Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Принципы гештальт-терапии




В гештальт-терапии существует ряд принципов, которые определяют эффективность терапевтической работы.

1) «Здесь и теперь». Один из центральных принципов гештальт-терапии определяющий взаимодействие терапевта и клиента. Смысл этого принципа в том, что наиболее значимым является то, что происходит здесь и сейчас. При этом прошлое и будущее имеют значение в том, как они представлены в настоящем (вспоминает клиент или думает о будущем, он делает это здесь и сейчас, т.е. переживает прошлую или предстоящую ситуацию в настоящем). Кроме того, этот принцип означает, что то о чем рассказывает клиент, присутствует здесь и теперь, т.е. если он говорит, что мне скучно там и тогда, то, скорее всего ему скучно здесь и сейчас. Для терапевта важно не только обращать внимание на поведение, речь, жесты, клиента и т.п., но замечать и свои чувства, которые он сам испытывает в процессе, общения. Они часто являются показателем того, что происходит здесь и сейчас.

2) «Осознавание отношений терапевт – клиент». В ситуации индивидуальной терапии терапевт – единственный реально присутствующий человек для клиента, а в группе – один из самых важных. В отношениях с терапевтом клиент проявляет себя, так же как и во внешнем мире. Если клиент говорит, что его не понимают люди, то, наверняка, он будет делать так, чтобы его не понял и терапевт. Поэтому необходимо осознавать то, что происходит в этих отношениях и выносить это в зону контакта, обсуждая с клиентом (Кто я для вас в этой ситуации?). Если, например клиентка говорит: «Все мужчины похожи на деревья старые и молодые, и мне больше нравятся молодые», то мужчина терапевт может спросить: «А меня, к какому дереву вы отнесете?». Во взаимодействии с клиентом терапевту необходимо осознавать свои переживания по поводу того, что делает клиент и также выносить их в контакт. Например, клиент долго монотонным голосом, безэмоционально рассказывает какую-либо историю, а терапевт при этом скучает, зевает и т.п. В этом случае он может сказать: «Вот вы рассказываете свою историю, а мне скучно. Мне кажется, что и вас она не очень задевает». И далее, «Что вы чувствуете в связи с этим?». Выражение терапевтом своих чувств по поводу того, что говорит клиент с одной стороны, является примером «правильного» поведения в терапии (открытости), а с другой – выражением обратной связи от окружающих людей и помощью в осознавании.

3) «Разделение ответственности за изменения». Необходимым фактором изменения является принятие клиентом не себя ответственности за то, что он делает, чувствует, за то, что именно он «хозяин своей проблемы» и только он сам может избавиться от нее. Задача терапевта при этом, активизировать внутреннюю работу клиента, усиливать функцию «Эго», предлагая ему выбирать тему сессии, ее глубину и т.д. Если же клиент отказывается от выбора, то терапевт может сказать ему об этом, но не делать это за него, подменяя, тем самым, его «Эго-функцию» своей. Кроме того, терапевту важно признавать выбор клиента, при условии, если последний принимает ответственность за него, даже если это отказ от дальнейшей работы.

4) «Баланс фрустрации и поддержки». Для нахождения оптимальной глубины эксперимента терапевту необходимо с одной стороны оказывать клиенту поддержку достаточную для проявления новых форм поведения, а с другой стороны фрустрировать (создавать препятствия) попытки действовать прежним, неэффективным образом. Фрустрация позволяет клиенту оказаться в «тупике» (термин предложенный Ф. Перлзом), выход из которого возможен лишь с помощью новых способов действия. Она возникает, когда терапевт не позволяет своему подопечному прервать контакт, т.е., уйти от важной темы, сложных переживаний и т.п. При этом, если не будет оказано достаточной поддержки, клиенту будет сложно интегрировать полученный опыт, восстановить потерянное равновесие. Для успешной работы необходим баланс, гармоничное сочетание этих двух воздействий терапевта на клиента (фрустрации и поддержки).

5) «Исследование сопротивления». Сопротивление, как и другие психические механизмы, является частью организма. Исходя из этого, задача терапевта состоит не столько в преодолении его, сколько в изучении и осознавании того, как клиент его создает, как с его помощью прерывает контакт. Такая работа позволяет клиенту выбрать, оставить этот способ поведения, или заменить его другим, более эффективным. В работе с сопротивлением важным вопросом является «Как ты это делаешь (сдерживаешься, уходишь от контакта и т.п.)?». При исследовании сопротивления терапевт может предложить клиенту обратиться к прошлому, к тому времени, когда появился тот способ поведения, который мы называем сопротивлением. Для этого предлагается сконцентрироваться на актуальном чувстве и назвать тот возраст, который первым «приходит в голову», а затем рассказать о событии, с которым связано данное сопротивление. Разбор (проживание) этого события при поддержке терапевта обычно помогает клиенту понять, как он переносит прошлое в настоящее и выбрать делать это или нет.

6) «Обращение в процессе сессии к трем функциям «self». Для того, чтобы выбор был осознанным, необходимо учитывать информацию функций «Оно» и «Личность». Исследование функции «Оно» происходит при обращении к желаниям, чувствам или телесным реакциям («Что вы чувствуете?»), к функции «Личность» - при обращении к мыслям и представлениям, прошлому опыту («Как вы это представляете?»). «Эго-функция» задействуется вопросом – «Что вы выбираете?»

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 983; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.