функция лекции теряет актуальность, наблюдается тенденция к снижению роли лекции в профессиональной подготовке, теряет значение информационная функция лекции. Современное состояние информационного обеспечения свело суть лекции к консультативно-обзорному обозначению проблемы и анализу возможных направлений ее решения.

Среди видов академических лекций выделяются следующие:

√ вступительная лекция – начальный этап изучения новой дисциплины (структура курса, актуальность, мотивация, место в системе профподготовки, заинтересованность содержанием, эмоциональность);

√ тематические лекции (проблемность, последовательность, логичная согласованность);

√ итоговая (заключительная) лекция (осознание научного, методологического стержня системы наук, взаимосвязи между ними, перспективы и направления; проводится перед государственными экзаменами и практикой).

По форме организации различаются лекции :

– информационная лекция;

– проблемная лекция;

– лекция-дискуссия;

– лекция-консультация;

– лекция-беседа;

– лекция с опорным конспектированием.

Также выделяют следующие виды лекций:

лекция-информация (ориентирована на изложение и объяснение студентам научной информации, подлежащей осмыслению и запоминанию. Это самый традиционный тип лекций в практике высшей школы.).

обзорная лекция – это систематизация научных знаний на высоком уровне, допускающая большое число ассоциативных связей в процессе осмысления информации, излагаемой при раскрытии внутрипредметной и межпредметной связи, исключая детализацию и конкретизацию.

проблемная лекция – на этой лекции новое знание вводится через проблемность вопроса, задачи или ситуации. При этом процесс познания студентов в сотрудничестве и диалоге с преподавателем приближается к исследовательской деятельности. Содержание проблемы раскрывается путем организации поиска ее решения или суммирования и анализа традиционных и современных точек зрения.

лекция-визуализация представляет собой визуальную форму подачи лекционного материала средствами аудиовидеотехники. Чтение такой лекции сводится к развернутому или краткому комментированию просматриваемых визуальных материалов.

бинарная лекция – это разновидность лекции в форме диалога двух преподавателей (либо как представителей двух научных школ, либо как ученого и практика, преподавателя и студента).

лекция с заранее запланированными ошибками рассчитана на стимулирование студентов к постоянному контролю предлагаемой информации (поиск ошибки: содержательной, методологической, методической, орфографической). В конце лекции проводится диагностика слушателей и разбор сделанных ошибок.

лекция-конференция проводится как научно-практическое занятие, с заранее поставленной проблемой и системой докладов.

лекция-консультация может проходить по разным сценариям: по типу «вопросы – ответы» или по типу «вопросы – ответы – дискуссия».

В отличие от учебника лекция:

во-первых, дает непосредственное общение с лектором;

во-вторых, представляет разные точки зрения;

в-третьих, дает возможность повторения того, что нужно студентам и преподавателю;

в-четвертых, учитывает особенности ситуации;

в-пятых, способствует установлению живой связи студентов с изучаемой дисциплиной.

К основным достоинствам лекции относятся следующие:

▪ творческое сотрудничество педагога со студентами;

▪ совместное эмоциональное взаимодействие;

▪ активизация мыслительной деятельности студентов;

▪ возможность учесть специфику профессиональной подготовки студентов, их интересы;

▪ влияние на развитие интеллекта, моральных качеств, культуры общения;

▪ экономичность, возможность получить большой объем новой информации;

▪ возможность расставить акценты для самостоятельной работы.

В то же время лекция как вид учебной работы имеет и определенные ограничения и недостатки, а именно:

– направленность информации на слуховую память (несовершенную и кратковременную);

– без зрительного подкрепления информация «выветривается»: студент может воспроизвести 10-15% материала;

– невозможность эффективно управлять мыслительной деятельностью более 50 студентов;

– на младших курсах студенты слабо владеют методикой и техникой восприятия содержания лекции и конспектирования;

– приучает студента к пассивному присваиванию чужих мыслей, не стимулирует тягу к самостоятельному обучению;

– не обеспечивает индивидуального, дифференцированного подхода к обучению.

Последовательность подготовки к лекции включает следующие этапы:

▪ Ознакомление с учебным планом специальности (место в системе всех дисциплин).

▪ Изучение логики построения учебного курса (содержание лекционных, семинарских и практических занятий).

▪ Ознакомление с учебниками и учебными пособиями (в каком объеме раскрыто содержание курса), подбор дополнительной, новейшей литературы.

▪ Выделение дидактического материала относительно требований конкретной темы с учетом интеллектуальных возможностей студентов.

▪ Ознакомление с новыми (не известными студентам) научными понятиями, терминами, их этимологией.

▪ Подготовка текстового варианта лекции (не дублировать текст базового учебника, текст – 20–24 стр.). Структура лекции:

– обозначение темы и вопросов,

– список рекомендованной литературы,

– перечисление новых научных понятий, которые вводятся в этой теме,

– изложение содержания,

– общие выводы.

▪ Обработка отредактированного дидактического материала лекции (видеозапись, корректировка по содержанию, темпу, ритму).

▪ Составление тезисов, опорных сигналов и т. п. (отойти от прямого чтения, осуществлять творческий поиск истины).

▪ Создание вспомогательного, резервного, дидактического материала (примеры, факты для создания позитивного эмоционального настроя студентов).

Структура лекционного курса обычно включает в себя вступительную, основную и заключительную части. Количество лекций в той или иной части определяется с учетом общего количества часов, отведенных для лекционной работы, и специфики структуры изучаемой отрасли знаний.

После определения структуры лекционного курса можно приступить к подготовке той или иной конкретной лекции. Методика работы над лекцией предполагает примерно следующие этапы подготовки к лекции:

▪ отбор материала для лекции;

▪ определение объема и содержания лекции;

▪ выбор последовательности и логики изложения;

▪ подбор иллюстративного материала;

▪ выработка манеры чтения лекции.

Отбор материала для лекции определяется ее темой. Для отбора материала необходимо ознакомиться с действующим законодательством и подзаконными актами, авторитетными комментариями к действующим законам и проблемными статьями в периодической литературе. Далее лектору следует тщательно ознакомиться с содержанием темы в базовой учебной литературе, которой пользуются студенты, чтобы выяснить, какие аспекты изучаемой проблемы хорошо изложены, какие данные устарели и требуют корректировки. Следует обдумать обобщения, которые необходимо сделать, выделить спорные взгляды и четко сформировать свою точку зрения на них. Лектору необходимо с современных позиций проанализировать состояние проблемы, изложенной в учебнике, составить план лекции и приступить к созданию расширенного плана лекции.

Определение объема и содержания лекции – второй важный этап подготовки лекции, определяющий темп изложения материала. Это обусловлено ограниченностью временных рамок, определяющих учебные часы на каждую дисциплину. Не рекомендуется идти по пути планирования чтения на лекциях всего предусмотренного программой материала в ущерб полноте изложения основных вопросов. Лекция должна содержать столько информации, сколько может быть усвоено аудиторией в отведенное время. Лекцию нужно разгружать от части материала, перенося его на самостоятельное изучение. Если лекция будет прекрасно подготовлена, но перегружена фактическим (статистическим и т. п.) материалом, то она будет малоэффективной и не достигнет поставленной цели. Приступая к решению вопроса об объеме и содержании лекции, следует учитывать ряд особенных, специфических черт этого вида занятий, в том числе и дидактическую.

Выбор последовательности и логики изложения материала – следующий этап работы над лекцией. При составлении плана лекции лучше выделить самостоятельные разделы, после каждого из которых желательно сделать обобщения. Выделить информацию, на которой необходимо сконцентрировать внимание слушателей. Определяя логику построения лекции, следует четко определить, какой метод изложения целесообразно использовать – метод индукции, дедукции или аналогии.

Индуктивный метод состоит в движении от частного к общему. Индукция может быть полной, когда обобщение делается из анализа всех без исключения характеристик, параметров или других данных об изучаемом явлении или предмете. Недостатком ее является громоздкость, так как приходится иногда оперировать с большим числом данных. Поэтому более распространена индукция неполная, когда обобщения делают на основании некоторых (не исчерпывающих, но достаточных) данных.

Дедуктивный метод изложения состоит в движении от общего к частному. Дедукцией пользуются в том случае, если известна какая-либо общая закономерность и на ее основе подлежит анализу отдельные проявления этой закономерности.

Метод аналогии основан на вынесении заключения об изучаемом явлении по сходству с другими известными явлениями. Это сходство может быть установлено по нескольким признакам, которые должны быть существенными и характеризовать явление с различных сторон. Проводя аналогию, нужно устанавливать и развитие рассматриваемых явлений, что способствует объективности анализа. Следует избегать использования поверхностных признаков аналогии, так как это может привести к типичной ошибке, называемой «ложной аналогией».

Заключительный этап работы над текстом лекции – ее оформление. Абсолютное большинство начинающих лекторов подобранные материалы оформляет в виде конспектов. Более опытные преподаватели обходятся разного рода тезисными записями и планами.

Выработка индивидуальной манеры чтения лекции – исключительно важный и длительный период в подготовке к лекционному занятию. Прежде всего, не следует никогда читать текст лекции. Надо стремиться к ведению активного диалога с аудиторией, держать себя непринужденно, свободно, уверенно, передвигаться по аудитории, следя за тем, успевают ли студенты записывать за вами. Целесообразно повторять наиболее важные положения, периодически менять тембр голоса, логические ударения, показывая этим важность раздела, мысли, вывода или обобщения. Это нужно заранее продумать при подготовке лекции, отметить в лекционной модели, например, подчеркивая те или иные блоки лекции цветными фломастерами.

Подбор иллюстративного материала может быть немаловажным этапом подготовки лекции. Таблицы, диапозитивы, рисунки, схемы необходимо не только тщательно отобрать, но определить и зафиксировать их последовательность при чтении лекции.

Для достижения наивысшей эффективности лекции необходимо выполнять ряд педагогических правил:

1) взаимосвязь изучаемого материала с ранее изученным, постепенное повышение сложности рассматриваемых вопросов;

2) взаимосвязь частей изучаемого материала;

3) обобщение изученного материала;

4) стройность изложения материала по содержанию и внешней форме его подачи, рубрикация курса, темы, вопроса;

5) единообразие структуры построения материала.

Лектору необходимо:

• рационально дозировать материал в каждом из разделов;

• использовать простой, доступный язык, образную речь с примерами и сравнениями;

• отказаться, насколько это возможно, от иностранных слов;

• использовать наглядные пособия, схемы, таблицы, модели, графики и т. п.;

• применять риторические и уточняющие понимание материала вопросы;

• обращаться к техническим средствам обучения.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 9734; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.