КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Рекомендуемые первоисточники для написания докладов 6 страница
ШОПЕНГАУЭР АРТУР (1788-1860) - немецкий философ. Родился в семье коммерсанта. Его мать была довольно популярной в те годы писательницей. Изучал в Геттингене философию и естественные науки. Слушал лекции в Берлинском университете. В 1818 г. опубликовал свое первое и главное философское произведение «Мир как воля и представление», остававшееся незамеченным в течение тридцати с лишним лет. В своей философской концепции А.Шопенгауэр пытался дать, как он считал, истинное философское воззрение на мир. Он утверждал, что тот мир, который развернут перед нами, есть только мировой феномен, наше представление, а представления наш мозг выделяет так же, как печень — желчь. Думая, что вне нас существуют предметы и вещи, мы верим видимости. Для нас мир — это всего лишь наше представление о нем, он существует только для интеллекта, для существа, обладающего психическими функциями, от последнего червя до человека. Если уничтожить способность сознания, то и весь мир, представляемый им, исчезнет. Подлинной, глубоко скрытой сущностью мира является воля как непознаваемая «вещь в себе», она безусловна, абсолютно свободна и не зависит от времени и пространства. Человек, как и все живое, есть объективация (осуществление, реализация) его воли. Воля в качестве внутренней сущности человека неустанно проявляет себя в нем как воля к жизни, как постоянное универсальное стремление к жизни, желание жить во что бы то ни стало, безо всякого отношения к цели и ценности жизни. Воля первична по отношению к интеллекту, она — госпожа, а он ее орудие. Интеллект — это фонарь, который освещает воле путь, но сам его не прокладывает. Воля слепа и нуждается в поводыре, который сам по себе бессилен сделать хоть один шаг. Отношение воли к интеллекту можно уподобить слепому, который несет хромого на своих плечах. Человек — вершина объективации воли, через его самосознание воля осознает себя.
ЭНГЕЛЬС ФРИДРИХ (1820-1895) - немецкий ученый, философ, революционный деятель, один из основоположников марксистской теории социализма. Родился в г. Бармене, всемье текстильного фабриканта. Формирование взглядов Ф. Энгельса шло в атмосфере революционного романтизма и атеизма. Вначале находился под влиянием абсолютного идеализма Г. Гегеля. Мировоззренческий переворот и переход Ф. Энгельса на позиции материализма произошел под влиянием работы Л.Фейербаха «Сущность христианства». Встреча с К. Марксом (1844), выявившая совпадение взглядов, определила его дальнейший жизненный путь. Ф. Энгельс стал ближайшим другом К. Маркса, его теоретическим и политическим соратником. Ф. Энгельс был широко образованным ученым, знал около 20 языков, занимался военным делом. После смерти К. Маркса, отложив собственные дела, доработал и издал второй и третий тома «Капитала». Основные философские труды Ф. Энгельса — «Анти-Дюринг» (1876-1878) и «Диалектика природы» (1873-1883). Исходное положение Ф. Энгельса: сознание — продукт человеческого мозга, сам же человек результат развития природы, поэтому законы мышления, с одной стороны, и природы — с другой, не могут в конечном счете не совпадать. Единство мира заключается в его материальности, мир бесконечен в пространстве и времени. Материю нельзя мыслить без движения — способа ее существования. Познание действительности осуществляется в мышлении, высшая ступень которого — диалектическое мышление. Далее Ф. Энгельс изложил экономические и социальные части марксизма, дал очерк эволюции социалистических идей, стремясь предвосхитить некоторые черты и элементы будущего общественного строя (превращение труда в первую жизненную потребность, отмирание государства, изменение формы семьи, исчезновение религий). В «Диалектике природы» Ф. Энгельс как бы подытоживал свои занятия по философии естествознания, применяя диалектический метод к изучению природы. Важнейшая идея «Диалектики природы» — дифференциация форм движения материн и классификация наук, изучающих их. Ф. Энгельс занимался также вопросами истории культуры. В работе «Происхождение семьи, частной собственности и государства» (1884) прослежен процесс эволюции первобытной общины и возникновения классового общества.
ЭПИКУР (341-270 гг. до н. э.) — древнегреческий философ. В 306 г. до н. э. основал афинскую философскую школу под названием «Сад Эпикура». Разделял свое учение на три части: теория познания («каноника»), учение о природе («физика») и этика. Эпикур не придавал знанию самостоятельной ценности, а цель философии видел в достижении безмятежного состояния духа, свободы от страха смерти и природных влечений. Основу знания, полагал Эпикур, составляют чувственные восприятия, заблуждения же есть результат ошибок человеческой мысли. Разделяя основные положения атомистического учения Демокрита, Эпикур ввел в атомистические представления идею о случайных отклонениях атомов от своей траектории. Эпикур считал, что душа тоже состоит из атомов, поэтому допущение о случайных отклонениях объясняло возможность свободного волевого действия. Душа, поскольку она, как и тело, атомарна, гибнет и разлагается вместе с ним, поэтому, полагал философ, нет смысла бояться смерти, ибо «смерть не имеет к нам никакого отношения: когда мы есть, то смерти еще нет, а когда смерть наступает, то нас уже нет». Богов, согласно Эпикуру, тоже не следует бояться и не следует ждать от них помощи, ибо боги предаются наслаждению, пребывая между множественными вселенскими мирами, и не вмешиваются ни в явления природы, ни в дела людей. Единственное благо для человека – наслаждение, которое Эпикур понимал как отсутствие страдания.
ЭРАЗМ РОТТЕРДАМСКИЙ ДЕЗИДЕРИЙ (1469-1536) (псевдоним Герхарда Герхардса) – писатель, богослов, ученый-гуманист эпохи Возрождения. Его называют «христианским гуманистом», потому что он пытался свести в единое целое культурные традиции древности и идеалы раннего христианства. Призывал к такому образу духовной жизни человека, в котором сочетались бы свобода и ясность, миролюбие, умение не впадать в крайности, образованность и простота. Эразм Роттердамский считал неприемлемыми чертами духовного облика человека грубый фанатизм, невежество, готовность к насилию, лицемерие. Много сил он уделял исследованию Нового Завета (Евангелия), выполнил новый его перевод на латинский язык и осуществил первопечатное издание (1517), которое сопроводил обширным комментарием. Эта работа была связана со стремлением Эразма Роттердамского вернут вся к первоистокам христианства, возродить раннехристианские идеалы. В своем мировоззрении он опирался на основную идею о том, что для всех явлений общественной жизни, всех вещей характерна двойственность, проявление в них противоположных свойств, поэтому пагубна любая односторонность, а еще более ослепляющая фанатическаястрастность, туманящая разум. В области социально-политической жизни Эразм Роттердамский был сторонником сильной монархии, но всемерно подчеркивал, что такая монархическая власть должна быть гуманной и просвещенной.
ЮНГ КАРЛ ГУСТАВ (1875-1961) - швейцарский психолог, психиатр, культуролог,автор одного из самых известных направлений в психоаналитическом движении, которое он назвал «аналитической психологией». Учился в медицинском институте, исследовалшизофрению, работал в психиатрическом госпитале, занимался частной практикой как психиатр, изучал культуру дописьменных народов в полевых условиях. К. Юнг был доктором медицины и философии, почетным членом многих научных обществ и академий, автором более 200 научных работ. Ученым разработал типологию характеров, согласно которой люди делятся на экстравертов и интровертов.Первые ориентированы вовне, они общительны, экспрессивны, деятельны. Вторые ориентированы вовнутрь, замкнуты, застенчивы, сосредоточены в себе. Согласно К. Юнгу, западные культуры, ориентированные на научно-технический прогресс и овладение силами природы, экстраверты, а восточные, совершенствующие и развивающие психические силы человека, интровертны. К. Юнг трактовал психику человека как автономную замкнутую систему, одной стороной обращенную к материальному миру, который он воспринимает с помощью органов чувств, а другой — к мировому духовному универсуму (целому), из которого человек получает сигналы в форме сновидений, откровений, интуитивных прозрений. Психика включает в себя несколько слоев, отличающихся разной степенью осознанности, «просветленности». Поверхностный слой, обращенный к внешнему миру, — это сознание. Под ним находится «личное бессознательное», глубже — групповое, национальное, расовое бессознательное. Еще глубже — бессознательные структуры, общие человеку и животным. Структура коллективного бессознательного включает в себя архетипы (образы-схемы предельной степени общности). Они являются результатом суммарного опыта сотен поколений людей и служат организующими элементами всех психических процессов. Согласованная деятельность всех архетипов, способностей, функций, слоев бессознательного и сознания является глубинным желанием человека и условием его самореализации, душевного здоровья личности. И наоборот, ослабление каких-то слоев, подавление каких-то архетипов — это угроза целостности личности и источник ее душевных недугов. Подавление религиозной и мифопоэтической сферы коллективного бессознательного в результате экспансии науки и техники К. Юнг считал основной причиной кризиса европейской культуры, находящейся в поисках нового мифа.
В подготовке данного модуля учебно-практического пособия использована следующая литература. 1. Антология мировой философии. В 4 т. — М., 1969—1971. 2. Введение в философию: Учеб. пособие для вузов. — М., 2003. 3. История философии: Учеб. для вузов / Под ред. В. Ильина. — СПб., 2003. 4. История философии: Учеб. / Под ред. Ч. С. Кирвеля. — Минск, 2001. 5. Краткая история философии / Под ред. В. Г. Голобокова. — М.,' 1996. 6. Зеньковский В.В. История русской философии. В 4 кн. – Л., 1991. 7. Радугин А. А. Хрестоматия по философии. — М., 1998. 8. Современная западная философия. Словарь. — М., 1991. 9. Современный философский словарь. — М., 1998. 10. Школьный философский словарь / Под ред. А. Ф. Малышевского. - М., 1995. 11. Философский словарь. — М., 1992. 12. Философский энциклопедический словарь. — М., 1989. 13. Философия и методология познания: Учеб. для магистров и аспирантов. — СПб., 2003.
Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 333; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |