Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Культура может быть структурирована по различным основаниям. 1. По субъекту-носителю (см




1. По субъекту-носителю (см. рис. 1) культуру подразделяют на культуру всего человечества на данном этапе его развития (№ 1), культуру социальной общности (№ 2), отдельного коллектива (№ 3) и культуру личности (№ 4).

 

 

 

1 2 3 4

 

Рис. 1. Структура культуры по субъекту-носителю

 

Приведённая схема является условным отражением данного деления и в действительности должна быть гораздо более подробной, но она демонстрирует специфику взаимосвязей субъектов культуры. Под социальной общностью можно понимать государство, народ, город, деревню, племя и т. д.; коллективами являются, например, семья, профессиональные объединения, кружки по интересам.

Кроме того, в рамках определённого общества иногда выделяют доминирующую культуру, а также взаимодействующие с ней различные субкультуры. Господствующей или доминирующей называется культура, которая постоянно воспроизводит себя на протяжении многих поколений через традиции, нормы, ценности, верования, виды и характер деятельности (см. № 2 на рис. 1). Она может быть национальной или этнической в зависимости от того, насколько сложно организовано и многолюдно данное общество. Этническая культура – это совокупность черт культуры, касающихся преимущественно обыденной жизнедеятельности, бытовой культуры. Она включает обычаи, ценности, орудия труда, постройки, одежду, пищу, средства передвижения, виды народного искусства. Этническая культура – это культура людей, связанных между собой общностью происхождения и совместно осуществляемой хозяйственной деятельностью.

Если этнос составляет социокультурную общность, то нация обозначает территориальное, экономическое, лингвистическое и психологическое объединение людей, имеющих политическую организацию. Нередко в структуру национальной культуры входит несколько этнических. Например, американская национальная культура включает ирландскую, итальянскую, немецкую, китайскую, японскую, мексиканскую, русскую и другие этнические культуры. Национальная культура не сводится к механической сумме этнических культур. Она имеет нечто сверх того: собственные черты, возникшие тогда, когда представители этносов осознали свою принадлежность к новой нации, территории расселения, общенациональному языку, традициям и символам.

Поскольку общество состоит из множества групп, например, демографических, профессиональных, постепенно у каждой из них формируется собственная культура, т. е. формы деятельности, система ценностей и норм поведения. Такие подсистемы культуры называют субкультурами (см. № 3 на рис. 1). Примером могут служить городская и сельская субкультура, молодёжная субкультура, субкультура детства, объединения ролевиков, хиппи, рокеров, байкеров и т. д. Это часть общей культуры нации, в отдельных аспектах отличающаяся от целого (например, в их месте в мире, а значит, и доминирующей деятельности, во взглядах на жизнь, манерах поведения, причёске, одежде, обычаях), но в главных чертах согласующаяся с доминирующей культурой. Среди субкультур выделяют контркультуры, которыене просто отличаются от доминирующей культуры, но противостоят ей, находятся в конфликте с господствующими ценностями.

Ядром любой культуры является личность (см. № 4 на рис. 1). Но исходную точку культуры следует искать не внутри физической или психической структуры человека как такового, а в межчеловеческом взаимодействии. В XIX веке с возникновением социальной антропологии человека стали рассматривать как биосоциальный феномен, в котором сочетаются два начала: природное и социальное. В качестве примера можно вспомнить случаи, когда дети в раннем возрасте попадали в силу ряда обстоятельств в естественно-природные условия и на долгое время были изолированы от социального влияния себе подобных, не испытывая воспитательно-образовательного воздействия со стороны человеческого общества. В результате в структуре их психики происходили необратимые процессы, и приобщить их к полноценной человеческой жизни было трудно, либо практически невозможно. С одной стороны, человек – продукт общественных отношений, существующих объективных обстоятельств, а с другой – субъект их изменения, активный, творческий преобразователь.

Таким образом, центральным звеном культуры является отдельная личность. При этом необходимо различать понятия: индивид – индивидуальность – личность. Индивид – это человек, один из многих, первоатом общества, т. е. отдельный представитель какого-либо социального целого. Индивидуальность – это неповторимость человека, которая может быть как врождённой, так и приобретённой. Личность же выражает себя в продуктивной деятельности, через которую воплощаются её творческие возможности, умения, навыки. Личности присущи следующие качества: разумность, ответственность, воля, свобода, личное достоинство и совесть. Личность имеет сложную структуру, в которую принято включать потребности, интересы, цели, идеалы, черты характера и т. д. Особое значение приобретает система ценностей, ведь именно их совокупность и является культурой, поэтому духовное измерение личности неразрывно связано с ней.

2. По характеру в структуре культуры выделяются две области: специализированная и обыденная культура (за основу взята модель Э. А. Орловой[19]). В рамках каждой из них представлены три блока: организационный, познавательный и трансляционный (табл. 1).

Таблица 1




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 787; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.