Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Специфика мифологического обоснования




Ш


щепринятой нормой. Благодаря этому мода, во-первых, создает
определенную меру единообразия, необходимую для нормально­
го функционирования общества; во-вторых, облегчает возможность
разрыва с ближайшим прошлым и подготовку к ближайшему бу­
дущему; в-третьих, воспитывает и формирует общность, стандарт
восприятия и вкуса. ■,-,..,

Социологический анализ моды позволяет по-новому увидеть этот будничный, постоянно напоминающий нам о себе регулятор соци­альной жизни*.

Прежде всего, говоря о моде, мы подчеркиваем изменчивость, динамичность внешних и стилистических аспектов социального поведения. Изменение глубинных аспектов не относится к области моды. Поэтому, когда говорится «сейчас это модно», — подчерки­вается, что это не затрагивает глубинные аспекты, а лишь вне­шнюю сторону. •

Обобщая научно-социологический анализ и практику моды, можно выделить следующие аспекты понимания, исследования

моды.

• Мода как свидетельство социального престижа. Приобрете­
ние модной вещи, следование модному стилю поведения, обще­
ния осуществляется не столько ради утилитарно-практической,
сколько ради социально-престижной задачи (в некоторых случаях
обе задачи могут совпадать). Следуя моде, одни слои стремятся под­
держать свой престиж, другие — угнаться за престижными слоями
путем приобретения присущей последним одежды, домов, стиля

поведения.

• Мода как стремление подчеркнуть свою социально-страти­
фикационную принадлежность, создать дополнительные механиз­
мы, способствующие идентификации с определенными слоями.

• Мода как способ приобретения индивидуальной специфики,
самобытности. И в этом еще одно ее важное отличие от обычая.
Мода как социальный регулятор более гуманистична, она удиви­
тельным образом сочетает в себе способ престижной идентифика­
ции и способ выражения индивидуальной неповторимости, дает
достаточный простор индивидуальности, который расширяется по
мере развития духовного мира личности.

Итак, мода является: а>Щ-

• своеобразным регулятором стилистики социального пове­
дения; т.т-1

• интегратором посредством механизма идентификации;

* Несколько работ отечественных ученых посвящено Социологии моды: Тол­
стых В.И. Мода как социальный феномен. В кн.: Мода: за и против. — М., 1973;
Гофман А.Б. Мода и люди. — М., 1994..«,«■_■

359


       
 
   
 
 
   


средством поддержания социального престижа;

• средством достижения социального престижа;

• средством проявления индивидуальности.

Мода существует не только на одежду, но и на стиль поведения, социальные предпочтения, манеры и т.д. Изменение моды отнюдь не всегда является изменением в нужном направлении.

Например, сегодня зачастую российские мужчины придерживаются направления моды, которое подчеркивает грубую силу, атлетизм и предпочитают темную цветовую гамму. А ведь это стиль, которого придерживаются мафиозные круги. Не является ли подобная мода своеобразным свидетельством того, кто сегодня в нашей стране пользуется наибольшим престижем?

Глава XVI. Основные структурные элементы культуры. Социально-исторические системы представлений о мире: миф — религия — идеология

Итак, человечество исторически выработало и сегодня исполь­
зует традиционно-шаблонный и ценностно-нормативный тип со­
циальной регуляции. Но как регулирует свое поведение человек,
что он принимает во внимание, из чего исходит, как обосновывает
свои намерения, мотивы и т.д. — все это зависит от сложившегося
у него мироощущения, мировоззрения, которое позволяет ему по­
знавать, осмысливать мир. Мир может восприниматься зеркально-
эмоционально, как своеобразный «сон наяву» (так назвал миф из­
вестный социолог религии Р. Белла), чувственно насыщенный,
фрагментарный, скользящий по поверхности взгляд на окружаю­
щую действительность. В другом случае человек стремится проник­
нуть за внешнюю оболочку событий, явлений, определить главное
и второстепенное, установить, что он может и не может изменить.
Формируются соответствующие типы регуляции поведения. Так,
«сон наяву» вынуждает действовать шаблонно, мало осознавая,
почему надо делать так, а не иначе.?

Человечество исторически выработало и использует сегодня сле­дующие системы (картины) представлений о мире, его восприя­тия и объяснения: миф, религия и идеология.

Анализ этих систем обоснования социального поведения позво­ляет углубить понимание социокультурной организации социаль­ной жизни.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 385; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.