Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

К вопросу о социокультурных предпосылках возникновения философии в Элладе




Отличиекультурного всплеска вЭлладе от стран Древнего Востока связано с возникновением философии и науки – как основы последующей, вплоть до современного состояния, европейской культуры и цивилизации. Динамизм, обретение на каждом этапе развития нового качества характерны для стран европейского региона.

 

Культурный переворот в странах Древнего Востока связан с философско - религиозно - нравственной сферой, как основой возникающего традиционного общества, постоянно воспроизводящего себя. Традиционное общество противилось всему новому, подминало его, даже когда Восток в XIX-XX веках был вовлечён в единый мировой процесс.

В странах Древнего Востока основной ценностью считалась вода. Поселения возникали в долинах больших рек. Оракул Аммона в египетских Фивах, по словам Геродота, установил, что египтянами считаются все, пьющие нильскую воду. Ирригационные сооружения требовали координированных действий, согласованности в работе больших коллективов. Объединение общин диктовалось условиями труда.

На базе орошения в долинах больших рек складывались деспотии. Чиновничья верхушка, организующая труд общинников и сами общинники, подчинялись деспоту. Способ принуждения – первобытный, естественный.

Деспот – отец, сверхогромной общины, где каждый зависит от целого. Деспот мог казнить любого соотечественника. Высокопоставленные чиновники всегда чувствовали занесённый над ними «Дамоклов меч». Сам деспот тоже жил по строгим предписаниям.

Например, в «Текстах пирамид», жёстко регламентировалось не только как одеваться, какой ритуал соблюдать, но даже, что должен думать и чувствовать фараон в определённых ситуациях. Письменность и знания были прерогативой жрецов.

Культура носила эзотерический характер, то есть, была предназначена только для посвященных. Духовные ценности на Востоке имели надличностный характер. Необходимость растворения в универсуме ощущалась и перед огромными храмами Индии, и пирамидами Египта. Призыв к гармоническому слиянию с универсумом характерен для индийских и китайских учений – брахманизма, джайнизма, буддизма, даосизма.

Акцентируется сближение человека с природой, соединение с ней в единое, общее, цельное, что характерно для искусства и всего строя жизни восточных деспотий. Отсюда традиции психофизической самокультивации, приобщающей к растворению в универсуме.

Г. В. Ф. Гегель (1770-1831), развивая идею о прогрессе свободы в истории, писал, что на Древнем Востоке свобода персонифицировалась в лице деспота, остальные не были свободны. Но и деспот, как сказано выше, по сути, свободы не имел. Отсутствие свободы и личностности не воспринималось трагично, Восток не утратил их, сожалеть было не о чем. Натуральный, естественный порядок жизнеустройства делал традиционное общество весьма эффективным в культурном, экономическом, социальном и политическом отношениях.

 

Эллада в географическом, экономическом, политическом и культурном отношениях отличалась от стран Древнего Востока. Главной хозяйственной ценностью Эллады была земля. Пелопонесский полуостров горист, неудобен для орошаемого земледелия. В направлении Малой Азии имеется много островов, что даёт возможность эллинам успешно заниматься мореходством, торговлей, создавать поселения на побережьях Средиземного и сопредельных морей, особенно в период Великой Греческой колонизации (VIII-VI вв. до н.э.).

Полисная система (полис – город-государство – с населением от 300 до 500тысяч человек) давала возможность и автономного существования, и организации временных союзов, особенно во времена военной опасности.

Граждане полиса, свободные общинники, не могли, напр., в Афинах, попасть в долговое рабство, этому способствовали законы Солона и Клисфена. Личная и политическая свобода граждан ценилась очень высоко.

Эллины ощущали своё единство благодаря общению и языку (формируется даже наддиалектный язык «койне»). Кроме того, эпическая память формировала будущее эллинство, создавая для него общее прошлое, которым не обладала ни одна из составлявших его общин. Гора Олимп, возвышалась не только над фессалийскими долинами, но и над всей Элладой.

 

Попытайтесь на семинарах по первой теме ответить на вопросы:

 

1. Какие характеристики географической, экономической, политической, религиозной, культурно-художественной жизни Эллады отличают её от стран Древнего Востока?

2. Суть и проявления агонального характера античной культуры. (См.: Зайцев А.И. Культурный переворот в Древней Греции VIII – V вв. до н.э. и статью Ахутина А.В. Эпический исход).

3. В какой мере и как перемены социо-культурной жизни сказались на философии в Элладе?

4. Какие известны Вам исследования XIX и ХХ вв. о философии в Элладе?

5. Как бы Вы охарактеризовали соотношения философии и философствования; философской системы и философемы; философской категории, философемы и мифологемы?

6. Какие методологические установки исследования философии Вам известны?

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 366; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.