КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
ИСТОРИЯ культуры. Глава 11. Первобытная культура
Г лава 11. Первобытная культура Еще до того, как появились античные шедевры… человечество восхищалось прекрасными образами, созданными другими людьми и другими цивилизациями. Эжен Делакруа
Эпоха первобытной культуры является наиболее продолжительной в истории человечества. Хотя жизнь древних племен в различных географических регионах имела свои особенности, существуют общие черты, характерные для культуры первобытного периода[38]. Важнейшей отличительной особенностью первобытной культуры является синкретизм (греч. suncretis – объединение) – недифференцированность ее форм, признак ее неразвитого состояния. Еще одна особенность – отсутствие письменности, обусловившая медленные темпы накопления информации в обществе, а отсюда – и медленные темпы культурного и социального развития. На ранних стадиях первобытного общества, когда язык Вся жизнь первобытного человека проходила в выполнении определенных ритуальных процедур и обрядов. Значительная их часть имела рационально-неосознанный характер. Поскольку причинно-следственный тип связей между действиями и событиями при отсутствии языковых форм их Итак, мир смыслов, в которых жил человек на первых этапах своей истории, определялся ритуалами. Ритуальные действия становились своеобразными символами, знание которых отражало уровень овладения культурой и социальную значимость личности. Действия «по образцу» определяли поведение каждого индивида, что исключало ею творческую самостоятельность. Индивидуальное самосознание в этих условиях развивалось медленно и почти полностью сливалось с коллективным. Проблем нарушения установленных норм поведения, непослушания, противоречий между личными и общественными интересами не существовало. Индивид не просто должен был вести себя «как все» – он не мог отступать от ритуальных требований, определявших его поведение. Особую роль в поддержании обычаев, ритуалов играли табу – обязательные запреты, оберегавшие жизненно важные для существования рода правила коллективной жизни (порядок распределения пищи, запрет кровно-родственных половых связей, неприкосновенность вождя и т.п.). Культура, таким образом, начинается с введения запретов, направленных на предупреждение асоциальных проявлений животных инстинктов, но сдерживающих личную инициативу. С развитием языка формируется и приобретает возрастающее значение новый информационный канал – устное вербальное общение. Это сопровождается развитием мышления и индивидуального самосознания. Индивид перестаёт отождествлять себя с коллективом, у него возникает возможность высказывать различные мысли по поводу происходящих событий, хотя самостоятельность мышления продолжительное время остается еще довольно ограниченной. На этом этапе духовной основой первобытной культуры становится мифологическое сознание. Его особенность заключается в том, что человек переносит на окружающий мир свойства, которые он замечает в самом себе: предметы природы представляются ему живыми, одухотворенными существами, также имеющими волю, мысли, желания, ощущения. В мифах неизбежно сочетаются реальность и вымысел. Тем не менее, в них все становится понятным. Несмотря на недостаточность реальных знаний, языковая символика мифов вливается в ритуалы и придает им смысл (в том числе и тайный – для магических ритуалов; он доступен лишь посвященным – колдунам, магам). В свою очередь, мифотворчество порождает новые магические ритуалы. Мифы прогнозируют все формы жизнедеятельности людей и выступают как основные «тексты» первоначальной культуры. Их устная трансляция обеспечивает единство взглядов всех членов племенного сообщества па окружающий мир. Вера в «свои» мифы укрепляет сообщество и вместе с этим отделяет «своих» от «чужаков», верящих в другие мифы. Поэзия мифов – первая форма литературного творчества. Но мифологическая символика воплощается не только в языковую форму – она отражается также в обрядах, песнях, танцах, рисунках, татуировках, оружии, домашней утвари. В результате мифология создает атмосферу, в которой рождаются разнообразные виды искусства. В мифах закрепляются практические знания и навыки хозяйственной деятельности. Благодаря их передаче из поколения в поколение, накопленный на протяжении многих веков опыт сохраняется в социальной памяти и образует тот первичный уровень знаний и способов мышления, с которого начинается развитие философии и науки. В мифологических рассказах о божествах, населяющих мир, зарождается религиозное мировоззрение. Таким образом, в отличие от искусства эпохи цивилизации, первобытное искусство не составляло автономной области культуры, а тесно переплеталось с другими видами духовной деятельности. Их неразрывное единство, получившее название синкретического культурного комплекса, способствовало закреплению и передаче первичных знаний и навыков, упорядочивало систему представлений об окружающем мире, регулировало и направляло социальные и психические процессы, выступало средством борьбы с хаосом в самом человеке и человеческом обществе. Обращение человека к художественному творчеству началось примерно 40 тыс. лет назад с появлением современного вида человека (Homo Sapiens). Этот момент можно рассматривать как наибольшее открытие, не имеющее равных в истории по заложенных в нем возможностям. В начале позднего палеолита зарождаются основные виды изобразительного искусства: — роспись на стенах и потолках пещер; — рельеф и круглая скульптура; — рисунок на камне, кости, роге. Главная тема искусства – изображение животных, человеческих фигур, позднее – многофигурные сцены военных событий, охота. Высочайший расцвет искусства палеолита приходится на эпоху Мадлен (25-12 тыс. до н.э.). Синкретизм первобытной культуры, специфические формы первоначальной изобразительной деятельности дают основания считать, что религиозные представления формировались в магико-религиозных обрядах, разворачиваясь вокруг изображений животных. Возможно, возникновение анималистических изображений стимулировало зарождение и развитие охотничьей магии, в основу которой положен принцип аналогии, вера в получение власти над духом животных. Поскольку изображения воспринимались как реальность, то ритуалы (танец, имитация охоты), осуществляемые с изображением, мыслились как вполне реальные. Наряду с охотничьей магией, в первобытной культуре существовал культ плодородия, отраженный в различных формах эротической магии. Символические изображения женщин с гипертрофированными признаками женского начала занимают важное место в обрядах, направленных на размножение животных и растений, имеющих жизненное значение для человека. Таким образом, первобытная мифология включала в себя первичные формы духовной культуры, которые оформляются как самостоятельные на следующем этапе развития общества в религию, искусство, философию, науки. Переход от первобытного общества к более высокому этапу развития культуры в различных регионах земного шара происходил по-разному. Своеобразные исторические типы культуры сформировались в Древнем Египте, Месопотамии, Китае, Индии.
Литература 1. История Древнего мира: Учебник для пединститутов / под ред. В.Н. Дьякова. – М., 1956. – 234 с. 2. Леви-Брюль Л. Первобытное мышление. – М., 1996. – 302 с. 3. Любимов Л.Д. Искусство древнего мира. Книга для чтения. – М., 1980. – 319 с. 4. Мириманов В.Б. Первобытное и традиционное искусство. – М., 1973. – 327 с. 5. Столяр А.Д. Происхождение изобразительного искусства. – М., 1985. – 298 с. 6. Формозов А.А. Памятники первобытного искусства на территории СССР. – М., 1980. – 135 с. 7. Тайлор Э.Б. Первобытная культура. – М., 1989. – 573 с.
Вопросы для самоконтроля 1. Каковы основные черты эпохи палеолита, мезолита, неолита? 2. Что является особенностью менталитета первобытного человека? 3. Каковы отличительные черты первобытного синкретизма? 4. Что являлось универсальной формой духовной жизни первобытных людей? 5. Назовите первые формы религии и основные виды изобразительного искусства.
Г лава 12. культура древнего египта ...Египетская душа, стремящаяся со всей страстью к бесконечному, воспринимала весь мир в виде прошедшего и будущего, а настоящее,... казалось только узкой гранью между двумя неизмеримыми пространствами. О. Шпенглер
Первые известные науке очаги цивилизации возникли в Египте, Месопотамии и Индии. Между IV-III тысячелетиями до н.э. земледельцами-cкотоводами были освоены долины трёх рек Африки и Азии: Нижнего Евфрата, Нила и Инда. По мере того, как часть населения уходила в степные районы, некоторые группы вынуждены были отойти на равнины, периодически заливавшиеся водами этих рек. Здесь они встретились с весьма неблагоприятными условиями: большие разливы, засуха, отсутствие металлов. Логически целесообразно было бы отойти на другие, более пригодные и лучшие на первый взгляд земли. Однако же неблагоприятные земли в случае тщательной обработки давали такой урожай, о котором нельзя было и мечтать. Сменилось не одно поколение пока обитатели великих речных долин справились с задачей рационального использования разливов для целей земледелия. И это была первая в истории человечества победа над природной стихией, подчинение её человеку – главное условие перерастания первобытной, культуры в высокие культурные организмы. Этот процесс проистекал разными путями. В долине Нила в Египте разлив начинается в, июне, и держится до октября. Люди научились разгораживать заливаемые поля земляными валами: отстаиваясь между ними нильская вода отлагала плодородный ил; воду спускали и ил между валов долго сохранял достаточно влаги не только для посева, но и для периода взращивания злаков; к тому же ил был прекрасным удобрением. В долине Нижнего Евфрата в Шумере река довольно нерегулярно разливалась весной; воду отводили в специальные водохранилища, откуда её можно было несколько раз подавать на поля. Работа была очень тяжелая и трудоемкая. Для создания продуктивного земледелия требовалась кооперация многих общин. Они объединялись под эгидой богатых храмов и культовых вождей, которым поручалась организация мелиоративно-ирригационных работ. Это было вполне логичным; ведь задачей жрецов было путем культовых действий и умилостивления божеств обеспечить общине благополучие. При тогдашнем мироощущении культовые действия должны были представляться не менее целесообразными, нежели действия технические, и естественно организацию тех или иных действий поручали лицам наиболее уважаемым и мудрым. Не случайно на древних изобразительных памятниках Шумера и Египта вождь-жрец – предшественник царя изображался исполняющим земледельческий обряд. Неудивительно, что первые цивилизации обладали высочайшей религиозной напряженностью. Итак, труд человека стал производить больше, чем ему необходимо. И когда общество начало впервые производить прибавочный продукт, которого, конечно, было недостаточно для повышения жизненного уровня всех. Пока лишь некоторая часть общества извлекает пользу из прибавочного продукта и, следовательно, возникает неравенство экономического и социального характера, без такого неравенства невозможно развитие общества вперед. Для организации труда, дисциплины и порядка возникает государство, которое и закрепляет это неравенство. Государство включает в себя административный персонал, территориальный принцип деления управляемых областей, специальные вооруженные силы, налоги, собираемые с населения на содержание государственного аппарата и вооруженных сил. Налоги могли иметь разную форму, иной раз совсем отличную от современных. Классовое расслоение общества и государства впервые в мире имело место в Египте и Шумере. Здесь земельная собственность состояла из двух типов: государственной (либо храмовой) и общинно-частной. Постепенно первая форма получает преобладание над второй. Происходит ужесточение власти, усиление её централизации, а сакральность, как условие стабильности, становится ещё более напряженной. Складывается государственная форма, которая впоследствии получает название восточной деспотии. В IV тысячелетии до н.э., а именно около 3100 года до н.э., правитель, объединивший общины-номы Нижнего Египта, после ряда войн присоединяет Верхний Египет и становится первым правителем-фараоном Египта, открывая I династию раннего царства. Классическая периодизация Египта включает в себя следующие этапы: Раннее царство - несколько столетий около 3000 года до н.э.; правление I и II династии. Древнее царство - III тысячелетие до н.э.; правление III-VI-II династии. Среднее царство - конец III тысячелетия до н.э. - 1600 год до н.э. - правление IX-XVII династии. Новое царство - XVI-IX века до н.э. - правление XVIII-XXV династии.
Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 608; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |