Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Техники гештальт-терапии




Далее мы попробуем описать способы и техники взаимодействия с клиентами в рамках гештальт-терапии. Цель их применения состоит в содействии получению нового опыта и расширению осознавания. Среди них можно выделить способы взаимодействия с клиентом или группой, а так же упражнения проводимые терапевтом в группе, в индивидуальной работе или выполняемые самостоятельно.

В качестве техник взаимодействия К. Наранхо (5) выделяет «Суппрессивную», «Экспрессивную» техники и «Технику интеграции».

«Суппрессивная техника»

«Суппрессивная» техника заключается в подавлении избегания какого-либо чувства, что дает возможность ощутить его более полно и осознать. «Первое необходимое условие ощущения того, что мы потенциально можем ощутить, как пишет К. Наранхо, – это перестать заниматься посторонним» (5, С. 72). В этом случае задача терапевта концентрировать внимание клиента на том, что он переживает в данный момент, «здесь и теперь», и прекращать все попытки избежать этого переживания.

Наиболее распространенные способы избегания - это: рассуждения о чем-либо, объяснение причин, интерпретация, долженствование (т.е. говорить себе и другим то, что должно быть), вопросы (как формы манипуляции направленные на сокрытие переживания), ответы (как реакция на манипулятивный вопрос), спрашивание разрешения, требовательность к другим и т.п.

«Экспрессивная» техника»

«Экспрессивная» техника» заключается в усилении выражения какого-либо чувства, переживания и т.п. Основной смысл экспрессии - это самовыражение, т.е. перевод своих чувств и мыслей в действия, слова и т.п. Без этого «мы остаемся фантомами, не ощущаем полноты бытия» (5, С.98). «Экспрессивная» техника воспринимается в трех аспектах: инициация действия, завершенность действия и направленность действия.

Инициация действия подразумевает выражение чувств и переживаний в словах или действиях. В рамках этой техники терапевт может предложить клиенту сделать то, о чем он говорит.

Клиент: «Я злюсь на этого, человека, просто готов ударить его»

Терапевт: «Попробуйте ударить его, например, по руке».

Или может отметить, что происходит реально в этой ситуации. В приведенном примере: «Вижу, что вы сжимаете кулаки, вы кого-то хотите ударить?»

Завершенность действия достигается интенсификацией самовыражения индивида и развитием его (самовыражения) элементов. Выделяется четыре типа процедур ведущих к интенсификации действия:

1. Простое повторение (жеста, движения, фразы и т.п.). Например: «Повторите то, что вы сказали несколько раз, обращая внимание на то, что вы чувствуете при этом».

2. Преувеличение и развитие (усиление незаметного жеста, повторение фразы с увеличением ее эмоционального содержания и т.п.). Например: «Сожмите свои кулаки еще сильнее» или «Скажите эту фразу максимально громко».

3. Выявление и передача (озвучивание определенных действий, жестов и т.п., передача словами невербального выражения: слез, смеха, визуальных образов, телесных симптомов и т.п.). Например: «Что бы сказала ваша левая рука правой» или «Озвучьте ваш больной позвоночник».

4. Идентификация и исполнение роли. Например: «Стань своей рукой» или «Сыграй этого человека». Играя предложенную роль, клиент идентифицируется с персонажем и испытывает те же переживания, что способствует расширению поля осознавания и интеграции.

Направленность действия или прямота выражения, необходимая для полного контакта часто притупляется с помощью минимизации, окольности, неопределенности и т.п. Минимизация часто происходит при использовании союза «но», т.е. «само использование этого слова уже может быть сигналом» (5, С.118). В большинстве случаев этот союз противопоставляет части предложения, разделенные им. Например: «Я хотел бы обнять тебя, но, мне что-то мешает». В работе с такими фразами терапевт может предложить союз «но», заменить союзом «и» и посмотреть какая получится фраза или предложить выбрать одну из частей предложения и произнести ее. Источниками минимизации могут быть слова: наверное, возможно, некоторые, это, как бы. Например: «Я не могу сделать это» или «Это ему не понравилось бы». В этом случае терапевт предложит клиенту обратиться к человеку прямо, избегая употребления смягчающих слов.

В качестве «Техники интеграции» К. Наранхо выделяет две основных, «Ассимиляция проекций» и «Пустой стул» (внутриличностное столкновение). Первая заключается в «идентификации с проекцией посредством обыгрывания». Клиенту предлагается сыграть того человека, на которого он проецирует свои чувства (например, сказать, играя роль: «Ты некрасивая») и затем сказать тоже, как свое мнение о себе («Я считаю себя некрасивой»).

Эксперимент «пустой стул»

Наиболее известной и, в общем-то, основной техникой гештальт-терапии считается диалог с одним или несколькими пустыми стульями, представляющими персонажей из жизни субъекта, некоторые терапевты называют ее «пустой стул». Она была заимствована Ф. Перлзом из психодрамы.

Эксперимент «пустой стул» – это встреча «лицом к лицу» на стульях двух конфликтующих частей личности (полярностей) или клиента и другого человека (других людей)*.

Задача терапевта – поддерживать аутентичное столкновение частей «Я» или «Я» и других и препятствовать преждевременному согласию или соглашательству. После того как борьба между двумя частями личности будет обострена до подходящего уровня, а чувства вербально и невербально выражены, энергия начнет рассеиваться, и наступит истинная интеграция или истинное разрешение. В процессе работы терапевт либо усиливает этот процесс, либо констатирует наличие тупика и необходимость дальнейшей работы для его преодоления (1).

В некоторых случаях работа с персонажами стульев может строиться по принципам разрешения межличностных конфликтов, где после прояснения и выражения чувств необходимо выяснить их потребности и желания и преложить договориться. Терапевт при этом будет играть роль посредника.

Работа с горем.

По мнению Б. Брински, (1), горе – универсальное переживание всех людей, оно связано с потерей того, к чему или к кому привязан человек. Горе – сложный процесс, оно вбирает в себя такие эмоции, как любовь, злость, страх и одиночество, чувство вины. Одна из основных задач в работе с ним - это выражение, проживание эмоций, которые заставляют человека фиксироваться на прошлом, постоянно вспоминать о потере (о том человеке, который умер и т.п.).

Выражение чувств может происходить в фантазии или диалоге, с использованием техники «пустой стул». Другой путь, помогающий человеку соприкоснуться с собственными чувствами, – использование фотографии или памятной вещи, помещаемых на стул напротив (1). Терапевт может попросить клиента выразить то, что он испытывает, когда представляет умершего и высказать эти чувства непосредственно умершему. Он (терапевт) может задать вопросы типа: «Что ты хочешь взять с собой от этого человека и что ты хочешь похоронить», «Какую часть отношений ты хочешь унести с собой и что хочешь оставить?», «Чего ты хочешь от этого человеками», «Какие у тебя любимые воспоминания об этом человеке?» Во время этого диалога поощряются телесные/физические движения, например, прикосновение к подушке (умершему) и т.п., которые позволяют наиболее полно выразить чувства» (1).

Когда эмоции выражены, клиент может легко вспоминать об утрате и проститься с тем человеком, которого потерял, сказать «до-свидания» и/или отнести стул (подушку) символизирующий его на большее расстояние от себя, например, в другую комнату.

В некоторых случаях ситуация потери может быть настолько травмирующей, что для обращения к ней потребуется долгое время, для создания клиенту безопасной ситуации, в которой эта работа могла бы проходить.

Работа со страхом

Работа со страхом может проходить по двум направлениям.

В первом страх является результатом проекции своей сильной (агрессивной) части на внешний объект. В этом случае объект страха осознается и является ясным и понятным (например, собаки). В этом случае основная задача вернуть спроецированную сильную часть. Одним из возможных ходов здесь может быть предложение клиенту сыграть роль того, кого он боится и показать, какой он страшный, злой и т.п. В этой игре клиент вновь обретает способность противостоять внешней агрессии. При этом важно, чтобы эту агрессию он действительно проявлял. Здесь терапевт может столкнуться с ретрофлексией, когда энергия, которая могла бы идти на сопротивление нападению тратится на сдерживание своих действий. Ретрофлексия проявляется в жестах и движениях направленных на самого себя, в напряжении тела. Терапевт в этом случае может предложить клиенту сделать это же, например, с подушкой или стулом символизирующим объект страха.

Во втором случае страх связан с конфлюенцией, при этом клиент боится неизвестно чего и предъявляет проблему как боязнь темноты, замкнутого пространства и т.п. Эти страхи (как и другие симптомы) могут быть связаны с незавершенными ситуациями в начале жизни человека, например, с рождением. В начале работы с ними необходимо более конкретно выяснить объект и то, чем он опасен, а затем интенсифицировать контакт с ним.

В психотерапии страхов (но больше во втором случае) для терапевта важно, оказывать клиенту достаточно поддержки и создавать безопасную обстановку в начале сессии, чтобы он мог «пойти» в опасную область. Для этого можно узнать у клиента что ему нужно сделать, чтобы уйти в безопасную зону (например, включить свет, выйти в другую комнату, накрыться одеялом, обратиться за помощью к какому-то человеку и т.п.).

Результат работы со страхом состоит в том, что клиент учится получать поддержку от самого себя, находить и использовать собственную силу. Эксперимент может строиться в технике «пустой стул». На одном из стульев будет находиться тот, кто боится (как правило, это внутренний ребенок, детская часть человека), а на другом – сильная часть, взрослый, который может противостоять опасности и поддержать «слабого». При этом итогом сессии может быть действие, символизирующее поддержку. Если такая сессия происходит в группе, то одну из частей могут играть другие участники.

Иногда проблема, предъявляемая как страх чего-либо, в контексте реальных отношений, терапевт – клиент, в ситуации «здесь и теперь» может проявляться как агрессия. В этом случае клиент рассказывает нечто страшное, как бы стараясь напугать терапевта, и сам при этом не боится. Здесь задача состоит в том, чтобы обратить его (клиента) внимание на то, что происходит и сделать это предметом осознавания.

Работа с телом.

Гештальт-терапия рассматривает тело как составляющую часть целого, называемого - «человек». По мнению Ф. Перлза, ментальная деятельность - это просто деятельность, осуществляемая на менее интенсивном уровне, чем физическая. Из этого следует что наше тело - непосредственное проявление того, что мы есть, и мы очень многое можем узнать о себе, просто наблюдая явное физическое поведение (позу, дыхание, движения и т.п.).

Базовая теория работы с телом заимствована Ф. Перлзом у В. Райха и суть ее сводится к тому, что особенности характера человека, все стрессы, эмоциональные травмы и незаконченные дела отражаются на теле в виде «мускульного панциря»* - хронически напряженных мышц. Эти напряжения возникают для подавления эмоций в связи с требованиями ситуации или родительскими предписаниями. В дальнейшем они (напряжения) становятся привычными и часто не способствуют адаптации человека, блокируют «свободное течение энергии» и таким образом приводят к соматическим заболеваниям. Психическим механизмом, создающим телесные напряжения, по мнению Ф. Перлза является ретрофлексия.

Работа с телом в гештальт-терапии может проводиться с целью лечения психосоматических симптомов, к которым, так или иначе, могут относиться практически все соматические заболевания. Она (работа) основывается на положении о том, что болезнь – это не совсем эффективный способ адаптации. Т.е. болезнь продуцируется организмом с определенной целью и часто является избеганием какого-либо контакта. Так, например, энергия агрессивных эмоций адресованных отцу, через механизм ретрофлексии может направляться на собственное тело (наиболее безопасный для этого объект). И человек будет бить себя (в прямом или переносном смысле) по ноге, вместо того, чтобы ударить своего отца (или выразить эмоции другим способом). В этом случае, работа будет направлена на осознание того, что отношения с ногой – это отношения с отцом, и разворачивание ретрофлексии на внешний объект. Так происходит реинтеграция (воссоединение) частей тела, т.е. отвергаемая нога или рука снова становится частью организма, «свободное течение энергии» восстанавливается.

Обращение внимания на телесные реакции в процессе гештальт-сессии происходит при работе с ретрофлексией, когда в определенный момент, вместо того, чтобы направлять энергию на контакт с внешним объектом клиент направляет ее на самого себя (сжимает руки, топчется на месте, обнимает себя и т.п.). Здесь терапевт может предложить сделать с кем-то другим то действие, которое клиент делает с собой (сжать, обнять и т.п.).

В работе с телом можно использовать привлечение внимания к дыханию, телесное взаимодействие (касания, нажимы и т.п.), а также выполнение различных упражнений и экспериментов, помогающих человеку познать свое тело, свои чувства и эмоции, скрытые внутри него.

Одно из упражнений было предложено Ф. Перлзом, П. Гудменом, Р. Хефферлином в книге «Практикум по гештальт-терапии» (7), оно было описано как упражнение для самостоятельного выполнения.

Инструкция: «Лежа, не расслабляясь произвольно, почувствуйте свое тело. Отметьте, где у вас чувствуются боли – головная боль, боль в спине, желудочный спазм, и т.п. Почувствуйте, где есть зажимы. Не «входите» в зажим, и ничего с ним не делайте. Осознайте напряжение глаз, шеи, вокруг рта. Дайте своему вниманию систематически пройти по ногам, нижней части туловища, рукам, груди, шеи, голове. Если вы заметите, что лежите сгорблено – исправьте положение. Не делайте резких движений, дайте ощущению себя мягко развиваться. Заметьте тенденцию вашего организма к саморегуляции – тенденцию отпустить что-то в одном месте, потянуть - в другом и пр.

Выберите одно из наиболее ярких ощущений, например, головную боль (усталость, напряжение и т.п.). Сконцентрируйте свое внимание на нем, и наблюдайте, дайте спонтанно развиваться фигуре/фону. Дайте процессу рассасывания боли происходить самому по себе, без вмешательства и без предварительных идей. Просто следите за тем, как происходит изменение боли. Если вы войдете в контакт, фигура будет становиться все более ясной, и вы сможете разрешить болезненный конфликт.[†]

Этот эксперимент основан на предположении о том что боль, отвращение и т.п. появляются не случайно, - «это способы, какими природа привлекает наше внимание к тому, что требует внимание». Поэтому, чтобы разрушить и ассимилировать патологический материал, содержащийся в симптоме необходимо, пережить то, что он содержит, даже если это боль и страдание. «Если симптом получит внимание и возможность взаимодействовать со всем вашим поведением в целом, он без сомнения, будет изменяться».

Некоторые упражнения по осознанию тела в работе с группой встречаются также в работах Д. Энрайта (17), О. Романенко (12).

Работа со сновидениями

По мнению Ф. Перлза сновидения – это экзистенциальные послания, которые могут помочь нам понять, какие незаконченные ситуации мы в себе несем, чего не хватает в нашей жизни, чего и как мы избегаем, отчуждая части самих себя.

Работа со сном в гештальт-подходе предполагает рассматривать элементы сновидения как части «Я» человека, а сам сон как незавершенную ситуацию, требующую завершения (1).

В процессе работы со сном клиенту предлагается вернуться ко сну и пережить его, как будто он происходит здесь и сейчас. Для этого он рассказывает сон от первого лица настоящего времени. Например: «Я иду по темной улице. Я боюсь…». Затем ему предлагается выбрать наиболее важный отрывок сна, который он хотел бы исследовать и материализовать его, т.е. разыграть, подставляя на место персонажей стулья, подушки или других людей (если это происходит в группе). Далее клиент идентифицируется с каким-либо лицом или вещью, и драма начинается. Во время последовательной идентификации клиента с каждым действующим лицом/элементом сна он описывает свою роль в этом сне, отношение к другим элементам и т.д. В процессе работы определяются основные действующие лица (в том числе неодушевленные предметы), которые сталкиваются и разговаривают друг с другом под руководством терапевта до тех пор, пока их роли не станут понятными клиенту и пока не будет достигнуто некоторое решение или интеграция.

Момент, когда человек, видящий сон, просыпается, называется «тупиком», в котором обрывается незавершенное действие. Для его завершения можно предложить клиенту придумать окончание сна и разыграть его. При этом терапевт помогает клиенту выражать чувства, осознавать сопротивления возникающие в процессе контакта и т.д. (1).

В некоторых случаях сновидение, рассказанное клиентом, несет в себе зашифрованное послание терапевту, например, страшный сон может быть агрессивным посланием (клиент рассказывает его, чтобы «напугать» терапевта). В этом случае в фокус внимания должны попадать отношения между терапевтом и клиентом.

Работа с рисунком

Применение рисунка в гештальт-терапии – одно из современных приобретений. Наиболее широко рисунок и другие арт-средства применяются в работе с детьми, о чем пишет В. Окландер (6), однако они используются и в терапии взрослых. В нашей стране разработкой этого вопроса активно занимается Д.Н. Хломов.

Одной из функций рисунка, позволяющей применять его в психотерапии, является выражение эмоциональных переживаний. Рисование дает возможность выразить на бумаге то, что не получается перевести в слова, и сделать это безопасным способом. Например, выразить агрессию, можно нарисовав страшный или агрессивный рисунок. Это хорошо заметно в детском рисовании, когда дети изображают чудовищ, убийства и т.п. Эту функцию - снятие напряжения от накопившихся эмоций, называют катарсической (очищающей).

Однако суть гештальтистской работы не в выражении а, в осознании. В этом смысле, рисунок – поле переноса реальных частей личности на бумагу. Они проявляются в элементах рисунка так же, как в персонажах сновидения или любого другого образа.

В процессе терапии клиенту предлагается нарисовать что-либо связанное с заявляемой проблемой (страх, злость, любовь, свой мир, важных для него людей и т.п.). Далее взаимодействие может строиться по двум направлениям: работа в поле рисунка или моделирование нарисованного материала в реальности и разыгрывание его «здесь и теперь».

В первом случае терапевт выясняет чувства и мысли клиента по отношению к тому, что нарисовано (Что тебе не нравится здесь? или Что из нарисованного наиболее важно для тебя?[‡]) и предлагает изменить это так, как хотелось бы. На рисунке могут появляться новые фигуры, убираться и перерисовываться старые и т.п.

Второе направление предполагает идентификацию клиента с наиболее значимой частью рисунка (Попробуй стать этим цветком. Расскажи о нем от первого лица. Начни с: «Я цветок, росту возле дома» и т.д.). Далее возможно устроить диалог цветка с другим персонажем рисунка и выйти на то, с каким реальным человеком такие отношения и как их можно изменить.

Совместный рисунок с партнером можно использовать для анализа взаимодействия. В этом случае двум людям предлагается рисовать одновременно на одном листе бумаги (при этом не разговаривать), а затем исследовать, как строилось их общение, какие чувства они испытывали в процессе рисования и т.д. Этими людьми могут быть супруги, родители и дети, учителя и ученики или просто два участника психотерапевтической группы.

Интерпретации рисунка в гештальт-терапии не придается большого значения, однако, в некоторых случаях она может быть необходима. Д.Н. Хломов предлагает строить анализ рисунка по четырем направлениям.

1. Композиционный анализ. Объекты находящиеся рядом обычно связаны друг с другом, противопоставленные, находятся в противоречивых отношениях. Изображенное в левом верхнем углу относится к рациональным проявлениям, в правом нижнем – к подсознательным, в левом нижнем – к прошлому, в правом верхнем – к будущему. Учитываются также размеры фигур, наибольшая из них может играть ведущую роль в сюжете рисунка.

2. Цветовой анализ. Объективный анализ цветов: теплые, холодные и т.п. Сочетания цветов: красный, желтый, оранжевый в сочетании могут характеризовать эмоции связанные с матерью; синий, серый, голубой и зеленый – с отцом; желтый, зеленый, голубой – детские переживания; темно серый, коричневый, черный - эмоции связанные с прародителями. Можно использовать также интерпретацию цветов предложенную Люшером.

3. Объектный анализ. Выяснение, какие объекты распознаются клиентом, какие нет. Хорошо прорисованный объект, скорее всего реальный, уже где-то виденный. На что похож нарисованный объект. Объекты, относящиеся к женским (вместилища: дом, сосуд и т.п.) и мужским (продолговатые формы) символам.

4. Технический анализ. Она соотносится с формами сопротивления (рис. 2). Возвратный штрих, округлые формы, восьмерка говорит о ретрофлексии; примой штрих – о проекции; яркий, хорошо прорисованный объект, замкнутая форма - об интроекции; неясные границы, взаимопроникающие линии - конфлюенция.

 

 

           
 
   
   
 
 

 


1. Ретрофлексия. 2. Проекция 3.Интроекция.

Рис. 2. Технический анализ рисунка.

 

Предъявление интерпретаций рисунка в гештальт-терапии имеет цель помочь клиенту в осознавании своего опыта, поэтому оно должно носить вероятностный характер (Может быть этот объект для вас имеет большое значение? Вы так зарисовали его, что мне кажется, вы хотите его уничтожить.). Одна из задач терапевта следить, чтобы интерпретация не превратилась для клиента в интроекцию. Этого можно достичь, если заставлять его «пережевывать» информацию, т.е. выражать свои чувства и отношение к ней, и не допускать безапелляционные фразы типа: «Глядя на ваш рисунок можно сказать, что у вас негативные отношения с матерью, они вам и мешают». Такая фраза является проекцией терапевта, которая может оказаться правдой, но, скорее всего, либо не будет принята им, либо превратится в очередной интроект. Важно, чтобы терапевт понимал, что это именно его мнение и оно может быть отвергнуто, или вообще не относиться к данному случаю.

Фантазия

Работа с фантазией включает в себя исследование образов и метафор. Например, если клиент говорит, что чувствует себя слоном, то терапевт может предложить ему представить себя этим животным и пофантазировать о том, как он живет. Кроме того, фантазия широко используется для исследования неизвестного или опробования нового поведения в безопасном окружении. Путешествия по телу, по местам, где никогда не был, возвращение в прошлое или скачок в будущее, разговоры с людьми, которых никогда не встречал – типичный пример экспериментов «фантазия» (1). Фантазии также используются, когда человеку необходимо опробовать новое поведение в будущих ситуациях или получить хотя бы опыт возможности такого поведения.

Одна из техник в работе с фантазией - «путешествие по телу». Оно может выполняться в группе в парах. Один из пары представляет свое тело в виде какого-то образа и двигается по нему, исследуя различные его отделы и части. Все это происходит в трансовом состоянии «путешествующего» и в контакте с ведущим, т.е. первый рассказывает второму все, что происходит и что он чувствует. Ведущий при этом может выяснять и уточнять, что видит и чувствует его подопечный, обращать его внимание на прерывание контакта с тем или иным образом. (Вопросы типа: Что ты видишь?; Что ты чувствуешь?; Хочешь ли ты пойти дальше?; Что тебе мешает исследовать это?). В этом упражнении клиент может столкнуться с сильными эмоциями, поэтому терапевту необходимо быть внимательным и не «вести» его туда, куда он не хочет.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 5968; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.