КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Размещение складской сети на логистическом полигоне
Логистика Снабженческая Производственная логистика Распределительная логистика Рис.20 Схема движения материальных потоков через склады различных функциональных областей логистики
Проблема размещения складской сети и определения необходимого количества складов является одной из наиболее важных при стратегическом планировании деятельности в сфере распределительной и снабженческой логистики. Эта проблема может быть вызвана вхождением фирмы на новые рынки сбыта, изменениями в территориальном распределении потребителей. Как и при решении проблемы собственного склада, здесь должен применяться метод поиска компромисса и анализ потребностей складских мощностей в различных регионах сбыта. Малые и средние фирмы, ограничивающие сбыт своей продукции одним или несколькими близлежащими регионами, как правило, имеют один склад. Крупным же фирмам, имеющим дело с большим национальным или межнациональным рынком, обойтись одним складом невозможно, приходится решать вопрос о формировании складской сети, а увеличение количества складов неизбежно ведет к изменению затрат (рис.21). Как видно из рис. 21, при увеличении числа складов в логистической системе уменьшаются транспортные затраты на доставку продукции со склада конечному потребителю. Одновременно происходит увеличение стоимости содержания запасов, учета заказов и расходов на хранение. Транспортные расходы, связанные с доставкой грузов на склады, естественно, будут увеличиваться пропорционально количеству складов. В то же время благодаря увеличению числа складов и их приближению к потребителю сокращается расстояние доставки со складов, что ведет к уменьшению данной категории транспортных расходов. При этом гарантируется качество поставки в срок. Затраты на хранение грузов возрастают, так как расходы на эксплуатацию при складировании будут увеличиваться прямо пропорционально количеству складов. Аналогично происходит и увеличение общих запасов, а значит, затрат на их содержание. Увеличится также стоимость учета заказов как сумма этих затрат на каждом из складов. Максимальное приближение складов к потребителям дает возможность более четко и точно выполнять заказы клиентов, быстрее реагировать на изменение их потребностей, что в итоге позволяет также сократить расходы от упущенных продаж. Делая вывод, можно констатировать, что, принимая решения по количеству складов, фирма должна исходить из условий наибольшей эффективности, связанной, в первую очередь, с наименьшими общими суммарными издержками обращения. Необходимо учитывать и ряд других факторов, зависящих от количества складов и влияющих на обеспечение уровня обслуживания: предоставляемые логистические услуги, транспортное обслуживание, частота и ритмичность поставок, и размер партии.
Затраты Общие затраты Затраты на запасы Затраты на хранение Транспортные затраты Затраты от упущенных продаж
Количество складов Рис. 21. Изменение общих издержек в зависимости от количества используемых складов.
В соответствии с концепцией системного подхода при выборе варианта размещения распределительного центра применяется следующая последовательность действий. 1. Изучается конъюнктура рынка, определяются стратегические цели логистической системы. При этом разрабатывается прогноз величины материального потока, проходящего через всю логистическую систему. Составляется прогноз необходимой величины запасов во всей системе, а также на отдельных участках товаропроводящей цепи. 2. Разрабатывается система товароснабжения. 3. Составляются схемы распределения материального потока внутри логистической системы (картосхемы товароснабжения). 4. Осуществляется выбор варианта места расположения распределительного центра, отвечающий критерию минимума приведенных затрат. Приведенные затраты определяются по следующей формуле:
Зп = Сэ + Ст +К/Т, где Зп — приведенные затраты по варианту; Сэ — годовые эксплуатационные расходы, зависящие от проекта распределительного центра; Ст — годовые транспортные расходы; К — капитальные вложения в строительство распределительного центра; Т — срок окупаемости проекта, лет. При распределении товаров народного потребления задача размещения распределительного центра может решаться с помощью материального моделирования макрологистической системы, в которой осуществляется распределение. Используемый метод аналогичен определению центра тяжести физического тела. Суть метода состоит в следующем. Из легкого, листового материала вырезают пластину, контуры которой повторяют границы района обслуживания. На эту пластину в местах расположения населенных пунктов укрепляют грузы, вес которых пропорционален численности населения в этих населенных пунктах (рис. 22). Груз, Вес которого пропорционален численности. населения в пункте Х Рис. 22. Определение места расположения распределительного центра методом построения физической модели материальных потоков (метод определения центра тяжести). Можно доказать, что если мы разместим распределительный центр в центре тяжести изготовленной модели, то транспортные расходы по распределению материального потока в районе будут наименьшими. При использовании метода надо учесть неизбежную ошибку, которая будет внесена весом пластинки, выбранной для основы модели. Эта ошибка выразится присутствием на модели мнимого города, расположенного в центре тяжести самой пластинки и с населением, пропорциональным ее весу. Ошибка будет тем меньше, чем меньше вес пластинки. Применение описанного метода ограничено следующими условиями: - на модели расстояние от населенного пункта до места размещения распределительного центра учитывается по прямой. В связи с этим моделируемый регион должен иметь развитую сеть дорог, так как в противном случае будет нарушен основной принцип моделирования — принцип подобия моделируемого объекта и модели; - данный метод применим для материальных потоков, которые распределяются пропорционально численности населения, например, для потока продовольственных товаров. Эта проблема неразрывно связана с решением двух предыдущих и очень близка по своей сути к определению числа складов и размещению складской сети. При выборе места расположения склада наибольшее внимание уделяется, как отмечалось выше, транспортным расходом, связанным с доставкой грузов на склад и со склада – потребителем. Чем ниже эти совокупные затраты (при прочих равных условиях), тем выше прибыль фирмы, и эффективнее вариант выбора. Для этого используется метод наложения сетки координат на карту потенциальных мест расположения складов. Система сетки дает возможность оценить стоимость доставки от каждого поставщика до предполагаемого склада и от склада – до конечного потребителя. Выбор останавливается на варианте, который определяется как центр массы, или центр равновесной системы транспортных затрат: , где М – центр массы, или центр равновесной системы транспортных затрат, т×км; RПi – расстояние от начала осей координат до точки, обозначающей местоположение поставщика, км; RKi - расстояние от начала осей координат до точки, обозначающей местоположение клиента, км; ТКi – транспортный тариф для клиента на перевозку груза, руб / т×км; ТПi - транспортный тариф для поставщика на перевозку груза, руб/ т×км; QKi – вес (объем) груза, реализуемый i-м клиентом, т; QПi - вес (объем) груза, закупаемый у i-того поставщика, т. При выборе фирмой складов общего пользования проблема решается достаточно просто и сводится лишь к расчету необходимой складской площади. К тому же при изменении рынка сбыта условия аренды могут корректироваться в зависимости от меняющихся интересов фирмы. Однако продвижение на новые рынки сбыта, изменение объемов потребления, развитие новых производств, технологические новации, усиливающаяся конкуренция и целый ряд других факторов ставят перед фирмами вопрос расширения складской сети через строительство новых собственных складов или изменения положения за счет покупки в собственность уже действующих складов. Цель - более эффективное обслуживание рынка. Такое решение должно стать результатом исследования и расчетов, где решающее значение имеет эффективность функционирования склада и экономическая целесообразность в процессе дальнейшей эксплуатации. Географическое место расположения склада оказывает существенное воздействие на уровень расходов по транспортировке (на склад и со склада), складированию грузов, а значит, на уровень и на стоимость логистических услуг, предлагаемых покупателям. Для складов производственной логистики дело упрощается тем, что размещение этих складов ведется на основных производственных площадках самой фирмы, а поэтому остается решить лишь вопрос размера склада. Гораздо сложнее ситуация для складов снабженческой и распределительной логистики. Существуют несколько критериев, определяющих целесообразность выбора места склада (табл. 26). Таблица 26 Критерии, определяющие целесообразность выбора места склада
Чаще всего используются показатели соотношения расходов и доходов. Как показывают исследования, проведенные в США, большинство американских компаний при размещении склада используют семь основных положений (эти положения используются также и при определении места расположения производственных предприятий). Перечислим их. 1. Менеджмент компании принимает решение о необходимости поиска места (площади) для склада. Решение должно основываться на тщательном изучении расходов и доходов с учетом добавления новых мощностей при перемещении существующих мощностей в логистической системе. 2. Подготавливается базисная информация о предполагаемых мощностях (включая необходимую емкость склада, характеристики хранимой продукции, потребность в рабочем персонале, необходимую инфраструктуру, включая транспортные потребности и т.д.). 3. Изучаются вопросы, связанные с месторасположением и оказывающие влияние на проект объекта (топография, география местности). 4. Подготавливается перечень основных требований к предполагаемому месту: особенностей логистической системы, в которой будет функционировать склад; природоохранные законодательства и существующая конкуренция. 5. Рассматриваются все возможные варианты застроек с учетом списка требований. 6. При посещении предполагаемого района застройки собирается дополнительная информация о социальном уровне населения, существующей культуре обслуживания, традициях, спросе населения и т.д. На базе полученной информации выбирается место рекомендуемых строительных площадей. 7. Альтернативный выбор осуществляется из числа рекомендуемых участков застройки высшим руководством компании. Следует иметь в виду, что задача размещения и формирования складской сети, как и любая логистическая задача, является оптимизационной. С одной стороны, строительство новых или покупка действующих складов и их эксплуатация связаны со значительными капиталовложениями, а с другой стороны - наряду с повышением уровня обслуживания потребителей, должно быть обеспечено сокращение издержек обращения. Существует сильная взаимосвязь между возможностью быстрого удовлетворения потребностей клиентов (в плане оказания различных видов логистических услуг, включая замену дефектной продукции) и количеством складов. Чем больше складов, тем ближе склад к потребителю. Следовательно, меньше время, затрачиваемое на доставку груза, больше возможностей обеспечить необходимую частоту и ритмичность поставок мелкими партиями – в итоге существенно повышается уровень обслуживания клиентов. Повышается конкурентоспособность.
Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 3074; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |