КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Семинар: разновидности и функции
Семинар (лат. seminarium – рассадник) – вид учебных занятий практического характера, направленный на углубленную проработку определенного теоретического материала. Как вид учебной деятельности семинары появились в Древней Греции и Риме еще до нашей эры, но получили широкое распространение только в ХVІІ веке в Западной Европе. Тогда же они стали широко применяться и в учебных заведениях на территории Украины, а в ХІХ веке семинарские формы работы стали активно внедряться в общеобразовательных школах. В ходе педагогической практики выделились следующие разновидности семинарских занятий: 1) Просеминары: они играют вступительную, подготовительную роль (3 – 4 просеминара в начале курса) и представляют собой аудиторную работу студентов под руководством педагога, направленную на овладение умениями и навыками самостоятельной работы по подготовке к непосредственному участию в семинарах. 2) Семинары, которые по методике проведения представляют собой обсуждение, дискуссию в пределах обсуждаемой проблемы. Обсуждение должно носить творческий характер с четкой и убедительной аргументацией. Дискуссия помогает участникам семинара приобрести более совершенные знания, проникнуть в суть изучаемых проблем, выработать методологию, овладеть методами анализа социально-экономических процессов. Семинары могут проводиться в следующих формах: – вопросов и ответов; – развернутая беседа с предварительной подготовкой заданий; – коллективное чтение и комментирование текстов; – устные ответы студентов с последующим обсуждением; – дискуссия по предварительно заданной теме; – защита письменных рефератов студентов; – семинар-конференция с докладами и ответами на вопросы; – итоговая теоретическая конференция со студентами всего потока; – проблемный семинар по разрешению проблемных ситуаций; – пресс-конференция: сообщения по узловым вопросам и обсуждение; – семинар – «мозговой штурм» с выработкой рекомендаций. 3) Спецсеминары, которые предусмотрены для студентов старших курсов и направлены на формирование у студентов умений и навыков научной работы. Кафедры утверждают и разрабатывают их тематику, составляют программы с четким определением узловых тем, основной литературы. За студентами закрепляются конкретные темы (можно одну тему поручать 2 – 3 студентам). Составляется календарный план подготовки материалов. Студенты выступают с докладами, знакомятся с технологическими картами, обсуждают определенные аспекты проблемы. При подготовке к таким семинарам они конспектируют необходимые материалы, читают рекомендованную литературу. Семинарские занятия как вид учебной работы в высшей школе выполняет следующие функции: – познавательная: углубление, конкретизация, систематизация знаний, полученных на лекции и во время самостоятельной работы; – контрольная: контроль за качеством усвоения студентами материала; – деятельная: развитие навыков самостоятельной работы, мотивация к научному поиску. Семинарские занятия способствуют: ▪ активизации познавательной деятельности студентов; ▪ формированию самостоятельности суждений; ▪ умению отстаивать собственное мнение, аргументировать его на основе научных фактов; ▪ развитию логического мышления; ▪ формированию убеждений; ▪ овладению культурой толерантности; ▪ социальному становлению личности. Семинарские занятия выполняют следующие задачи: 1) образовательные; 2) развивающие; 3) воспитывающие. В педагогической практике выделяются следующие виды семинаров: 1. Самой распространенной формой является вопросно-ответная форма семинарского занятия в виде беседы. 2. Семинар-диспут ориентирован на обсуждение проблемных вопросов, имеющих многовариантные решения. Один вид дискуссии ориентируется на учебное знание, другой – на научное, когда существуют различные точки зрения, подходы к решению проблемы. Для организации дискуссии уместно использовать теорию спора. 3. Реферативная форма. Рефераты полезны по узким проблемам. Руководитель предлагает тему, литературу. 4. Семинарское знание может пройти в форме письменного задания. Это может быть тестирование, вопросы с развернутыми ответами, сочинение. Этот вид работы дает студентам свободу при ответе, развивает логическую и языковую культуру. 5. Игровой метод. Моделируется проблемная ситуация. На основе приобретенного опыта и развития личностных качеств формируются профессиональные навыки. 6. Коллоквиум, на котором проверяется самостоятельной работы студентов. На коллоквиуме проверяются знания – в диалоге, дискуссии, в свободном обмене мнениями. В качестве основных форм учебной работы на семинаре могут быть следующие: анализ первоисточников, комментарии, рецензия, пресс-конференция, дискуссия, ролевые игры и кейс-методики.
Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 1686; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |