Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Сравнительный анализ рыночной структуры




Сопоставление базовых типов рыночной структуры представлено в таблице 6. В ней проанализированы основные типы рыночной структуры (за исключением – дуополистической конкуренции в связи отсутствия достаточной информации) по комплексу признаков.


Таблица 1

Сравнительный анализ рыночной структуры

№№ ХАРАКТЕРНЫЕ ПРИЗНАКИ СОВЕРШЕННАЯ КОНКУРЕНЦИЯ (ЧИСТАЯ) НЕСОВЕРШЕННАЯ КОНКУРЕНЦИЯ
МОНОПОЛИСТИЧЕСКАЯ КОНКУРЕНЦИЯ ОЛИГОПОЛИЯ ЧИСТАЯ МОНОПОЛИЯ
1. Число продавцов Очень много мелких фирм и много покупателей Много, хотя не каждая фирма обладает хотя бы частичкой монопольной власти Ограниченное число фирм (обычно несколько крупных компаний в отрасли, не более 10). Жесткая олигополия 3-4 компании Только одна фирма в отрасли, границы фирмы и отрасли совпадают
2. Продукция Однородная, стандартизированная. Доля каждой фирмы на рынке незначительна. Не одинаковая, но похожая, дифференцированная, т.к. фирмы выпускают товары-субституты Однородная, стандартизированная или дифференцированная (автомобили, цемент, нефть и т.д. Уникальный, редкий, не имеющий заменителей
3. Барьеры для вступления на рынок. Доступ к ресурсам Свободный вход и выход в отрасль, полная мобильность ресурсов. Высоких барьеров нет (необходим размер капитала, обеспечивающий свободный вход в отрасль; эффект масштаба не имеет значения. Ограничители: патенты, лицензии, торговые марки, но на товары-субституты) Барьеры высоки: масштабы производства, уровень качества, финансовое обеспечение, дороговизна рекламы, взаимозависимость фирм; монополизация ресурсов, рабочей силы. Нет входа в отрасль. Барьеры: а) эффект масштаба (естественные монополии); б) исключительные права; в) патенты и лицензии; г) собственность на сырьевые ресурсы.
4. Контроль и участие в формировании цены Фирмы приспосабливаются к ценам рынка, которые формируются под влиянием D и S Ограниченный контроль над ценой в пределах собственной ниши на рынке. Цена выше конкурентной цены на свободном рынке Политика взаимодействия в области ценообразования. Контроль за ценой конкурентов; следование за фирмой-лидером; возможен скрытый сговор об увеличении цен, но боязнь развязать войну цен сдерживает. Отсюда - стабильность цен. Устанавливает цену фирма. Оптимальная цена та, которая обеспечит максимальную прибыль.
5. Методы конкурентной борьбы (ценовые, неценовые) Ценовые, основаны а) на снижении своих издержек производства; б) увеличение объема продаж, нет ценовой дискриминации. Как ценовые, так и особенно неценовые (хорошая реклама, дизайн, качество, стиль, марка, продажа в рассрочку, послепродажные гарантии и обслуживание и т.д.) Преимущественно неценовые: техническое превосходство, качество, надежность изделия, методы сбыта, характер предоставления услуг и гарантий, промышленный шпионаж, реклама и др. Конкурентов нет
6. Факторы максимизации прибыли Увеличение объема продаж, совершенствование технологий производства. Правило максимизации прибыли для любой фирмы MR=MC=P (Предельный доход=предельным издержкам=цене) Фирмы манипулируют объемом и ценой: уменьшая объем продаж; используют и снижение издержек производства. Продажа одинаковых товаров разным покупателям по разным ценам (ценовая дискриминация). Увеличение объема продаж, ценовая дискриминация, НТП, новые технологии, высокое качество Увеличение суммарной прибыли, т.е. прибыли от каждой единицы продукции; прибыль выступает как разница между общим доходом (TR) и общими издержками (TC). Возможно ценовая дискриминация.
7. Доступность к информации о рынке Равный доступ ко всем видам информации как для производителей, так и для потребителей Некоторые затруднения, монополия всегда создает ограничения. Отсутствие конкуренции всегда ограничивает возможности наиболее эффективного распределения и использования ресурсов общества. Некоторые ограничения
8. Потребительский выбор Выбор есть в пределах того ассортимента, который определяют фирмы Выбор достаточно большой из множества дифференцированных товаров (парфюмерия, обувь, одежда и др. предметы домашнего обихода) Выбор из предлагаемых дифференцированных товаров Выбор ограничен
9. Недостатки а) не учитывают отрицательного воздействия производства на окружающую среду; а) искусственное создание дефицита;   Отсутствие конкуренции всегда ограничивает возможности распределения и использования ресурсов, осуществление общественного контроля, общественного выбора
б) не участвуют в производстве общественных благ (нац. безопасность, национальная оборона, инфраструктура и др.); б) недоиспользование ресурсов для создания товаров (из-за снижения объемов производства). Наличие избыточных монополий; Отсутствие конкуренции всегда ограничивает возможности наиболее эффективного распределения и использования ресурсов общества.
в) не способствуют развитию фундаментальных исследований и капиталоемких производств; в) потребители вынуждены брать товары по высокой цене;  
г) не учитывают широкий диапазон потребительского выбора г) максимальная эффективность распределения ресурсов и их использования с точки зрения общества не достигается.  
10. Преимущества Ресурсы определяются более эффективно Более разнообразны товары, достаточно высокое качество. а) предложение новых товаров; б) высокое качество; в) высокие технологии и новая техника, участие в НИОКР; г) большая занятость; д) устойчивость; меньше несут потерь Устойчивость функционирования на рынке
11. Примеры На Западе в 19 в.: рынок зерна, иностранных валют. Сельское хозяйство, массовые услуги. В настоящее время как типа рынка негде нет, только по отдельным товарам, услугам. Розничная торговля, потребительские товары и услуги (сеть ресторанов, станции техобслуживания, сфера банковских услуг); производственные отрасли (производство одежды, безалкогольных напитков, стирального порошка, зубной пасты, компьютеров, вычислительной техники). Однородная продукция: сырьевые отрасли (нефть, сталь, нефтехимическая, цемент) Дифференцированная: бытовая техника, приборы, с/х машины, сигареты, оборудование, оборонная продукция Отрасли: телекоммуникации, связь (почта), муниципальное, коммунальное хозяйство, производство общественных товаров (продукция оборонного значения и д.т.)

Следует отметить, что конкуренция и монополия являются противоположными видами взаимоотношений субъектов рынка. Другие виды взаимоотношений субъектов рынка (монополистическая конкуренция и олигополия) являются синтезом конкуренции и монополии, порожденным тенденциями развития рыночной системы ХХ в.: усиления монополизации рынка, обострения конкуренции.


РАЗДЕЛ 3 Особенности функционирования рынков факторов




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 494; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.