Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

История античной философии




Навчальний посібник

УПРАВЛІННЯ ПОТЕНЦІАЛОМ ПІДПРИЄМСТВА

Валентина Микитівна Ращупкіна

Ірина Миколаївна Герасименко

Ольга Олексіївна Удалих

Тетяна Олегівна Загорна

Ігор Зіновійович Должанський

Керівник видавничих проектів - БА.Сладкевич

Редактор - Л.І. Єросова

Комп'ютерний набір і верстка - В.С. Марченко Дизайн обкладинки - Б.В. Борисов

Підписано до друку 11.10.05. Формат 60x84 1/16.

Друк офсетний. Гарнітура РetеrsburgC.

Умови, друк. арк. 22,5.

Видавництво "Центр навчальної літератури" вул. Електриків, 23

м. Київ, 04176

тел./факс 425-01-34, тел. 451-65-95, 425-04-47, 425-20-63 8-800-501-68-00 (безкоштовно в межах України)

е-mail: office@uаbоок.com сайт: www.cul.com.ua

Свідоцтво ДК №1014 від 16.08.2002

 

 

Учебное пособие

для бакалавров 1 года обучения

философского факультета,

направление – 520400 – философия.

 

 

Томск – 2010

 

Учебное пособие составлено

на основании государственного стандарта

по направлению – 520400 – Философия

 

Учебное пособие обсуждено

на заседании кафедры истории философии и логики

 

Зав. каф. истории философии и логики

канд. филос. н., доц. О.Г. Мазаева

 

Учебное пособие одобрено

методической комиссией философского факультета

 

Председатель методической комиссии

философского факультета,

канд. филос. н., доц. И.А. Эннс

 

 

Составитель:

канд. филос. н., доц., зав. каф.

истории философии и логики

Ольга Геннадьевна Мазаева.

 

От составителя.

Курс «История античной философии» предназначен для студентов 1 курса философского факультета, по направлению 030100 – философия, подготовка бакалавров. Изучается в 1-ом семестре, форма аттестации – экзамен.

 

Цель и задачи курса.

 

Раскрыть особенности возникновения античной философии.

Выявить взаимовлияния образа жизни и образа мысли античных философов.

Показать разнообразие основных философем и тенденций, характерных для античной философии.

Раскрыть истоки, смысл, разбираемых позиций, показать их значение для дальнейшего развития философских идей.

Формировать у студентов умение проводить текстологический анализ, знакомить с разнообразными методами критики изучаемых текстов.

 

Краткая аннотация курса.

 

В курсе раскрываются особенности античной философии, показывается её значение. Разбирается этимология термина античная философия. Рассматривается проблема возникновения и развития античной философии в пространстве диалога мифологем – философем, и их внутренних преобразований. Сопоставляются мифопоэтическое, образное и рацонально-логическое, понятийное, мышление эллинов.

Отмечается важное для античности соотношение образа мысли и образа жизни философов, характеризуются философские учения и школы.

Прослежено становление натурфилософской, онтологической, логической, метафизической, этико-эстетической проблематики в досократике, а также, начиная с противостояния в V – IV в. до н.э. риторической культуры /софистов/ и философской культуры /Сократ/, прослеживается формирование круга антропологических тем и философских систем /Платона, Аристотеля и т.д./.

Исследуются особенности развития науки и философии в эпоху эллинизма, анализируются учения эпикурейцев, скептиков и стоиков до неоплатоников.

На семинарских занятиях в основном идёт работа с текстами: фрагментами ранних греческих философов, диалогами Платона, произведениями Аристотеля и др. Контрольные работы содержат большой перечень понятий курса античной философии, вопросы, предполагающие умение сравнивать, объяснять.

 

Содержание учебного пособия:

 

Тематические планы лекций и семинарских занятий………………...... Стр. 4.

Вступительная статья: Этимологическая характеристика

словосочетания «Античная философия»…………………..……..….. Стр. 5-10.

Хорологические характеристики античной философии………......... Стр. 10-12.

Хронологические рамки и периодизация античной философии…… Стр. 12-15.

К возникновению философии в Элладе……………………………… Стр. 15-18.

Раскрытие содержания тематики лекций ………………………….. Стр. 19-33.

Тематика семинаров с указанием литературы и тезауруса………. Стр. 33-43.

Примерная тематика рефератов, курсовых работ………………….... Стр. 43-44.

Примерные вопросы к контрольной работе и экзамену……………. Стр. 44-46.

Философский и историко-культурный лексикон античности……… Стр. 46.

Учебно-методическое и информационное обеспечение курса…….. Стр. 46-50.

Тематические планы:

 

Курс лекций «История античной философии»

 

 

№ Название темы Стр. Час.
1. Античная философия и её изучение.    
2. Начало философии в Элладе. 19-20  
3. Спекулятивно-символическое богословие Ферекида и натурфилософия милетцев. 20-23  
4. Пифагор и пифагорейство.    
5. Ксенофан, религиозный реформатор; влияние на философов Эллады 23-24  
6. Гераклит Эфесский.    
7. Элеаты: Парменид – становление онтологической проблематики; Зенон – логика и диалектика; Мелисс – онтологические и космологические идеи 24-25  
8. Младшие натурфилософы: Эмпедокл и Анаксагор 25-26  
9. Атомизм Левкиппа – Демокрита    
10. Софисты и Сократ 26-28  
11. Послесократики: мегарики, киники, киренаики, элидо-эретрийцы 28-29  
12. Философия Платона 29-30  
13. Философия Аристотеля 30-31  
14. Философия и наука античности    
15. Эпикуреизм 31-32  
16. Стоицизм    
17 Скептицизм 32-33  
Всего 19-33  

 

Семинарские занятия по курсу «История античной философии»

 

№ Название темы Стр. Час.
1. Начало философии в Элладе 33-35  
2. Пифагор и пифагорейцы 35-36  
3. Ксенофан – его влияние на Гераклита и философию элеатов 36-38  
4. Младшие натурфилософы: Эмпедокл и Анаксагор 38-39  
5. Атомизм Левкиппа – Демокрита    
6. Софисты и Сократ 40-41  
7. Философия Платона 41-42  
8. Метафизика Аристотеля    
Всего 33-43  
Итоговая конференция: «Трудности и проблемы античной философии» – 4 ч. Аудиторная нагрузка по курсу – 90 часов. Форма аттестации по курсу – экзамен.

 

 

Этимологическая характеристика словосочетания «Античная философия»

 

Этимология – корнесловие, смысловые истоки понятия. В данном случае речь идёт об историко-философском и историко-культурном раскрытии термина, представленного словосочетанием «античная философия».

 

Античная (от лат. – antiguus – древний) – имеющая отношение только к миру греко-римских древностей.

Во времена поздней античности христиане именовали себяModerni, а язычников – эллинов, они называли – Antigui.

С эпохи Возрождения греко-римское культурное наследие стало считаться классическим,то есть образцовым.

В XVIII веке термин «античная» – был введён в научный обиход во Франции и первоначально относился ко всем произведениям искусства древности. Но постепенно произошло сужение значения этого термина, он стал означать только греко-римские древности.

Античная значит древняя, греко-римская, классическая.

Греко-римский мир имел огромное влияние на культуру и философию Европы и всего мира, при этом:

1. в романских странах доминировали римские традиции;

2. в Германии (с конца средневековья) – греческие;

3. Восточная Европа, Русь, Закавказье, некоторые области Ближнего Востока – тяготели к византийскому наследию (Византия IV – XV в. н.э.), для которого характерно своеобразное соединениеантичного, христианского, ближневосточного начал.

 

Философия (от греческих слов: филия – любовь и софия – мудрость) – любовь к мудрости, любомудрие.

Термин «философия» возводят или к Пифагору (580 – 500) с острова Самос, подчеркнувшего скромность своих притязаний и именовавшего себя не мудрецом, а всего лишь любителем мудрости; или к Гераклиту (540 – 480) из Эфеса, пренебрежительно назвавшего Пифагора философом в противоположность себе – как последнему одинокому мудрецу; или к Геродоту (484 – 425) родом из Галикарнаса (Малая Азия, но жившему в Афинах) – «отцу истории», до которого интеллектуальная активность древних эллинов обозначалась словом – historia – первоначально: «исследование».

 

Осознаниефилософа (любящего мудрость) как особой фигуры в обществе, а философии как особого образа жизни и дискурса (то есть, размышления, посредством устной или письменной речи), определяемых идеей подлинной, абсолютной мудрости, относится к Платону Афинскому (428/7 – 347), именно он раскрыл содержание и смысл понятий философа и философии. В диалоге Платона «Пир» Эрос в мифологической, а Сократ Афинский (469 – 399) в исторической форме воплощают образ философа [1. 59].

После этого устоявшийся смысл понятий философ и философия переносится на предшествующие времена. Так, Аристотель (384 – 322) из Стагиры уже среди первых мудрецов выделяет философов: Фалеса (624-548) из Милета как натурфилософа и его современника Ферекида (600/597 – 532/529) с о-ва Самос как богословствующего философа [2. 125].

Позднее Цицерон (106 – 43), Диоген Лаэртский (II – III в. н.э.), Ямвлих (III – IV в. н.э.) стали проецировать платоновские понятия философии и философа на времена, с VI в. до н.э., и на фигуры таких мыслителей, как Пифагор, Гераклит, или связывать появление этих понятий с Геродотом.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 406; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.025 сек.