Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Рекомендуемые первоисточники для написания докладов 4 страница




 

МОНТЕНЬ МИШЕЛЬ ЭЙКЕМ ДЕ (1533-1592) - французский философ и моралист эпохи Возрождения. Принадлежал к служилому дворянскому роду («дворянству мантии»). В качестве советника парламента в Бордо наблюдал жизнь различных социальных слоев, в том числе придворных королей. В начале 80-х гг. XVI в. был назначен мэ­ром Бордо. В тревожные годы граждан-скоп войны между католиками и гугенота­ми выступал за единство в интересах мира и согласия.

Книгой, прославившей М. Монтеня, ста­ли знаменитые «Опыты» (1580). В них в жанре непринужденных эссе сформулиро­ваны глубокие философские и нравствен­ные идеи о человеке. Автор «Опытов» вы­ступил против самоуверенной схоластической учености, он сомневал­ся в достоверности человеческих знаний, настаивал на их зыбкости и относительности. «Если хочешь излечиться от невежества, надо в нем признаться». Разум столь же могуществен, сколь и бессилен. Главный источник знания — чувства. Необычайно последователен М. Монтень в отрицании каких-либо чудес: он считал, что за признанием чудес все­гда скрывается незнание конкретных причин явлений. «Философство­вать — значит сомневаться, а учиться следует скорее у природы». Глав­ное — «жить умеючи», ибо «жизнь сама по себе — ни благо, ни зло: она вместилище блага и зла, смотря по тому, во что... превратили ее».

Нельзя подходить с одной и той же меркой к разным людям, ибо каждый человек индивидуален. Да и один и тот же человек изменяет­ся в течение жизни. М. Монтень — убежденный критик аскетической морали. Основной двигатель человеческих поступков он усматривал в стремлении к счастью и удовольствию, хотя без страдания жизнь так­же невозможна. Философ был уверен, что бессмертия души, как ут­верждает религия, не существует. Смерть — это такой же равноправ­ный элемент мирового порядка, как и жизнь. Непременные устои нравственности — здравый смысл, веротерпимость, доброжелатель­ность.

 

МОР ТОМАС (1478-1535) — английский гуманист, государствен­ный деятель и писатель. Выходец из семьи лондонского юриста, получил великолепное образование. Отличался редкой начитанностью, особенно его при­влекали греческие и латинские авторы. Превосходно знал Библию и произведения отцов христианской церкви. Был замеча­тельным писателем, его произведения ока­зали глубочайшее влияние не только на современников, а «История Ричарда III» послужила одним из источников истори­ческой хроники У. Шекспира «Ричард III». Т. Мор избирался членом парламента, вы­полнял важные дипломатические поруче­ния короны, пользовался исключительным авторитетом как юрист. От короля Генриха VIII получил рыцарское звание, был удостоен высшего государственного поста лорда-канцле­ра Англии. Однако когда Генрих VIII стал осуществлять лютеран­скую реформу, Т. Мор, будучи католиком и отстаивая идею единства христианского мира, отказался присягнуть королю как новому главе англиканской церкви. По требованию короля был обвинен в государ­ственной измене и обезглавлен в Тауэре.

Главным творением Т. Мора, обессмертившим своего создателя, ста­ла его «Весьма полезная, а также занимательная, поистине золотая книжечка о наилучшем устройстве государства и о новом острове Уто­пия», или попросту «Утопия», как теперь ее называют во всем мире. Она написана в форме диалога, в котором принимаются иотвергаются официальные политические воззрения. В первой части работы дается критика английского общественного устройства, во второй описыва­ется жизнь на вымышленном острове Утопия (в переводе с греческого букв. «Нигдения»). На этом острове ликвидирована частная собствен­ность, введено равенство потребления, существует совместное владе­ние всеми благами, производительный труд обязателен для каждого члена общества и т. п. Наиболее тягостные и принудительные работы выполняют рабы и преступники. Политический строй Утопии осно­ван на принципах старшинства и выборности. «Утопия» Т. Мора ока­зала большое влияние на последующих общественных реформаторов.

 

НИЦШЕ ФРИДРИХ (1844-1900) - немецкий философ и поэт. Родился в семье потомственного священника. Изучал классическую филологию, был необычайно одаренным студентом, а в 25 лет получил звание профессора. Однако вынужден был оставить преподавание из-за усиливавшейся болезни, которая в 1888 г. привела его к безумию.

Свои идеи Ф. Ницше выражал в форме философских эссе («Человеческое, слиш­ком человеческое», «По ту сторону добра и зла»), построенных как цепь фрагментов и афоризмов. Он обращался к легенде и мифу («Так говорил Заратустра»), вопло­щая свое видение мира в поэтическом творении. В противоречивой философии Ф. Ницше передал обстановку духовной деградации современной цивилизации. Уже в первом сочинении «Рождение трагедии из духа му­зыки» он противопоставил два типа куль­туры — «дионисийскую», жизненную, исполненную трагической мистерии, и «аполлоновскую», созерцательную, логическую, одно­сторонне интеллектуальную. Его симпатии были на стороне первого типа, прообраз которого он видел в досократовской Греции с ее герои­ческой любовью к трагическому року и титанизмом страстей. Совре­менная «аполлоновская» культура «маленьких людей» с их регламен­тированной моралью страха противоречила, по мнению Ф. Нищие, самой «жизни», которую он характеризовал как вечное движение, ста­новление, не имеющее цели и одинаково равнодушное к добру и козлу.

Желая освободить «жизнь» от подавляющих гнета разума, фило­соф провозгласил «переоценку всех ценностей», переход «по ту сторону добра и зла». «Смерть Бога», «Бого-утрата», переживаемая чело­вечеством, должна облегчить этот путь. Нет никого, кому мы обязаны отдавать отчет в своей жизни, кроме нас самих. На основании этой философии Ф. Ницше создал свой миф о «сверхчеловеке» — сильной личности, свободной от морали, движимой вперед «волей к власти».

 

ПАСКАЛЬ БЛЕЗ (1623-1662) - французский философ, матема­тик, писатель и физик. Выходец из среды дворянства. С ранних лет обнаружил редчайшую одаренность. Отец Б. Паскаля, видный мате­матик, обнаружив у сына необычайно страстный интерес к математи­ке, спрятал от него все книги по геометрии, чтобы не перегружать бо­лезненного от рождения ребенка научными занятиями. II каково было его изумление, когда через некоторое время он обнаружил, что сын самостоятельно вторично «изобрел» геометрию Эвклида.

В 16 лет Б. Паскаль опубликовал свое первое математическое про­изведение, которое принесло ему известность. За ним последовали изобретение первойв мире действующей счетной машины, исследование теории вероятностей и анализ беско­нечно малых величин, опыты и открытия в области гидростатики, атмосферного дав­ления, вакуума. На фоне сложных проблем своей личной жизни Б. Паскаль прошел путь от ученого-рационалиста до религи­озного философа. Он стал, не принимая пострижения, отшельником загородного парижского монастыря Пор-Рояль. Фило­софская эссеистика Б. Паскаля (особенно посмертно изданные «Мысли») составила целую эпоху в истории французской литературы.

В своем философском творчестве Б. Паскаль, как никто до него, от­разил столкновение «доводов сердца» с «доводами разума», подчер­кнув с большой остротой ограниченность рационального познания и его пределы. Его ощущение природы и космоса — ощущение «двой­ной бесконечности», микро- и макромира. Человек, стремящийся познать космос, улавливает лишь видимость явлений, но не постига­ет ни начала их, ни конца. Безграничные просторы Космоса ужасают человека, поскольку природа «всегда продолжается», а сам он конечен и смертен. Это порождает у Б. Паскаля острое ощущение трагичности и хрупкости человеческого бытия. Человек — всего лишь «тростник», слабейшее из творений природы, по он «мыслящий тростник», пони­мающий свою смертность и свое бессилие перед липом Вселенной. Поэтому достоинство человека заключается в способности мыслить.

 

ПИФАГОР (вторая половина VI — начало V вв. до п. э.) — древне­греческий философ. Согласно античным источникам, подлинные со­чинения отсутствуют. Предание сообщает, что Пифагор учился в Милете, совершил путешествие на Восток — в Вавилон, Еги­пет, Индию, — где изучал негреческие рели­гии, математику и астрономию; в 532 г. до н. э. бежал от тирании Поликрата в Кротон (юг Италии) и гам основал религиозный братский союз с общим имуществом и соб­ственным ритуальным уставом. Пифаго­рейский союз захватил власть в Кротоне и распространил свое влияние по всей Юж­ной Италии. Однако власть эта пала в результате антипифагорейского восстания, и Пифагор вынужден был бе­жать в Метапонт, где и умер.

О чем на самом деле учил Пифагор, заключить очень нелегко, так как в Пифагорейском союзе господствовали секретность и требование приписывать все открытия учеников учителю, т. е. самому Пифагору. Однако доподлинно известно, что Пифагор утверждал бессмертие души, развивал идею переселения душ посте смерти в иные, новые тела и сам якобы помнил четыре прежних воплощения. Философ учил также о всеобщем родстве живых существ и требовал «очищения» тела вегетарианством, а души — через познание музыкально-числового строения Космоса.

 

ПЛАТОН АФИНСКИЙ (наст, имя Аристокл) (127-347 гг. до п. э.) -

древнегреческий философ, одна из ключевых фигур истории мировой мысли. Принадлежал к афинской рабовла­дельческойаристократии. По линии отца — отдаленный потомок аттического царя Кодра, по линии матери — брата афинского законодателя Солона. В молодости был слушателем кружка последователя Герак­лита — Кратила, где познакомился с прин­ципами диалектики. Писал стихи. Выступал на спортивных состязаниях. Встретившись с Сократом, стал его верным учеником. Осуждение и смерть Сократа стали для Платона духовным потрясением. Он совершил путеше­ствие в Южную Италию и на Сицилию. Пытался реализовать свои социальныеидеи под руководством тирана Сиракуз Дионисия Старшего, но потерпел неудачу: последний выдал его как военнопленного Спарте. Друзья выкупили Платона из плена, и oн начал вести в Афинах интенсивную творческую работу, основал собственную школу — Академию. Затем снова отправилсяв путеше­ствие, вновь надеялся осуществить свои политические замыслы, по окончательно потерпел поражение. Вернулся в Афины, где умер в воз­расте 80 лет.

Наследие Платона включает 34 диалога (главный герой большин­ства из них — Сократ, беседующий со своими учениками), речь «Апо­логия Сократа» и 13 писем. Среди его сочинений наиболее известны «Пир», «Федон», «Федр», «Государство», «Тимей», «Законы».

Согласно Платону, реальный, чувственно воспринимаемый мир яв­ляется иллюзорным, кажущимся. В нем нет ничего устойчивого, все изменчиво, подвержено рождению и гибели. Каждая вещь — резуль­тат соединения идеи (образца) с бесформенной материей. Чувствен­но воспринимаемые предметы — подобия идей.

Идеи вечны, бесконечны, существуют вне физических пространства и времени. Вселенная идей есть иерархически упорядоченная систе­ма: сначала располагаются идеи предметов неживой природы, затем - растений и животных, далее — человека. На самой вершине находятся идеи красоты и блага. Упорядоченность бытия по-своему выражает Космос. Душа не возникает одновременно с телом, а существует вечно. Она состоит из трех частей: высшей — разум, средней — воля и благо­родные желания, нижней — влечения и чувственность. В зависимости оттого, какая часть души преобладает в человеке, он ориентируется либо на возвышенное, либо на низменное. Душа осуществляет позна­ние. Так как душа вечна, то, познавая, она только «припоминает» об­разы, с которыми встречалась в идеальном мире.

Платон — создатель античной политической утопии. Его «Идеаль­ное государство» представляет собой сообщество трех социальных групп и напоминает строение души. Правители — философы, стражи-воины, обеспечивающие безопасность, и производители — земледельцы и ремесленники. Платон проповедовал уничтожение частной соб­ственности, общность жен и детей.

 

ПЛЕХАНОВ ГЕОРГИЙ ВАЛЕНТИНОВИЧ (1856 1918) - русский философ, публицист, общественный деятель. Родился в дворян­ской семье. Учился в Горном институте, увлекся идеями народовольцев, но разоча- ровался в их тактике террора. С 1880 г. в эмиграции в ряде стран Западной Европы. Развил там интенсивную литературную и политическую деятельность как пропаган­дист марксизма, переводчик и интерпрета­тор трудов К. Маркса и Ф. Энгельса. После раскола Российской социал-демократической партии (РСДРП) на Лондонском съез­деГ. В. Плеханов, вначале присоединивший­ся к меньшевикам, вскоре занял особую позицию. Вернувшись в 1917 г. в Россию, выступил против Октябрьской революции, полагая, что в стране отсутствуют объективныеусловия для построе­ния социализма. Как личность Г. В. Плеханов был благородным и нравственно-глубоким человеком. Будучи искренним последователем К. Маркса, он всегда оставался внутренне свободным.

Исходный пункт философии Г. В. Плеханова — тезис К. Маркса о том, что «не сознание определяет бытие, но бытие определяет созна­ние». Он признавал реальность свободы человека, хотя и видел зави­симость ее проявления от социально-исторических условий. Он пола­гал, в частности, что духовный мир человека и формы его культуры зависят от экономических отношений,хотя зависимость эта не пря­мая. «В области идеологии многие явления могут быть объяснены только косвенным образом посредством влияния экономического раз­вития». Познав социальную закономерность, человек способен под­чинить ее своей воле, и «тогда кончается царство необходимости, во­царяется свобода».

 

РАДИЩЕВ АЛЕКСАНДР НИКОЛАЕВИЧ (1749-1802) - русский писатель, просветитель, философ, считается родоначальником революционной традиции в России. Учился в Лейпцигском университете. В духе идей французских просветителей рассматривал идею «естественного права» (в наше вре­мя эта идея существует в виде концепции «прав человека»).

В главном сочинении А. Н. Радищева «Путешествие из Петербур­га в Москву» (1790) высказаны идеи о бес­плодности попыток помочь народу путем просвещения монархов и о большей пло­дотворности революционного просвеще­ния народа. За нелегальное издание этого сочинения А. Н. Радищев был осужден на смертную казнь, котораябыла заменена ссылкой в Сибирь. В ссылке А. Н. Радищев писал философский трак­тат «О человеке, о его смертности и бессмертии» (остался незавершен­ным, впервые опубликован в 1809 г.), идея которого была навеяна тра­гической судьбой автора и в котором он недвусмысленно отстаивал бессмертие души. В конце жизни разочаровался в результатах Вели­кой французскойреволюции, поскольку не видел оправдания дикта­туре Робеспьера. Пережил А. Н. Радищев и разочарование в показном либерализме Александра I. Покончил жизнь самоубийством.

 

РАССЕЛ БЕРТРАН (1872-1970) - английский философ, математик, логик, общественный деятель. Родился в аристократической семье. Учился в Тринити-колледже в Кембрид­же, с 1895 г. — в Кембриджском универси- тете. Лауреат Нобелевской премии (1931). Основная сфера научных интересов — ма­тематика и философия, с 1900 г. занимался разработкой оснований математики и ап­парата математической логики.

Автор теории типов (упорядочения пред­метной области теории и языка), позволя­ющей разрешать ряд парадоксов в основа­ниях математики и логическом анализе языков науки. Заложил основы философ­ских проблем математики.

Б. Расселу принадлежит обстоятельная «История западно-европейской философии», написанная им как ис­тория европейского свободомыслия. Последним трудом Б. Рассела является историческое исследование «Мудрость Запада».

 

РУССО ЖАН-ЖАК (1712-1778) - французский философ. Родил­ся в Женеве в семье ремесленника-часовщика. С 16 лет скитался по разным странам Европы, становясь ради заработка то лакеем, то музыкантом, то делоуправителем, то переписчиком нот. Оказавшись в Париже, вошел в круг про­светителей, недолгое время сотрудничал в «Энциклопедии» по отделу музыки. Писал драмы и стихи, сочинял оперы. Слава ори­гинального философа пришла к нему с опуб­ликованием трактата «Способствовало ли восстановление наук и искусств улучше­нию или ухудшению нравов?», в котором он дал отрицательный ответ на этот воп­рос. Сожжение его двух последующих книг и преследования религиозных фанатиков толкнули его на новые вынужденные скитания. В эти годы он создал серию автобиографических произведений, в том числе знаменитую «Исповедь», полностью сосредоточившись на своей внутренней жиз­ни. Этими мотивами, а также критикой цивилизации, науки и Ж.-Ж. Руссо во многом предвосхитил романтическое мироощущение XIX в. Умер в нищете и одиночестве.

На протяжении своей жизни он разрабатывал многие проблемы философии, истории, морали, социологии, педагогики, психологии. Его интересовали все стороны философской проблематики челове­ка, а роман «Новая Элоиза» является проектом лучшей, «естествен­ной» морали. В трактате «Эмиль, или О воспитании» содержится гуманистическая, в высшей степени демократическая концепция пе­дагогики. Однако главным вопросом жизни была для Ж.-Ж. Руссо проблема устранения всякого социального неравенства; он считал, что неравенство между людьми существует не изначально.

Ж.-Ж. Руссо одним из первых обнаружил противоречивый харак­тер развития культуры, ее способность создавать «искусственные» человеческие потребности. Он утверждал, что расхождение морали и образованностиведет к тому, что человек стремится «казаться» доб­родетельным, а вовсе не «быть» им. Желая жить лучше, люди вверга­ют себя в нравственное оскудение. Платой за это является все возрас­тающее в обществе чувство личного одиночества и отчужденности. Спасение от современной цивилизации, считал Ж.-Ж. Руссо, может обеспечить только возврат к «естественному состоянию» человече­ского общества.

Лозунг Ж.-Ж. Руссо «Назад к природе!» не был призывом вернуть­ся к грубому первобытному состоянию. Естественное состояние об­щества было для философа тем идеалом, к которому нельзя прийти в будущем, — к нему лишь можно вернуться вновь. Каким же виделось Ж.-Ж. Руссо это общество? В нем все равны, никто не возвышается над другими; в нем люди не ведают, что такое имущество и частная собственность. Это состояние свободы, самодостаточности и незави­симости каждого человека, нравственная неиспорченность и доброде­тельность. Неслучайно Ж.-Ж. Руссо считался главной предтечей Ве­ликой французской революции.

 

САРТР ЖАН-ПОЛЬ (1905-1980) - французский философ и пи­сатель. С начала 30-х гг. преподавал философию в лицеях. В годы Второй мировой войны был участником французского движения Со­противления, позже — различных демократических движений и орга­низаций. С 1944 г. целиком посвятил себя литературе.

В своей философии Ж.-П. Сартр обращался прежде всего к «живому сознанию» индивида, заброшенному в этот мир, пытающемуся ори­ентироваться в нем. Специфика человека заключается в том, что он все­му придает смысл, наделяет окружающее «значениями». Вне этого смыслообразования предметы сами по себе — лишь сырой материал, инертная «возмож­ность». Человеческая деятельность име­ет изначально творческий характер.

Согласно Ж.-П. Сартру, современный человек — это «отчужденное», потерянное и растерявшее себя существо. Индивиду­альность стандартизирована, подчинена массовым формам быта, стихийным эконо- мическим силам, обезличивающему государству. Но самое страшное то, что она — носитель «рабского сознания», поскольку вместо самостоятельных мнений, позиций, вкусов и пристрастий у человека возникают внушенные ему группо­выми механизмами безличные идеологические клише, иллюзорные требования «общественного мнения», подавляющая «власть молвы». Даже простое общение, воздействие «другого» есть акт несвободы, попытка подавления и унификации.

Человек как личность несет ответственность за любые свои мысли и поступки, ни в чем не имеет права сослаться на «объективные обстоя­тельства», не может рассчитывать ни на какое «алиби». Субъект свобо­ды— внутреннее единство собственного «Я». В условиях порабощен­ной фашистами Франции эти абстрактные философские рассуждения звучали как призыв к борьбе.

 

СЕНЕКА ЛУЦИЙ АННЕЙ (ок. 4 г. до н. э. - 65 г. н. э.) — римский философ, поэт, государственный деятель. В 49-54 гг. был воспитателем будущего императора Нерона, который при­обрел в истории дурную славу чрезвычай­но жестокого и морально распущенного правителя; в первые годы пребывания Не­рона на престоле Л. Сенека оказывал ре­шающее влияние на государственную дея­тельность, но затем был обвинен в заговоре и покончил с собой.

Философские взгляды Л. Сенеки известны из собраний его писем и касаются в основном морали и нравственности; свои идеи он также излагал в форме диалогов. О мировоззрении Л. Сенеки можно судить и по написанным им трагедиям. Философия для Л. Сенеки — это прежде всего размышления о нрав­ственном идеале и пути обретения счастья. Л. Сенеке принадлежит и очень редкая для античности мысль о безграничном прогрессе чело­веческого знания.

Л. Сенека разделял людей на нравственных мудрецов и всех про­чих — безнравственных безумцев, но все-таки в своих рассуждениях пытался преодолеть явную пропасть, обнаруживающуюся между эти­ми двумя типами. Так, он утверждал, что деятельные попытки обыч­ных людей приблизиться к идеалу небесполезны, ибо ведут к нрав­ственному росту. Л. Сенека признавал принципиальное равенство всех людей, вклю­чая рабов, но в то же время с глубоким презрением относился к произ­водительному и даже творческому труду, если его результаты направ­лены на удовлетворение материальных потребностей.

 

СОКРАТ (469-399 гг. до н. э) — древнегреческий философ. Сын скульптора Софрониска и повитухи Финереты. Письменных сочине­ний не оставил, проповедовал на улицах и площадях Афин. Считал себя не мудрым, а лишь «любящим мудрость». Ему принад­лежит известное изречение: «Я знаю, что ничего не знаю, но другие не знают даже этого». Своим главным призванием считал воспитание людей через систематические беседы.

На рубеже V и IV вв. до н. э., когда к влас­ти в Афинах пришла демократическая пар­тия, Сократ был обвинен в том, что не чтит традиционных богов, вводит новые боже­ства и тем самым развращает юношество. Несмотря на возможность избежать суда и казни, Сократ мужественно принял смертный приговор и выпил чашу с ядом цикуты, продемонстрировав ученикам, что истина сильнее стра­ха смерти.

В центр своей философии Сократ поставил проблему человека. Познание природы — дело богов, человек же должен познать самого себя. Философ призывал прислушиваться к «внутреннему голосу», который называл «даймонионом» (демоном). «Даймонион» несет в себе высший смысл, благодаря ему боги сообщают человеку о его пред­назначении.

Главное в беседах Сократа — постижение сути добродетели. Основ­ные добродетели — сдержанность (умение укрощать страсти), муже­ство (способность преодолевать опасности) исправедливость (стрем­ление соблюдать божественные и человеческие законы). Истинная нравственность, по Сократу, это знание подлинного блага. Инструмент достижения такого знания — сократический метод, кото­рый состоит из иронии (выяснение несостоятельности и непоследова­тельности во взглядах собеседника через умело подобранные вопросы) и«майевтики» («повивального искусства», помогающего родиться истине).

 

СОЛОВЬЕВ ВЛАДИМИР СЕРГЕЕВИЧ (1853-1900) - русский философ и поэт. По отцу, знаменитому историку С. М. Соловьеву, принадлежал к духовному званию (дед был священником в Москве). Многочисленная семья Соловьевых жила дружной жизнью, но в ней царила «суровая и набожная ат­мосфера». С детства В. С. Соловьев отли­чался мистическим складом души. В 16 лет познакомился с системой Б. Спинозы, ко­торый стал его «первой философской лю­бовью». В 1869-1874 гг. учился сначала на естественном, а затем на историко-филоло­гическом факультете Московского университета. Закончил образование в Духовной академии. Пережил короткое увлечение материализмом и атеизмом, но вскоре вер­нулся к вере. В 1874 г. защитил магистерскую, а в 1880 г.—докторскую диссертацию («Критика отвлеченных начал»). Академическая карье­ра В. С. Соловьева закончилась в 1881 г., когда он во время публичной лекции (28 марта) воззвал к Александру III не допустить смертной казни народовольцев. Начались полная лишений творческая жизнь и литературная работа, создание философской системы «всеединства». Отличаясь хрупким здоровьем, умер рано и неожиданно.

Главная идея В. С. Соловьева заключалась в признании причастно­сти человека одновременно двум мирам: миру чувственных, конк­ретно воспринимаемых вещей и миру идей, умозрительно постигае­мого бытия. Исходная точка исторического времени — «первородный грех», завязавший первоначальный узел человеческой судьбы, фи­нальная — грядущий Страшный суд над злом и конец мировой истории. Философ видел причину драматизма человеческого существова­ния в том, что человек погружен в бурный поток наполненного несо­вершенством и страданиями земного бытия.

«Цельная жизнь» возможна потому, что человеческая природа по сути своей причастна Абсолюту, надо только освободить сознание от внешнего давления, подготовить его к свободному восприятию хрис­тианских ценностей. Реализацию этих ценностей В. С. Соловьев ви­дел во «вселенской церкви» как всеобщем способе становления «богочеловечества».

Центральная идея философии В. С. Соловьева есть идея всеедин­ства — представление о целостности мира, вбирающей в себя и весь его материально-идеальный состав, и основные способы его постиже­ния (знание и вера). Изначальным творческим компонентом действи­тельности признается абсолютная идея, а в личностном плане высту­пает как София, Божественная премудрость.

 

СПИНОЗА БЕНЕДИКТ (Барух) (1632-1677) - нидерландский философ. Родился в Амстердаме, в семье купца. После смерти отца завязал дружеские связи с оппозиционными господствовавшей церкви кругами, в кото­рых было много представителей религиоз­ного вольномыслия. За это еврейская об­щина Амстердама, членом которой он был, подвергла его «великому отлучению». Спа­саясь от преследований, Б. Спиноза жил в деревне, зарабатывая шлифовкой оптиче­ских стекол, в чем достиг высокого совер­шенства. Оказавшись вне всякого вероис­поведания, вел замкнутую жизнь гордого одиночки, полностью посвятив себя фило­софии. Отклонил предложение о приеме в члены Королевского научного общества. Стержнем всего его существования был интенсивный духовный по­иск, создание оригинальной философской системы. Умер от туберку­леза легких.

Центральная идея Б. Спинозы — тождество Бога и природы, кото­рую он понимал как вечную, бесконечную, не имеющую никаких внеш­них оснований, т. с. как причину самой себя («единая субстанция»). Философ был убежден, что мир представляет собой математическую систему и может быть познан геометрическим способом. Единичные вещи Б. Спиноза, в согласии со средневековой традицией, называл модусами. Конечные модусы связаны с атрибутами через бесконеч­ные. Например, ограниченный разум человека имеет свой прообраз в разуме бесконечном.

Знание о мире Б. Спиноза разделил на три рода: чувственное (источ­ник «смутных идей»), «понимание», соединяющее рассудок и разум, и интуитивное. Интуиция — высшая ступень познания, она обеспечива­ет постижение вещей «с точки зрения вечности», не как случайных и разрозненных, а как необходимых, причастных универсальному един­ству.

Человек — часть природы. Телесное и духовное в нем не зависят друг от друга, они «параллельны». В то же время душа есть совокуп­ность идей, объектом которых всегда является тело. Кроме того, душа — это еще и частица «бесконечного разума Бога». Б. Спиноза отвергал свободу воли.

 

ТОЛСТОЙ ЛЕВ НИКОЛАЕВИЧ (1829-1910) - русский писатель и мыслитель. Принадлежал к древнейшим аристократическим фами­лиям России. Прожил долгую, богатую событиямижизнь, большую часть которой провел в Ясной Поляне. В 1844-1847 гг. учился в Казанском университете. В 1851-1855 гг. служил в армии на Кавказе, уча­ствовал в обороне Севастополя. В 1859 г. организовал собственную школу, был в ней учителем, разрабатывал принципы гуманистической педагогики.

Л. Н. Толстойсоздал в художественных произведениях универсальный мир с его основными проблемами человеческого бытия. В романе «Война и мир» идеалы самопожертвования и самоотречения он проти­вопоставил культу личного блага и наслаждения. Писатель показал ту пиковость духовного «пути личности, возомнившей себя сверхчело­веком» (Наполеон, Андрей Болконский), и, наоборот, воспевал слия­ниес общим, следование природному или историческому закону (Пьер Безухов, Кутузов, Наташа Ростова).

Как свершившийся факт всякое событие причинно обусловлено, но в качестве результата сознательного выбора оно несет на себе печать свободы. В романе «Анна Каренина» остро и трагично звучит тема семьи, предназначение женщины. Писатель переосмысливал идеи о чуждости общества человеку, об отторжении его изначальной природы ложной моралью и потерявшей свою истину церковью. Он подверг острой критике государственный строй, учреждения и офи­циальную культуруРоссии той эпохи. Делая упор на патриархальных традициях жизни российского крестьянства, Л. Н. Толстой оценивал его с точки зрения вечных и изначальных понятий нравственного и ре­лигиозного сознания.

В конце 70-х гг. писатель пережил глубокий духовный кризис, свя­занный с разочарованием в «прогрессе» и всех политических рецептах выхода из кризиса. Он болезненно осознавал, что плоды культуры не­доступны народу, воспринимаются им как нечто чуждое и ненужное. Из этих размышлений неизбежно проистекал вывод, что искусство и наука утратили свое главное жизненное назначение — отвечать на воп­рос о смысле жизни, о том, каким быть человеку.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 382; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.