Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 6. Философия Нового времени и эпохи Просвещения




Цель занятия: усвоить основные характеристики философской мысли Нового времени как времени становления естественных наук и зарождения современного образования и иметь представление о мыслителях и идеях Эпохи Просвещения.

 

ПЛАН.

1. Идея универсального метода научного познания. Эмпиризм и рационализм. Знания и верования. Учение о субстанции. (Ф. Бэкон, Р. Декарт, Б. Спиноза, Дж. Беркли, Г. Лейбниц).

2. Проблема «человек – общество – государство» (Т. Гоббс, Дж. Локк, Д. Юм)

3. Ключевые идеи эпохи Просвещения: «разумность» и «естественность», свободомыслие, скептицизм, вера в человеческий разум и общественный прогресс(Ф. Вольтер, Ж.-Ж. Руссо, Ш. Монтескье, Ж.О. Ламетри, П.А. Гольбах, Д. Дидро, К. Гельвеций, И.Гердер).

 

Историческая ситуация в Западной Европе XVII века. Развитие производства и естественных наук, опирающихся на опыт. Значение математики и ме­ханики в разработке новой картины мира и утверждении метафизического метода мышления. Место теории познания в системе философских учений Нового вре­мени.

Ф.Бэкон - родоначальник эмпиризма Нового времени. Особенности опытно-индуктивного метода Бэкона. Рационализм Р.Декарта. Картезианское сомнение. Материальная и духовная субстанции и их атрибуты. Единая субстанция Спинозы. Бог - субстанция - природа. Множественность субстанции Лейбница. Монадный плюрализм. Субъективный идеализм Дж.Беркли и агности­цизм Д.Юма. Различие и сходство социально-политических концепций Гоббса и Локка: эгоистическая природа человека, роль государства, «естественные права» человека и общественный договор, принцип свободы.

Социально-исторические предпосылки и основные проблемы идеологии Просвещения. Представители философии эпохи Просвещения.

Ф.Вольтер о «философии истории». Разум и социальный прогресс. Ж.-Ж.Руссо. Естественное состояние человека и противоречия исто­рического процесса. Критика частной собственности, современной культу­ры, морали, цивилизации. Ш.Монтескье. Влияние естествен­ной среды на дух законов и характер власти.

Французские просветители - материалисты. П.А.Гольбах, Д.Дидро, К.Гельвеций и др.

 

Литература:

1. Философия: учебник для вузов / Под ред. проф. В.Н.Лавриненко, проф. В.П.Ратникова. – М., 2004. С. 96-131, 572-573.

2. Локк Д. Сочинения: В 3-х т. – М., 1985.

3. Руссо Ж.-Ж. Об общественном договоре. – М., 1938

Имена и понятия, с которыми знакомятся студенты.

Ньютон механицизм

Бэкон эмпиризм, индукция

Декарт рационализм

Декарт опытно-индуктивный метод, дуализм

Спиноза субстанция, модусы

Лейбниц монадология, монады

Гоббс правовое государство, закон

Локк права человека, мораль

Беркли сенсуализм

Юм «общественный договор»

Вольтер природное равенство

Руссо интуиция

Монтескье деизм, пантеизм

Гольбах атеизм

Гельвеций гражданское общество

Дидро «Энциклопедия»

Ламетри свобода, равенство

Лессинг агностицизм

Гердер скептицизм

Шиллер солипсизм

Гёте антиабсо­лютизм

частная собственность либерализм

Просвещение

секуляризация

деизм

исторический прогресс

цивилизация

 

Тема7. Немецкая классическая философия.

Цель занятия: познакомиться с характерными особенностями классической немецкой философии и усвоить концептуальные различия и сходства в представлениях основных мыслителей НКФ.

ПЛАН.

1. Немецкая классическая философия как завершение новоевропейской философской классики и социокультурная ситуация в Германии конца XVIII - начала XIX века.

2. И.Кант - основоположник немецкой классической философии. «Докритический» и «критический» этапы в философском учении Канта.

3. И.Фихте. Диалектика процесса активности мышления. Деятель­ность «Я».

4. Ф.Шеллинг. Натурфилософия и пантеизм учения Шеллинга. Са­мотворчество природы и человеческого общества. Абсолют.

5. Г.Гегель, его система и диалектический метод философии. Абсолютный идеализм.

6. Л.Фейербах. «Антропологический бунт» против гегелевской фи­лософии.

 

Значение немецкой классической философии. Идея развития как концептуальное ядро немецкой классической философии.

Социокультурный смысл «переворота», совершен­ного Кантом в философии. Теория познания нового типа. Кант о границах достоверного познания. Эмпирический и априорный источники познания. «Вещь в себе» и «вещь для нас». Кантианская критика трансцендентных идей. Этика Канта и его «категорический императив».

Гегель и его понимание философии как самосознания абсолютного начала. Ис­тория как процесс осуществления понятия свободы.

Природа и человек у Фейербаха. Философия духа и философия сердца. Этика и религия любви. Фейербах об отчуждении сущностных сил человека в ре­лигии.

 

Литература:

1. Гулыга А. Немецкая классическая философия. М., 1986.

2. Кузнецов В.Н. Немецкая классическая философия второй половины 17 – начала 19 в.в. – М., 1989.

 

Имена и понятия, с которыми знакомятся студенты.

Кант - антиномии разума

чувственность, рассудок, разум

априорные формы сознания

метафизика

«категорический императив»

«критическая философия»

«чистый разум»

«практический разум»

«природа» и «свобода»

«вещь сама по себе» и «вещь для нас»

Фихте - «наукоучение»

индивидуальное «Я»

абсолютное «Я»

«не - Я»

диалектика

Шеллинг - натурфилософия

практическое «Я», воля

тождество субъекта и объекта

Абсолют

«органон» (философия искусства)

Гегель - абсолютный идеализм

«абсолютная идея»

«мировой дух»

философская система

диалектический метод, диалектика

законы диалектики, категории диалектики

философия истории

человеческая свобода

право, мораль

семья, гражданское общество, государство

Фейербах - антропологический материализм

природа, человек

философия духа

философия сердца

религия любви

 

Тема 8. Постклассическая европейская философия XIX-XX bb.

Цель занятия: изучить постклассическую европейскую философию и плюрализм направлений.

 

ПЛАН.

1. Общая характеристика данного периода.

2. Иррационализм (Шопенгауэр, Ницше)

3. Марксизм (Маркс, Энгельс)

4. Позитивизм и неопозитивизм (Конт,Миль, Спенсер, Рассел, Витгенштейн, Карнап,Поппер, Шлик)

5. Структурализм (Леви-Строс, Фуко, Деррида, Эко, Делез).

6. Экзистенциализм (Кьеркегор, Камю, Сартр,Хайдеггер, Симона де Бовуар, Ясперс)

7. Психоанализ (Фрейд, Адлер, Райх, Юнг, Фромм)

Истоки иррационализма. Иррационализм как характерная осо­бенность рассмотрения проблемы человека в учениях западных мыслите­лей. «Философия жизни», ее биологизаторский, историцистский,. пантеистический варианты.

Проблема связи философии и практики. Единство материализма и диалектики - новое в истории философ­ских учений (Энгельс Ф. Диалектика природы. Анти-Дюринг). Основные положения материалистического понимания истории. Представление об общественном прогрессе и его критериях. Категория общественно-экономической формации (Маркс К. Капитал). Исторические судьбы марксизма. Необходимость объективной оценки теории и практики марксизма в контексте современного развития общества.

Позитивистская мысль Х1Х-ХХ веков. Социальные и научные предпосылки возникновения позити­визма. Опора на позитивное («подлинное») знание. Три основных этапа развития позитивизма. Основные направления аналитической философии и неопози­тивизма: логический атомизм; логический позитивизм; философия повсе­дневного языка.

Структурализм. Экзистенциализм. Аспекты человеческого бытия. Про­блема отчуждения и свободы человека в философии экзистенциализма. Противоположность экзистенциализма и структурализма в понимании места и роли человека в обществе.

Психоаналитическая философия. Учение Фрейда и его последователей.

 

Литература:

1. Новая философская энциклопедия: в 4 т. – М., 2000-2001.

2. Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней: В 2-х т. – СПб., 1994.

3. Рыков А.К., Яшин Б.Л. Философия: 100 вопросов – 100 ответов: Учеб. пособие для студентов вузов. – М., 1999. С. 25-39.

4. Уайтхед А.Н. Избранные работы по философии. М., 1990.

Имена и понятия, с которыми знакомятся студенты.

Маркс

Энгельс - диалектика; законы диалектики

Ленин - диалектический материализм

- материалистическое понимание истории

- практика

- общественное бытие

- материальное производство; способ производства материальных благ

- класс; классовая борьба

- государство; политическая система об­щества

- человек; сущность человека

- социализм, коммунизм

Конт - позитивное знание

Миль - основной исторический закон

Спенсер «трех стадий» (Конт)

Витгенштейн - описание и объяснение - комплекс ощущений

Карнап

Поппер

Кун

Леви-Строс

Фуко

- философия повседневного языка

- верификация

- парадигма

- научная революция

- структура

- знаковые системы

 

Шопенгауэр - иррационализм

Кьеркегор - экзистенция

Ницше - мировая воля

- воля к жизни

- «экзистенциальная диалектика» (Кьеркегор)

- инстинкт жизни

- «воля к власти» (Ницше)

- нигилизм

- понятие жизни

- интуитивное познание

Хайдеггер - экзистенциализм

Ясперс - «мир абсурда»

Сартр

Камю

Фрейд - бессознательное, психоанализ, либидо

Адлер

Фромм - фундаментальные потребности (Фромм)

Юнг - коллективное бессознательное (Юнг)

- архетипы

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 1014; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.