КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Сущность денег. Функции денег. Закон денежного обращения
Тема 4. Деньги и инфляция Вопросы для обсуждения: 1. Сущность денег. Функции денег. Закон денежного обращения. 2. Инфляция: причины, сущность, виды. Краткий конспект лекций: Общественное разделение труда способствовало развитию товарообмена, при этом простой первоначальный обмен одной полезной вещи на другую был случайным и однородным. С развитием производства, в результате обмен товарами стал регулярным, что потребовало появления всеобщего эквивалента, которым стали деньги. К определению сущности денег существует два основных подхода:
В ХХ в. наиболее ходовыми функциями денег стали: 1. мера стоимости; 2. средства обращения; 3. средства платежа. Закон денежного обращения – денег нужно столько, чтобы обеспечить все товарные сделки, т.е. Д = Т (количественно), товары необходимо умножить на Ц (цену), а Д – на число оборотов (в денежных единицах): Т * Ц = Д * О Д = Т * Ц О Не выполнение данного соотношения приводит к появлению денежных суррогатов (заменителей, выполняющих функции денег) как следствие недостатка денежных средств (если денежной массы недостаточно) или к инфляции (если товаров меньше, чем денег). 2. Инфляция: причины, сущность, виды. Инфляция в самом общем виде (лат. Inflatio - вздутие) – это диспропорция между количеством денег, находящемся в обращении и количеством произведенных товаров. Проявления данных диспропорций наглядно отражено в таблице 1: Таблица 1 Проявления инфляции
На основании использования данной таблицы, определение инфляции может быть дополнено ее проявлениями: резким увеличением цен, сокращением безналичных денег, а также ростом количества денег, находящемся в обращении. Эмпирические признаки инфляции (Г. Мэнкью): 1. «стоптанные каблуки» («забеги» по превращению безналичных денег в наличные, а последних в необходимые товары и услуги); 2. «меню» (частое изменение цен); 3. «несбалансированность семейного бюджета».
К определению причин инфляции существует три основных подхода:
Таким образом, при анализе причин инфляции необходимо учитывать все факторы для разработки адекватной экономической политики, направленной на ее преодоление. Виды инфляции:
Методы борьбы с инфляцией в зависимости от подхода к ее причинам подразделяются:
Тема 6. Рынок и рыночное равновесие Вопросы для обсуждения: 1. Рынок: сущность, функции, структура 2. Структура рынка: субъекты, объекты, механизм взаимодействия 3. Рыночная инфраструктура Краткий конспект лекций: Рынок появляется только в товарном хозяйстве. Первоначально под рынком понималось конкретное место, где встречались продавцы и покупатели. На современном этапе развития экономической теории данная трактовка рынка лежит в основе узкого подхода к определению сущности рынка. Исходя из чего, можно выделить следующие условия появления рынка: 1) появление излишек, предназначенных для обмена; 2) зарождение и развитие института собственности как основы свободного распоряжения излишками. При этом определение видов рынка основывается преимущественно на территориальном принципе. Выделяют районный, региональный, межрегиональный, мировой и т.д. виды рынков. С развитием товарного хозяйства рынок начал представлять собой определенный механизм, на основании которого функционирует экономическая система. Поэтому современная теория более широко трактует рынок, как систему отношений между субъектами рынка по поводу объектов, основанную на взаимодействии базовых законов рынка. К условиям, обеспечивающим его нормальное функционирование, могут быть отнесены: 1) приоритет частной собственности (при наличии всех ее видов и форм); 2) законодательно оформленная и закрепленная система свобод (свобода выбора, свобода предпринимательской деятельности, свобода потребительского выбора, свобода распоряжения денежными средствами); 3) нормативно-правовая база, защищающая интересы мелкого и среднего производителя, а также всех категорий потребителей. 2. Структура рынка: субъекты, объекты, механизм взаимодействия Исходя из представленного выше более широкого подхода к определению сущности рынка, его структура может быть представлена следующим образом:
Рис. 1 Структурные элементы рынка с точки зрения широкого подхода Субъекты и объекты рынка как системы отношений, были подробно рассмотрены в предшествующих разделах, поэтому далее считаем целесообразным более детально остановится на характеристике каждого из представленных в схеме законов, формирующих во взаимосвязи рыночный механизм (за исключением закона денежного обращения, который был рассмотрен в предшествующем разделе). Закон спроса, предложения, равновесной цены. Спрос – это то количество товара, которое приобретается потребителем в соответствии с его потребностями и покупательной способностью. Факторы, оказывающие влияние на величину спроса, можно условно разделить на две группы: ценовые и неценовые (мода, сезон, наличие в избытке (недостатке) данного товара, традиции и т.п.). При этом образующим фактором является цена, аккумулирующая все другие факторы. Графическая зависимость спроса от цены выгладит следующим образом:
Рис. 2 Графическая зависимость спроса товар от его цены На основании представленной графической зависимости спроса на товар от его цены можно сформулировать закон спроса: чем выше цена, тем меньше спрос. Следует отметить, что данный закон определяет нормальное поведение потребителей на рынке, другие варианты поведения потребителей принято обозначать как «спросовые аномалии». Среди них можно выделить: 1) эффект Гиффена (распространяется на товары первой необходимости); 2) эффект сноба (объединят товары, определяющие социальный статус человека); 3) эффект заблуждения («дорого – значит качественно»); 4) эффект отложенного спроса (формируется на те товары, которые длительное время сохраняют свою потребительную ценность). Предложение – это количество товаров и услуг, которое производитель выставляет на рынок с целью продажи. К факторам, оказывающим влияние на предложение, можно отнести: конкуренцию на рынке, цены на ресурсы, проводимую государством политику, влияние мировой конъюнктуры и т.п. При этом образующим фактором также является цена, аккумулирующая все другие факторы. Графическая зависимость предложения от цены выгладит следующим образом:
Рис. 3 Графическая зависимость предложения товара от его цены На основании представленной графической зависимости предложения товара от его цены можно сформулировать закон предложения: чем выше цена, тем в большей мере растет предложение товаров и услуг со стороны продавцов. При одновременном совмещении кривых спроса и предложения (рис. 4) определяется точка равновесия спроса и предложения на рынке, свидетельствующая о единстве экономических интересов покупателей и продавцов.
Рис. 4 Равновесное количество предложения и спроса
Если из точки равновесного состояния опустить перпендикуляр на ось абсцисс, то в точке их пересечения можно определить равновесное количество, удовлетворяющее пожелания покупателей и продавцов. Проекция точки равновесного состояния на ось ординат позволяет получить равновесную цену, одинаково приемлемую для участников рыночной сделки. Равновесная цена и равновесное количество свидетельствуют: 1) о наибольшей экономической эффективности сложившейся рыночной ситуации, т.к. затраты на производство окупаются их продажей по равновесной цене; 2) о достижении оптимального выпуска товаров и услуг (нет ни избытка, ни дефицита материальных благ). Закон конкуренции. Конкуренция – это борьба между производителями за потребителя, в которой выигрывает тот из них, чей товар является конкурентоспособным, т.е. обладающий следующими свойствами: 1) низкой ценой; 2) высоким качеством; 3) экологической чистотой. Закон стоимости. Предприниматель заинтересован в снижении затрат на производство товаров и услуг для максимального увеличения разницы между их стоимостью и рыночной ценой. Взаимодействие перечисленных выше законов (закона спроса, предложения, равновесной цены, закона конкуренции, закона стоимости и закона денежного обращения) порождает механизм рыночного саморегулирования, названного А. Смитом «невидимой рукой рынка». Исходя из этого, экономику, функционирующую преимущественно на его основе принято называть «рыночной».
Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 472; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |