Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методика измерения родительских установок и реакций




Обработка и интерпретация полученных данных

При подсчете тестовых баллов по всем шкалам учитывается ответ «верно» (1 балл); «неверно» - 0 баллов.

Высокий тестовый балл по соответствующим шкалам интерпретируется так:

- Принятие - отвержение (номера утверждений – 3, 4, 8, 10, 12, 14, 15, 16, 18, 20, 24, 26, 27, 29, 37, 38, 39, 40, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 49, 52, 53, 55, 56, 60). Высокий балл – от 24 до 33; низкий – от 0 до 8.

- Кооперация (номера утверждений – 21, 25, 31, 33, 34, 35, 36). Высокий балл – 7 – 8 баллов; низкий – 1 – 2 балла.

- Симбиоз (номера утверждений – 1, 4, 7, 28, 32, 41, 58). Высокий балл – 6 – 7; низкий – 1 – 2 балла.

- Авторитарная гиперсоциализация (контроль) (номера утверждений – 2, 19, 30, 48, 50, 57, 59). Высокий балл – 6 – 7; низкий – 1 – 2.

- «маленький неудачник» (номера утверждений – 9, 11, 13, 17, 22, 28, 54, 61). Высокий балл – 7 – 8; низкий – 1 – 2.

 

Методика Pari (parental attitude research instrument)

Авторы – Е.С. Шеффер, Р.К. Белл (США). В нашей стране адаптирована Т.В. Нещерет. Используются только те вопросы, которые отражают аспекты родительско-детских отношений. Согласно данной методике, 15 признаков делятся на три группы:

1) оптимальный эмоциональный контакт с ребенком;

2) излишняя эмоциональная дистанция;

3) излишняя концентрация на ребенке.

Высокие показатели в первой группе и, напротив, низкие показатели в двух других группах говорят о высоком уровне воспитательной дееспособности родителя. Данная методика также позволяет выявить согласованность – несогласованность родителей в воспитательном подходе к детям.

1. Оптимальный эмоциональный контакт (К) состоит из 4 признаков, их номера по опросному листу – 1, 9, 10, 14;

- побуждение словесных проявлений, вербализаций (1);

- партнерские отношения (9);

- развитие активности ребенка (10);

- уравнительные отношения между родителем и ребенком (14).

2. излишняя эмоциональная дистанция (Д) состоит из трех признаков (5, 6, 11):

- раздражительность, вспыльчивость (5);

- суровость, излишняя строгость (6);

- уклонение от контакта с ребенком (11);

 

3. Излишняя концентрация на ребенке (Кц) описывается 8 признаками – 2, 3, 4, 7, 8, 12, 13, 15;

- чрезмерная забота, установление отношений зависимости (2);

- преодоление сопротивления, подавление воли (3);

- создание безопасности, опасение обидеть (4);

- исключение внесемейных влияний (7);

- подавление агрессивности (8);

- подавление сексуальности (12);

- чрезмерное вмешательство в мир ребенка (13);

- стремление ускорить развитие ребенка (15).

Инструкция: «Перед Вами вопросы, которые помогут выяснить, что родители думают о воспитании детей. Здесь нет ответов правильных и неправильных, так как каждый прав по отношению к собственным взглядам. Старайтесь отвечать точно и правдиво.

Некоторые вопросы могут показаться Вам одинаковыми. Однако это не так. Есть вопросы сходные, но неодинаковые. Сделано это для того, чтобы уловить возможные, даже небольшие различия во взглядах на воспитание детей.

На заполнение вопросника потребуется примерно 15 минут. Не обдумывайте ответ долго, отвечайте быстро, старайтесь дать первый ответ, который придет Вам в голову.

Рядом с каждым положением находятся буквы АаБб, их нужно выбрать в зависимости от своего убеждения в правильности данного положения:

А – если с данным положением согласны полностью;

а – если с данным положением скорее согласны, чем не согласны;

б – если с данным положением скорее не согласны, чем согласны;

Б – если с данным положением полностью не согласны.

О себе сообщите:

Возраст _______ пол _______ образование ______________

Профессия _____ количество и возраст детей ___________».

Текст опросника

1. Если дети считают свои взгляды правильными, они могут не соглашаться со взглядами родителей.

2. Хорошая мать должна оберегать своих детей даже от маленьких трудностей и обид.

3. Некоторые дети настолько плохи, что, ради их же блага, нужно научить их бояться взрослых.

4. Маленького ребенка всегда следует крепко держать во время мытья, чтобы он не упал.

5. Ребенок, когда повзрослеет, будет благодарить родителей за строгое воспитание.

6. Пребывание с ребенком целый день может довести до нервного истощения.

7. Лучше, если ребенок не задумывается над тем, правильны ли взгляды его родителей.

8. Ребенка следует учить избегать драк, независимо от обстоятельств.

9. Родителям легче приспособиться к детям, чем наоборот.

10. Ребенок должен научиться в жизни многим нужным вещам, и поэтому ему нельзя разрешать терять ценное время.

11. Если один раз согласиться с тем, что ребенок съябедничал, он будет это делать постоянно.

12. В присутствии ребенка не надо разговаривать о вопросах пола.

13. Мать должна делать все, чтобы знать, о чем думают ее дети.

14. Если бы родители больше интересовались делами детей, дети были бы лучше и счастливее.

15. Большинство детей должны самостоятельно справляться с физиологическими нуждами уже с 15 месяцев.

16. Надо способствовать тому, чтобы дети высказывали свое мнение о жизни в семье, даже если они считают, что жизнь в семье неправильная.

17. Мать должна делать все, чтобы уберечь своего ребенка от разочарований, которые несет жизнь.

18. Надо обязательно искоренить у детей проявления зарождающейся ехидности.

19. Все молодые матери боятся своей неопытности в обращении с ребенком.

20. Строгая дисциплина по отношению к ребенку развивает в нем сильный характер.

21. матери часто настолько бывают замучены присутствием своих детей, что им кажется, будто они не могут с ними быть ни минуты больше.

22. Родители не должны предстать перед детьми в плохом свете.

23. Ребенок должен всегда обращаться за помощью к родителям или учителям вместо того, чтобы разрешать свои недоразумения в драке.

24. Родители своими поступками должны завоевать расположение детей.

25. Дети, которые не пробуют своих сил в достижении успехов, должны знать, что потом в жизни могут встретиться с неудачами.

26. Родители, которые разговаривают с ребенком о его проблемах, должны знать, что лучше ребенка оставить в покое и не вникать в его дела.

27. Нельзя допускать, чтобы девочки и мальчики видели друг друга голыми.

28. У ребенка не должно быть тайн от своих родителей.

29. Если у Вас принято, что дети рассказывают Вам анекдоты, а Вы – им, то многие вопросы можно решить спокойно и без конфликтов.

30. Если рано научить ребенка ходить, это благотворно влияет на его развитие.

31. У ребенка должны быть свои взгляды и возможность их свободно высказывать.

32. Надо беречь ребенка от тяжелой работы.

33. Умный отец должен научить ребенка уважать начальство.

34. Если ребенок попал в беду, в любом случае мать всегда чувствует себя виноватой.

35. Дети, которым внушили уважение к нормам поведения, становятся хорошими, устойчивыми и уважаемыми людьми.

36. Редко бывает, чтобы мать, которая целый день занимается с ребенком, сумела быть ласковой спокойной.

37. Дети не должны вне дома учиться тому, что противоречит взглядам их родителей.

38. Нет оправдания ребенку, который бьет другого ребенка.

39. Заставлять детей отказываться и приспосабливаться – плохой метод воспитания.

40. Родители должны научить детей найти занятие и не терять свободного времени.

41. Дети мучают своих родителей мелкими проблемами, если с самого начала к этому привыкнут.

42. Детские игры с сексуальным содержанием могут привести детей к сексуальным преступлениям.

43. Внимательная мать должна знать, о чем думает ее ребенок.

44. Родители, которые выслушивают с одобрением откровенные высказывания детей о их переживаниях на свиданиях, товарищеских встречах, танцах и т.п., помогают им в более быстром социальном развитии.

45. Чем быстрее слабеет связь детей с семьей, тем быстрее дети научатся разрешать свои проблемы.

46. Дети должны принимать участие в решении важных семейных вопросов.

47. Родители должны знать, как нужно поступать, чтобы их дети не попали в трудные ситуации.

48. Дети нуждаются в материнской заботе, которой им иногда не хватает.

49. Большинство матерей опасаются мучить ребенка, давая ему мелкие поручения.

50. Большинство детей должны воспитываться более строго, чем это происходит на самом деле.

51. Воспитание детей – это тяжелая нервная работа.

52. Дети не должны сомневаться в способе мышления их родителей.

53. Не надо способствовать тому, чтобы дети занимались боксом или борьбой, так как это может привести к серьезным нарушениям тела и другим проблемам.

54. Родители должны считать детей равноправными по отношению к себе во всех вопросах жизни.

55. Когда ребенок делает то, что обязан, он находится на правильном пути и будет счастлив.

56. Надо оставить ребенка, которому грустно, в покое и не заниматься им.

57. Одним из самых сложных моментов в воспитании детей являются сексуальные проблемы.

58. Так как ребенок – часть матери, она имеет право знать все о его жизни.

59. Дети, которым разрешается шутить и смеяться вместе с родителями, легче принимают их советы.

60. Родители должны приложить все усилия, чтобы как можно раньше научить ребенка справляться с физиологическими нуждами.

61. У ребенка должна быть уверенность в том, что его не накажут, если он доверит родителям свои проблемы.

62. Ребенка не нужно приучать к тяжелой работе дома, чтобы он не потерял охоту к любой работе.

63. Порой родители вынуждены поступать против воли ребенка.

64. Самая главная забота матери – благополучие и безопасность ребенка.

65. Воспитание детей в строгой дисциплине делает их более счастливыми.

66. Естественно, что мать «сходит с ума», если у нее дети – эгоисты и очень требовательны.

67. Ребенок никогда не должен слушать критические замечания о своих родителях.

68. Родители, как правило, предпочитают спокойных детей драчунам.

69. Нет никаких оснований, чтобы у родителей было больше прав и привилегий, чем у детей.

70. Чем раньше ребенок поймет, что нет смысла терять время, тем лучше для него.

71. Дети делают все возможное, чтобы заинтересовать родителей своими проблемами.

72. С ребенком что-то не в порядке, если он много расспрашивает о сексуальных вопросах.

73. Обязанностью матери является знание тайных мыслей ребенка.

74. Если включать ребенка в домашние работы, он становится более связан с родителями и легче доверяет им свои проблемы.

75. Надо как можно раньше прекратить кормить ребенка грудью и из бутылочки (приучить ребенка самостоятельно питаться).

 

Основной вывод, который можно сделать сразу, - это оценить детский контакт с точки зрения его оптимальности. Для этого сравниваются средние оценки по первым трем группам шкал. Специальный интерес представляет анализ отдельных шкал, что часто является ключом к пониманию особенностей неудавшихся отношений между родителями и ребенком, зоны напряжения в этих отношениях.

Ключ к опроснику

балл балл балл балл балл признак
  1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15.       16. 17. 18. 19. 20. 21. 22. 23. 24. 25. 26. 27. 28. 29. 30.       31. 32. 33. 34. 35. 36. 37. 38. 39. 40. 41. 42. 43. 44. 45.       46. 47. 48. 49. 50. 51. 52. 53. 54. 55. 56. 57. 58. 59. 60.       61. 62. 63. 64. 65. 66. 67. 68. 69. 70. 71. 72. 73. 74. 75.       К Кц Кц Кц Д Д Кц Кц К К Д Кц Кц К Кц    

Условные обозначения: К – оптимальный эмоциональный контакт с ребенком; Д – излишняя дистанция с ребенком; Кц – излишняя концентрация на ребенке.

Система перевода ответов в баллы: А – 4 балла; а – 3 балла; б – 2 балла; Б – 1 балл.

 

 

Опросник «Анализ семейных взаимоотношений» (АСВ)

Опросник для родителей «Анализ семейных взаимоотношений» (АСВ) существует в двух вариантах — детском и подростковом. Автора­ми данной методики являются В.В. Юстицкис и Э.Г. Эйдемиллер.

Методика «Анализ семейного воспитания» (АСВ) предназначена для изучения опыта родителей в воспитании ребенка, выявлении ошибок в родительском воспитании и их причин.

В данном пособии уже были рассмотрены типы нарушений семейного воспитания, выявленные Э.Г. Эйдемиллером и В. Юстицкис. Разработанная ими методика направлена на выявление этих типов воспитания.

Процедура опроса

Перед заполнением опросника необходимо создать доверитель­ную атмосферу между педагогом и родителем. Родитель должен быть заинтересован в правдивости собственных ответов.

Испытуемый получает текст опросника и бланк регистрации от­ветов. Педагог зачитывает инструкцию, убеждается, что родители ее правильно поняли. После того, как испытуемые приступили к запол­нению анкеты, инструктирование и пояснения не допускаются.

Инструкция: «Уважаемый родитель! Предлагаемый Вам опросник содержит утверждения о воспитании детей. Утверждения пронумеро­ваны. Такие же номера есть в «Бланке для ответов».

Читайте по очереди утверждения опросника. Если Вы в общем согласны с ними, то на «Бланке для ответов» обведите кружком но­мер для ответа. Если Вы в общем не согласны, зачеркните тот же номер. Если очень трудно выбрать, то поставьте на номере вопро­сительный знак. Старайтесь, чтобы таких ответов было не больше пяти.

В опроснике нет «неправильных» или «правильных» утвержде­ний. Отвечайте так, как Вы сами думаете.

На утверждения, номера которых выделены в опроснике, отцы могут не отвечать».

Текст опросника

(для родителей детей в возрасте 3—10 лет)

1. Все, что я делаю, я делаю ради моего сына (дочери).

2. У меня часто не хватает времени позаниматься с сыном (дочерью), пообщаться, поиграть.

3. Мне приходится разрешать моему ребенку такие вещи, которые не разрешают многие другие родители.

4. Не люблю, когда сын (дочь) приходят ко мне с вопросами. Лучше, что­бы догадался (догадалась) сам (сама).

5. Наш ребенок имеет больше обязанностей (уход за собой, поддержа­ние порядка), чем большинство детей его возраста.

6. Моего ребенка очень трудно заставить сделать что-нибудь, что он не
любит.

7. Всегда лучше, если дети не думают о том, правильно ли поступают их
родители.

8. Мой сын (дочь) легко нарушают запреты.

9. Если хочешь, чтобы твой(я) сын (дочь) стал(а) человеком, не оставляй
безнаказанным ни одного его (ее) плохого поступка.

10. Если только возможно, я стараюсь не наказывать сына (дочь).

11. Когда я в хорошем настроении, я нередко прощаю своему сыну (до­чери) то, за что в другое время наказала бы.

12. Я люблю своего сына (дочь) больше, чем люблю (любила) супруга.

13. Младшие дети мне нравятся больше, чем старшие.

14. Если мой сын (дочь) подолгу упрямится или злится, у меня бывает
чувство, что я поступил(а) по отношению к нему (ней) неправильно.

15. У нас долго не было ребенка, хотя мы его очень ждали.

16. Общение с детьми, в общем-то, утомительное дело.

 

17. У моего сына (дочери) есть некоторые качества, которые выводят
меня из себя.

18. Воспитание моего сына (дочери) шло бы гораздо лучше, если бы
мой муж (моя жена) не мешал(а) бы мне.

19. Большинство мужчин легкомысленнее, чем женщины.

20. Большинство женщин легкомысленнее, чем мужчины.

21. Мой сын (дочь) для меня — самое главное в жизни.

22. Часто бывает, что я не знаю, что делает в данный момент мой ребенок.

23. Если игрушка ребенку нравится, я куплю ее, сколько бы она ни стоила.

24. Мой сын (дочь) непонятлив(а). Легче самому два раза сделать, чем
один раз объяснить ему (ей).

25. Моему сыну (дочери) нередко приходится (или приходилось раньше)
присматривать за младшим братом (сестрой).

26. Нередко бывает так: я несколько раз напоминаю сыну (дочери) о не­обходимости сделать что-нибудь, а потом плюну и сделаю сам(а).

27. Родители ни в коем случае не должны допускать, чтобы дети подме­чали их слабости и недостатки.

28. Мой сын (дочь) сам(а) решает, с кем ему (ей) играть.

29. Дети должны не только любить своих родителей, но и бояться их.

30. Я очень редко ругаю сына (дочь).

31. В нашей строгости к сыну (дочери) бывают большие колебания. Иногда мы очень строги, а иногда все разрешаем.

32. Мы с ребенком понимаем друг друга лучше, чем с супругом.

33. Меня огорчает то, что мой сын (дочь) быстро становится взрослым(ой).

34. Если ребенок упрямится, потому что плохо себя чувствует, то лучше
все сделать так, как он хочет.

35. Мой ребенок растет слабым и болезненным.

36. Если бы у меня не было детей, я бы добился (добилась) в жизни го­раздо большего.

37. У моего сына (дочери) есть слабости, которые не исправляются, хотя

упорно с ними борюсь.

38. Нередко бывает, что, когда я наказываю моего сына (дочь), мой
муж (жена) тут же начинает упрекать меня в излишней строгости и утешать

его (ее).

39. Мужчины более склонны к супружеской измене, чем женщины.

40. Женщины более склонны к супружеской измене, чем мужчины.

41. Заботы о сыне (дочери) занимают большую часть моего времени.

42. Мне много раз пришлось пропускать родительские собрания.

43. Я стремлюсь к тому, чтобы мой ребенок был обеспечен лучше, чем

другие дети.

44. Если побыть в обществе моего сына (дочери), можно сильно устать.

45. Мне часто приходилось давать сыну (дочери) трудные для его (ее)
возраста поручения.

46. Мой ребенок никогда не убирает за собой игрушки.

47. Главное, чему родители должны научить своих детей, — это слушаться.

48. Мой ребенок сам решает, сколько, чего и когда ему есть.

49. Чем строже родители к ребенку, тем лучше для него.

 

50. По характеру я — мягкий человек.

51. Если моему сыну (дочери) что-то от меня нужно, он (она) старается
выбрать момент, когда я в хорошем настроении.

52. Когда я думаю о том, что когда-нибудь мой сын (дочь) вырастет, и
я буду ему (ей) не нужна, у меня портится настроение.

53. Чем старше дети, тем труднее иметь с ними дело.

54. Чаще всего упрямство ребенка бывает вызвано тем, что родители не
умеют к нему подойти.

55. Я постоянно переживаю за здоровье сына (дочери).

56. Если бы у меня не было детей, мое здоровье было бы гораздо лучше.

57. Некоторые очень важные недостатки моего сына (дочери) упорно
не исчезают, несмотря на все меры.

58. Мой сын (дочь) недолюбливает моего мужа (жену).

59. Мужчина хуже понимает чувства другого человека, чем женщина.

60. Женщина хуже понимает чувства другого человека, чем мужчина.

61. Ради моего сына (дочери) мне от многого в жизни пришлось и приходится отказываться.

62. Родители, которые слишком много суетятся вокруг своих детей, вызывают у меня раздражение.

63. Я трачу на моего сына (дочь) значительно больше денег, чем на себя

64. Не люблю, когда сын (дочь) что-то просит. Я сам(а) лучше знаю, чего
ему (ей) надо.

65. У моего сына (дочери) детство более трудное, чем у большинства его
(ее) товарищей.

66. Дома мой сын (дочь) делает только то, что ему (ей) хочется, а не то
что надо.

67. Дети должны уважать родителей больше, чем всех других людей.

68. Если мой ребенок не спит, когда ему положено, я не настаиваю.

69. Я строже отношусь к своему сыну (дочери), чем другие родители к
своим детям.

70. От наказаний мало проку.

71. Члены нашей семьи неодинаково строги с сыном (дочерью): одни
балуют, другие, наоборот, — очень строги.

72. Мне бы хотелось, чтобы мой сын (дочь) не любил(а) никого, кроме
меня.

73. Мне нравятся маленькие дети, поэтому я не хотел(а) бы, чтобы дети
слишком быстро взрослели.

74. Часто я не знаю, как правильно поступить с моим сыном (дочерью).

75. В связи с плохим здоровьем сына (дочери) нам приходится ему мно­гое позволять.

76. Воспитание детей — тяжелый и неблагодарный труд: им отдаешь все,
а взамен не получаешь ничего.

77. С моим сыном (дочерью) мало помогает доброе слово. Единствен­ное, что на него (нее) действует, это постоянные строгие наказания.

78. Мой муж (жена) старается настроить сына (дочь) против меня.

79. Мужчины чаще, чем женщины, действуют безрассудно, не обдумы­вая последствий.

80. Женщины чаще, чем мужчины, действуют безрассудно, не обдумывая последствий.

81. Я все время думаю о моем сыне (дочери), о его (ее) делах, здоровье и т.д.

82. Так повелось, что о ребенке я вспоминаю, если он что-нибудь на­
творил или с ним что-нибудь случилось.

83. Мой сын (дочь) умеет добиться от меня того, чего хочет.

84. Мне больше нравятся тихие и спокойные дети.

85. Стараюсь как можно раньше приучить ребенка помогать по дому.

86. У моего сына (дочери) мало обязанностей по дому.

87. Даже если дети уверены, что родители не правы, они должны делать так, как говорят старшие.

88. В нашей семье так принято, что ребенок делает, что хочет.

89. Бывают случаи, когда лучшее наказание – ремень.

90. Многие недостатки в поведении моего ребенка пройдут сами собой с возрастом.

91. Когда наш сын (дочь) что-то натворит, мы беремся за него (нее). Если все тихо, мы опять оставляем его (ее) в покое.

92. Если бы мой сын не был бы моим сыном, а я была бы моложе, то наверняка бы в него влюбилась.

 

93. Мне интереснее говорить с маленькими детьми, чем с большими.

94. В недостатках моего сына (дочери) виноват(а) я сам(а), потому что не умел(а) его (ее) воспитывать.

95. Только благодаря нашим огромным усилиям сын (дочь) остался(лась) жить.

96. Нередко завидую тем, кто живет без детей.

97. Если предоставить моему сыну (дочери) свободу, он (она) немед­ленно использует ее во вред себе или окружающим.

98. Нередко бывает, что если я говорю своему сыну (дочери) одно, то мой муж (жена) специально говорит наоборот.

99. Мужчины чаще, чем женщины, думают только о себе.

 

100.Женщины чаще, чем мужчины, думают только о себе.

101.Я трачу на сына (дочь) больше сил и времени, чем на себя.

102.Я довольно мало знаю о делах сына (дочери).

103.Желание моего сына (дочери) для меня — закон.

104. Мой сын очень любит спать со мной.

105.У моего сына (дочери) плохой желудок.

106.Родители нужны ребенку, пока он не вырос. Потом он все реже вспоминает о них.

107.Ради моего сына (дочери) я пошел бы (пошла бы) на любую жертву.

108.Моему сыну (дочери) нужно уделять значительно больше времени, чем я могу.

109.Мой сын (дочь) умеет быть таким милым, что я ему все прощаю.

110. Мне бы хотелось, чтобы сын женился попозже, после 30 лет.

111.Руки и ноги моего сына (дочери) часто бывают очень холодными.

112.Большинство детей - маленькие эгоисты. Они совсем не думают
о здоровье и чувствах своих родителей.

113.Если не отдавать моему сыну (дочери) все время и силы, то все может плохо кончиться.

114. Когда все благополучно, я меньше интересуюсь делами сына (дочери).

115.Мне очень трудно сказать своему ребенку «Нет».

116.Меня огорчает, что мой сын (дочь) все менее нуждается во мне.

117.Здоровье моего сына (дочери) хуже, чем у большинства других детей.

118.Многие дети испытывают слишком мало благодарности по отношению к родителям.

119.Мой сын (дочь)не может обходиться без моей постоянной помощи.

120.Большую часть своего времени сын (дочь) проводит вне дома – в яслях, детском саду, у родственников.

121.У моего сына (дочери) вполне хватает времени на игры и развлечения

122.Кроме моего сына, мне больше никто на свете не нужен.

123.У моего сына (дочери) прерывисты и беспокойный сон.

124.Нередко думаю, что я слишком рано женился (вышла замуж).

125.Все, чему научился мой ребенок к настоящему времени, произошло только благодаря моей постоянной помощи.

126.Делами сына (дочери) в основном занимается мой муж (жена).

127.Я не могу вспомнить, когда в последний раз отказал(а) своему ребенку в покупке какой-нибудь вещи (мороженое, конфеты, пепси и т.д.).

128.Мой сын говорил мне: «Вырасту – женюсь на тебе, мама».

129.Мой сын (дочь) часто болеет.

130.Семья не помогает, а осложняет мою жизнь.

 

Бланк для ответов

Ф.И.О..

Ф.И. сына (дочери)__------ _--------------

Кто заполнял (отец, мать, другой воспитатель)

Эта часть бланка испытуемым не показывается

 

          Г+  
          Г-  
          У+  
          У-  
          Т+  
          Т-  
          З+  
          3-  
          С+  
          С-  
          Н  
          РРЧ  
          ПДК  
          ВН  
          ФУ  
          НРЧ  
          ПНК  
          ВК  
          ПЖК  
          ПМК  
          Г+  
          Г-  
          У+  
  ПО       РРЧ  
          ФУ  
          НРЧ  

 

Г+ - гиперпротекция;

Г- - гипопротекция;

У+ - потворствование;

У- - игнорирование потребностей ребенка;

Т+ - чрезмерность требований;

Т- - недостаточность обязанностей ребенка;

З+ - чрезмерность требований – запретов;

З- - недостаточность требований – запретов к ребенку;

С+ - чрезмерность санкций;

С- - минимальность санкций;

Н – неустойчивость стиля воспитания

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 1513; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.168 сек.