КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Бюджетные ограничения
Рассмотрим множество всех доступных потребителю товарных наборов при условии, что он располагает какой-то фиксированной денежной суммой М (money). Очевидно, потребитель может купить количество товаров x1, х2, х3, …, хn по ценам соответственно: Р1, Р2, Р3, …, Рn, если выполняется условие: Р1x1 + Р2х2 + Р3х3 + … + Рnxn £ M (*) Выражение (*) называют бюджетным ограничением потребителя. Чтобы можно было изобразить данное условие графически, рассмотрим случай, когда потребительский выбор ограничен двумя товарами Х и Y. Тогда бюджетное ограничение имеет вид: РXх + РYу £ M. Очевидно, что граница множества товарных наборов аналитически может быть записана уравнением: РXх + РYу = M. Эта граница называется бюджетной линией. Предположим, что цены товаров не зависят от потребителя и выступают как внешние, постоянные заданные рынком величины. Тогда уравнение бюджетной линии можно представить в виде: у = , то есть в виде у = а – bх. Значит бюджетная линия соответственно представляет прямую линию АВ. Координаты точек А(0;М/РY) и В(М/РX;0) характеризуют максимальные количества товаров Х и Y, которые может приобрести потребитель, потратив весь свой доход только на товар Х или только на товар Y. Любой другой точке С, находящейся на бюджетной линии, соответствует набор товаров с = (хс; yс), который имеет стоимость М, то есть РXхс + РYyс = М. Бюджетная линия – это геометрическое место точек, характеризующих все наборы товаров, которые может приобрести потребитель, полностью израсходовав весь свой доход М при данных ценах товаров РX и РY. Бюджетная линия имеет отрицательный наклон, так как РX > 0, РY > 0. Наклон бюджетной линии постоянен, так как РX и РY постоянны. Множество всех наборов товаров, удовлетворяющих бюджетному ограничению, представляет собой треугольник АВО, ограниченный бюджетной линией и осями координат. Рассмотрим, как изменяются границы множества всех доступных для потребителя наборов товаров, если увеличился доход с М1 до М2. Пусть при первоначальном доходе М1 бюджетная линия представлена уравнением y = При увеличившемся доходе М2 бюджетную линию можно записать уравнением y =
Сравнение этих уравнений показывает, что наклон линий не изменился (коэффициент при х остался без изменения). Точки пересечения с осями координат передвинулись: А1(0; М1/РY) ® А2(0; М2/РY); В1(М1/РX;0) ® В2(М2/РX;0). Поскольку М2 > М1, то произошел сдвиг вправо.
Вывод: увеличение дохода при неизменных ценах приводит к сдвигу бюджетной линии вправо, а снижение дохода – влево. Рассмотрим влияние изменения цены одного товара на положение бюджетной линии. Пусть цена товара Х уменьшилась с РX до РX¢, а РY не изменилась. Тогда новая бюджетная линия будет представлена уравнением: y = Сравним положение бюджетной линии до и после уменьшения цены: этого уравнения с первоначальным показывает, что свободный член (М1/РY), а значит точка А1 - пересечения с осью ОY - осталась без изменения. В то же время точка В1 – пересечения с осью ОХ - сместилась в положение В2 (РX¢ < РX Þ М1/РX¢ > М1/РX), то есть вправо. То есть, поскольку цена товара Х уменьшилась, потребитель может теперь, израсходовав весь свой доход на товар Х, купить большее количество единиц этого товара. Вывод: уменьшение цены товара Х приводит к повороту бюджетной линии против часовой стрелки вокруг точки пересечения бюджетной линии с осью ОY, а увеличение цены товара Х – к аналогичному повороту по часовой стрелке.
Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 483; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |