Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Стратегия воспитательного процесса в высшем учебном заведении: задачи, направления, методы




Целью воспитательного процесса в высшей школе является формирование гармонически развитой личности, готовой и способной полноценно исполнять определенный ряд объективной системы социальных ролей. Задачами воспитания являются цели, взятые в данных конкретных условиях. К таким условиям относятся: возраст обучаемых, специфика учебного заведения, уровень воспитанности, индивидуальные особенности и т. д.

Задачи воспитания делятся на две группы:

Инвариантные – общие задачи, стоящие перед всеми типами учебных заведений. Они вытекают из потребности освоения личностью системы социальных ролей и имеют системно-ролевую структуру.

В русле гуманистического воспитания вуз ставит следующие задачи:

– мировоззренческая ориентация личности в понимании смысла жизни, своего места в мире и в профессии;

– приобщение личности к системе культурных ценностей;

– оказание помощи в построении личностных карьерных стратегий и развития творческого потенциала;

– раскрытие общечеловеческих норм гуманистической морали и культивирование профессионально значимых личностных параметров;

– развитие интеллектуальной и нравственной свободы личности;

– воспитания уважения к законам страны и гражданским правам личности;

– формирование отношения к труду как к социально и личностно значимой потребности и фактору создания материальных благ;

– развитие представлений о культуре труда и здоровом образе жизни.

По мере взросления личность осваивает социальные роли в зависимости от своего потенциала и возрастных возможностей, что становится основанием для выделения возрастных вариативных задач. Они обязательно должны соответствовать уровню освоения личностью социальных ролей.

Основными направлениями воспитательной работы в высшем учебном заведении являются:

гражданско-правовое воспитание (философско-мировоззренческая подготовка, воспитание политической культуры, гражданской зрелости, патриотизма, толерантности, культуры межнационального общения. правовой культуры, развитие общественно-политической активности);

формирование учебно-профессиональной культуры (развитие профессиональной направленности, профессионального самосознания, профессиональной этики, формирование профессионально важных качеств и потребности в постоянном профессиональном росте, воспитание учебной культуры, выработка индивидуального стиля учебной деятельности, формирование компьютерной грамотности, информационной культуры, трудолюбия, положительного и творческого отношения к различным видам труда);

социально-экономическое воспитание (формирование активной жизненной позиции, экономической и потребительской культуры, заинтересованного отношения к своему учебному заведению);

формирование духовно-нравственной культуры (воспитание гуманности, доброты, терпимости, формирование духовно-нравственного идеала, экологической культуры, готовности к семейной жизни);

художественно-эстетическое воспитание (формирование эстетических знаний, художественно-эстетического вкуса, идеала, развитие художественно-эстетического творчества;

воспитание физической культуры и валеологической культуры (формирование потребности в физическом развитии и занятиях физкультурой и спортом, развитие основных двигательных качеств, ориентация на здоровый образ жизни, привитие интереса к туризму).

В отличие от методов обучения, направленных на приобретение совокупности упорядоченных знаний, умений и навыков, методы воспитания представляют собой способы взаимодействия педагогов и обучающихся, в процессе которых происходят изменения в уровне развития качеств личности воспитанников.

В педагогике существуют различные варианты классификации методов воспитания:

І. Условно можно выделить две группы педагогического влияния:

1) методы прямого педагогического влияния предполагают немедленную и отсроченную реакцию обучаемого и его соответствующие действия, направленные на самовоспитание;

2) методы косвенного педагогического влияния предполагают создание такой ситуации, когда у воспитуемого формируется соответствующая установка на самосовершенствование, на выработку определенной позиции в системе его отношений с окружающими людьми.

ІІ. По характеру воздействия на обучаемого методы воспитания делят на убеждение, упражнение, поощрение и наказание.

ІІІ. Существует классификация, согласно которой выделяются методы убеждения, организации деятельности, стимулирования поведения обучаемых.

ІV. Выделяются также такие группы методов воспитания, как объяснительно-репродуктивные, проблемно-ситуативные, методы приучения и упражнения, стимулирования, торможения, руководства и самовоспитания.

V. Традиционной является классификация, которая включает в себя целевую содержательную и процессуальную стороны методов воспитания. На основе направленности в ней выделяют три группы методов:

методы формирования сознания (рассказ, объяснение, лекция, этическая беседа, инструктаж, внушение, диспут, пример и т..);

методы организации деятельности и формирования опыта поведения (поручение, упражнение, воспитывающие ситуации и т. д.);

методы стимулирования (поощрение, наказание, соревнование и др.).

V. В профессиональной педагогике сложилась следующая классификация методов:

методы организации коллектива – дисциплина (выработка норм и правил культурного распорядка и последующего их предъявления в качестве единых требований друг к другу), самообслуживание (создание общими усилиями наиболее благоприятных условий жизни и труда коллектива), соревнование (стимулирование индивидуального и коллективного труда, формирование ревностного отношения к делу его участников), самоуправление, которое обеспечивает отношения взаимной ответственности и организаторских качеств при условии реальных прав и полномочий;

методы убеждения – информация, поиск информации ценностно-ориентированного характера, дискуссия, взаимное просвещение;

методы стимулирования – поощрение, наказание, требование, перспектива, общественное мнение.

Среди методоввоспитания и формирования профессиональной культуры наиболее эффективными являются следующие:

метод личного примера в поведении преподавателя;

√ метод доверительного межличностного общения;

√ проведение мероприятий за рамками учебного плана;

√ поощрение;

√ наказание;

√ приучение к чему-то (культивирование чего-то) и др.

Таким образом, воспитание представляет собойпроцесс становления, обогащения и совершенствования духовного мира человека и творческого овладения всей доступной культурой в конкретном социально-историческом контексте. Оно отражает триаду «знания – убеждения – практическая деятельность», которая реализуется благодаря многообразию методов воспитательного воздействия на студентов.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 615; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.