![]() КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Творческие аспекты деятельности преподавателя
Педагог – это человек, имеющий специальную подготовку и профессионально занимающийся педагогической деятельностью. Значение имеют не изолированные качества педагога, а их комплекс, целостная система. Системный характер педагогического мастерства отражается в профессиональном потенциале педагога, который является его главной характеристикой. Это совокупность естественных и приобретенных качеств, определяющих способность педагога выполнять свои обязанности. Профессиональный потенциал может быть определен как база профессиональных знаний, умений в единстве с развитой способностью педагога активно мыслить, творить, действовать, воплощать свои намерения в жизнь, достигать запланированных результатов. Профессиональный потенциал – это возможность выполнять свой труд на уровне требований, налагаемых педагогической профессией, в сочетании с индивидуальным пониманием сущности педагогического процесса – стилем учебно-воспитательной деятельности. По сути, он представляет собой концентрирование приобретенных качеств, то есть систему приобретенных в процессе подготовки знаний, умений, навыков, способов мышления и деятельности. В структуру профессионального потенциала педагога включаются следующие компоненты: √ профессиональная подготовка: ориентация на профессию, профессиональное становление, профессиональная направленность; √ творчество педагога: педагогический интеллект, профессиональная компетентность, индивидуальный стиль деятельности, творческое отношение к труду, развитие творческой инициативы; √ профессионализм педагога: инновационная деятельность, гуманистическая ориентация, профессиональный рост, профессиональная позиция, профессиональная активность; √ педагогическая культура: педагогический стиль мышления, педагогическая техника, мастерство общения, социальная активность, методическое мастерство. Педагог – это всегда активная, творческая личность, выступающая организатором повседневной жизни студентов. Побуждать интересы, вести учащихся за собой может только человек с развитой волей, где личной активности отводится решающее место. Педагогический труд нетворческим не бывает, и быть не может, ибо неповторимы обучаемые, обстоятельства, личность самого педагога, и любое педагогическое решение должно исходить из этих всегда нестандартных факторов. Творчество – это деятельность, порождающая нечто новое, ранее не бывшее, на основе реорганизации имеющегося опыта и формирования новых комбинаций знаний, умений, продуктов. Творчество имеет разные уровни. Для одного уровня творчества характерно использование уже существующих знаний и расширение области их применения, на другом уровне создается совершенно новый подход, изменяющий привычный взгляд на объект или область знаний. Творческая деятельность как целостный процесс характеризуется следующими чертами: √ наличие противоречия, проблемной ситуации или творческой задачи; √ социальная и личная значимость и прогрессивность, которая вносит вклад в развитие общества и личности (антисоциальная деятельность, даже в ее самой изобретательной форме, – это не творчество, а варварство); √ наличие объективных (социальных, материальных) предпосылок, условий для творчества; √ наличие субъективных (личностных качеств – знаний, умений, особенно положительной мотивации, творческих способностей личности) предпосылок для творчества; √ новизна и оригинальность процесса или результата. Конечно, творчески работающий педагог, а тем более педагог-новатор, создает свою педагогическую систему, но она является лишь средством для получения наилучшего в данных условиях результата. Среди творческих аспектов деятельности преподавателя можно выделить следующие: ▪ план каждого занятия и его реализация; ▪ новый методический прием; ▪ методическое усовершенствование (разработка новых методических материалов, преобразование научной информации в учебную); ▪ методическое обобщение; ▪ методическое изобретение; ▪ дидактическое обобщение (классификация методов обучения по источникам информации); ▪ дидактическое изобретение – разработка новых способов и средств обучения; ▪ дидактическое открытие (разработка новых процедур, например, поэтапное формирование умственной деятельности П. Я. Гальперина); ▪ совершенствование теории, уточнение и разработка определений; ▪ теоретическое обобщение; ▪ новая теория; ▪ педагогическое усовершенствование (новый стандарт, новый учебный план); ▪ педагогическое изобретение; ▪ педагогическое открытие.
Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 801; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |