Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Равновесие на рынке товара




В условиях рыночной экономики конкурент­ные силы способствуют синхронизации цен спроса и цен предложения, что приводит к равенству объемов спроса и объемов предложения.

В условиях неразвитой рыночной экономики цена предложения может значительно превышать цену спроса:

а объем предло­жения не соответствовать объему спроса:

В ходе развития рынка осуществляется процесс взаимного приспособления продавцов и покупателей. Важную роль при этом играют цены, которые способ­ствуют быстрому обмену необходимой информацией. Они делают условия обмена простыми, ясными, стандартизированными для всех участников рыночной экономики:

Точка равновесия обоз­начается Е (от лат. equilibrium). В этой точке

Pe = PD = PS,

Это значит, что

Qe = QD = QS,

Равновесная цена — цена, уравновешивающая спрос и предложение в результате действия конкурентных сил.

Образование равновесной цены — процесс, требующий определенного количества времени. В условиях конкуренции происходит взаимное приспособ­ление цен спроса и цен предложения, объема спроса и объема пред­ложения. В результате установления равновесия выигрывают и потребители, и производители. Поскольку цена равновесия обычно ниже максимально предлагаемой потребителями цены PD, величину излишка (выигрыша) потребителя графически можно изобразить через площадь PDEPe.

В свою очередь, равновесная цена обычно выше минимальной цены, которую могли бы предложить наиболее передовые фирмы.

Разница между общей выручкой (площадью прямоу­гольника 0РeEQe) и совокупными издержками (площадь 0РSEQe) и составляет излишек (выигрыш) производителя (площадь PeEPS).

Существует два основных подхода к анализу установления равно­весной цены: Л. Вальраса и А. Маршалла.

Главным в подходе Л. Вальраса является разница в объеме спроса (предложения). Если существует избыток спроса при цене P1,

то в результате конкуренции покупателей происходит повышение цены до тех пор, пока не исчезает избыток. В случае избытка предложения (при цене Р2) конкуренция продавцов приводит к исчезновению избытка.

Проиллюстрируем равновесие по А. Маршаллу:

Если объем предложения ниже равновесного уровня Qe, цена спроса выше цены предложения, например, при Q1: Pd>Ps, что побуждает продавцов увеличить объем предложения. Если объем превышает равновесный уровень, цена предложения выше цены спроса, например, при Q2: Ps>Pd, что заставляет продавцов снижать объем предложения. При равновесном объеме цена спроса совпадает с ценой предложения Pd = Ps = Pe.

Короткий период лучше характеризуется моделью Л Вальраса, длительный — моделью А. Маршалла.

Рынок стихийно, автоматически способствует формированию рав­новесных цен (этот процесс А. Смит назвал механизмом «невидимой руки»). Превышение цены спроса над ценой предложения способствует перераспределению ресурсов в пользу отраслей с высоким платежес­пособным спросом.

Высокие цены свидетельствуют об относительной редкости благ, побуждая к расширению их производства и тем самым к лучшему удовлетворению общественных потребностей. Так как равновесная цена значительно превышает издержки у тех произво­дителей, затраты которых ниже средних, то она способствует перераспределению ресурсов от худших производителей к лучшим, повышая эффективность функционирования национальной экономики в це­лом.

Тем не менее, потребители далеко не всегда полагают, что сущест­вующие цены оптимальны. Дело в том, что несовершенство общественной структуры производства на поверхности выступает как несо­вершенство системы цен.

Общественное недовольство существующими равновесными ценами образует плодотворную почву для государствен­ного вмешательства в рыночное ценообразование. На практике это выливается в установление максимальных или минимальных цен.

Если установленная государством максимальная цена («потолок цены») находится ниже равновесного уровня, то образуется дефицит, если государство устанавливает минимум цены выше равновесного уровня (так называемая субсидируемая цена), то образуется излишек. Фиксация цен означает отключение механизма рыночной координации.

 

В условиях, когда цена находится ниже равновесного уровня, дефицит не ослабевает, а усиливается, к тому же к денежным затратам потребителя добавляются неденежные:

Неденежные затраты связаны с поисками товаров, стоянием в очередях и т.д. — все они являются омертвленными затратами, которые не служат расширению производства дефицитного товара.

В случаях, когда цена выше равновесной, возникает необходимость дополнительных мер, стимулирующих ограничение предложения и увеличение спроса, чтобы сократить разрыв между субсидируемой и равновесной ценами. И в том, и в другом случае рыночная экономика начинает функциони­ровать менее эффективно, чем в условиях конкуренции.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 381; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.