Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Рекомендуемые первоисточники для написания докладов 2 страница




Как и другие французские материалисты, К. Гельвеций полностью поддерживал материалистическую концепцию природы. Однако его главный интерес связан с исследованием этических и социальных проблем, с попыткой «объяснить все возможные явления нравствен­ности» и «вычислить» вероятность счастья людей.

По природе человек есть доброе общественное существо, которому ради собственного блага полезно быть таковым всегда. Это естествен­ная норма природы, отход от которой делает каждого человека и об­щество в целом несчастными. В интеллектуальном отношении между людьми при рождении нет никаких различий, они все равны. Расхож­дение в уровне умственного развития является результатом неизбеж­ного различия в воспитании. Влияние природной и особенно обще­ственной, политической среды всемогуще. От ее воздействия зависит, какие именно и как разовьются людские страсти и интересы. Поэтому, считал К. Гельвеций, единственным способом создания совершенного общества и воспитания нравственного гражданина является измене­ние существующих законов и форм государственного управления в со­ответствии с требованиями разума.

 

ГЕРАКЛИТ ИЗ ЭФЕСА (ок. 544 - ок. 483 гг. до н. э.) - древнегре­ческий философ. Принадлежал к аристократическому роду, был басилевсом, но отошел от политической жизни. Выступал как критик и оратор. Зная пред­шествующую философию, подчеркивал, что не был ничьим слушателем и что «сам себя исследовал и сам от себя научился». От глав­ного сочинения Гераклита (которое впослед­ствии назвали «О природе», или «Музы») сохранилось около 150 разрозненных фрагментов, что крайне затрудняет реконструкцию его учения.

Сочинение Гераклита — руководство к муд­рости, которая заключается не в том, чтобы много знать, ибо «многознание уму не науча­ет», а в том, чтобы владеть «знанием единого». Мудрость передается через закон всеобщего — логос. Логос вечен и отражает истинное по­ложение вещей, но (хотя он причастен всему) смертные его не восприннмают, предпочитая «многоучеиость». Понимание всеобщего озна­чает также понимание его внутренней диалектической противоречи­вости.

Окружающее постигает душа, и, чтобы правильно это делать, она должна быть сухой, влажность душе вредна. Воспаряя над землею, душа вступает в связь с единым и становится бесконечной. «Пределов души ты не отыщешь, хотя бы ты весь путь прошел — столь обширен ее логос».

Мир не создан ни богами, ни людьми, «он есть вечно живой огонь, мерами загорающийся и мерами потухающий». Все управляется судь­бой или необходимостью (Нике). С некоторой долей достоверности Гераклиту приписывают известный афоризм «Все течет, все изменя­ется» (вследствие чего, например, «на вступающих в одну и ту же реку все новые и новые воды текут»).

 

ГЕРДЕР ИОГАНН ГОТФРИД (1744-1803) - немецкий философ-просветитель. С начала 70-х гг. XVIII в. один из наиболее влиятель­ных мыслителей Германии. Четко и ясно сформулировал идею органического раз­вития мира: от неживой природы — к жи­вой, а от нее — к обществу в его истории. Знаменит преимущественно своим фунда­ментальным трудом «Идеи к философии истории человечества» (1784-1791), в кото­ром философия впервые получила статус специальной научной дисциплины, при­званной ответить на вопрос: «Существу­ют ли неизменные законы развития чело­веческого общества, и если да, то каковы они?»

Гердер высказал предположение о самозарождении жизни и эволюции жи­вых существ. Однако человек, считал философ, сотворен Богом. И. Гердер рассматривал также законы общественного развития, ко­торые он считал естественными (подобными законам природы). Он отстаивал истинность следующих тезисов:

1) высшая цель общественного развития — «гуманность», к которой человечество поступательно движется от менее совершенных со­стоянии общественной жизни; 2)общество - органическая система индивидов, вне которой чело­век ничего собой не представляет; 3) связь, соединяющая людей в органическое единство обществен­ной жизни,— это культура, важнейшие элементы которой состав­ляют язык, наука, ремесло, искусство, семья, религия, государ­ство.

Затем, применяя сформулированные им законы общественного развития, И. Гердер рассматривал историю человечества (до XIV в.). Он высказывал симпатию к славянству, за что заслужил благодар­ность идеологов славянского возрождения XIX в.

ГЕРЦЕН АЛЕКСАНДР ИВАНОВИЧ (1812-1870) - русский фи­лософ, писатель и публицист. Окончил физико-математическое от­деление Московского университета; его сочинение о системе Н. Коперника при окончании университета не было удостое­но золотой медали, поскольку в нем было «слишком много философии». Философией А. И. Герцен увлекался с отрочества. При выходе из университета был арестован вме­сте с близким другом Н. П. Огаревым «за политическую неблагонадежность», вы­слан в провинцию, где около десяти лет был обязан работать в правительственном уч­реждении. По выходе в отставку усиленно занимался литературной работой, а в 1847 г. навсегда эмигрировал из России. Умер и по­хоронен в Париже.

Колоссальное влияние на русскую общественную мысль оказали издававшиеся им за рубежом журналы «Полярная звезда» и «Коло­кол». Чисто философские работы А. И. Герцена — «Дилетантизм в на­уке», «Письма об изучении природы». Через все творчество А. И. Гер­цена проходит страстное, мужественное искание истины, на которое в заграничный период его жизни легла печать глубокого разочарования.

Имея естественнонаучное образование, А. И. Герцен высоко ценил связь между философией и естественными науками, уделял большое внимание проблеме единства бытия и мышления, поискам метода познания, наиболее точно отражающего действительность и основан­ного на единстве «опыта» и «умозрения». Он отрицательно относился к религии, идее Бога и личного бессмертия.

Признавая эгоизм и общественность «непременными стихиями» человеческой жизни, А. И. Герцен отстаивал высоту «самодержавной независимости» человека и утверждал, что «подчинение личности обществу, народу, человечеству, идее есть продолжение человеческих жертвоприношений». Мучительно перенося поражение революции 1848 г., Герцен пережил тяжелую духовную драму. Его взгляды обра­тились к России с ее деревенской общиной и артелью, с которой он связывал свои надежды на достижение социального идеала.

ГОББС ТОМАС (1588-1679) - английский философ. Окончил Окс­фордский университет. В период гражданской войны в Англии находил­ся в эмиграции во Франции (1640-1651).

Значительным вкладом в мировую фило­софию является социальное учение Т. Гоббса, в котором исходным понятием было «естественное право», т. е. право человека защищать любыми средствами свою жизнь и благосостояние, поскольку «природа со­здала людей равными в отношении физи­ческих и умственных способностей».

Согласно Т. Гоббсу, господство «есте­ственного права» с наибольшей силой про­является в естественном состоянии чело­веческого общества, когда в нем еще нет ни государственности, ни морали. Такое состо­яние общества представляет собой непре­рывную «войну каждого с каждым» и является неустойчивым, грозя человечеству самоистреблением. Возникает необходимость перехода к стабильному гражданскому, государственному состоянию общества. Этот переход осуществляется путем общественного договора: все чле­ны общества безоговорочно уступают свои права главе государства, взамен чего он гарантирует им безопасность.

Чувственные качества философ трактовал не как свойства вещей, а как способы их восприятия людьми. Согласно Т. Гоббсу, «нет ни од­ного понятия в человеческом уме, которое не было бы порождено пер­воначально, целиком или частично, в органах ощущения». Общие по­нятия существуют только в мышлении.

 

ГОЛЬБАХ ПОЛЬ АНРИ (1723-1789) - французский философ, уроженец Германии. Изучал химию в Лейденском университете. Был близким другом и соратником Д. Дидро в издании знаменитой «Эн­циклопедии», для которой написал около 400 статей по естественно­научным и техническим проблемам. Обладатель значительного состо­яния, П. Гольбах щедро субсидировал издательскую деятельность просветителей.

За непримиримость к религии П. Гольбаха называли «личным врагом Бога». Ни одно из прижизненно опубликованных сочинений философа не вышло под его име­нем и не печаталось во Франции, а лишь за ее пределами, анонимно, под различными псевдонимами. Главный труд его жизни «Система природы» был приговорен па­рижским парламентом к сожжению. Он рассматривал природу как «колоссальное соединение всего существующего». Она всецело материальна и является «своей собственной причиной». Пытаясь проникнуть в тайны природы, мы находим лишь различную по свойствам движущуюся материю.

Настаивая на жесткой природной, материальной обусловленности всех процессов и явлений, в том числе морального и духовного мира, он пришел к выводу, что ничего случайного в мире нет, а все соверша­ется по необходимости. И человек как часть природы тоже включен в этот мир фатального, вечного, незыблемого, установленного в приро­де порядка.

В области социальной философии П. Гольбах, как и все просветители, верил в разум как единственное средство достижения человеческого счастья. Возврат к «вечным законам» разума, понимание человеком своей общественной природы, отказ от всех суеверий и предрассуд­ков, в первую очередь религиозных, победа просвещения и воспита­ния над невежеством— вот средства достижения идеального обще­ственного состояния. В своей критике религии П. Гольбах особенно подчеркивал ее связь с тиранической властью: мир деспотизма таит в себе семя революции.

 

ДАНИЛЕВСКИЙ НИКОЛАЙ ЯКОВЛЕВИЧ (1822-1885) - русский естествоиспытатель, культуролог, автор памятника русской об­щественной мысли XIX в. «Россия и Европа». Выходец из дворянской семьи, окончил Царскосельский лицей, учился на естественном факуль­тете Петербургского университета, защитил кандидатскую диссерта­цию по математике. Был арестован по делу кружка М. В. Петрашевского, сослан в Вологду, где стал чиновником департамента сельского хозяйства. Писал статьи по вопросам биологии, статистики, полит­экономии.

Философско-историческая концепция Н. Я. Данилевского, извест­ная как «теория культурно-исторических типов», исходит из того, что не существует единого человечества, единой линии прогресса. «Естественная система» в исторической науке опирается у Н. Я. Дани­левского на представление, согласно которо­му культурно-исторический процесс скла­дывается из развития локальных цивилиза­ций, или культурно-исторических типов (их всего ученый насчитывал тринадцать: еги­петский, китайский, древнесемитский, ин­дийский, иранский, еврейский, греческий, римский, арабский, германо-романский, пе­руанский, мексиканский, славянский). Лю­бая из этих культур рождается, живет и уми­рает. Жизненный цикл составляет 1500 лет. Первый период развития этнографический, он длится 1000 лет. В данный период вырабатыва­ется устойчивый психический склад, который предопределяет направ­ление культурного творчества и развитие духовных сфер культуры.

Второй период (длительностью в 400 лет) характеризуется форми­рованием государственности. Третий — творческий, или цивилизаци-онный, период, когда культура начинает «плодоносить», т. е. выраба­тывает оригинальные формы наук, искусств, философий, религий, государственно-правового устройства. Этот период относительно ко­роток и продолжается всего 50-100 лет. Истощив свои творческие силы, культура умирает либо естественной смертью, либо под удара­ми извне, наносимыми враждебными государствами.

 

ДЕКАРТ РЕНЕ (латинизированное имя Картезий) (1596-1650) -французский философ и математик. Родился в дворянской семье. Вось­ми лет был отправлен в иезуитскую школу, где устаревшим схоластическим курсам предпочитал изучение математики. Во вре­мя службы в армии начал создавать свою «новую философию» и разрабатывать став­шее знаменитым «Рассуждение о методе». Однако философская слава оказалась не­спокойной: с трудом избежав нескольких арестов, изведав изгнание и сожжение сво­их книг, Р. Декарт прожил скитальческую жизнь, 39 раз вынужден был менять место жительства. Преследования продолжались даже в образцовой Голландии, где Р. Декарт провел два своих самых плодотворных десятилетия. За год до смерти он принял приглашение шведской королевы Христины и пере­ехал в Стокгольм, где умер, не выдержав сурового северного климата. Как иноверец Р. Декарт был похоронен на кладбище для некрещеных младенцев.

Р. Декарт создал аналитическую геометрию, развил учение о пре­ломлении света, внес много нового в механическую физику, психоло­гию, занимался запрещенным анатомированием трупов. Его труды, в том числе знаменитые «Правила для руководства ума», были внесены римским папой в список запрещенных книг, а блистательный «король-солнце» Людовик XIV запретил ему преподавание картезианства на всей территории Французского королевства. Так отечество отблаго­дарило того, кто открыл новую эпоху в философии.

В философии Р. Декарт выступил с призывом пересмотра всей про­шлой традиции. Вместо опыта и наблюдений он обратился к исследо­ванию разума и самосознания. Его главное требование — соблюдать при этом принцип очевидности, непосредственной достоверности изу­чаемого для изучающего. Тем самым он отказался следовать традици­онным формам передачи знания: авторитету, примеру, обычаю. Более того, в начале всякого процесса познания он поставил сомнение. В поисках исходного философского положения, наиболее очевидного и достоверного, которое могло бы стать основанием философской си­стемы, Р. Декарт сформулировал свой знаменитый принцип «Мыслю, следовательно, существую»: можно усомниться во всем, но то, что я, сомневающийся, мыслю и существую, очевидно. При разработке свое­го метода познания Р. Декарт основывался на понимании мира как ма­шины, совокупности различных агрегатов. По аналогии с механикой он выстроил и саму логику познания как пути от простейших начал к складыванию сложного механизма знания. Основой и идеальным об­разцом метода Р. Декарта является математика с ее принципами по­рядка и измерения.

 

ДЕМОКРИТ ИЗ АБДЕР (ок. 460 - ок. 371 гг. до н. э.) - крупней­ший древнегреческий ученый-энциклопедист, философ. Ему принад­лежало около 70 работ, включавших все области современного ему знания. Однако большая часть сочинений Демокрита была утрачена в первые века новой эры, и до нас дошло лишь около 300 подлинных цитат.

Его философия оказала сильное влияние на развитие европейской философской и естественнонаучной мысли. Демокрит построил первую целостную философскую систему, включавшую учение об атомарности бытия, теорию познания, учение о про­исхождении космоса, о душе, этику.

Демокрит разграничил в познании чув­ственную и рассудочную стороны. Чув­ственное познание он объяснял истечением атомов из воспринимаемых объектов (атомы достигают человеческих органов чувств). Эта сторона познания неполна и недосто­верна, так как истинная природа вещей (атомы) может быть постигнута только с помощью мышления, рассудка.

Демокрит придерживался идеи множе­ственности миров и их неоднородности: в иных нет ни Луны, ни Солнца, в иных подобные светила многочис­ленны; миры находятся на различной стадии развития — одни только возникают в виде атомарных вихрей, другие уже пребывают в расцве­те, третьи гибнут, сталкиваясь друг с другом. Философ отграничил, живое от неживого, введя представление об одушевленности. Душа атомарна по своему строению, ее атомы имеют сферическую форму и огненную природу. Человеческая душа отличается тем, что ее атомы чередуются с атомами тела.

Демокрит проводил аналогию между человеческим организмом и космосом, а применительно к человеку он впервые употребил слово «микрокосм». Человеческая душа, утверждал мыслитель, смертна, хотя образующие ее атомы вечны: тело умирает, а атомы души рассеи­ваются в пространстве.

 

ДИДРО ДЕНИ (1713-1784) - французский философ, писатель и теоретик искусства. Сын зажиточного ремесленника, он решитель­но отказался от карьеры священника и от любой другой «буржуазной» профессии. Невзирая на отсутствие всякой материаль­ной поддержки со стороны отца, Д. Дидро предпочел творческую работу и свободную от ханжеских регламентации жизнь. При­знанный лидер философского кружка про­светителей, он был вдохновителем и орга­низатором издания тридцатипятитомной «Энциклопедии». Д. Дидро пережил и дра­матические ситуации: публичное сожже­ние его трактата «Философские мысли», заключение в одиночную камеру Венсенского замка. По приглашению Екатерины II Д. Дидро, уже знаменитый философ, посетил Россию, где давал русской императрице смелые до дерзости советы государ­ственного переустройства.

Самый глубокий и тонкий мыслитель из всех французских материа­листов, Д. Дидро остро чувствовал неисчерпаемость процесса познания. Всю свою жизнь находился в процессе постоянных поисков. Основные философские идеи Д. Дидро связаны с раскрытием материалистиче­ской картины мира. Особенно ярко он разработал идею самодвиже­ния материи. Вся природа — это единый деятельный мир, в котором все находится в непрерывной взаимосвязи и неустанном изменении. Мышление не является свойством всей материи. Он разрабатывал рационально-критические оценки христианского вероучения, а также оставил ряд ярких трактатов по философии ис­кусства, расценивая искусство как мощный инструмент гражданского, нравственного воспитания. Как все французские просветители, Д. Дид­ро настаивал па изначально доброй природе человека и верил, что с помощью разума люди безо всякого насилия и принуждения могут идти путем добра.

 

ДОБРОЛЮБОВ НИКОЛАЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ (1836-1861) -русский литературный критик, публицист и философ. Сын священ­ника, окончил духовную семинарию по от­делению словесности, затем педагогиче­ский институт в Петербурге. Отзывчивый, восприимчивый, застенчивый, с сильно развитым чувством долга, он самоотвер­женно заботился о своих семерых братьях и сестрах — сиротах. Напряженная работа в редакции журнала «Современник», уси­ленные литературные занятия дома скоро отразились на здоровье Н. А.Добролюбо­ва. Лечение за границей оказалось безре­зультатным. Он умер, едва ему исполни­лось 25 лет.

Н. А. Добролюбов развивал материали­стическое воззрение на природу, настаивал на опытном «положи­тельном» методе познания мира, признавал единство и гармонию ос­новой и целью развития природы и человека. Он рассматривал всю предшествующую историю как искажение «естественного», «разумно­го» порядка вещей, причину же его видел в ненормальных общественных отношениях. Выход из этого положения Н. А. Добролюбов обо­сновывал с позиций революционного демократизма. «Естественным» для человеческого общества он считал уважение к труду, глубокие се­мейные привязанности, братство и солидарность в человеческих от­ношениях. Истинная нравственность, по Н. А. Добролюбову, связана с достижением гармонии между склонностями человека и его долгом, чувством эгоизма и «симпатическими отношениями» к другим. Н. А. Добролюбов-критик активно боролся с концепцией «искус­ства для искусства», настаивал на «служебной» воспитательной роли искусства и литературы.

ЗЕНОН ЭЛЕЙСКИЙ (ок. 490-430 гг. до н. э.) - древнегреческий философ. Всю жизнь прожил в родном городе, активно участвуя в общественных делах. Сторонник аристо­кратии. В своих взглядах Зенон подчеркивал противоречие между чувствами и разумом. Мир, как он дан нашим чувствам, имеет изменчивый, множественный, разно каче­ственный характер, между тем как в мыш­лении он предстает единым, неподвижным и целостным. Философ доказывал это с помощью апорий— неразрешимо противо­речивых ситуаций, к которым мы приходим, если мыслим движение и множественность. Наиболее известны апории «Дихотомия» (деление пополам) и «Ахиллес». Согласно первой, движение не может ни начаться, ни закончиться. Чтобы дос­тичь цели, движущийся предмет должен пройти сначала половину пути, но до этого — четверть, а до этого восьмую долю — и так до бес­конечности.

В апории «Ахиллес» доказывается, что самый быстрый из людей никогда не догонит самое медленное существо, отправившееся в путь раньше. Чтобы догнать черепаху, Ахиллес должен преодолеть рассто­яние от своего места до черепахи, но за этот промежуток времени, как бы он ни был мал, черепаха продвинется еще, и ситуация будет повто­ряться снова и снова.

Апории Зенона оказали огромное воздействие на всю последующую историю философии и математики.

 

ЗЕНЬКОВСКИЙ ВАСИЛИЙ ВАСИЛЬЕВИЧ (1881-1962) - рус­ский философ и богослов. Магистерскую диссертацию писал в Германии, где его застигла Первая мировая воина. После ряда приключений и злоключений, потеряв часть рукописи диссертации, через Скандинавию вернулся в Россию. Препо­давал в Киевском университете психологию и логику. Был страстным и увлеченным лек­тором, заслужившим от коллег имя «книгоглота». После Октябрьской революции (1925) В. В. Зеньковский, не скрывавший религиозной направленности и идеалисти­ческого содержания своих философских идей и открыто пропагандировавший их, эмигрировал в Париж, где долгие годы пре­подавал философию и психологию в Пра­вославной богословской академии. В 1942 г. принял священство, стал протоиереем.

В. В. Зеньковский известен прежде всего своим двухтомным тру­дом «История русской философии». Главные проблемы его соб­ственных философских исследований связаны с христианской кос­мологией и сущностью религиозного опыта. В своих представлениях о сотворении мира Богом он опирался на идею «софийности». Боже­ственная София, мудрость Бога, есть идея о мире как постижимом космосе, божественная концепция мира.

Человеческая душа, согласно В. В. Зеньковскому, имеет иерархи­ческую структуру. Высший элемент ее — сердце, жизнь чувства, через которую устанавливается духовная связь человека с Богом и боже­ственными основами мира. Религиозный опыт невыводим ни из ка­ких других форм опыта, он есть «данное» содержание сознания, кото­рое обусловлено взаимодействием человека со сверхсубъективным, т. е. дается в мистическом переживании.

 

ИБН РУШД, ИБН РОШД АБУ (в латинской традиции - Аверроэс) (1126-1198) — арабский философ, врач, юрист. Создавая свое учение о природе, Ибн Рушд отверг акт единовременного творения природы, материи Богом. Бог в его учении так же вечен, как вечна природа. Божественное творчество заключается лишь в том, что воз­можные вещи и явления природы становятся действительными. В уче­нии Ибн Рушда утверждается всеобщая причинная связь природных явлений, указывается на наличие естественной необходимости в дви­жении небесных светил; этой же необходимости, полагал философ, подчинено и все происходящее на земле, включая общественную жизнь, возникновение и гибель государств и религий. Рассматривая душу как форму материи, т. е. нечто возникающее в не­драх природы, Ибн Рушд отвергал со­творение души Богом и ее бессмертие. Нематериален только разум (ум, интеллект), а его проявления в мире множе­ственны и индивидуальны, душа лишь способствует этим проявлениям.

В области познания Ибн Рушд отста­ивал права разума, опровергая нападки богословов на философию. Он считал, что религия должна разграни­чиваться на так называемую рациональную религию, требующую участия разума и доступную лишь образованным людям, и религию образно-аллегорическую, доступную всем. Это разграничение в даль­нейшем послужило источником учения о двойственной истине, со­гласно которому, неистинное с точки зрения богословия может быть истинным в философии.

Идеи Ибн Рушда оказались неприемлемыми для испанских като­ликов, и в последние годы жизни его преследовала инквизиция. Тем не менее в Испании, Франции и Италии у философа появилось много последователей, называвших себя аверроистами. Аверроизм исчерпал себя лишь к началу XVII в. с развитием естественно-научных знаний в Западной Европе.

 

ИЛЬИН ИВАН АЛЕКСАНДРОВИЧ (1882-1954) - русский рели­гиозный философ и правовед. Родился в Москве в дворянской семье. Окончил юридический факультет Москов­ского университета. В 1922 г. был выслан за рубеж, жил в Германии, бежал от нациз­ма в Швейцарию.

И. А. Ильин требовал от исследователя живой любви к предмету, и это можно счи­тать методом его исследования. Он полагал, что мыслитель должен соединять в себе чувства и разум в служении божественно-предметному ритму своего народа. Обще­человеческий идеал, утверждал философ, пуст без национального лица и живого ре­лигиозного опыта.

Приверженность И. А. Ильина государственности и монархии — это протест против хаоса и дезорганизации как итога любой революции. Согласно его концепции, революции лишь меняют господина и при­водят к власти людей, неспособных к созидательной работе. Страна, отказывающаяся от государственности и народного единения, идет к саморазрушению, народ ее превращается в толпу. Государство — это союз духовно «сопринадлежащих» друг другу людей, племен, наций, объединенных ради общих целей и интересов.

 

КАНТ ИММАНУИЛ (1724-1804) - немецкий философ, основопо­ложник немецкой классической философии. Родился в семье ремеслен­ника в Кенигсберге (ныне Калининград), где и провел всю жизнь. После окончания философского факультета Кенигсбергского университета (1745) 9 лет работал учи­телем, в 1755-1770 гг. стал доцентом, в 1770-1796 гг. — профессором университета. Современники признали его первым фи­лософом Германии.

В творчестве И. Канта различают два пе­риода: «докритический» и «критический» (период создания оригинальной философ­ской системы). В первый период была раз­работана космогоническая гипотеза об обра­зовании планетной системы из первоначаль­ной туманности. Основные произведения второго («критического») периода — «Критика чистого разума» (1781), «Критика практическо­го разума» (1788) и «Критика способности суждения» (1790).

Всякое знание, считал И. Кант, начинается с опыта, но не сводит­ся к нему.Часть знания порождается самой познавательной способ­ностью, формами разума. Формы эти имеют априорный (доопытный) характер, они присущи самой природе познания. Опытное (эмпири­ческое) знание, доставляемое чувственными впечатлениями от объек­тов познания, хаотично и случайно, априорное же знание необходимо и всеобще.

Философ выступил против противопоставления сенсуализма и ра­ционализма, которые источником знания признавали либо чувствен­ный опыт, либо интеллект. «Ни одну из этих способностей, — считал И. Кант, — нельзя предпочесть другой. Без чувственности ни один предмет не был бы нам дан, а без рассудка ни один нельзя было бы мыслить. Мыслибез созерцания пусты, созерцания без понятий слепы».

Главный вопрос своей трансцедентальной философии (т. е. фило­софии, которая ищет истоки знания в априорных, доопытных струк­турах) И. Кант формулировал как вопрос о возможности априорных синтетических (т. е. дающих новое знание) суждений в каждом из трех основных видов знания: математике, теоретическом естествознании и метафизике (философии). Религия, по И. Канту, предмет не знания, а веры.

Исходной предпосылкой этики И. Канта является представление о человеке как свободном существе и высшей цели существования. Человек никогда не должен рассматриваться как средство для достиже­ния внешних целей, сколь бы благородными они ни были. Естествен­ным ограничителем человеческого своеволия выступает нравственный закон, который И. Кант считал таким же чудом, как и звездное небо над головой. И. Кант сформулировал высшую моральную заповедь («ка­тегорический императив»): «Поступай так, чтобы максима твоего по­ведения на основе твоей воли могла стать общим естественным за­коном». В социологических воззрениях философ выше всего ставил необ­ходимость достижения человечеством всеобщего правового состояния и вечного мира между народами.

 

КИРЕЕВСКИЙ ИВАН ВАСИЛЬЕВИЧ (1806-1856) - русский публицист, издатель, философ. Получив домашнее образование, по­ступил в Московский государственный архив Иностранной коллегии. Занимался литературной критикой. В 1830 г. путе­шествовал по Европе. По возвращении приступил к изданию собственного журна­ла «Европеец», почти сразу же запрещен­ного. В 1845, 1852, 1856 гг. предпринимал столь же неудачные попытки вернуться к издательской и редакторской деятельно­сти. Подчеркивал необходимость просве­щения в России. И. В. Киреевский считал, что мировой исторический процесс уни­версален, но на каждом из его этапов роль отдельных народов значительно возрас­тает. Таковой представлялась ему роль России в то время. Это связа­но, полагал философ, со спецификой православной образованности

( ее смысл — «внутреннее устроение духа силою извещающейся в нем истины») в отличие от западно-европейской, внешне формальной об­разованности. Согласно И. В. Киреевскому, в истинном образовании участвуют не только ум, но и все способности души. При этом он указывал на особую роль «огромного согласия всей Русской земли», основанного на общинной собственности, крестьянском мире. Таким образом, он сформулировал идею мировой роли российского уклада жизни и православия на современном ему этапе мировой истории.

 

КОНТ ОГЮСТ (1798-1857) - французский философ, социолог и популяризатор науки. Ввел термин «социология». Социология со­ставляла главный предмет научных инте­ресов О. Конта. Объект изучения — обще­ство он рассматривал как находящийся в процессе эволюции организм, образуе­мый инстинктивными и производствен­ными связями между людьми. Главной гордостью О. Конта был открытый им «за­кон трех стадий», согласно которому все мысли человека проходят три сменяющих друг друга состояния: теологическое, ха­рактеризующееся господством религии, вообще идей, в которые люди слепо верят; метафизическое, в котором преобладают разного рода абстрактные сущности (теплород, флогистон, эфир, дух); позитивное, основывающееся на точной оценке внешней реальности, опытных данных и строгой логике. Каждое из этих умственных со­стояний служит основой определенного типа общественной органи­зации и как бы пронизывает собой все стороны общественной жизни.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 469; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.