КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Эластичность спроса и предложения
Для определения чувствительности покупателей к изменению цен или доходов в экономике используется понятие эластичности. Ценовая эластичность спроса на товар - это процентное соотношение между изменением в цене (или доходе) и изменением объема спроса.
Коэффициент эластичности спроса по цене: EР(D) = ; EР(D) =
Если ЕP(D) > 1, то говорят, что спрос эластичный, то есть в этом случае изменение цены вызывает изменение в объеме спроса в большей пропорции:
Если ЕP(D) < 1, - спрос неэластичный. Это значит, что изменение цены вызывает изменение в объеме спроса в меньшей пропорции:
Если ЕP(D) = 1, - спрос пропорциональной (единичной) эластичности, то есть изменение цены вызывает изменение в объеме спроса в той же пропорции Если ЕP(D) = 0, - спрос совершенно неэластичный. Это значит, что потребитель не реагирует на изменение цен. Примерно такую реакцию вызывает у покупателей изменение цен на соль, спички, медикаменты Если ЕP(D)® ¥, - спрос совершенно эластичный, то есть покупатели готовы покупать любое предлагаемое количество товара по данной цене. Подобная ситуация возможна в случае, когда производитель с малой долей участия выходит на рынок совершенной конкуренции Нельзя говорить об эластичности или неэластичности всей кривой спроса. На каждой кривой имеются, как правило, участки с эластичным и неэластичным спросом (кроме случаев совершенно эластичного и совершенно неэластичного спроса). Факторами, влияющими на эластичность, являются: 1. наличие заменителей: чем больше товаров-субститутов, чем ближе они по основным свойствам, тем эластичнее спрос на данный товар. Если у товара нет субститутов, то спрос на него совершенно неэластичен; 2. удельный вес товара в бюджете потребителя: обычно, чем выше удельный вес, тем выше ценовая эластичность спроса; 3. разнообразие возможностей использования товара: чем разнообразнее эти возможности, тем выше эластичность спроса; 4. качество товара: чем качественнее товар, тем менее эластичен спрос на него; 5. степень необходимости товара: спрос на предметы роскоши, как правило, эластичен, спрос на предметы первой необходимости - неэластичен; 6. насыщение потребностей: по мере насыщения рынка товаром эластичность спроса на него падает; 7. время на выбор: чем больше у потребителя времени на поиск альтернативного товара, тем эластичнее спрос. Спрос более эластичен в длительном периоде, чем в коротком. Эластичность спроса по доходу - это числовой параметр, показывающий реакцию потребителя на изменение его доходов. Коэффициент эластичности спроса по доходу: ЕI(D) = = Если ЕI(D) > 0, то говорят, что в этом случае имеют дело с нормальным товаром, то есть при росте дохода увеличивается потребление этого товара. Если ЕI(D) < 0, то говорят, что в этом случае имеют дело с низшим товаром, по мере роста дохода потребление этих товаров сокращается, они заменяются другими, более ценными товарами. Если ЕI(D) > 1, то говорят, что товар является предметом роскоши. В этом случае рост дохода приводит к увеличению объема спроса на товар в большей пропорции. Примерами предметов роскоши могут служить яхта, дача, заграничная турпутевка. Если 0 < ЕI(D) < 1, то имеют дело с товаром первойнеобходимости. В этом случае рост дохода ведет к увеличению объема спроса в меньшей пропорции. Если ЕI(D) = 0, то имеют дело с совершеннонеэластичным спросом по доходу. В этом случае объем спроса на товар не меняется при изменении дохода. Реакция чувствительности спроса на данный товар при изменении цены на взаимосвязанный товар обозначается как перекрестная эластичность. ЕPB(DA)= = = Если ЕPB(DA) > 0, то товар B является субститутом товара А. Если EPB(DA) < 0, то товар В является комплементом товара А. Если ЕPB(DA) = 0, то товары А и В называются несвязанными или индифферентными. Чем уже отношения заменяемости или комплементарности товаров, тем сильнее реакция спроса на данный товар при изменении цен другого товара. В экономической теории рассматривается и эластичность предложения как ответная реакция изменения объема предложения на изменение цены. Эластичность предложения по цене - это процентное изменение объема предложения товара, обусловленное однопроцентным изменением его цены, при неизменных прочих факторах, влияющих на предложение. ЕP(S)= = = Так как кривая предложения является возрастающей, то ЕP(S) всегда положителен. Предложение эластично, если ЕP(S) > 1. Предложение неэластично, если ЕP(S) < 1. ЕP(S) = 0 только в случае, когда кривая предложения вертикальна, то есть когда объем предложения не увеличивается в зависимости от изменения цены. В этом случае говорят, что предложение совершенно неэластично. Эластичность спроса по цене тесно связана с выручкой продавца. При неэластичном спросе, когда ЕP(D) < 1, продавцам выгодно повышение цен, так как это увеличивает доход. При эластичном спросе, когда ЕP(D) > 1, наоборот, продавцам выгодно снижать цены - в этом случае доход также увеличивается. При единичной эластичности, когда ЕP(D) = 1, продавцы получают максимальный доход. Покупателям выгодны изменения цен в другую сторону, чем продавцам: при неэластичном спросе - снижение цен, при эластичном спросе - повышение цен. В этих случаях их расходы сокращаются. Ценовая эластичность предложения имеет большое значение для определения экономической политики фирм и правительства. Это наглядно видно на примере налоговой политики государства. Допустим, государство вводит определенную (фиксированную) сумму налога T на единицу товара, что ведет к смещению кривой предложения S вверх до S1: Сумма налога распределяется между потребителями и производителями, а также включает избыточное налоговое бремя, являющееся омертвленными издержками и представляющими чистую потерю для общества. Эластичность при этом играет большую роль, так как позволяет определить, какую часть налога выплачивают предприниматели, а какую — потребители. В случае эластичного спроса большая часть налога выплачивается производителем, в случае неэластичного спроса — потребителем. Подобное явление легко объяснить, таккак в случае эластичного спроса потребители при росте цены на данный товар будут стремиться переключить свой спрос на товары-субституты. В случае неэластичного спроса это будет сделать гораздо труднее. Наоборот, если предложение эластично, большая часть налога падает на потребителей, а если неэластично, то на производителей: Это и понятно. Эластичность предложения означает, что производители без труда смогут переключить свои ресурсы на производство какого-либо другого товара или услуги. В случае неэластичного предложения перераспределение ресурсов происходит медленнее и с большим трудом, поэтому больше всего от налога пострадают производители.
Контрольные вопросы
· В чем разница понятий «спрос» и «объем спроса»? Как графически изображается изменение объема спроса? изменение спроса? · Чем отличаются понятия «объем спроса» и «объем покупок»? «объем предложения» и «объем продаж»? · Охарактеризуйте неценовые факторы спроса. · В инфляционной ситуации резко растут цены на все товары. Имеет ли место рост спроса во время инфляции? Стимулируют ли инфляционные цены увеличение предложения товара? · Как влияют на уровень цены товаров такие факторы как рэкет, взятки чиновникам, государственное налогообложение? Покажите с помощью графика. · Какую роль играет фактор времени в формировании рыночного предложения? · Чем отличаются друг от друга такие способы вмешательства в рыночный механизм ценообразования как налогообложение продаж и принудительное установление цены ниже равновесного уровня? · Как устанавливается рыночное равновесие? · В чем заключается экономическое содержание понятия «дефицит»? · Что характеризуют числовые значения ценовой эластичности спроса, эластичности спроса по доходу, перекрестной эластичности?
Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 817; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |