Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Культура: преемственность и социализация




В мировой социологии, антропологии еще в первой половине XX в. было введено трехчастное деление культуры: материальная, социальная и духовная культура. Под материальной культурой по­нимается все, что относится к взаимоотношениям человека с ма­териальной средой его обитания (в том числе с природой), к удов­летворению потребностей его дальнейшего материального суще­ствования. Под социальной культурой понимаются правила, нормы взаимоотношений людей, институциональные нормы повседнев­ности, традиции группового поведения и т.д. Под духовной культу­рой понимаются субъективные аспекты жизни, идеи, ценности*.

Культура воплощается в стандартах социального поведения, обьективируется в вещественно-предметных (одежда, здания, стан­ки) и знаково-символических формах (под последними имеются в виду те продукты культуры, которые передают свою информацию через слово, символы, знаки, изображения: научные статьи, уст­ное народное творчество, научно-популярные книги, художествен­ная литература, картины, фрески, ноты, схемы, чертежи и т.д.). Благодаря этой объективации,, происходит определенная фиксация исторического опыта данного народа, общности, семьи, а поэтому

* См.: Ионин Л.Г. Социология культуры, с. 28. 342


культура, ее смыслы и значения могут быть переданы другому чело­веку, другому поколению.

• Тем самым выявляется еще один штрих социологического
осмысления культуры — как средства формирования с помощью
прошлого, накопленного опыта, традиций сегодняшних представ­
лений и сегодняшней жизнедеятельности.

Культура — это то своеобразное, специфичное в нравах, уста­новках людей, которое, как правило, воспроизводится из истори­ческого прошлого и перешло, будучи закрепленным в институтах, по наследству от предыдущих поколений. Говоря о культуре того или иного народа, мы всегда хотим понять его настоящее или даже приоткрыть завесу над его будущим, как бы заглядывая в прошлое. Культура — это историческое наследие, которое «обрекает» нас на определенный тип поведения в настоящем и будущем.

Подчеркивая преемственность, мы отнюдь не абсолютиризуем
устойчивость и неизменность культуры. Способность к саморазви­
тию, изменчивости — это важнейший признак социокультурного
процесса. и-.

• Культура выполняет в социальной жизни ту же функцию,
что и ген в жизни животных, — функцию воспроизводства от по­
коления к поколению определенного типа социального поведения
человека.

Преемственность культуры осуществляется в процессе социали­зации личности, в том числе в процессе воспитания и образования. Культура как внебиологическое, благоприобретенное не подчиня­ется в целом законам генетической наследственности — ею можно овладеть лишь в ходе социального наследования. Поэтому, говоря о воспитании и образовании личности, мы имеем в виду процесс формирования личности прежде всего как носителя, воспреемника и продолжателя культуры.

Механизмы социализации обеспечивают самовозобновляемость общества, духовное замещение одного поколения другим. Человек с рождения с помощью слов, книг, фильмов, наставлений науча­ется строить отношения с другими, пользоваться материально-ве­щественными предметами, которые его окружают, наблюдая за по­ведением других (образцами деятельности, принятыми в обществе) и, самое главное, осуществляя собственную практическую деятель­ность; вырабатывая в процессе включения в социальные институ­ты собственный опыт, получая порицание и одобрение от старших носителей исторического наследия, он делает своим достоянием культуру семьи, общности, человечества. Следовательно, еще одна социальная функция культуры — приобщение к накопленному исто­рическому наследию, воспроизводство определенных порядков, т.е. фун­кция социализации.

343


Глава XV. Основные структурные элементы




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 413; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.