КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Идеология 2 страница
• Приоритетные религиозно-этические ориентации порождают раз Для православия почетен и славен любой труд, если он наполнен аскетическим содержанием и благочестивыми помыслами. При этом не делается различий между профессиями, видами труда. «Тяжелые, грязные, самые непрестижные формы труда имеют такую же— если не большую — аскетическую ценность, как и все остальные...» Узкопрофессиональное мастерство, совершенство в каком-либо одном деле в отличие от западного понимания профессионализма не почиталось добродетелью»***. • Кроме того, для православия характерно деление на два духовных, * Зарубина Н.Н. Социально-культурные основы хозяйства и предпринимательства.—М., 1998, с. 153. ** Коваль Т.Б. Православная этика труда//Мир России. — 1994. — № 2, с. 60. *** Зарубина Н.Н. Указ. соч., с. 154, 155. 376 более мягкими. Как правило, повседневная жизнь мирян (в том числе по той причине, что православие не выработало специальной хозяйственно-практической этики в отличие от католицизма, отцы церкви которого уделяли по завету св. Петра большее внимание этому) регулировалась традиционными нерегилиозными представлениями. Католицизм же акцентирует внимание на душеспасительном значении труда как сотворчества Богу, настаивает на том, что творимые в посюстороннем мире добро, труд уравновешивают грехи, стимулируя мирскую активность, дисциплину, трудовую добродетель, профессиональное совершенство и ответственность. Вместе с тем католицизму, его этике труда присуща изначальная двойственность. Труд, профессия были не предопределением божьим, не призванием, а суровым наказанием за грехопадение Адама. Таким образом, обращенность к практике (а не к созерцанию) в католицизме — это по сути еще традиционное для всего христианства понимание труда: трудолюбие, профессиональное усердие как спасение от наказания, которое довлеет над всем родом человеческим. Спасение от такого наказания создавало не самовозобновляющуюся мотивацию на достижение, постоянное, неизбывное стремление к умножению успехов, а мотивацию лишь на то, чтобы замолить грехи. М. Вебер подчеркивает, что «дух капитализма» формируется на более рациональном, чем католицизм, понимании спасения — понимании, которое было выработано в результате Реформации, и прежде всего в кальвинизме и особенно — в пуританстве. Спасение души естественно требует преодоления, освобождения от всего тварного, тленного, требует аскезы. Но аскетическая практика может быть различной.— от аскетизма индуистских монахов-виртуозов, аскезы отшельников и странников до мирской аскезы, которая предполагает отказ от плотского, мистического, роскоши и сосредоточении на служении богоугодным делам (а не на молитвах или постах). Кальвинизм доводит мирской аскетизм до полного исключения из жизни человека всего эмоционально-мистического, обрядов, ритуалов, доводя рационализацию религии до сугубо этической, прямой связи индивида с Богом. «Это абсолютное устранение веры в спасение души с помощью церкви и таинств... было той решающей идеей, которая отличала кальвинизм от католичества. В этом находит свое завершение... великий историко-религиозный процесс расколдовывания мира...» Даже исповедь перед Богом была постепенно отменена. Тем самым «средство периодической «разрядки», которое снимало эмоционально окрашенное сознание своей вины, было устранено»*. В результате человек обречен одиноко брести навстречу предначертанной ему судьбе. Никто не может-ёму помочь -*• ни проповед- * Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма. В кн.: Избранные произ 377 ник, ни таинства, ни церковь; ничто не может придать ему эмоциональную уверенность, изгнать глубокий страх перед своей судьбой. Но есть единственно верное средство снять состояние аффекта, порожденное религиозным страхом одиночества: «мирская аскеза, невиданное доселе внутреннее одиночество индивида (и это имеет ключевое значение) под силу лишь тем, кто уверовал в свое божественное предопределение, избран богом для богоугодного промысла. Но как узнать, быть уверенным в своей избранности? В качестве наилучшего средства для обретения внутренней уверенности в спасении рассматривается неутолимая деятельность в рамках своей профессии. Она и только она прогоняет сомнения религиозного характера и дает уверенность в своем избранничестве»*. Таким образом, «дух капитализма» уходит корнями в то рационалистическое толкование спасения, которое оказывается тесно связанным с понятием мирской аскезы, избранности Богом, предопределения, которое раскрывается в профессиональном призвании. Профессиональное призвание в мирских деловых вопросах из малозаметной индивидуально-психологической детали превращается в решающий, самоценный, всеохватывающий аспект жизни человека на Земле. Индивид приобретает миссию жизни среди других, его будничная жизнь освещается божественным светом богоизбранности и предопределенности. Не случайно подлинным ядром духа капитализма М. Вебер считает профессиональный долг, который побуждает человека к увеличению производства и умножению прибыли как самоцели, как доказательства собственного служения Богу. 2. Рассматривая роль религии в регуляции социального поведения, М. Вебер далек от упрощения. Он постоянно подчеркивает, что религиозные догматы кальвинизма и особенно пуританства сами по себе создавали только лишь общую этическую предпосылку (конечно, освященную божественным светом) для практического поведения людей. Религиозные установки лишь в трансформированных (а не в прямых) формах реализуются в повседневной практике. М. Вебер неоднократно просит понять его правильно и не припи Тот факт, что Реформация оказала решающее влияние на формирование «духа капитализма» западного типа, указывает на огром- * Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма, с. 148—149. ** Там же, с. 105. 378 ную роль религии, задающей понимание конечных смыслов бытия, в формировании этоса, образа и стиля жизни больших масс людей. «Пуританин хотел быть профессионалом, мы должны быть таковыми... По мере того как аскеза перемещалась из монашеской кельи в профессиональную жизнь и приобретала господство над мирской нравственностью, она начинала играть определенную роль в создании того современного хозяйственного устройства, который в наше время подвергает неодолимому принуждению каждого отдельного человека, формируя его жизненный стиль...»* Обладая огромными возможностями в распространении определенных идей и контроля за поведением верующих, религия как социальный институт способна (прямо, а в современном мире чаще всего опосредованно) воздействовать на формирование системы взглядов, ценностей, образцов поведения не единиц, а больших масс людей, т.е. быть решающим источником социокультурной регуляции социального поведения — это касается любой мировой религии. В практической жизни людей постепенно, но неуклонно религиозно-этическое обоснование ценностей, норм становится рационально-этическим. Долг перед Богом меняется на долг перед людьми, божественное предопределение и призвание — на самореализацию, самоутверждение посредством профессии и т.д. Меняется аргумент, обоснование, но смысл, приоритет, оценки, предпочтения, заданные впервые во многом религией, как правило, сохраняются. Тем самым сохраняются общая логика культуры, ее особенности, обеспечивающие преемственность основных социальных институтов данного общества. 3. Изучение роли религии в регуляции социального поведения требует конкретно-исторического подхода. В различных обществах и на разных этапах их развития роль религии в организации социальной жизни различна. • Как уже отмечалось, в православии разделение на две моде • Следует иметь в виду, что внедрение религии, религиозных * Там же, с. 206. 379 Но не во всех религиях это происходило с одинаковой интенсивностью. Так, в православно-религиозной жизни мирян долго сохранялось особое внимание к внешней ритуально-обрядовой стороне и недооценивалась этическая (содержательная) сторона религии. «Приезжая с Запада, особенно протестанты искали под формами русского благочестия соответствующего содержания и, к полному своему недоумению, не всегда находили. Привыкши считать знание Евангелия необходимым условием веры, живую проповедь — главнейшей обязанностью пастырей, они приходили в ужас, замечая, что проповедничество на Руси совершенно отсутствует, что из десяти человек едва ли один знает молитву Господню, не говоря уже о Символе веры и десяти заповедях... Во времена патриарха Никона приехал в Москву антиохийский патриарх Макарий со своим архидиаконом Павлом, оставившим нам дневник этого путешествия... Стояние по восьми часов в церкви и продолжительное сухоедение приводят их в отчаяние. «Мы совершенно ослабели, — пишет диакон Павел, — в течение великого поста. Мы испытываем такое мучение, как будто бы нас держали на пытке... Нужны железные ноги, чтобы не чувствовать (от долгих стояний в церкви) ни усталости, ни утомления»*. * * * .. -,DO,,.cuunrn Форма обоснования социального поведения все к «светскому» более и более рационализировалась. На первых порах эта рационализация происходила внутри религии под видом борьбы с язычеством, многобожием, мистикой, утверждалось религиозное мировоззрение вместо мифологического восприятия мира. В дальнейшем рационализация духовных оснований социальной жизни проходила по нескольким направлениям. Во-первых, происходила внутренняя рационализация самой религии. Как уже отмечалось, западное христианство прошло через последовательную и радикальную Реформацию, в результате которой от католицизма отделился протестантизм. Впоследствии и католицизм, пройдя ряд эволюционных этапов, подвергся значительным изменениям, адаптировавшим его к потребностям современного буржуазного общества. (Следует отметить, что подобную Реформацию не претерпели ни ислам, ни православие.) Во-вторых, происходило серьезное продвижение от «священного» (религиозного) к «светскому» (гражданскому) в общественной жизни, в том числе духовной. Общий итог этого продвижения — высвобождение из-под пут религиозной регламентации основных сфер общественной жизни,,, включая духовную. Социальные действия теряют чисто религиозную форму и приобретают характер * Милюков П.Н. Очерки по истории русской культуры, с. 47—48. См. также: Власов В.Г. О взаимосвязи религиозного и мифологического в истории российского православия. В кн.: Российская цивилизация. — М., 1998, с. 215—217. светской мотивации. Религиозная регламентация вытесняется, за ней сохраняется право лишь на этическую сферу, регулирование поведения личности на основе конечных истин бытия. В движении от «священного» к «светскому» принято различать два момента: • секуляризация — вытеснение религии, церкви из управления . ными аргументами целесообразности, эффективности и т.д., утверждается гражданское судопроизводство. Инквизиции, преследований людей по религиозным мотивам более не существует. Церковь освобождается от мирских дел — секуляризации подлежат ее земли, хозяйство; • десакрализация — нарастание светского в духовной культуре. Внутренняя рационализация религии, секуляризация управления общественной жизнью, десакрализацйя духовной сферы неуклонно и неумолимо приводили, с одной стороны, к снижению авторитета и значимости религии в каждодневной социальной жизни людей, а с другой стороны, — к угрозе расщепления, раскола от-
380 381 носительно цельной, единой ценностно-нормативной первоосновы общества, которая ранее базировалась на религии. Формируется принципиально новая, светская система обоснования поведения людей, которая объединяет их в большие группы, общество, — идеология. Идеология представляет собой систему рационально-логического обоснования социального поведения людей, их ценностей, норм взаимоотношений, целей и т.д. Как мы видим, идеология имеет два начала: рационально-логическое и оценочное. Если следовать веберовской трактовке, то традиционный тип социального действия наиболее адекватен мифологическому пониманию социальной жизни, ценностно-рациональный — религиозному, це-лерациональный — идеологии, в которой главными аргументами являются целесообразность, эффективность и т.д. Идеология как явление во многом сходна, с одной стороны, с и НАУКА ология, которая формируется задолго до возник- новения терминов «идеология», «идеолог» (эти термины имели в момент своего возникновения -<- в начале XIX в. — несколько уничижительный смысл), есть порождение бурного развития науки Нового времени, торжества принципов рационализма. В этом смысле наука, научная система мышления, доказательность, логичность оставили неизгладимый отпечаток на идеологии как системе логического обоснования, выведения ценностей, норм и т.д. Все основные положения и постулаты идеологии логически доказываются, ничто не должно нести на себе мистически-религиозного оттенка, ничто не принимается на веру. Но идеология отличается от науки в силу принципиальных раз Будучи устремленной в практику, идеология обязана снабдить человека ясными представлениями о том, что вредно, что полез- ________________ ^ * См.: Манхейм К. Идеология и утопия. Глава III. Может ли политика быть 382 но, как оценить то или иное событие и т.д., — и в этом ее главное и религия действовать, обосновать реальное поведение лю- дей определяет сходство идеологии с религией. И идеология, и религия утверждают определенную систему ценностей, норм, критериев, которыми должен руководствоваться человек в обществе. Но религия обосновывает, аргументирует те или иные ценности, нормы ссылками на Бога, священность, божественность, а потому и непререкаемость их существования, а идеология дает иное, рациональное-светское обоснование: целесообразность, эффективность и т.д. Вместе с тем идеология возникает не в духовном вакууме, а в рамках определенной культуры, основу которой во многом и составляет религия. Идеи, которые рационально обосновывает, аргументирует идеология, были сформированы и предъявлены обществу, как правило, еще религией. Идеология в принципе не может не опираться на свою предшественницу — иначе она не была бы воспринята людьми, дезорганизовала бы общество, сделала бы -поведение людей непредсказуемым. Идеи коммунизма уходят корнями в христианский коммунизм, идеи буржуазного индивидуализма и достиженчества — в протестантизм (кальвинизм и пуританство) и т.д. Не случайно Т. Парсонс и Т. Лукман считают, что в современном мире уйти от некоторой «священности» в обосновании ценностей невозможно; при строгом анализе они недоказуемы, хотя практически жизненны, существенны. Назовем это аксиоматичностью исходных ценностных структур той или иной культуры. Есть ли исчерпывающие, чисто рационально-логические доводы в пользу индивидуалистски-либеральных идеологических постулатов, доктрин или, наоборот, в пользу социалистической идеологии и т.д.? Определив с помощью логики исходные аргументы, можно обнаружить, что и та и другая идеология по-своему правы. Выбор той или иной идеологической позиции носит во многом иррациональ- 383 но-интуитивный характер, основанный на жизненном опыте, наблюдениях, ощущениях, которые не всегда носят логически упорядоченный характер. Не случайно К. Манхейм, один из родоначальников социологии знания, отмечает, что социалистически-коммунистическая идеология является синтезом интуитивизма и стремления к крайней рационализации*. Наличие аксиоматичности, интуитивизма роднит идеологию с религией. Известный социолог религии Р. Белла называет идеологию современного американского общества «гражданской религией». На первый взгляд, такое словосочетание невозможно. Но если учесть, что имеются в виду идеи, ценности, нормы, ритуалы, праздники, обряды, которые объединяют все американское общество, перед которыми преклоняются все американцы, то становится понятным, что такое гражданская (т.е. светская) религия. В современных обществах «присутствует в качестве единого измерения религиозной жизни гражданская религия, которая служит более или менее согласованной основой для религиозного единства общества...»**. идеология в Итак, идеология представляет собой систему ное поведение. Она является формой оценочного сознания. В идеологии идеи, ценности, нормы описываются, интерпретируются, аргументируются в виде строгих, логически обоснованных доктрин, учений, манифестов, программ, деклараций. Она разрабатывается идеологами, общественно-политическими деятелями, духовными лидерами, распространяется с помощью средств массовой информации, печатных изданий, устной пропаганды. Идеология как форма рассудочного обоснования поведения людей в современном обществе играет решающую роль. Она оказывает влияние и на традиционно малоосмысленные формы поведения: обычаи, ритуалы и т.д. — создаются ритуалы, праздники, эмоционально-символически поддерживающие определенные идеологические установки (например, празднование 7 ноября в советские годы). В узком смысле идеология — это идеология какой-либо социальной группы, класса, слоя, партии, в широком смысле — это система рационального светского обоснования ценностей, которая скрепляет людей в единую общность, наделяет их едиными ценностями ---------------------------------- 45* ' * См.: Манхейм К. Идеология и утопия, с. 110. ** Белла Р. Социология религии. В кн.: Американская социология. Перспективы. Проблемы. Методы. —М., 1972, с. 280. нормами. Надо видеть, что идеология, интерпретирующая и регламентирующая поведение личности в группе (т.е. идеология в узком смысле слова), не исчерпывает всех основных форм идеологии. Есть идеология народа (так называемая национальная идея), человечества и т.д. Таким образом, идеология в современном обществе — это дос Идеология имеет как бы несколько «ярусов». Первый — базисный, общечеловеческий, в котором находят идеологическое выражение общечеловеческие гуманистические ценности. Истории известны человеконенавистнические, расистские, крайне националистические идеологии (прежде всего, фашизм, апартеид), которые были осуждены всем человечеством в лице ООН. Международный трибунал в Нюрнберге, достаточно широкие санкции, примененные в свое время против ЮАР, и т.д. — все это есть не что иное, как форма контроля за выполнением общечеловеческих норм, правил. Сегодня государства — члены мирового сообщества берут на себя обязательства руководствоваться общечеловеческими ценностями, получившими свое идеологическое выражение, в частности, во Всеобщей декларации прав человека и т.д. Общественные (общенародные, общенациональные) ценности, которые в наиболее последовательной форме фиксируются, в частности, в конституции конкретного государства, представляют собой второй «ярус» идеологии того или иного социального субъекта. Эти ценности становятся основой единства, целостности конкретного общества, гарантией от его распада. Общенациональная (общенародная) идеология является системой аргументации, обоснования базисных, фундаментальных ценностей, норм, разделяемых всем обществом независимо от социального положения его членов, их возраста, места проживания и т.д. Не случайно «ценностные предпосылки американского общества сформулированы прежде всего в таких исторических документах, как Декларация независимости, преамбула к Конституции и Билль
384 pi:, 13 Общая социология 385 о правах»*. Из этих идеологических источников во многом черпается уверенность американцев в равенстве возможностей, в том, что ни один член общества не должен быть лишен возможности добиться того,.чего он желает. При этом следует учесть, что каждое современное цивилизованное государство включает в свою конституцию в том или ином виде общечеловеческие ценности в виде норм, о которых речь шла выше. Третий «ярус» идеологии обосновывает желательные для данной социальной группы формы социального устройства общества, выражая специфические социально-групповые, классовые интересы. Классовые, групповые идеологии выдвигаются политическими партиями, которые стремятся объединить вокруг себя тех, кто разделяет общие ценности, чтобы бороться за политическую власть ради осуществления представлений о желательном варианте развития общества. При этом в цивилизованном обществе развитие социально-групповых, частных идеологий не должно противоречить общенародным и общечеловеческим ценностям. Признание целостности и единства государства, конституционного порядка является условием идеологической деятельности отдельных партий. Следует учесть, что групповые идеологии достаточно последовательно выражают специфические интересы той или иной социальной группы, слоя. Они рассматривают конкретные проблемы с определенной точки зрения и призваны эффективно реализовы-вать интересы данного класса, что ведет к ангажированности идеологических постулатов, установок и т.д. Одно и то же событие, одни и те же социальные явления в рамках различных идеологий могут получить различную оценку. Поэтому в идеологии неправомерен вопрос «кто прав — кто не прав». Но ангажированность групповых идеологий создает и опасность иллюзорности, оторванности от реальности. Из ангажированной, но практически эффективной для своего класса идеология может превратиться в нечто иллюзорное, не соответствующее действительности, уводящее от нее**. Это.является ахиллесовой пятой идеологии, но она же порождена ее стремлением «лучше» служить интересам соответсвующей социальной группы. Глубокая приверженность интересам своего класса, следовательно, не только ведет к практической эффективности идеологии для решения групповых интересов, но и таит опасность иллюзорности, «ложности» идеологии. В ходе голосования граждане фак- * Парсонс Т. Общий обзор. В кн.: Американская социология. Перспективы. Проблемы. Методы. — М., 1972, с. 369. ** См.: Манхейм К. Идеология и утопия, с. 66—68, 83—85. 386 тически высказываются за те или иные ценности (либерализм, коммунизм и т.д.). В результате в ходе парламентских выборов ценности, которые выражают те или иные тенденции в развитии общества, получают или не получают поддержку большинства его членов. Как видим, в обществе происходит постоянное взаимодействие различных «ярусов» идеологии, что, с одной стороны, обеспечивает стабильность, целостность общества, а с другой стороны, позволяет выбирать, предлагать, развивать ценности, выражающие новые тенденции в развитии общества. Глава XVII. Основные структурные элементы культуры. Ценностно-нормативная регуляция социального поведения в современном обществе
Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 420; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |