КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Рекомендуемые первоисточники для написания докладов 4 страница
МОНТЕНЬ МИШЕЛЬ ЭЙКЕМ ДЕ (1533-1592) - французский философ и моралист эпохи Возрождения. Принадлежал к служилому дворянскому роду («дворянству мантии»). В качестве советника парламента в Бордо наблюдал жизнь различных социальных слоев, в том числе придворных королей. В начале 80-х гг. XVI в. был назначен мэром Бордо. В тревожные годы граждан-скоп войны между католиками и гугенотами выступал за единство в интересах мира и согласия. Книгой, прославившей М. Монтеня, стали знаменитые «Опыты» (1580). В них в жанре непринужденных эссе сформулированы глубокие философские и нравственные идеи о человеке. Автор «Опытов» выступил против самоуверенной схоластической учености, он сомневался в достоверности человеческих знаний, настаивал на их зыбкости и относительности. «Если хочешь излечиться от невежества, надо в нем признаться». Разум столь же могуществен, сколь и бессилен. Главный источник знания — чувства. Необычайно последователен М. Монтень в отрицании каких-либо чудес: он считал, что за признанием чудес всегда скрывается незнание конкретных причин явлений. «Философствовать — значит сомневаться, а учиться следует скорее у природы». Главное — «жить умеючи», ибо «жизнь сама по себе — ни благо, ни зло: она вместилище блага и зла, смотря по тому, во что... превратили ее». Нельзя подходить с одной и той же меркой к разным людям, ибо каждый человек индивидуален. Да и один и тот же человек изменяется в течение жизни. М. Монтень — убежденный критик аскетической морали. Основной двигатель человеческих поступков он усматривал в стремлении к счастью и удовольствию, хотя без страдания жизнь также невозможна. Философ был уверен, что бессмертия души, как утверждает религия, не существует. Смерть — это такой же равноправный элемент мирового порядка, как и жизнь. Непременные устои нравственности — здравый смысл, веротерпимость, доброжелательность.
МОР ТОМАС (1478-1535) — английский гуманист, государственный деятель и писатель. Выходец из семьи лондонского юриста, получил великолепное образование. Отличался редкой начитанностью, особенно его привлекали греческие и латинские авторы. Превосходно знал Библию и произведения отцов христианской церкви. Был замечательным писателем, его произведения оказали глубочайшее влияние не только на современников, а «История Ричарда III» послужила одним из источников исторической хроники У. Шекспира «Ричард III». Т. Мор избирался членом парламента, выполнял важные дипломатические поручения короны, пользовался исключительным авторитетом как юрист. От короля Генриха VIII получил рыцарское звание, был удостоен высшего государственного поста лорда-канцлера Англии. Однако когда Генрих VIII стал осуществлять лютеранскую реформу, Т. Мор, будучи католиком и отстаивая идею единства христианского мира, отказался присягнуть королю как новому главе англиканской церкви. По требованию короля был обвинен в государственной измене и обезглавлен в Тауэре. Главным творением Т. Мора, обессмертившим своего создателя, стала его «Весьма полезная, а также занимательная, поистине золотая книжечка о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопия», или попросту «Утопия», как теперь ее называют во всем мире. Она написана в форме диалога, в котором принимаются иотвергаются официальные политические воззрения. В первой части работы дается критика английского общественного устройства, во второй описывается жизнь на вымышленном острове Утопия (в переводе с греческого букв. «Нигдения»). На этом острове ликвидирована частная собственность, введено равенство потребления, существует совместное владение всеми благами, производительный труд обязателен для каждого члена общества и т. п. Наиболее тягостные и принудительные работы выполняют рабы и преступники. Политический строй Утопии основан на принципах старшинства и выборности. «Утопия» Т. Мора оказала большое влияние на последующих общественных реформаторов.
НИЦШЕ ФРИДРИХ (1844-1900) - немецкий философ и поэт. Родился в семье потомственного священника. Изучал классическую филологию, был необычайно одаренным студентом, а в 25 лет получил звание профессора. Однако вынужден был оставить преподавание из-за усиливавшейся болезни, которая в 1888 г. привела его к безумию. Свои идеи Ф. Ницше выражал в форме философских эссе («Человеческое, слишком человеческое», «По ту сторону добра и зла»), построенных как цепь фрагментов и афоризмов. Он обращался к легенде и мифу («Так говорил Заратустра»), воплощая свое видение мира в поэтическом творении. В противоречивой философии Ф. Ницше передал обстановку духовной деградации современной цивилизации. Уже в первом сочинении «Рождение трагедии из духа музыки» он противопоставил два типа культуры — «дионисийскую», жизненную, исполненную трагической мистерии, и «аполлоновскую», созерцательную, логическую, односторонне интеллектуальную. Его симпатии были на стороне первого типа, прообраз которого он видел в досократовской Греции с ее героической любовью к трагическому року и титанизмом страстей. Современная «аполлоновская» культура «маленьких людей» с их регламентированной моралью страха противоречила, по мнению Ф. Нищие, самой «жизни», которую он характеризовал как вечное движение, становление, не имеющее цели и одинаково равнодушное к добру и козлу. Желая освободить «жизнь» от подавляющих гнета разума, философ провозгласил «переоценку всех ценностей», переход «по ту сторону добра и зла». «Смерть Бога», «Бого-утрата», переживаемая человечеством, должна облегчить этот путь. Нет никого, кому мы обязаны отдавать отчет в своей жизни, кроме нас самих. На основании этой философии Ф. Ницше создал свой миф о «сверхчеловеке» — сильной личности, свободной от морали, движимой вперед «волей к власти».
ПАСКАЛЬ БЛЕЗ (1623-1662) - французский философ, математик, писатель и физик. Выходец из среды дворянства. С ранних лет обнаружил редчайшую одаренность. Отец Б. Паскаля, видный математик, обнаружив у сына необычайно страстный интерес к математике, спрятал от него все книги по геометрии, чтобы не перегружать болезненного от рождения ребенка научными занятиями. II каково было его изумление, когда через некоторое время он обнаружил, что сын самостоятельно вторично «изобрел» геометрию Эвклида. В 16 лет Б. Паскаль опубликовал свое первое математическое произведение, которое принесло ему известность. За ним последовали изобретение первойв мире действующей счетной машины, исследование теории вероятностей и анализ бесконечно малых величин, опыты и открытия в области гидростатики, атмосферного давления, вакуума. На фоне сложных проблем своей личной жизни Б. Паскаль прошел путь от ученого-рационалиста до религиозного философа. Он стал, не принимая пострижения, отшельником загородного парижского монастыря Пор-Рояль. Философская эссеистика Б. Паскаля (особенно посмертно изданные «Мысли») составила целую эпоху в истории французской литературы. В своем философском творчестве Б. Паскаль, как никто до него, отразил столкновение «доводов сердца» с «доводами разума», подчеркнув с большой остротой ограниченность рационального познания и его пределы. Его ощущение природы и космоса — ощущение «двойной бесконечности», микро- и макромира. Человек, стремящийся познать космос, улавливает лишь видимость явлений, но не постигает ни начала их, ни конца. Безграничные просторы Космоса ужасают человека, поскольку природа «всегда продолжается», а сам он конечен и смертен. Это порождает у Б. Паскаля острое ощущение трагичности и хрупкости человеческого бытия. Человек — всего лишь «тростник», слабейшее из творений природы, по он «мыслящий тростник», понимающий свою смертность и свое бессилие перед липом Вселенной. Поэтому достоинство человека заключается в способности мыслить.
ПИФАГОР (вторая половина VI — начало V вв. до п. э.) — древнегреческий философ. Согласно античным источникам, подлинные сочинения отсутствуют. Предание сообщает, что Пифагор учился в Милете, совершил путешествие на Восток — в Вавилон, Египет, Индию, — где изучал негреческие религии, математику и астрономию; в 532 г. до н. э. бежал от тирании Поликрата в Кротон (юг Италии) и гам основал религиозный братский союз с общим имуществом и собственным ритуальным уставом. Пифагорейский союз захватил власть в Кротоне и распространил свое влияние по всей Южной Италии. Однако власть эта пала в результате антипифагорейского восстания, и Пифагор вынужден был бежать в Метапонт, где и умер. О чем на самом деле учил Пифагор, заключить очень нелегко, так как в Пифагорейском союзе господствовали секретность и требование приписывать все открытия учеников учителю, т. е. самому Пифагору. Однако доподлинно известно, что Пифагор утверждал бессмертие души, развивал идею переселения душ посте смерти в иные, новые тела и сам якобы помнил четыре прежних воплощения. Философ учил также о всеобщем родстве живых существ и требовал «очищения» тела вегетарианством, а души — через познание музыкально-числового строения Космоса.
ПЛАТОН АФИНСКИЙ (наст, имя Аристокл) (127-347 гг. до п. э.) - древнегреческий философ, одна из ключевых фигур истории мировой мысли. Принадлежал к афинской рабовладельческойаристократии. По линии отца — отдаленный потомок аттического царя Кодра, по линии матери — брата афинского законодателя Солона. В молодости был слушателем кружка последователя Гераклита — Кратила, где познакомился с принципами диалектики. Писал стихи. Выступал на спортивных состязаниях. Встретившись с Сократом, стал его верным учеником. Осуждение и смерть Сократа стали для Платона духовным потрясением. Он совершил путешествие в Южную Италию и на Сицилию. Пытался реализовать свои социальныеидеи под руководством тирана Сиракуз Дионисия Старшего, но потерпел неудачу: последний выдал его как военнопленного Спарте. Друзья выкупили Платона из плена, и oн начал вести в Афинах интенсивную творческую работу, основал собственную школу — Академию. Затем снова отправилсяв путешествие, вновь надеялся осуществить свои политические замыслы, по окончательно потерпел поражение. Вернулся в Афины, где умер в возрасте 80 лет. Наследие Платона включает 34 диалога (главный герой большинства из них — Сократ, беседующий со своими учениками), речь «Апология Сократа» и 13 писем. Среди его сочинений наиболее известны «Пир», «Федон», «Федр», «Государство», «Тимей», «Законы». Согласно Платону, реальный, чувственно воспринимаемый мир является иллюзорным, кажущимся. В нем нет ничего устойчивого, все изменчиво, подвержено рождению и гибели. Каждая вещь — результат соединения идеи (образца) с бесформенной материей. Чувственно воспринимаемые предметы — подобия идей. Идеи вечны, бесконечны, существуют вне физических пространства и времени. Вселенная идей есть иерархически упорядоченная система: сначала располагаются идеи предметов неживой природы, затем - растений и животных, далее — человека. На самой вершине находятся идеи красоты и блага. Упорядоченность бытия по-своему выражает Космос. Душа не возникает одновременно с телом, а существует вечно. Она состоит из трех частей: высшей — разум, средней — воля и благородные желания, нижней — влечения и чувственность. В зависимости оттого, какая часть души преобладает в человеке, он ориентируется либо на возвышенное, либо на низменное. Душа осуществляет познание. Так как душа вечна, то, познавая, она только «припоминает» образы, с которыми встречалась в идеальном мире. Платон — создатель античной политической утопии. Его «Идеальное государство» представляет собой сообщество трех социальных групп и напоминает строение души. Правители — философы, стражи-воины, обеспечивающие безопасность, и производители — земледельцы и ремесленники. Платон проповедовал уничтожение частной собственности, общность жен и детей.
ПЛЕХАНОВ ГЕОРГИЙ ВАЛЕНТИНОВИЧ (1856 1918) - русский философ, публицист, общественный деятель. Родился в дворянской семье. Учился в Горном институте, увлекся идеями народовольцев, но разоча- ровался в их тактике террора. С 1880 г. в эмиграции в ряде стран Западной Европы. Развил там интенсивную литературную и политическую деятельность как пропагандист марксизма, переводчик и интерпретатор трудов К. Маркса и Ф. Энгельса. После раскола Российской социал-демократической партии (РСДРП) на Лондонском съездеГ. В. Плеханов, вначале присоединившийся к меньшевикам, вскоре занял особую позицию. Вернувшись в 1917 г. в Россию, выступил против Октябрьской революции, полагая, что в стране отсутствуют объективныеусловия для построения социализма. Как личность Г. В. Плеханов был благородным и нравственно-глубоким человеком. Будучи искренним последователем К. Маркса, он всегда оставался внутренне свободным. Исходный пункт философии Г. В. Плеханова — тезис К. Маркса о том, что «не сознание определяет бытие, но бытие определяет сознание». Он признавал реальность свободы человека, хотя и видел зависимость ее проявления от социально-исторических условий. Он полагал, в частности, что духовный мир человека и формы его культуры зависят от экономических отношений,хотя зависимость эта не прямая. «В области идеологии многие явления могут быть объяснены только косвенным образом посредством влияния экономического развития». Познав социальную закономерность, человек способен подчинить ее своей воле, и «тогда кончается царство необходимости, воцаряется свобода».
РАДИЩЕВ АЛЕКСАНДР НИКОЛАЕВИЧ (1749-1802) - русский писатель, просветитель, философ, считается родоначальником революционной традиции в России. Учился в Лейпцигском университете. В духе идей французских просветителей рассматривал идею «естественного права» (в наше время эта идея существует в виде концепции «прав человека»). В главном сочинении А. Н. Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву» (1790) высказаны идеи о бесплодности попыток помочь народу путем просвещения монархов и о большей плодотворности революционного просвещения народа. За нелегальное издание этого сочинения А. Н. Радищев был осужден на смертную казнь, котораябыла заменена ссылкой в Сибирь. В ссылке А. Н. Радищев писал философский трактат «О человеке, о его смертности и бессмертии» (остался незавершенным, впервые опубликован в 1809 г.), идея которого была навеяна трагической судьбой автора и в котором он недвусмысленно отстаивал бессмертие души. В конце жизни разочаровался в результатах Великой французскойреволюции, поскольку не видел оправдания диктатуре Робеспьера. Пережил А. Н. Радищев и разочарование в показном либерализме Александра I. Покончил жизнь самоубийством.
РАССЕЛ БЕРТРАН (1872-1970) - английский философ, математик, логик, общественный деятель. Родился в аристократической семье. Учился в Тринити-колледже в Кембридже, с 1895 г. — в Кембриджском универси- тете. Лауреат Нобелевской премии (1931). Основная сфера научных интересов — математика и философия, с 1900 г. занимался разработкой оснований математики и аппарата математической логики. Автор теории типов (упорядочения предметной области теории и языка), позволяющей разрешать ряд парадоксов в основаниях математики и логическом анализе языков науки. Заложил основы философских проблем математики. Б. Расселу принадлежит обстоятельная «История западно-европейской философии», написанная им как история европейского свободомыслия. Последним трудом Б. Рассела является историческое исследование «Мудрость Запада».
РУССО ЖАН-ЖАК (1712-1778) - французский философ. Родился в Женеве в семье ремесленника-часовщика. С 16 лет скитался по разным странам Европы, становясь ради заработка то лакеем, то музыкантом, то делоуправителем, то переписчиком нот. Оказавшись в Париже, вошел в круг просветителей, недолгое время сотрудничал в «Энциклопедии» по отделу музыки. Писал драмы и стихи, сочинял оперы. Слава оригинального философа пришла к нему с опубликованием трактата «Способствовало ли восстановление наук и искусств улучшению или ухудшению нравов?», в котором он дал отрицательный ответ на этот вопрос. Сожжение его двух последующих книг и преследования религиозных фанатиков толкнули его на новые вынужденные скитания. В эти годы он создал серию автобиографических произведений, в том числе знаменитую «Исповедь», полностью сосредоточившись на своей внутренней жизни. Этими мотивами, а также критикой цивилизации, науки и Ж.-Ж. Руссо во многом предвосхитил романтическое мироощущение XIX в. Умер в нищете и одиночестве. На протяжении своей жизни он разрабатывал многие проблемы философии, истории, морали, социологии, педагогики, психологии. Его интересовали все стороны философской проблематики человека, а роман «Новая Элоиза» является проектом лучшей, «естественной» морали. В трактате «Эмиль, или О воспитании» содержится гуманистическая, в высшей степени демократическая концепция педагогики. Однако главным вопросом жизни была для Ж.-Ж. Руссо проблема устранения всякого социального неравенства; он считал, что неравенство между людьми существует не изначально. Ж.-Ж. Руссо одним из первых обнаружил противоречивый характер развития культуры, ее способность создавать «искусственные» человеческие потребности. Он утверждал, что расхождение морали и образованностиведет к тому, что человек стремится «казаться» добродетельным, а вовсе не «быть» им. Желая жить лучше, люди ввергают себя в нравственное оскудение. Платой за это является все возрастающее в обществе чувство личного одиночества и отчужденности. Спасение от современной цивилизации, считал Ж.-Ж. Руссо, может обеспечить только возврат к «естественному состоянию» человеческого общества. Лозунг Ж.-Ж. Руссо «Назад к природе!» не был призывом вернуться к грубому первобытному состоянию. Естественное состояние общества было для философа тем идеалом, к которому нельзя прийти в будущем, — к нему лишь можно вернуться вновь. Каким же виделось Ж.-Ж. Руссо это общество? В нем все равны, никто не возвышается над другими; в нем люди не ведают, что такое имущество и частная собственность. Это состояние свободы, самодостаточности и независимости каждого человека, нравственная неиспорченность и добродетельность. Неслучайно Ж.-Ж. Руссо считался главной предтечей Великой французской революции.
САРТР ЖАН-ПОЛЬ (1905-1980) - французский философ и писатель. С начала 30-х гг. преподавал философию в лицеях. В годы Второй мировой войны был участником французского движения Сопротивления, позже — различных демократических движений и организаций. С 1944 г. целиком посвятил себя литературе. В своей философии Ж.-П. Сартр обращался прежде всего к «живому сознанию» индивида, заброшенному в этот мир, пытающемуся ориентироваться в нем. Специфика человека заключается в том, что он всему придает смысл, наделяет окружающее «значениями». Вне этого смыслообразования предметы сами по себе — лишь сырой материал, инертная «возможность». Человеческая деятельность имеет изначально творческий характер. Согласно Ж.-П. Сартру, современный человек — это «отчужденное», потерянное и растерявшее себя существо. Индивидуальность стандартизирована, подчинена массовым формам быта, стихийным эконо- мическим силам, обезличивающему государству. Но самое страшное то, что она — носитель «рабского сознания», поскольку вместо самостоятельных мнений, позиций, вкусов и пристрастий у человека возникают внушенные ему групповыми механизмами безличные идеологические клише, иллюзорные требования «общественного мнения», подавляющая «власть молвы». Даже простое общение, воздействие «другого» есть акт несвободы, попытка подавления и унификации. Человек как личность несет ответственность за любые свои мысли и поступки, ни в чем не имеет права сослаться на «объективные обстоятельства», не может рассчитывать ни на какое «алиби». Субъект свободы— внутреннее единство собственного «Я». В условиях порабощенной фашистами Франции эти абстрактные философские рассуждения звучали как призыв к борьбе.
СЕНЕКА ЛУЦИЙ АННЕЙ (ок. 4 г. до н. э. - 65 г. н. э.) — римский философ, поэт, государственный деятель. В 49-54 гг. был воспитателем будущего императора Нерона, который приобрел в истории дурную славу чрезвычайно жестокого и морально распущенного правителя; в первые годы пребывания Нерона на престоле Л. Сенека оказывал решающее влияние на государственную деятельность, но затем был обвинен в заговоре и покончил с собой. Философские взгляды Л. Сенеки известны из собраний его писем и касаются в основном морали и нравственности; свои идеи он также излагал в форме диалогов. О мировоззрении Л. Сенеки можно судить и по написанным им трагедиям. Философия для Л. Сенеки — это прежде всего размышления о нравственном идеале и пути обретения счастья. Л. Сенеке принадлежит и очень редкая для античности мысль о безграничном прогрессе человеческого знания. Л. Сенека разделял людей на нравственных мудрецов и всех прочих — безнравственных безумцев, но все-таки в своих рассуждениях пытался преодолеть явную пропасть, обнаруживающуюся между этими двумя типами. Так, он утверждал, что деятельные попытки обычных людей приблизиться к идеалу небесполезны, ибо ведут к нравственному росту. Л. Сенека признавал принципиальное равенство всех людей, включая рабов, но в то же время с глубоким презрением относился к производительному и даже творческому труду, если его результаты направлены на удовлетворение материальных потребностей.
СОКРАТ (469-399 гг. до н. э) — древнегреческий философ. Сын скульптора Софрониска и повитухи Финереты. Письменных сочинений не оставил, проповедовал на улицах и площадях Афин. Считал себя не мудрым, а лишь «любящим мудрость». Ему принадлежит известное изречение: «Я знаю, что ничего не знаю, но другие не знают даже этого». Своим главным призванием считал воспитание людей через систематические беседы. На рубеже V и IV вв. до н. э., когда к власти в Афинах пришла демократическая партия, Сократ был обвинен в том, что не чтит традиционных богов, вводит новые божества и тем самым развращает юношество. Несмотря на возможность избежать суда и казни, Сократ мужественно принял смертный приговор и выпил чашу с ядом цикуты, продемонстрировав ученикам, что истина сильнее страха смерти. В центр своей философии Сократ поставил проблему человека. Познание природы — дело богов, человек же должен познать самого себя. Философ призывал прислушиваться к «внутреннему голосу», который называл «даймонионом» (демоном). «Даймонион» несет в себе высший смысл, благодаря ему боги сообщают человеку о его предназначении. Главное в беседах Сократа — постижение сути добродетели. Основные добродетели — сдержанность (умение укрощать страсти), мужество (способность преодолевать опасности) исправедливость (стремление соблюдать божественные и человеческие законы). Истинная нравственность, по Сократу, это знание подлинного блага. Инструмент достижения такого знания — сократический метод, который состоит из иронии (выяснение несостоятельности и непоследовательности во взглядах собеседника через умело подобранные вопросы) и«майевтики» («повивального искусства», помогающего родиться истине).
СОЛОВЬЕВ ВЛАДИМИР СЕРГЕЕВИЧ (1853-1900) - русский философ и поэт. По отцу, знаменитому историку С. М. Соловьеву, принадлежал к духовному званию (дед был священником в Москве). Многочисленная семья Соловьевых жила дружной жизнью, но в ней царила «суровая и набожная атмосфера». С детства В. С. Соловьев отличался мистическим складом души. В 16 лет познакомился с системой Б. Спинозы, который стал его «первой философской любовью». В 1869-1874 гг. учился сначала на естественном, а затем на историко-филологическом факультете Московского университета. Закончил образование в Духовной академии. Пережил короткое увлечение материализмом и атеизмом, но вскоре вернулся к вере. В 1874 г. защитил магистерскую, а в 1880 г.—докторскую диссертацию («Критика отвлеченных начал»). Академическая карьера В. С. Соловьева закончилась в 1881 г., когда он во время публичной лекции (28 марта) воззвал к Александру III не допустить смертной казни народовольцев. Начались полная лишений творческая жизнь и литературная работа, создание философской системы «всеединства». Отличаясь хрупким здоровьем, умер рано и неожиданно. Главная идея В. С. Соловьева заключалась в признании причастности человека одновременно двум мирам: миру чувственных, конкретно воспринимаемых вещей и миру идей, умозрительно постигаемого бытия. Исходная точка исторического времени — «первородный грех», завязавший первоначальный узел человеческой судьбы, финальная — грядущий Страшный суд над злом и конец мировой истории. Философ видел причину драматизма человеческого существования в том, что человек погружен в бурный поток наполненного несовершенством и страданиями земного бытия. «Цельная жизнь» возможна потому, что человеческая природа по сути своей причастна Абсолюту, надо только освободить сознание от внешнего давления, подготовить его к свободному восприятию христианских ценностей. Реализацию этих ценностей В. С. Соловьев видел во «вселенской церкви» как всеобщем способе становления «богочеловечества». Центральная идея философии В. С. Соловьева есть идея всеединства — представление о целостности мира, вбирающей в себя и весь его материально-идеальный состав, и основные способы его постижения (знание и вера). Изначальным творческим компонентом действительности признается абсолютная идея, а в личностном плане выступает как София, Божественная премудрость.
СПИНОЗА БЕНЕДИКТ (Барух) (1632-1677) - нидерландский философ. Родился в Амстердаме, в семье купца. После смерти отца завязал дружеские связи с оппозиционными господствовавшей церкви кругами, в которых было много представителей религиозного вольномыслия. За это еврейская община Амстердама, членом которой он был, подвергла его «великому отлучению». Спасаясь от преследований, Б. Спиноза жил в деревне, зарабатывая шлифовкой оптических стекол, в чем достиг высокого совершенства. Оказавшись вне всякого вероисповедания, вел замкнутую жизнь гордого одиночки, полностью посвятив себя философии. Отклонил предложение о приеме в члены Королевского научного общества. Стержнем всего его существования был интенсивный духовный поиск, создание оригинальной философской системы. Умер от туберкулеза легких. Центральная идея Б. Спинозы — тождество Бога и природы, которую он понимал как вечную, бесконечную, не имеющую никаких внешних оснований, т. с. как причину самой себя («единая субстанция»). Философ был убежден, что мир представляет собой математическую систему и может быть познан геометрическим способом. Единичные вещи Б. Спиноза, в согласии со средневековой традицией, называл модусами. Конечные модусы связаны с атрибутами через бесконечные. Например, ограниченный разум человека имеет свой прообраз в разуме бесконечном. Знание о мире Б. Спиноза разделил на три рода: чувственное (источник «смутных идей»), «понимание», соединяющее рассудок и разум, и интуитивное. Интуиция — высшая ступень познания, она обеспечивает постижение вещей «с точки зрения вечности», не как случайных и разрозненных, а как необходимых, причастных универсальному единству. Человек — часть природы. Телесное и духовное в нем не зависят друг от друга, они «параллельны». В то же время душа есть совокупность идей, объектом которых всегда является тело. Кроме того, душа — это еще и частица «бесконечного разума Бога». Б. Спиноза отвергал свободу воли.
ТОЛСТОЙ ЛЕВ НИКОЛАЕВИЧ (1829-1910) - русский писатель и мыслитель. Принадлежал к древнейшим аристократическим фамилиям России. Прожил долгую, богатую событиямижизнь, большую часть которой провел в Ясной Поляне. В 1844-1847 гг. учился в Казанском университете. В 1851-1855 гг. служил в армии на Кавказе, участвовал в обороне Севастополя. В 1859 г. организовал собственную школу, был в ней учителем, разрабатывал принципы гуманистической педагогики. Л. Н. Толстойсоздал в художественных произведениях универсальный мир с его основными проблемами человеческого бытия. В романе «Война и мир» идеалы самопожертвования и самоотречения он противопоставил культу личного блага и наслаждения. Писатель показал ту пиковость духовного «пути личности, возомнившей себя сверхчеловеком» (Наполеон, Андрей Болконский), и, наоборот, воспевал слияниес общим, следование природному или историческому закону (Пьер Безухов, Кутузов, Наташа Ростова). Как свершившийся факт всякое событие причинно обусловлено, но в качестве результата сознательного выбора оно несет на себе печать свободы. В романе «Анна Каренина» остро и трагично звучит тема семьи, предназначение женщины. Писатель переосмысливал идеи о чуждости общества человеку, об отторжении его изначальной природы ложной моралью и потерявшей свою истину церковью. Он подверг острой критике государственный строй, учреждения и официальную культуруРоссии той эпохи. Делая упор на патриархальных традициях жизни российского крестьянства, Л. Н. Толстой оценивал его с точки зрения вечных и изначальных понятий нравственного и религиозного сознания. В конце 70-х гг. писатель пережил глубокий духовный кризис, связанный с разочарованием в «прогрессе» и всех политических рецептах выхода из кризиса. Он болезненно осознавал, что плоды культуры недоступны народу, воспринимаются им как нечто чуждое и ненужное. Из этих размышлений неизбежно проистекал вывод, что искусство и наука утратили свое главное жизненное назначение — отвечать на вопрос о смысле жизни, о том, каким быть человеку.
Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 382; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |