Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные положения трансакционного анализа




Наконец, еще один подход к структурному описанию взаимодействия представлен в транзактном анализе — направлении, предлагающем регулирование действий участников взаимодействия через регулирование их позиций, а также учет характера ситуаций и стиля взаимодействия (Э. Берн, 1988). С точки зрения трансактного анализа каждый участник взаимодействия в принципе может занимать одну из трех позиций, которые условно можно обозначить как Родитель, Взрослый, Ребенок. Эти позиции ни в коей мере не связаны обязательно с соответствующей социальной ролью: это лишь чисто психологическое описание определенной стратегии во взаимодействии (позиция Ребенка может быть определена как позиция «Хочу!», позиция Родителя как «Надо!», позиция Взрослого — объединение «Хочу» и «Надо»). Взаимодействие эффективно тогда, когда транзакции носят «дополнительный» характер, т.е. совпадают: если партнер обращается к другому как Взрослый, то и тот отвечает с такой же позиции. Если же один из участников взаимодействия адресуется к другому с позиции Взрослого, а тот отвечает ему с позиции Родителя, то взаимодействие нарушается и может вообще прекратиться. В данном случае транзакции являются «пересекающимися».

Э. Берн писал: «Люди, находясь вместе в одной группе, неизбежно заговорят друг с другом или покажут свою осведомленность о присутствии друг друга. Человек, к которому обращен трансакционный стимул, в ответ что-то скажет или сделает. Мы называем этот ответ трансакционной реакцией. Трансакция считается дополнительной, если стимул влечет ожидаемую реакцию».

Ситуация контакта двух и более людей может принимать различные формы:

1) простое соприсутствие;

2) обмен информацией;

3) совместная деятельность;

4) равная обоюдная или асимметричная активность, причем активность может быть разного типа: социальное влияние, сотрудничество, соперничество, манипуляция, конфликт и др.

В общении выделяют следующие позиции:

1) доброжелательная позиция принятия собеседника;

2) нейтральная позиция;

3) враждебная позиция непринятия собеседника;

4) доминирование, или «общение сверху»;

5) общение «на равных»;

6) подчинение, или позиция «снизу».

Трансакция — единица взаимодействия партнеров по общению, сопровождающаяся заданием позиций каждого. Изображается стрелкой, идущей от выбранной позиции одного собеседника к предполагаемой позиции другого участника общения (рис. 3).

 

Рис. 3. Структура взаимодействия людей (по Э. Берну)

Общение Родителя и Взрослого динамично: либо Взрослый своим спокойным, независимым, ответственным поведением собьет спесь с Родителя и переведет его в равноправную Взрослую позицию, либо Родитель сумеет подавить собеседника и перевести его в позицию подчиняющегося или бунтующего Ребенка.

Общение Взрослого и Ребенка столь же динамично: либо Взрослый сумеет побудить ребенка серьезно и ответственно отнестись к обсуждаемой проблеме и перейти в позицию Взрослого, либо беспомощность Ребенка спровоцирует переход Взрослого к позиции опекающего Родителя. Общение Родителя и Ребенка взаимодополняемо, поэтому часто реализуется в общении, хотя может носить как спокойный характер («послушный Ребенок»), так и конфликтный характер («бунтующий Ребенок»).

Встречаются замаскированные виды общения, где внешний (социальный) уровень общения не совпадает, маскирует истинный психологический уровень общения. Например, общение продавца и покупателя может внешне носить равноправный характер двух Взрослых, а фактически, диалог продавца («Вещь хорошая, но дорогая») и покупателя («Именно это я и возьму») был на уровне позиции Родитель (продавец) и Ребенок (покупатель).

Берн выделяет разнообразные формы межличностного взаимодействия: привязанность, дружба, любовь, соревнование, уход, времяпрепровождение, операция, игра, социальное влияние, подчинение, конфликты, ритуальное взаимодействие и др.

Различные формы взаимодействия людей характеризуются специфическими позициями.

Ритуальное взаимодействие — одна из распространенных форм взаимодействия строится по определенным правилам, символически выражая реальные социальные отношения и статус человека в группе и обществе. Ритуал выступает как специальная форма взаимодействия, придуманная людьми для удовлетворения потребности в признании. Ритуальное взаимодействие идет с позиции «Родитель — Родитель». Ритуал обнаруживает ценности группы, люди выражают ритуалом то, что более всего трогает их, что составляет их социальные ценностные ориентации.

Английский ученый Виктор Тэрнер, рассматривая ритуалы и обряды, понимает их как предписанное формальное поведение, как «систему верований и действий, исполняемых особой культовой ассоциацией». Ритуальные действия важны для осуществления преемственности между различными поколениями в той или иной организации, для поддержания традиций и передачи накопленного опыта через символы. Ритуальное взаимодействие — это и своеобразный праздник, оказывающий глубокое эмоциональное воздействие на людей, и мощное средство поддержания стабильности, прочности, преемственности социальных связей, механизм сплочения людей, повышения их солидарности. Ритуалы, обряды, обычаи способны запечатлеваться на подсознательном уровне людей, обеспечивая глубокое проникновение определенных ценностей в групповое и индивидуальное сознание, в родовую и личную память.

Человечество выработало на протяжении своей истории огромное количество разнообразных ритуалов: религиозные обряды, дворцовые церемонии, дипломатические рауты, военные ритуалы, светские обряды, включая праздники и похороны. К ритуалам относятся многочисленные нормы поведения: прием гостей, приветствие знакомых, обращение к незнакомым и пр. Ритуал — это жестко фиксированная последовательность трансакций, причем трансакции производятся с родительской позиции и обращены к родительской позиции, позволяя людям почувствовать себя признанными. Если потребность человека в признании не реализуется, то начинает развиваться агрессивное поведение. Ритуал как раз и призван снять эту агрессию, удовлетворить потребность в признании хотя бы на минимальном уровне.

В следующем виде взаимодействий — операциях — трансакция осуществляется с позиций «Взрослый — Взрослый». С операциями мы встречаемся ежедневно: это, прежде всего, взаимодействия на работе, учебе, а также приготовление пищи, ремонт квартиры и пр. Успешно проведя операцию, человек подтверждает свою компетентность и получает подтверждение окружающих.

Трудовое взаимодействие, распределение и выполнение профессиональных, семейных функций, умелое и эффективное осуществление этих обязанностей — вот те операции, которые заполняют жизнь людей.

Соревнование — форма социального взаимодействия, при которой имеется четко определенная цель, которая должна быть достигнута, все действия различных людей соотнесены друг с другом с учетом этой цели таким образом, что они не вступают в конфликт. При этом и сам человек не вступает в конфликт с самим собой, придерживаясь установки другого игрока команды, но человеку присуще желание добиться лучших результатов, чем другие члены команды. Поскольку человек принимает установки других людей и позволяет им (установкам) определять, что он совершит в следующий момент, с учетом какой-то общей цели, постольку он становится органическим членом своей группы, общества, принимая мораль этого общества.

В ряде случаев человек, находясь с другими людьми в одном помещении и выполняя вроде бы совместную деятельность, мысленно пребывает в совершенно ином месте, мысленно беседует с воображаемыми собеседниками, мечтает о своем — такое специфическое взаимодействие называют уходом. Уход — довольно обычная и естественная форма взаимодействия, но все же чаще к ней прибегают люди с проблемами в области межличностных потребностей. Если у человека не остается других форм взаимодействия, кроме ухода, то это уже патология — психоз.

Следующий тип одобряемых фиксированных взаимодействий, обеспечивающих хотя бы минимум приятных ощущений, знаков внимания, «поглаживания» между взаимодействующими людьми, — времяпрепровождение. Времяпрепровождение — фиксированная форма трансакций, призванная удовлетворять потребность людей в признании. Самые распространенные времяпрепровождения с позиции «Родитель — Родитель», обсуждается и осуждается все отклоняющееся от нормы — дети, женщины, мужчины, власть, телевидение и пр., или времяпрепровождение на тему «Вещи» (сравнение имеющихся во владении автомашин, телевизоров и пр.). «Кто вчера выиграл?» (футбольные и другие спортивные результаты) — это мужские времяпрепровождения; «Кухня», «Магазин», «Платье», «Дети», «Сколько стоит?», «Вы знаете, что она...» — преимущественно женские времяпрепровождения. Во время подобных времяпрепровождений происходит оценивание партнеров и перспектив развития отношений с ними.

Устойчивое взаимодействие людей может быть обусловлено появлением взаимной симпатии — аттракции. Тесные взаимоотношения, обеспечивающие дружескую поддержку и чувство (т.е. мы чувствуем, что нас любят, одобряют и поощряют друзья и близкие), связаны с ощущением счастья. Исследования показали, что тесные положительные взаимоотношения улучшают здоровье, уменьшают вероятность преждевременной смерти. «Дружба — сильнейшее противоядие от всех напастей», — говорил Сенека.

Факторы, которые способствуют формированию аттракции (привязанности, симпатии):

- частота взаимных социальных контактов, близость — географическое соседство (большинство людей вступают в дружбу и брак с теми, кто живет по соседству, учился в одном классе, работает в одной фирме, т.е. с теми, кто жил, учился, работал неподалеку; близость людям позволяет часто встречаться, открывать друг в друге черты сходства, обмениваться знаками внимания);

- физическая привлекательность (мужчины склонны любить женщин за внешность, но и женщинам нравятся привлекательные мужчины. Красота нравится);

- феномен «ровни» (люди склонны выбирать себе друзей и особенно вступать в брак с теми, кто является им ровней не только по интеллектуальному уровню, но и по уровню привлекательности). Э. Фромм писал: «Часто любовь — это не что иное, как взаимовыгодный обмен между двумя людьми, при котором участники сделки получают максимум из того, на что они могут рассчитывать, принимая во внимание их ценность на рынке личностей». В парах, где привлекательность была различной, обычно менее привлекательный имеет компенсирующее качество. Мужчины обычно предлагают статус и ищут привлекательности, а женщины чаще делают обратное, поэтому юные красавицы часто выходят замуж за немолодых мужчин, занимающих высокое положение в обществе);

- чем привлекательнее человек, тем вероятнее приписывание ему положительных личностных качеств (это стереотип физической привлекательности: что красиво, то и хорошо; люди неосознанно считают, что при прочих равных условиях более красивые являются счастливей, сексуальней, общительней, умней и удачливей, хотя не честнее или заботливее по отношению к другим людям. Более привлекательные люди имеют более престижную работу, больше зарабатывают);

- отрицательно на аттракцию может влиять «эффект контраста». Например, мужчинам, только что разглядывавшим журнальных красоток, обычные женщины и их жены кажутся менее привлекательными, понижается сексуальная удовлетворенность собственным партнером после просмотра порнографических фильмов;

- «эффект усиления» — когда мы находим у кого-либо черты, схожие с нами, это делает человека более привлекательным для нас. Чем более двое любят друг друга, тем более физически привлекательными они находят друг друга и тем менее привлекательными кажутся им все другие люди противоположного пола;

- сходство социального происхождения, сходство интересов, взглядов важно для установления отношений. («Мы любим тех, кто похож на нас и делает то же, что и мы», — указывал Аристотель);

- для продолжения отношений необходимы взаимодополнение, компетентность в области, близкой нашим интересам;

- нам нравятся те, кому мы нравимся;

- если чувство собственного достоинства человека было уязвлено какой-то предыдущей ситуацией, то ему в более значительной степени понравится новый знакомый, доброжелательно уделяющий ему внимание (это помогает объяснить, почему иногда люди так страстно влюбляются после того, как их ранее отверг другой, затронув тем самым их самолюбие);

- вознаграждающая теория привлекательности: теория, согласно которой нам нравятся те люди, чье поведение нам выгодно, или те, с кем мы связываем выгодные нам события;

- принцип взаимовыгодного обмена или равного участия: то, что вы и ваш партнер получаете от ваших взаимоотношений, должно быть пропорционально тому, что каждый из вас в них вкладывает.

Если двух и более людей многое связывает - формируется фактор близости; если их связи улучшаются, они делают друг для друга приятное — формируется симпатия; если они видят друг в друге достоинства, признают право за собой и другими быть такими, какие они есть, — формируется фактор уважения. Такие формы взаимодействия, как дружба и любовь, удовлетворяют потребность людей в приятии. Дружба и любовь внешне похожи на времяпрепровождение, однако здесь всегда четко фиксированный партнер, по отношению к которому испытывается симпатия. Дружба включает фактор симпатии и уважения, любовь отличается от дружбы усиленным сексуальным компонентом, т.е. любовь = сексуальное влечение + симпатия + уважение; в случае влюбленности имеется лишь сочетание сексуального влечения и симпатии. Эти формы взаимодействия отличаются от всех остальных тем, что в них обязательно присутствуют скрытые трансакции «Ребенок — Ребенок», выражающие взаимное признание и симпатию. Люди могут обсуждать какие угодно проблемы, даже на вполне взрослом и серьезном уровне, тем не менее в каждом их слове и жесте будет проглядываться: «Ты мне нравишься». Некоторые черты характерны для всех дружеских и любовных привязанностей: взаимопонимание, самоотдача, удовольствие от пребывания с любимым, забота, ответственность, интимная доверительность, самораскрытие (обнаружение сокровенных мыслей и переживаний перед другим человеком).

Эрик Берн исследовал также и такой тип взаимодействия между людьми, как игра, манипуляция. Игра — это искаженный способ взаимодействия потому, что все межличностные потребности человека преобразуются в одну — в потребность контроля — и тогда человек прибегает к силе, если хочет признания. Независимо от вида потребности и жизненной ситуации, игра предлагает только силовой вариант решения проблемы. Игры, или «геймы» (англ.), — это стереотипизированная серия взаимодействий, приводящих к заранее предсказуемому предопределенному результату, это серия манипуляций, которые призваны изменить поведение другого человека в нужную для инициатора трансакций сторону без учета желаний этого другого. Геймы, в отличие от всех других видов взаимодействий — ритуалов, времяпрепровождений, операций, дружбы, любви, — нечестные взаимодействия, поскольку включают ловушки, подначки, расплаты.

Игры отличаются от других способов структурирования времени двумя параметрами:

1) скрытыми мотивами,

2) наличием выигрыша.

Каждый участник гейма, даже потерпевший поражение, получает выигрыш, но крайне специфический — в форме негативных чувств обиды, страха, вины, ненависти, подозрения, унижения, презрения, высокомерия, что служит своеобразным подтверждением правоты жизненной позиции этих людей, согласно которой «люди плохие, я плохой, жизнь плоха».

Берн отмечал, что многие люди играют в эти бессознательные игры, получая специфические негативные выигрыши, поскольку эти игры являются важной частью неосознаваемого плана жизни или сценария человека. Каждый гейм начинается с приманки, которую активный участник, инициатор, предлагает пассивному участнику с учетом его особенностей характера, с учетом его «слабинки». «Слабинки» очень разнообразны: жадность, зависть, страх, гордость, раздражительность, желание выглядеть в глазах окружающих более значительным, чем есть на самом деле, азарт, растерянность, желание выглядеть многознающим или лидирующим человеком, уверенность в своей компетентности и т.п.».

Начав гейм, практически невозможно из него выйти, особенно если вы пассивный участник, в результате чего наступает расплата или выигрыш.

Чтобы выйти из гейма и не стать жертвой чужих манипуляций, важно постараться заменить двойные трансакции в открытые, прямые, поскольку гейм возможен лишь при наличии скрытого подтекста в словах, трансакциях.

 

4.3. Типы взаимодействия (К. Томаса – Р. Килмена, В. Сатир, П.К. Ершова)

 

Модель К. Томаса - Р. Килмана предназначена для оценки поведения человека в конфликтных ситуациях. «Конфликтные ситуации» - это ситуации, в которых интересы двух людей кажутся несовместимыми. В таких ситуациях можно описать поведение личности в двух измерениях: (1) напористость, предел, до которого человек пытается удовлетворить свои интересы, и (2) сотрудничество, предел, до которого человек пытается удовлетворить интересы другого. Эти два основных измерения можно использовать для определения пяти специфических способов разрешения конфликтов.

Соперничество: конкуренция напориста и не направлена на взаимодействие - человек преследует свои интересы за счет другого. Это силовой способ, при котором используется любая сила, подходящая для данной ситуации: способность убеждать, служебное положение, экономические санкции. Соперничество может означать отстаивание своих прав, защиту позиции, которую вы считаете правильной, или просто попытку выиграть.

Приспособление: ненапористость, стремление к взаимодействию - это противоположность соперничества. Смягчая ситуацию, человек пренебрегает своими интересами, чтобы удовлетворить интересы другого; в этом способе есть элемент самопожертвования. Примирение может принять форму самоотверженного великодушия или благотворительности, повиновения приказам, хотя человек предпочел бы не делать этого, или уступки точке зрения другого.

Избегание (или уход от решения): человек не добивается своих целей или целей другого немедленно. Такой способ не разрешает конфликт. Уход от решения может принять форму дипломатического отступления от проблемы, откладывания проблемы до лучших времен или просто отодвигания угрожающей ситуации.

Сотрудничество - противоположность избегания. Сотрудничество подразумевает попытку совместной работы для поиска решения, которое полностью соответствует интересам обеих сторон, а также с целью выявления скрытых интересов двоих и нахождение альтернативы, отвечающей их требованиям. Совместные действия могут принять форму исследования разногласия, исходя из того, как каждый из участников понимает причину этого разногласия. Завершается это принятием решения по вопросу, который в противном случае мог бы привести к конкуренции за получение ресурсов или противостоянию. Сотрудничество - попытка найти творческое решение межличностной проблемы.

Компромисс - находится между напористостью и сотрудничеством. Его цель - найти некое взаимоприемлемое решение, которое частично удовлетворяет обе стороны. При компромиссе уступка больше, чем при соперничестве, но меньше, чем при приспособлении, за решение проблемы в этом случае берутся более основательно, чем при избегании, но не исследуют ее так глубоко, как при сотрудничестве. Компромисс может означать уход от разногласий, обмен уступками или поиск быстрого усредненного решения. Обычно, подсчитав результаты какого-либо теста, люди первым делом хотят узнать: «Какие ответы правильны?» В случае со способами разрешения конфликта нет универсальных правильных ответов. Все пять способов полезны в разных ситуациях. Наш здравый смысл подсказывает, что, например, «ум хорошо, а два лучше» (сотрудничество). Но этот же здравый смысл говорит: «Победи врага добротой» (примирение), «Найди среднюю величину» (компромисс), «Не буди лихо» (уход от решения), «Сила есть - ума не надо» (конкуренция). Эффективность данных способов зависит от конкретной конфликтной ситуации и мастерства, с которым используется этот способ. Хотя любой из нас способен использовать все пять стилей разрешения конфликтов. Все же кто-то владеет какими-то способами лучше, чем другими. Таким образом, конфликтные стили - это результат и личных склонностей, и требований определенных ситуаций.

Семейный терапевт Вирджиния Сатир в своей книге «Вы и ваша семья» (1972) выделяет четыре типа личности и в соответствии с ними типы взаимодействия: Компьютер, Жертва, Флюгер и Обвинитель. Эта типология получила название «категории Сатир», которые, как мы увидим, точно соответствуют модели «четырех реальностей» — но в качестве «негативных» аспектов. Они дисфункциональны, потому что демонстрируют неконгруэнтное поведение: личность и язык тела запутывают коммуникацию. В слабо выраженной форме они просто занудливы.

Пятая категория — «уравнитель» — появилась позже, в книге «The New Peoplemaking» (1988). Уравнитель приближается к полностью осознанной, конгруэнтной, даже «просветленной» личности, которую мы видим на пятой позиции. В таком виде этот тип личности фактически являет собой тот идеал, к которому стоит стремиться.

Каждый из пяти типов В. Сатир отличает особый стиль общения — как в вербальном плане (определенные слова, выражения, тон голоса), так и в невербальном (двигательные паттерны, позы, центр тяжести, баланс). В. Сатир полагает, что эти коммуникационные паттерны усваиваются в раннем детстве.

Несколько иной подход предложен П.Н. Ершовым, который, обозначая позиции, говорит о возможной «пристройке сверху» и «пристройке снизу» (Ершов, 1972). Каждый из партнеров может занимать в контакте одну из четырех ролевых позиций: 1) позиция неучастия; 2) «пристройка сверху»; 3) «пристройка снизу»; 4) «пристройка рядом».

Ролевая позиция, занимаемая одним из партнеров контакта, в высшей степени информативна для другого. Позиции контакта участников общения далеко не во всех случаях «согласованны». Когда ролевые позиции согласованны, общение доставляет обоим чувство удовлетворения. Если положительная эмоция заранее «упакована» в коммуникат на радость партнеру, то такой коммуникат Эрик Берн назвал «поглаживанием». Именно при согласованности позиций, о чем бы ни говорили собеседники, у них идет обмен «поглаживаниями».

Лишение ответного «поглаживания» уже задевает партнера; и если он, вопреки ожиданиям, пристраивается «сверху», — это вызывает гнев. Коммуникат с «начинкой», провоцирующий отрицательную реакцию Эрик Берн назвал «уколом».

Очевидно, что большое значение для будущего диалога и его успешности имеет правильно выбранная «пристройка».

Важно сделать общий вывод о том, что расчленение единого акта взаимодействия на такие компоненты, как позиции участников, ситуация и стиль действий, также способствует более тщательному психологическому анализу этой стороны общения, делая определенную попытку связать ее с содержанием деятельности.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 1440; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.038 сек.