Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Эластичность спроса и предложения




 

Для определения чувствительности покупателей к изменению цен или доходов в экономике используется понятие эластичности.

Ценовая эластичность спроса на товар - это процентное соотношение между изменением в цене (или доходе) и изменением объема спроса.

 

Коэффициент эластичности спроса по цене:

EР(D) = ;

EР(D) =

 

Если ЕP(D) > 1, то говорят, что спрос эластичный, то есть в этом случае изменение цены вызывает изменение в объеме спроса в большей пропорции:

 

 

Если ЕP(D) < 1, - спрос неэластичный. Это значит, что изменение цены вызывает изменение в объеме спроса в меньшей пропорции:

 

Если ЕP(D) = 1, - спрос пропорциональной (единичной) эластичности, то есть изменение цены вызывает изменение в объеме спроса в той же пропорции

Если ЕP(D) = 0, - спрос совершенно неэластичный. Это значит, что потребитель не реагирует на изменение цен. Примерно такую реакцию вызывает у покупателей изменение цен на соль, спички, медикаменты

Если ЕP(D)® ¥, - спрос совершенно эластичный, то есть покупатели готовы покупать любое предлагаемое количество товара по данной цене. Подобная ситуация возможна в случае, когда производитель с малой долей участия выходит на рынок совершенной конкуренции

Нельзя говорить об эластичности или неэластичности всей кривой спроса. На каждой кривой имеются, как правило, участки с эластичным и неэластичным спросом (кроме случаев совершенно эластичного и совершенно неэластичного спроса).

Факторами, влияющими на эластичность, являются:

1. наличие заменителей: чем больше товаров-субститутов, чем ближе они по основным свойствам, тем эластичнее спрос на данный товар. Если у товара нет субститутов, то спрос на него совершенно неэластичен;

2. удельный вес товара в бюд­жете потребителя: обычно, чем выше удельный вес, тем выше це­новая эластичность спроса;

3. разнообразие возможностей использования товара: чем разнообразнее эти возможности, тем выше эластичность спроса;

4. качество товара: чем качест­веннее товар, тем менее эластичен спрос на него;

5. степень необходимости това­ра: спрос на пред­меты роскоши, как правило, эластичен, спрос на предметы первой необходимости - не­эластичен;

6. насыщение потребностей: по мере насыщения рынка товаром эластичность спроса на него падает;

7. время на выбор: чем больше у потребителя времени на поиск альтернативного товара, тем эластичнее спрос. Спрос более эластичен в длительном периоде, чем в коротком.

Эластичность спроса по доходу - это числовой параметр, показывающий реакцию потребителя на изменение его доходов.

Коэффициент эластичности спроса по доходу:

ЕI(D) = =

Если ЕI(D) > 0, то говорят, что в этом случае имеют дело с нормальным товаром, то есть при росте дохода увеличивается потребление этого товара.

Если ЕI(D) < 0, то говорят, что в этом случае имеют дело с низшим товаром, по мере роста дохода потребление этих товаров сокращается, они заменяются другими, более ценными товарами.

Если ЕI(D) > 1, то говорят, что товар является предметом роскоши. В этом случае рост дохода приводит к увеличению объема спроса на товар в большей пропорции. Примерами предметов роскоши могут служить яхта, дача, заграничная турпутевка.

Если 0 < ЕI(D) < 1, то имеют дело с товаром первойнеобходимости. В этом случае рост дохода ведет к увеличению объема спроса в меньшей пропорции.

Если ЕI(D) = 0, то имеют дело с совершеннонеэластичным спросом по доходу. В этом случае объем спроса на товар не меняется при изменении дохода.

Реакция чувствительности спроса на данный товар при изменении цены на взаимосвязанный товар обозначается как перекрестная эластичность.

ЕPB(DA)= =

=

Если ЕPB(DA) > 0, то товар B является субститутом товара А.

Если EPB(DA) < 0, то товар В является комплементом товара А.

Если ЕPB(DA) = 0, то товары А и В называются несвязанными или индифферентными.

Чем уже отношения заменяемости или комплементарности товаров, тем сильнее реакция спроса на данный товар при изменении цен другого товара.

В экономической теории рассматривается и эластичность предложения как ответная реакция изменения объема предложения на изменение цены.

Эластичность предложения по цене - это процентное изменение объема предложения товара, обусловленное однопроцентным изменением его цены, при неизменных прочих факторах, влияющих на предложение.

ЕP(S)= =

=

Так как кривая предложения является возрастающей, то ЕP(S) всегда положителен.

Предложение эластично, если ЕP(S) > 1.

Предложение неэластично, если ЕP(S) < 1.

ЕP(S) = 0 только в случае, когда кривая предложения вертикальна, то есть когда объем предложения не увеличивается в зависимости от изменения цены. В этом случае говорят, что предложение совершенно неэластично.

Эластичность спроса по цене тесно связана с выручкой продавца. При неэластичном спросе, когда ЕP(D) < 1, продавцам выгодно повышение цен, так как это увеличивает доход. При эластичном спросе, когда ЕP(D) > 1, наоборот, продавцам выгод­но снижать цены - в этом случае доход также увеличивается. При единичной эластичности, когда ЕP(D) = 1, продавцы получают максимальный доход.

Покупа­телям выгодны изменения цен в другую сторону, чем продав­цам: при неэластичном спросе - снижение цен, при эластич­ном спросе - повышение цен. В этих случаях их расходы сокращаются.

Ценовая эластичность пред­ложения имеет большое значение для определения экономической политики фирм и правительства. Это наглядно видно на примере налоговой политики государства.

Допустим, государство вводит опре­деленную (фиксированную) сумму налога T на единицу товара, что ведет к смещению кривой предложения S вверх до S1:

Сумма налога распределяется между потребителями и производителями, а также включает избыточное налоговое бремя, являющееся омертвлен­ными издержками и представляющими чистую потерю для общества. Эластичность при этом играет большую роль, так как позволяет определить, какую часть налога выплачивают предприниматели, а какую — потребители.

В случае эластичного спроса большая часть налога выплачивается производителем, в случае неэластичного спроса — потребителем.

Подобное явление легко объяснить, таккак в случае эластичного спроса потребители при росте цены на данный товар будут стремиться переключить свой спрос на товары-субституты. В случае неэластичного спроса это будет сделать гораздо труднее.

Наоборот, если предложение эластично, большая часть налога падает на потребителей, а если неэластично, то на производителей:

Это и понятно. Эластичность предложения означает, что производители без труда смогут переключить свои ресурсы на производство какого-либо другого товара или услуги. В случае не­эластичного предложения перераспределение ресурсов происходит медленнее и с большим трудом, поэтому больше всего от налога пострадают производители.

 

Контрольные вопросы

 

· В чем разница понятий «спрос» и «объем спроса»? Как графически изображается изменение объема спроса? изменение спроса?

· Чем отличаются понятия «объем спроса» и «объем покупок»? «объем предложения» и «объем продаж»?

· Охарактеризуйте неценовые факторы спроса.

· В инфляционной ситуации резко растут цены на все товары. Имеет ли место рост спроса во время инфляции? Стимулируют ли инфляционные цены увеличение предложения товара?

· Как влияют на уровень цены товаров такие факторы как рэкет, взятки чиновникам, государственное налогообложение? Покажите с помощью графика.

· Какую роль играет фактор времени в формировании рыночного предложения?

· Чем отличаются друг от друга такие способы вмешательства в рыночный механизм ценообразования как налогообложение продаж и принудительное установление цены ниже равновесного уровня?

· Как устанавливается рыночное равновесие?

· В чем заключается экономическое содержание понятия «дефицит»?

· Что характеризуют числовые значения ценовой эластичности спроса, эластичности спроса по доходу, перекрестной эластичности?

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 790; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.