Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Поведение фирмы в условиях чистой монополии




Поскольку монополист сам определяет цену, он не может вести себя как совершенно конкурентная фирма и принимать цену как неизменную. Сталкиваясь с рыночным спросом, он осознает, что чем больше продукции он произведет, тем меньше будет цена реализации. Монополист принимает за неизменное поведение покупателей на рынке, а значит всю кривую спроса на свой товар. Эта кривая является, как известно, убывающей:

Начнем анализ с рассмотрения величины выручки при движении вдоль кривой спроса. Покажем, что предельная выручка в этом случае ниже значения цены, то есть что MR < P и вся кривая MR лежит ниже кривой спроса D.

По определению:

MR = ;

Поскольку P и Q изменяются в противоположных направлениях, второе слагаемое будет при любом Q отрицательным, а значит, что MR < P.

Чтобы определить объем выпуска, максимизирующий прибыль, монополист придерживается той же процедуры, что и совершенно конкурентная фирма: на первом этапе он находит объем выпуска, при котором MR = MC, на втором - решает, не выгоднее ли прекратить производство.

Рассмотрим график:

Кривые MR и МС пересекаются в точке Е, которой соответствует объем выпуска Qo. Этому объему соответствует точка А на кривой спроса с ценой Ро. То есть, если монополист решает производить что-либо, он максимизирует прибыль, поднимая цену выше уровня предельных издержек.

При оптимальном положительном объеме выпуска Qo средние общие издержки составляют величину ОК. Прибыль фирмы в расчете на единицу продукции будет равна цене 0Ро минус средние издержки 0К, то есть общая ее величина будет равна площади прямоугольника АРоКК'.

По аналогии с совершенной конкуренцией второй этап исследования показывает, что монополисту выгодно устанавливать цену на уровне не ниже средних переменных издержек Ро ≤ AVC. В противном случае монополист не только не будет получать прибыли, но даже не будет покрывать постоянных издержек.

В заключение сравним цену и объем выпуска при конкуренции и монополии. Предположим, что конкурентная отрасль становится монополией:

 

D - отраслевая кривая спроса, она останется без изменения. Предположим, что МС - кривая предельных издержек в условиях монополии, она показывает прирост издержек в результате производства дополнительной единицы продукции. Одновременно эта кривая будет являться кривой предложения конкурентной отрасли. Поэтому, если отрасль, изображенная на графике, конкурентна, то равновесный объем задается точкой Qc, а равновесная цена Рс.

После того как отрасль монополизируется, объем выпуска, позволяющий максимизировать прибыль, выбирается так, чтобы МС = MR. Следовательно, монополия выбирает объем выпуска Qm и назначает цену Рm. То есть в том случае, когда и монополия и конкурентная отрасль сталкиваются с одинаковым спросом и одинаковыми условиями формирования издержек, то в условиях монополии выпуск ниже, а цена выше, чем в условиях конкуренции.

Вывод: Монополия по сравнению с совершенной конкуренцией ограничивает выпуск и повышает цену.

 

Контрольные вопросы:

 

• Что такое конкуренция? Какую роль она играет в ценовом механизме рынка?

• Как вы представляете механизм внутриотраслевой конкуренции?

• Как вы представляете механизм межотраслевой конкуренции?

• Чем отличается ценовая конкуренция от неценовой?

• Что такое рыночная структура? Какими показателями она характеризуется?

• Назовите основные признаки совершенной конкуренции. Почему изучению этой структуры уделяется такое внимание в экономической теории?

• Почему каждый из участников совершенной конкуренции не в состоянии оказывать влияние на рынок?

• Что такое дифференциация продукта, какую роль она играет в фор­мировании рынка монополистической конкуренции?

• Чем отличаются совершенная и монополистическая конкуренция?

• Что такое олигополия?

• Опишите особенности монополистического рынка. Какие барьеры ограничивают доступ на него новых фирм?

• Назовите и охарактеризуйте основные виды монополий.

• Как определяется рыночное равновесие в условиях монополии.

• Почему кривая спроса на продукцию монопольной фирмы имеет отрица­тельный наклон?




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 444; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.