КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Занятие третье. Учение элеатов. Зенон. Мелисс
Занятие второе Учение элеатов. Ксенофан и Парменид.
1. Философский смысл теолого-космологической проблематики Ксенофана из Колофона (570-480/470). Ксенофан как предтеча элеатов. Влияние его спекулятивно – символического богословия на элеатов. 2. Личность Парменида (540-480), акмэ – 504-501; его поэма «О природе». 3. Учение Парменида о бытии и познании. В чём выразилось влияние, или в чём сходство позиций Ксенофана и Парменида. Онтологизм Парменида: · характеристика бытия; · характеристика небытия; · отношение к проблеме возникновения, уничтожения, движения; · тезис о единстве бытия и мышления; · знание по-истине и знание во мнении.
Тезаурус: Парменидовский образ жизни; Дике; докса; умозрение; акмэ; онтология; гносеология.
1. Первые опыты в области логики: апории Зенона Элейского (490-430). Каков способ его рассуждений? Раскройте диалектический смысл его воззрений. 2. Аристотель и Гегель об апории «Ахиллес и черепаха». 3. В чём отличие позиции Мелисса от позиции Парменида. 4. Учение Парменида в отношении к позиции Анаксимандра Милетского (611-546) и Ксенофана Колофонского. 5. Сходство и различие взглядов Гераклита и элеатов.
Тезаурус: логика; апория; апейрон, сфайрос, космология, дихотомия.
Литература к занятиям (второму и третьему) по учению элеатов:
1. Фрагменты ранних греческих философов. Часть 1. М. 1989. См.: Парменид; Зенон; Мелисс. С. 274-330. 2. Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях великих философов. М. 1979. См.: Анаксимандр; Ксенофан; Парменид; Зенон; Мелисс. 3. Виндельбанд В. История древней философии. Киев 1995. §§ 19-20. 4. Гомперц Т. Греческие мыслители. СПб. 1999. Часть первая. Гл. 1. (5). С. 61-80. 5. История философии: Запад – Россия – Восток. Кн. первая. М. 1995. Гл. 3 (2). С. 67-78. 6. Реале Дж. Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. 1. Античность. 1994. Гл.2 (3). 7. Мень А. (Протоиерей) История религии в семи томах. Том 4. Дионис, логос, судьба. М. 1992. Гл. 8 Парменид и Гераклит – два антипода? С. 71-85. 8. Г.-В.Ф. Гегель Лекции по истории философии. Книга первая. СПб, «Наука». С. 286-302. 9. Ницше Ф. Философия в трагическую эпоху. // Избр. произведения в 3-х томах. М.:«REFL-book», (Собрание латинского клуба). 1994. Т.3. С. 218-231. 10. Широков В.С. Жан Буридан об апориях Зенона // Философские науки.-1982.-№ 4.- С.94-101. 11. Анисимов А.М. Апории Зенона и проблема движения //Труды научно-исследовательского семинара Логического центра ИФ РАН. М., 2000. Вып. XIV. С.139-155. 12. Комарова В.Я. Учение Зенона Элейского: попытка реконструкции системы аргументов. Л.: ЛГУ, 1988. 264 с. 13. Смирнов А.В. Соизмеримы ли основания рациональности в разных философских традициях? Сравнительное исследование зеноновских апорий и учений раннего калама. // Сравнительная философия. М., 2000.С.167-212. 14. Вилесов Ю.В. Апории Зенона и соотношение неопределенностей Гейзенберга//Вестник МГУ. Сер.7.Философия. – М., 2002. № 6. С.20-28. 15. Шалак В.И. Против апорий // Противоположности и парадоксы (методологический анализ) М., 2008. С.189-204.
Младшие натурфилософы: Эмпедокл и Анаксагор (2 часа).
1. Эмпедокл из Акраганта /Агригента/ (490-430): личность и судьба. 2. Учение о первовеществах и первосилах: своеобразный синтез идей старших натурфилософов и богословствующих философов. 3. Этические воззрения Эмпедокла. 4. Познавательная позиция и связь её с другими сторонами учения Эмпедокла.
5. Анаксагор из Клазомен (500-428). Его жизнь в Афинах в «век Перикла». Вынужденный отъезд в Лампсак. 6. Учение Анаксагора о гомеомериях и нусе: в чём состоит близость учения Анаксагора старшим натурфилософам и богословствующим философам. 7. Теоретико-познавательные воззрения Анаксагора и их связь с другими сторонами его учения.
Тезаурус: первоэлементы: огонь, земля, вода, воздух; дружба, любовь, Киприда, Афродита, вражда, ненависть, Арес; Перикл, Аспазия, Фидий, Эсхил, Софокл, Еврипид. Гомеомерии, нус.
Литература
1. Фрагменты ранних греческих философов. Часть 1. М. 1989. См.: Эмпедокл. С. 330-414. Анаксагор. С. 505-535. 2. Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях великих философов. М. 1979. См.: Эмпедокл; Анаксагор. 3. Якубанис Генрих. Эмпедокл: философ, врач и чародей. Данные для его понимания и оценки. Гёльдерлин Фридрих Смерть Эмпедокла: Драма / Пер. Я.Э. Голосовкера. Киев. Синто. 1994. – 232 с. (См.: С. 15-131). 4. И.Д. Рожанский Анаксагор. М.: «Мысль», 1983. – 142 с. (Мыслители прошлого). 5. Виндельбанд В. История древней философии. Киев 1995. §§ 21-22. 6. Гомперц Т. Греческие мыслители. СПб. 1999. Том 1; Часть вторая. Гл. 5. Гл. 6. 7. История философии: Запад – Россия – Восток. Кн. первая. М. 1995. С. 110-111; 113. 8. Реале Дж. Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. 1. Античность. 1994. Гл.2 (4.1 и 4.2). 9. Мень А. (Протоиерей) История религии в семи томах. Том 4. Дионис, логос, судьба. М. 1992. Гл. 9. От разумного мира к мировому разуму. Анаксагор. С. 86-94. 10. Г.-В.Ф. Гегель Лекции по истории философии. Книга первая. СПб, «Наука». С. 312-342. 11. Ницше Ф. Философия в трагическую эпоху. // Избр. произведения в 3-х томах. М.:«REFL-book», (Собрание латинского клуба). 1994. Т.3. С. 231-251.
Атомизм Левкиппа – Демокрита (2 часа).
1. Личность Демокрита из Абдеры (460-370): события жизни, связанные с его учением. 2. Идейные источники атомизма Левкиппа – Демокрита. Суть атомистической концепции и основные её понятия: атом, пустота, причина, детерминизм, случай. Отличие атомизма от материализма. 3. Познавательная позиция Демокрита. Роль чувств и разума в познании. 4. Религиозные и этические воззрения Демокрита, их связь с его атомизмом. 5. Общая характеристика натурфилософской традиции античности: милетцы, Эмпедокл, Анаксагор, Демокрит, Эпикур (341-279), Тит Лукреций Кар (94-54).
Тезаурус: Абдеры, атом, пустота, детерминизм, причина, случайность, эвтюмия, мера, материализм, идеализм.
Литература 1. Лурье С.Я. Демокрит. Л., 1970. С. 189-206; 213-228; 246-270; 372-378. 2. Материалисты древней Греции. М., 1955. С. 53-178.. 3. Антология мировой философии. Т.1. С. 321-346. 4. Демокрит. Демокрит в его фрагментах и свидетельствах. М., 1935. 5. Лукреций Тит Кар. О природе вещей. / Пер. с лат., вступит. ст. и комментарии Ф.А. Петровского. М., 1958. 260 с. 6. Асмус В.Ф. Демокрит. М., 1960. (Мыслители прошлого). 7. Виндельбанд В. История древней философии. Киев 1995. §§ 23-24. 8. Гомперц Т. Греческие мыслители. СПб. 1999. Том 1; Часть третья. Гл. 2. Гл. 3. 9. История философии: Запад – Россия – Восток. Кн. первая. М. 1995. Часть 1. Гл. 4. С. 79-97. 10. Реале Дж. Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. 1. Античность. 1994. Гл.2 (4.3; 4.4). 11. Мень А. (Протоиерей) История религии в семи томах. Том 4. Дионис, логос, судьба. М. 1992. Гл. 13. Механическая вселенная. Демокрит. С. 115-119. 12. Г.-В.Ф. Гегель Лекции по истории философии. Книга первая. СПб, «Наука». С. 302-312. 13. К. Маркс Различие между натурфилософией Демокрита и натурфилософией Эпикура. // Из ранних произведений. М., 1956. С. 17-98. 14. Виланд Кристоф Мартин История абдеритов. М., «Наука». 1978. 271 с. 15. Гончарова Т.В. Эпикур. – М.: Мол. гвардия, 1988, – 303 с. (ЖЗЛ).
Софисты и Сократ (4 часа).
Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 574; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |