КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Введение. Учебно-методическое пособие
Коломна 2005 Учебно-методическое пособие Ершова Р.В., Омельчанко Е.В.
Профессиональная деятельность психолога: учебно-методические материалы к психологической практике. УДК Рекомендовано к изданию редакционно- ББК издательским советом Коломенского Е государственного педагогического института Е Профессиональная деятельность психолога: учебно- методические материалы к психологической практике: Учебно-методическое пособие/ авт. сост. Ершова Р.В., Омельчанко Е.В. – Коломна: КГПИ, 2005 – 138с. Пособие содержит материалы, рекомендации, требования к организации и проведению практики студентов психологических специальностей. В нем также собраны и некоторые методические разработки, позволяющие студентам получить представление и провести необходимую работу по всем направлениям деятельности психолога образования. Пособие предназначено для студентов психологических специальностей, преподавателей, занимающихся руководством и проведением практик студентов, психологов образования. Рецензенты: доктор психологических наук, профессор Ильичева И.М. кандидат психологических наук, доцент Денисевич Н.Н. © Ершова Р.В, Омельчанко Е.В., 2005 Психологическая практика является важнейшим звеном в системе профессионального становления психолога. Именно в процессе психологической практики появляется возможность соединить теоретическую подготовку будущих специалистов с их практической деятельностью. Различные виды практики тесно взаимосвязаны, осуществляются в определенной системе и последовательности. Психолого-педагогическая практика обладает большими потенциальными возможностями, способствующими профессиональному самоопределению будущего психолога. Все виды практики выполняют образовательную, развивающую и воспитывающую функции и направлены на формирование специалиста. В системе профессиональной подготовки важно на основе актуализации теоретических знаний и положительного отношения к профессии овладеть умениями изучать личность ребенка, коллектив учащихся с целью диагностики и проектирования их развития и воспитания, использовать разнообразные формы и методы, средства и приемы руководства учебно-воспитательной деятельностью учащихся, анализировать и обобщать педагогический опыт, организовывать опытно-экспериментальную работу. Формирование навыков практической работы у студентов-психологов предполагает прохождение нескольких этапов, которые ориентированы на постепенное освоение всех направлений деятельности психолога образования: диагностико-коррекционной, психопрофилактической, консультационной работы, а также психологического просвещения, которые направлены на обеспечение психического и личностного развития детей, подростков, юношей. Психодиагностическая деятельность психолога образования направлена на получение информации об индивидуально-психических особенностях детей, которая была бы полезна им самим и тем, кто с ними работает: учителям, воспитателям, родителям. В процессе диагностики психолог выявляет особенности психического развития ребенка, сформированность у него различных возрастных новообразований, определяет степень соответствия уровня развития его знаний, умений, навыков, личностных образований возрастным показателям и т.д. Особенностью психодиагностики в образовательном учреждении является ее тесная связь с педагогической проблематикой. По замечанию Г. Витцлака (1986) она предполагает в конечном счете выбор наиболее подходящего педагогического воздействия, а также создание тех или иных психологических условий. В этой связи уместнее говорить о психолого-педагогической диагностике, основными ее задачами являются: контроль динамики психического развития детей, обучающихся и воспитывающихся в детских учреждениях, коррекция развития с целью создания оптимальных возможностей и условий развития для слабых и сильных учащихся, подтягивания их на более высокий уровень, установление правильного направления развития учащихся, обнаруживающих особенные способности, сравнительный анализ развивающего эффекта различных систем воспитания и обучения с целью выработки рекомендаций для повышения их развивающей функции (Ю.Л.Сыэрд,1980). В рамках психологической службы системы образования обязательно должен реализовываться принцип единства диагностики и коррекции. Исходя из этого, диагностико-коррекционное направление является единым направлением работы психолога образовательного учреждения. Таким образом, психолог не просто ставит диагноз и разрабатывает программу дальнейшего развития тех или иных сторон личности, способностей ребенка, но и следит за выполнением данных им рекомендаций, а также в значительной мере сам осуществляет часть коррекционной, развивающей, воспитательной работы. Диагностико-коррекционная работа предполагает реализацию нескольких этапов: изучение запроса, который поступает от учителей, родителей или самих учащихся, формулирование на основе этого изучения психологической проблемы, выбор метода исследования, постановка психологического диагноза, разработка практических рекомендаций. В последнее время все большее значение в деятельности психолога образования приобретает психопрофилактика, ее основная задача – активное содействие развитию всех учащихся, что предполагает организацию в учреждении образования психологических условий, необходимых для полноценного психического развития и формирования личности ребенка на каждом возрастном этапе, своевременное выявление таких особенностей ребенка, которые могут привести к определенным сложностям, отклонениям в его интеллектуальном или личностном развитии, предупреждение возможных осложнений в связи с переходом ребенка на следующую возрастную ступень. Выделяют три уровня психопрофилактики: 1 уровень – первичная профилактика, работа со здоровыми детьми, ее задача – забота об их психическом здоровье и психических ресурсах; 2 уровень – вторичная профилактика, она направлена на «группу риска» и преследует цель выявить и преодолеть трудности в учении и поведении детей до того, как дети станут социально или эмоционально неуправляемыми; 3 уровень – третичная профилактика, в этом случае психолог работает с детьми, имеющими ярко выраженные учебные или поведенческие проблемы, которые он помогает преодолевать. Психопрофилактическая работа может проводиться как с отдельными детьми или группами детей, возрастными параллелями, классами, так и с членами педагогического коллектива, родителями, другими взрослыми, оказывающими влияние на поведение и развитие личности ребенка. Содержанием психопрофилактической работы является: разработка и осуществление развивающих программ для детей разных возрастов с учетом задач каждого возрастного этапа, выявление психологических особенностей, которые в дальнейшем могут обусловить появление определенных сложностей или отклонений в интеллектуальном или личностном развитии ребенка, предупреждение возможных осложнений, вызванных переходом ребенка на следующую возрастную ступень, предупреждение психологической перегрузки учащихся, связанной с многочасовым пребыванием в коллективе, напряжением, вызванным неуверенностью в своих знаниях, боязнью отвечать у доски, подготовка учащихся к выбору профессии, создание благоприятного психологического климата в школе и т.д. Консультативная деятельность – существенное направление деятельности психолога образования. Консультации проводятся для учителей, учащихся, родителей, ни могут быть индивидуальными и групповыми. Основной смысл психологического просвещения заключается в том, чтобы знакомить учителей и родителей с основами детской, педагогической, социальной психологии, учащихся – с основами самовоспитания, популяризировать и разъяснять результаты новейших психологических исследований, формировать потребность в психологических знаниях, желание использовать их в работе с детьми или в интересах собственного развития. Основными формами психологического просвещения являются лекции, семинары, беседы, выставки, подборка литературы. При этом психолог может приглашать к сотрудничеству различных специалистов, а не проводить всю работу лично. Следует заметить, что все перечисленные виды работы на практике существуют в единстве и тесном взаимодействии, зачастую случается так, что один из видов деятельности одновременно решает и диагностические, и развивающие, и психопрофилактические задачи, поэтому психолог должен в совершенстве владеть всеми видами работы, так как только в совокупности они дают ему возможность профессионально решать стоящие перед ним вопросы.
Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 499; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |