Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методика ведения регистров нормативных правовых актов




Федеральный регистр нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации ведет Минюст России. Он состоит из регистров нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, которые формируются его территориальными органами в регионах.

Федеральный регистр муниципальных нормативных правовых актов также ведется Минюстом России. Он состоит из регистров муниципальных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, ведение которых осуществляется органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Федеральные регистры, также как и государственные реестры нормативных правовых актов, уставов муниципальных образований и муниципальных образований ведутся с использованием подсистемы «Нормативные правовые акты Российской Федерации» Единой системы информационно-телекоммуникационного обеспечения Министерства юстиции Российской Федерации (ЕСИТО). Оператором ЕСИТО является научный центр правовой информации при Министерстве юстиции Российской Федерации (НЦПИ).

НЦПИ обеспечивает ведение федеральных регистров в соответствии с Методикой ведения этих регистров; осуществляет включение в федеральные регистры, создаваемые в регионах (субъектах Российской Федерации); осуществляет эксплуатацию программных и технических средств федеральных регистров.

Содержанием работы по ведению федеральных регистров является:

а) сбор регистров нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации;

б) ввод информации в регистры;

в) гарантированное хранение информации в регистрах;

г) ведение классификаторов, словарей и справочников регистров;

д) ведение информационного портала регистров;

е) предоставление гражданам и организациям сведений, содержащихся в регистрах;

ж) режим защиты сведений, содержащихся в регистрах.

Содержание работы по ведению регистров[89], совокупность которых составляет федеральные регистры, включает в себя:

юридическую обработку правового акта;

внесение реквизитов правового акта и формирование его регистрационного номера;

формирование текстов актов в электронном виде;

проведение правовой экспертизы муниципальных актов на соответствие Конституции Российской Федерации, федеральному законодательству и законодательству субъекта Российской Федерации, а также уставу муниципального образования;

обработка дополнительных сведений, формирование их текстов в электронном виде;

поддержание базы данных Регистра в актуальном состоянии;

внесение в Регистр сведений о результатах юридической экспертизы;

отправку обновлений в федеральный муниципальный регистр в согласованном формате.

Юридическая обработка правовых актов, подлежащих включению в регистр – это деятельность по определению его нормативности; установлению взаимосвязи с правовыми актами большей юридической силы; проведение правовой экспертизы актов субъектов Российской Федерации и муниципальных актов на соответствие Конституции Российской Федерации, федеральному законодательству и законодательству субъекта Российской Федерации, а также уставу муниципального образования; поддержание текстов нормативных правовых актов, включенных в регистр в актуальном состоянии; индексирование в соответствии с классификаторами правовых актов.

1. Правовые акты подлежат включению в регистр, если они носят нормативный правовой характер. Поскольку до сих пор на федеральном уровне отсутствует законодательное определение нормативного правового акта, при определении, является ли правовой акт нормативным, следует использовать постановление Пленума Верховного суда Российской Федерации от 29.11.2007 г. № 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части»[90].

Признаки нормативного правового акта:

издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления или должностным лицом;

наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.

2. Муниципальным актам, вносящим изменения (дополнения), приостанавливающим и (или) отменяющим (признающим утратившим силу), которые включаются в регистр, присваивается самостоятельный номер регистрации. В соответствии с этими актами изменяются, дополняются, исключаются слова и т.п., текста нормативного правового акта, ранее включенного в регистр, признаются утратившими силу структурные единицы акта или акт в целом (приведение текста акта в актуальное состояние.

3. Классификация (индексирование) представляет собой определение тем акта в целом, а также отдельных его частей и отнесение в соответствии с тематическим содержанием акта к разделам, подразделам, пунктам или подпунктам классификаторов правовых актов: классификатора муниципальных нормативных правовых актов, разработанным Минюстом России, и классификатора правовых актов, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 15 марта 2000 г. N 511[91], и с присвоением правовому акту в целом и отдельным его частям соответствующих индексов классификаторов.

Классификатор представляет собой иерархическую систему юридических понятий, определяющих самостоятельные отрасли законодательства, регулирующих различные сферы деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления и отражающих весь массив нормативных правовых актов. Все разделы делятся на подразделы и пункты, каждый из которых имеет наименование и свое условное обозначение - индекс. Индексы разделов, подразделов и пунктов обозначаются арабскими цифрами.

4. Ведение и заполнение справочников и классификаторов, используемых в регистре, организовано на федеральном уровне, за исключением справочников органов принятия актов муниципальных образований и источников дополнительных сведений (источники опубликования, правовой экспертизы и иные), заполнение которых производится на уровне субъекта Российской Федерации в соответствии с инструкцией пользователя.

5. Правовая экспертиза заключается в правовой оценке формы нормативного правового акта, его целей и задач, предмета правового регулирования, компетенции органа, принявшего акт, достаточности регулирования правоотношений, содержащихся в нем норм на предмет соответствия требованиям Конституции Российской Федерации, федерального законодательства и (или) законодательства субъектов Российской Федерации и уставу муниципального образования, порядка его принятия, обнародования (опубликования). Необходимо также оценить соответствие акта требованиям юридической техники (в том числе проверить наличие необходимых реквизитов)[92]. В срок, установленный для проведения правовой экспертизы нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, проводится и антикоррупционная экспертиза.

Цели, задачи и предмет правового регулирования правового акта рекомендуется проанализировать на предмет их соответствия основам конституционного строя Российской Федерации, соблюдения основных прав и свобод человека и гражданина, а также рассмотреть с точки зрения соответствия разграничению предметов ведения Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, установленному законодательством.

При изучении состояния правового регулирования в соответствующей сфере рекомендуется выявить место анализируемого правового акта среди других актов, действующих в указанной сфере, и их соотношение. В целях изучения состояния правового регулирования рекомендуется проанализировать не только федеральные законы и законы субъектов Российской Федерации, подзаконные акты и уставы муниципальных образований, но и решения Конституционного Суда Российской Федерации, затрагивающие соответствующие правоотношения, а также иных органов судебной власти Российской Федерации. Следует также учесть все изменения (дополнения), внесенные в федеральные нормативные акты, в акты субъектов Российской Федерации, а также и уставу муниципального образования.

При правовой экспертизе оценивается также соблюдение правил юридической техники при подготовке акта, т.е. наличие набора реквизитов, построение, правильность использования юридической терминологии.

По результатам проведения правовой экспертизы составляется мотивированное экспертное заключение в соответствии с Рекомендациями по проведению юридической экспертизы нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, утвержденными приказом Минюста России от 29.10.2003 № 278.

При ведении регистров, реестров нормативных правовых актов формируются базы данных, содержание которых используется также в целях выявления соответствия правовой системы задачам государства и общества, правам и свободам граждан.

В целях совершенствования правовой системы Российской Федерации 20.05.2011 года принят Указ Президента Российской Федерации № 657 «О мониторинге правоприменения в Российской Федерации»[93]. Этим Указом утверждено соответствующее Положение. Осуществление мониторинга возложено на Министерство юстиции Российской Федерации

Регистры нормативных правовых актов, как средство обеспечения методов и приемов учета, классификации и оценки нормативных правовых актов позволяют выявлять тенденции нормотворческой деятельности органов государственной власти и муниципальных образований, оценивать состояние правовой системы субъектов Российской Федерации и муниципальных образований с использованием автоматизированных информационных технологий.

Задачей правового мониторинга является реализация одного из приоритетных направлений государственной политики - повышения качества и эффективности законодательства как важного фактора развития государства.

Контрольные вопросы:

1. Охарактеризуйте структуру системы информатизации Минюста России как системы распределенной обработки информации – ведения регистров нормативных правовых актов.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 682; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.