Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Рыночные структуры




Условия, в которых протекает рыночная конкуренция, определяемые числом и размером фирм, типом предлагаемого товара, степенью контроля над ценами, сложностью входа в отрасль и выхода из нее, доступностью информации, называются рыночной структурой.

В экономической теории с точки зрения количества участников торговых сделок рынок классифицируется следующим образом:

 

Продавцы Покупатели много несколько один
много совершенная конкуренция (полиполия) олигополия чистая монополия
несколько олигопсония двусторонняя олигополия ограниченная монополия
один монопсония ограниченная монопсония двусторонняя монополия

 

В названияхэкономических структур традиционно используются греческие слова: моно - один; олиго - несколько; поли - много; полео - продавать; псонео - покупатель.

Следует пояснить, что слово «много» означает такое количество экономических агентов, при котором исключается воздействие на общую рыночную ситуацию отдельно взятого покупателя или продавца;

Слово «несколько» означает, что каждый экономический агент своими решениями затрагивает интересы других агентов и вправе ожидать их ответной реакции, т.е. он предпринимает какие-то шаги, лишь взвесив последствия возможных ответных действий своих соперников.

С точки зрения характера конкурентной борьбы раз­личают конкуренцию совершенную (свободную) и несовер­шенную. XIX веку была свойственна совершенная конкурен­ция, с конца XIX века на рынке господствует несо­вершенная конкуренция.

Совершенная конкуренция - это такое состояние ры­ночной системы хозяйствования, когда:

1) на рынке множество покупателей и продавцов, и ни одна группа этих агентов рынка не может влиять на поло­жение рыночной конъюнктуры;

2) для продажи предлагаются однородные товары и услуги;

3) все продавцы и все покупа­тели имеют о рынке одинаковую и полную информацию;

4) покупатели и продавцы могут свободно выходить на рынок и покидать его, не испытывая никаких затруднений.

В действительности совершенная конкуренция является доволь­но редким случаем, и лишь некоторые из рынков приближаются к ней (например, рынок зерна, ценных бумаг, иностранных валют). Для экономической теории существенное значение имеет не область практиче­ского применения знаний об этих рынках, но и тот факт, что совершенная конкуренция является простейшей ситуацией и дает эталонный образец для сравнения и оценки эффек­тивности реальных экономических процессов.

Несовершенная конкуренция - это такое состояние ры­ночной системы хозяйствования, при которой нарушается хо­тя бы один из указанных выше признаков совершенной кон­куренции:

1) количество фирм на рынке может сократиться вплоть до одной, и сами фирмы представляют собой уже не мелкие, а крупные корпорации;

2) товарная продукция может быть разнород­ной (дифференцированной) или даже уникальной;

3) фирмы уже не имеют равного доступа к ин­формации;

4) при входе на рынок и выходе из него фирмы испытывают препятствия или даже непреодолимые барьеры.

Несовершенную конкуренцию принято подразделять на три основные типа: чистую монополию, монополистическую конкуренцию и олигополию.

Противоположностью совершенной конкуренции является чис­тая монополия.

Фирму называют чистым монополистом, если она является единственным производителем экономического блага, не имеющего близких субститутов, и если она ограждена от конкуренции высокими входными барьерами в отрасль.

В усло­виях чистой монополии отрасль состоит из одной фирмы, т.е. понятия «фирма» и «отрасль» совпадают. В масштабах страны ситуация чистой монополии встречается весьма редко, однако для ма­ленького города она до­вольно типична. В таком городе существует одна электростанция, од­на железная дорога, единственный аэропорт, один банк, одно круп­ное предприятие, один книжный магазин и т.д.

Чистая монополия возникает обычно там, где отсутствуют реаль­ные альтернативы, нет близких заменителей, выпускаемый продукт в известной степени уникален. Это в полной мере можно отнести к естественным монополиям.

Если производство любого объема продукции одной фирмой обходится дешевле, чем двумя фирмами или более, то говорят, что отрасль является естественной монополией.

Типичным примером естествен­ной монополии являются муниципальные коммунальные службы. В этих условиях монополист обладает реальной властью над продук­том, в известной мере контролирует цену и может влиять на нее, из­меняя количество товара.

Монополия возникает там, где велики барьеры для вступления в отрасль. Это может быть связано с экономией от масштаба (как в ав­томобильной и сталелитейной промышленности), с естественной монополией (когда какие-либо компании - в сфере почты, связи, газо- и водоснабжения - закрепляют свое монопольное положение, получая привилегии от правительства).

Государство создает официальные барьеры, выдавая патенты и ли­цензии. Монопольное положение, закрепленное патентом, слу­жит стимулом капиталовложений в НИОКР и тем самым фактором усиления монопольной власти. Вступление в отрасль часто сильно ограничивают путем выдачи лицензий. Лицензия может быть предо­ставлена как частной фирме, так и государственной организации.

Монополия может иметь своей основой исключительное право на какой-либо ресурс, например, на естественные факторы производства.

Монополистическая конкуренция - это рыночная структура, состоящая из множества мелких фирм, выпускающих неоднородную (дифференцированную) продукцию, и характеризующаяся свободным входом и выходом фирм.

Монополистическая конкуренция возникает там, где функцио­нируют десятки фирм, сговор между которыми практичес­ки невозможен. Каждая фирма действует на свой страх и риск, сама определяет свою ценовую политику. Предсказать и учесть действия всех остальных участников конкуренции практически невозможно.

Монополистическая конкуренция развивается там, где сущест­вует дифференциация продукта, где в большей мере приходится учи­тывать вкусы потребителя для сбыта своей продукции. Монополис­тическая конкуренция широко представлена в отраслях, производящих предметы потребления. Дифференциация продуктов может осно­вываться не только на различиях в качестве товара, но и на тех услу­гах, которые связаны с его потреблением.

В условиях дифференциации экономических благ трудно найти две фирмы, которые производили бы один и тот же продукт или ус­лугу. Большое значение при­обретают не только цена, но и неценовые факторы: реклама, условия продажи, возможность покупки товара в рассрочку, наличие или от­сутствие гарантийного ремонта и др.

Легкое вступление в отрасль не означает, что отсутствуют какие-либо ограничения для этого. Ими могут быть патенты на продукцию, лицензии, торговые марки. Однако в отли­чие от чистой монополии патенты не носят исключительного харак­тера, поскольку патентуются (лицензируются) товары-субституты.

Монополистическая конкуренция похожа на ситуацию монополии, поскольку отдельные фирмы обладают способностью контролировать цену своих товаров. Она похожа и на совершенную конкуренцию, так как каждый товар продается многими фирмами, и на рынке существуют относительно свободные вход и выход.

Олигополия - это такая рыночная структура, при которой доми­нирует небольшое число продавцов, а вход в отрасль новых производи­телей ограничен высокими барьерами.

Первая характерная черта олигополии заключается в немногочис­ленности фирм в отрасли. Обычно их число не превышает десяти: наряду с классической (жесткой) олигополией, в которой главную роль играют 3-4 фирмы, существует еще и мягкая (аморфная) олигополия, когда основную долю продукции выпускают 6-8 фирм.

Олигополии могут возникать в отраслях, производящих как стандартизированные товары (алюминий, медь), так и дифференцированные (автомобили, стиральные порошки, сигареты, электробытовые приборы).

Второй характерной чертой олигополии являются высокие барьеры для вступления в отрасль. Они связаны прежде всего с экономией на масштабе производства (эффект масштаба), которая высту­пает как важнейшая причина широкого распространения и дли­тельного сохранения олигополистических структур.

Эффект масштаба — важная, но не единственная причина. Олигополистическая концентрация порождается и некоторыми други­ми барьерами для вхождения в отрасль. Это может быть связано с патентной защитой, что происходит в наукоемких отраслях, контролируемых фирмами типа «Ксерокс», «Кодак», ИБМ и др. Среди других при­чин - контроль над редкими источниками сырья.

Третьей характерной чертой олигополии является всеобщая вза­имозависимость. Олигополия возникает в том случае, если число фирм в отрасли настолько мало, что каждая из них при формирова­нии своей экономической политики вынуждена принимать во вни­мание реакцию со стороны конкурентов, должна быть готова к различным вариантам развития ситуации на рынке в результате различного поведения конкурентов.

Возможны две основные формы поведения фирм в условиях оли­гополистических структур: некооперативное и кооперативное. В случае некооперативного поведения каждый продавец самостоя­тельно решает проблему определения цены и объема выпуска про­дукции. Если фирмы считают, что снижение цен поможет им вытес­нить конкурента с рынка, то между ними начинается ценовая война.

Ценовая войнаэто цикл постепенного снижения существующего уровня цен с целью вытеснения конкурентов с олигополистического рынка. Снижение цен будет про­должаться до тех пор, пока цена не упадет до уровня предельных из­держек. Цена фактически станет такой же, как и в условиях совер­шенной конкуренции, а экономическая прибыль в результате вой­ны станет равной нулю. От ценовой войны выиграют потребители и проиграют производители. К несчастью для потребителей, ценовые войны скоротечны и в настоящее время бывают довольно редко.

Конкурентная борьба друг с другом чаще приводит к соглашениям, учитывающим возможные действия других производителей.

Картель - это объединение фирм, согла­сующих свои решения по поводу цен и объемов продукции так, как если бы они слились в чистую монополию. Фирмы, вошедшие в картель выра­батывают совместную стратегию (по поводу цен, объемов производства), устанавливают квоты для каждого участника и создают механизм кон­троля над выполнением принятых решений. Установление единых монопольных цен повышает выручку всех участников, но рост цен достигается путем обязательного снижения объема продаж.

В настоящее время явные соглашения картельного типа встречаются редко. Гораздо чаще можно наблюдать неявные соглашения.

Тайный сговорэто негласное соглашение о ценах, разделении рын­ков и других способах ограничения конкуренции, которые преследуют­ся законом.

Если между участниками сговора достигнута твердая договоренность, то олигополия вырождается в чистую монополию.

Однако тайный сговор не может быть прочным длительное вре­мя. Высокий уровень прибыли и монопольная цена привлекают в эту отрасль новых производителей, что обостряет конкуренцию. Чем больше число участников, тем труднее им договориться между собой. Поэтому в современном мире чаще всего встречаются не оформ­ленные соглашения, а молчаливая договоренность (вроде лидерства в ценах). Обычно движение цен происходит при этом ступенями, причем лидер отрасли (самая крупная или самая техни­чески оснащенная фирма) заблаговременно информирует других производителей (например, через отраслевой журнал) о предстоя­щем повышении цен. Принимая решение, лидер стремится сделать его общеприемлемым, поэтому в отраслях, действующих по этой мо­дели, норма прибыли не максимальна, хотя и выше средней.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 918; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.025 сек.