КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Планы семинарских занятий. Вторая философия» – физика
Вторая философия» – физика. Умозрительное учение о природе. Исследование чувственной субстанции. Движение и его формы. Проблема места, пустоты и времени. Учение Аристотеля о четырёх элементах мира и об эфире. Подлунный и небесный мир. Учение об Уме. Критика Ксенофана и Анаксагора. Теоретический Бог: вечный «недвижный двигатель». Отношение к математике. Психология. Трактат «О душе» и «Физиогномика». Учение о трёхчастности души. Понимающая душа и рациональное познание. Практическая философия: этика, экономика, политика. Этика Аристотеля. Этика как учения о нравственности. Благо как счастье. Добродетели как середина между крайностями. Добродетели: этические и дианоэтические. Учение о каллокагатии. Политическое учение. Государство как совершенный тип общения. Критика платоновской концепции государства. Учение о формах государственного устройства. «Наилучшее государство» Аристотеля. Принцип разделения властей. Гражданин и его права и обязанности. Учение о среднем сословии как основе государственной стабильности. Экономические взгляды: проблема рабства. Творческая философия Аристотеля: риторика и поэтика. Риторика. Место риторики в системе наук. Задача оратора. Типы убеждений. Элементы речи. Речи – совещательные, судебные, эпидейктические. Вопрос о содержании и составе речей. Вопрос о страстях. Поэтика Виды поэтического искусства. Два источника поэзии. Происхождение трагедии. Состав трагедии; трагическое действие; структура трагедии; эпос и трагедия.
Тема 14. Философия и наука античности. (2 часа).
Ранняя античная медицина. Мифогенная концепция врачевания. Асклепий. Гиппократ (460-370) г. до н.э. «Корпус Гиппократа». Метафизическое и физическое единство болезни человека и мира природы. «Священная болезнь». Клятва Гиппократа. Трактат «О природе человека». Теория четырех стихий. Медицинский и философский дискурс в античности. Развитие научных знаний в эпоху эллинизма. Новые центры духовной и научной жизни: Пергам, Родос, Александрия. Основание в устье Нила Александром Македонским Александрии (332 г. до н.э.). Музей, библиотека, филологические исследования. Теоретический умозрительный пафос учёных и открытия конкретнонаучного толка. Математика. Евклид (330-277 г. до н.э.). «Элементы», его концепция использовалась до XIX века. Аксиоматика «Элементов». Метод «приведения к абсурду» (elenchos), известный с Зенона, Горгия, Сократа, Платона, Аристотеля. Использование «метода выведения». Механика. Архимед (287-212 до н.э.), убит римскими солдатами, в Сиракузах. Крупный математик-теоретик, свои инженерные достижения рассматривал как второстепенные. Заложил основы гидростатики, исследовал законы рычага, изобрёл баллистические орудия для защиты Сиракуз. Астрономия. Традиционный геоцентризм. Аристарх Самосский – попытка гелиоцентрического переворота. Реставрация Гиппархом (Никея, вт. пол. II в. н.э.) геоцентризма, вплоть до Коперника. Эллинистическая медицина. Первая пол. III в. до н.э. в Музее активизировались медицинские исследования. Анатомия, физиология, вивисекции. Герофил и Эрасистрат. Герофил – мозг, центр живого организма, установил различие между нервами сенсорными и моторными, описал разновидности пульса и его диагностическое значение. Эрисистрат определил отличие артерий от вен, артерии несут воздух (трахея, бронхи = артерии, вены – кровь), описание процесса пищеварения. География. Эратосфен – друг Архимеда, приглашён в Александрию директором библиотеки Птолемеем II в 246 г. до н.э. Заслуга, применение математики к географии, для составления первой карты с меридианами и параллелями. Вычислил протяжённость земли 250000 стадий (стадия 157,5 м.). Конечная цифра на несколько десятков километров меньше той, что принята сегодня.
Тема 15. Эпикуреизм. (3 часа).
Эпикур (341-279 г. до н.э.), личность и учение. Философское сообщество и школа «Сад». Сенситивный канон Эпикура: логика, физика, этика; основные понятия и представления. Сенсуализм. Эпикуреизм развивал идеи ранней атомистики, дополнив их элементами киренской доктрины. О космическом устройстве эпикурейцы говорят почти то же самое, что можно встретить в ранней атомистике. От вещей истекают атомы, образующие образы, или подобия, которые воспроизводятся нашими чувствами путём проникновения в нас этих образов «simulacra», они объективны. Пролепсис (prolepsis) – отпечатки чувственных впечатлений в памяти, предвосхищающие будущий опыт. И ещё критерий истины (кроме симулякра, пролепсиса) в чувствах наслаждения и страдания. Эти аффекты объективны, как и ощущения. Все три момента имеют общую характеристику – непосредственную очевидность. Физика. Учение об атомах, отличие от учения Демокрита. Этика. Учение о счастье. Атомистическое обоснование свободы воли (эвклиния). Смысл тезиса «жить по природе»; понимание высочайшего блага; идеал мудреца (атараксия). Стремиться надо к наслаждениям, а избегать страданий и тех наслаждений, которые ведут к страданиям. Контроль за выбором наслаждения принадлежит разуму. Конечной целью мудреца было достижение блаженной жизни, состоящей в свободе от страданий тела и смятения души. Представления эпикурейцев о Богах. Тит Лукреций Кар (начало-середина I в. до н.э.), его поэма «О природе вещей». Тема 16. Стоицизм. (3 часа).
Стоицизм – учение, возникшее IV-III в. до н.э. – к III в.н.э. исчезает. Стремление соединить ценность обособленного индивидуального человеческого бытия с достижениями физики и метафизики. Истоки – киники, софисты, Сократ. Основатель Зенон Китионский (о-в Крит) – 336-264 г. до н.э. лекции читал в пёстром портике «Стоя», отсюда название. Три периода: «ранняя» IV-III в. до н.э. – Зенон; Клеанф (331-232) Троада, Ассы; Хрисипп (280-210), Солы в Киликии; «средняя» – II-I в. до н.э. Панеций (185-около начала I в. до н.э.; о-в Родос), Посидоний (140/130-51 г. до н.э.); период «римской стои» Луций Анней Сенека (род. в Испании – умер в 65 г. н.э.), Эпиктет (род. в Гиераполисе во Фригии 50/60-138 г. н.э.), Марк Аврелий (121-180 г. н.э., в 40 лет стал императором). «Размышления». Три части учения: логика, физика и этика. В сфере логики (гносеологии) разработка учения о каталептических представлениях, критериях истины. Физика. Соматизм, как универсальный принцип. Влияние платоно-аристотелевских положений (в учении о страдательном и деятельном началах, то есть о материи и уме), гераклитовских мотивов (в учении о пневме-смеси воздуха и огня, изменение напряжения которой порождает многообразие видимого мира). Космос как самостоятельное живое существо, управляемое провидением. Стоическая этика ориентировалась на кинизм. То, что основано на разуме, определялось стоиками как добро, а деятельность, на него направленная – как добродетель. Выделялось четыре вида основных добродетелей: рассудительность, мужество, умеренность и справедливость, и столько же пороков: неразумие, трусость, разнузданность и несправедливость. Причина пороков – в страстях, возникающих от заблуждения. Необходимо искоренять лживые представления, вырабатывая правильное знание о том, что мое и что находится в моей власти (наши воля, желания), а что чужое (наше тело, имущество, чины и т.д.). Правильное понимание этих вещей делает человека свободным и неподверженным страстям (апатия).
Тема 17. Скептицизм. (3часа).
Скептицизм – Пиррон, Аркесилай, Энесидем, Секст Эмпирик. Общий смысл скептицизма. Пиррон (360-275/270 г. до н.э.) с 323 г. в родном городе Элиде основал движение скептиков. С Александром Македонским был на Востоке. Там познакомился с гимнософистами, с их идеей о суетности всего, разработал учение, что можно жить счастливо, в отсутствии истины и ценностей. Энесидем (I в. до н.э.) письменно изложил учение Пиррона, который преподавал его устно. Основоположения пирронизма. Относительность наших представлений о вещах истолковывается скептиками как непреодолимая преграда для познания их сущности. В этом случае скептики считали разумным воздерживаться от каких-либо суждений, ничего не утверждать и ни с чем не соглашаться. Не зная сущности, нельзя достоверно разобраться и в явлениях, поэтому в практической деятельности не следует отдавать предпочтение какому-либо из явлений и быть к ним совершенно равнодушными. Так достигается атараксия – безмятежность, спокойствие и хладнокровие. Отличие трактовки «безмятежности» в этике эпикурейцев и скептиков. Критика возможности положительной религии и богословия в скептицизме. Аркесилай (315-240 г. до н.э.). Разработка иронического метода Сократа и Платона. Открытие Аркесилаем термина эпохэ (epoche), ранее Пиррон говорил об (adoxia), т.е. о неучастии в суждении. Эклектические тенденции в скептицизме. Позиция Цицерона (106-43 г. до н.э.). «Три книги пирроновых положений» Секста Эмпирика (конец II-нач. III в. н.э.). Историческая судьба скептицизма.
При подготовке к семинарам смотрите соответствующие темы раздела «Лекционный курс», указанные в таблице на стр. 4, и Вводный раздел на стр. 5-18 данного учебного пособия.
Начало философии в Элладе (4 часа).
Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 416; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |