КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Древнеегипетская письменность. Древние египтяне внесли существенный вклад в астрономию, создав солнечный календарь
Научные знания Древние египтяне внесли существенный вклад в астрономию, создав солнечный календарь. Год делили на три сезона по 4 месяца, 30-дневного месяц делился на декады. В году было 36 декад, посвящённых особым божествам - созвездиям. В конце года добавлялось 5 дней. Такой календарь возник из их нужд, к нему привела необходимость вычислять периоды разлива Нила. Разлив Нила совпадал с появлением на рассвете, после долгого перерыва, яркой звезды Сириус. Это было замечено египетскими наблюдателями, однако египтяне не привели в соответствие календарный и астрономический год, так как не ввели високосных лет. Поэтому каждые 4 года утренний восход Сириуса расходился с новым на один день. Также египтяне создавали карты неба, группируя звезды в созвездия. Велись наблюдения и за планетами. Египетская математика возникла из потребностей делопроизводства и хозяйственной жизни. Египтяне пользовались десятичной непозиционной системой счета, в которой употребляли специальные знаки для обозначения чисел 1, 10, 100. Оперировали простыми дробями только с числителями 1. Со Среднего царства засвидетельствованы задачники, в которых приводились решения задач. Большинство из них возникло из практических потребностей. Для расчётов, связанных с дробями, пользовались специальными таблицами. Знали египтяне и арифметическую прогрессию. Для обозначения неизвестного пользовались словом «куча». Уже в Древнем царстве (в связи с практикой мумификации) египтяне много знали и разбирались в области анатомии и медицине, имелись врачи хирурги, окулисты. В практических руководствах для врачей большое место, наряду с опытом, занимает магия. Древние лечебники показывают, что египетские медики прекрасно знали анатомию, кровообращение, роль мозга. Существовало руководство и для ветеринаров. Как мумификация, так и особенно рецепты показывают значительное познание египтян в области химии. Из обыкновенных научных знаний стоит выделить историческую сферу: сохранились записи последовательности царствований и главнейших событий. Имелись специальные словесники, а также пособия по иностранным (не шумерскому и не аккадскому) языкам. В Египте были открыты специальные учебные заведения, так называемые «дана жизни», по мнению некоторых учёных, нечто вроде скрипториума (ср.-лат. Scriptorlwn - переписчик писем), где составлялись священные книги и, по-видимому, велись изыскания в области медицины. В Египте, благодаря хозяйственным требованиям система, письменности сложилась уже к Раннему царству. Состав знаков показывает этапы развития древнего письма. Знаки египетского письма были рисуночными и звуковыми, выражавшими один или более согласных. Звуковыми знаки становились, когда рисунок переставал передавать смысл слова, но начал использоваться как в ребусе, и для передачи самих входивших в него звуков. Хотя для каждого отдельного звука (согласного, так как гласные не выписывались) был выработан знак, на алфавитное письмо египтяне не перешли никогда. Как правило, пользовались смешанной словесно-звуковой системой, т.е. к рисуночному знаку приписывали знаки – «буквы», содержавшиеся в стоящем впереди слове. В конце слова ставили знак, который не читался, но пояснял его смысл. Так, слово ВН – «отрывать» передавали рисунком зайца ВН, знаком воды -Ни изображением двери. Как определитель абстрактных понятий египтяне использовали рисунок свитка папируса. Иероглифическое письмо (как его называли греки от слова «иерос» -священный и «глифос» - резать) чаще всего использовалось для монументальных, резанных на камне надписей, хотя иероглифы встречаются и на других материалах. Для хозяйственных целей применялось скорописное - иератическое письмо («жреческое», так его называли греки); этим же шрифтом писали литературные произведения и научные книги. Внешний облик знаков со временем изменялся. В Позднем периоде распространилось демотическое письмо, возникшее из беглой поздней иератики. Оно использовалось для бюрократических нужд, но перешло и в литературные и религиозные папирусы и даже на камень.
Литература 1. История Древнего мира: курс лекций / под ред. И.М. Дьяконова. – М., 1989. – 471 с. 2. История Древнего Востока: учебник для вузов / под ред. В.В. Кузищина. – М., 1979. – 456 с. 3. История Древнего Востока / под. ред. Г.М. Бонгард-Левина. – М., 1988. – Ч. 1-2. – 623 с. 4. Васильев Л.С. История Востока. – М., 1993. – Т. 1. – 494 с. 5. Культура ранних цивилизаций: Метод. указания / Сост. С.В. Куленко. – Новосибирск, 1999. – Ч. 1. – 28 с.
Вопросы для самоконтроля 1. В силу каких причин Древний Египет являлся «житницей» всего средиземноморского культурного ареала? 2. Деспотия была атрибутом культуры Древнего Египта, либо её необходимостью? 3. Какой компонент культуры Древнего Египта можно назвать стержневым и почему? 4. Укажите такие культурные явления, которые, возникли в Египте и стали достоянием других цивилизаций. 5. Какая сфера культуры Египта более оказало наиболее сильное влияние на возникновение и развитие письменности?
Г лава 13. культура древней месопотамии Крепкая нить, протянувшаяся сквозь тысячелетия, соединяет шумеров с нашим временем. З. Косидовский
По своей древности культура Месопотамии не уступает египетской. Однако она отличается от неё особым динамизмом и ритмом жизни. Ибо Двуречье - это культура многочисленных народов, государств, традиций, которые постоянно сменяли друг друга. Но вместе с тем их объединяла некая культурная преемственность, впитывавшая в себя особенности каждого народа. Общий обзор истории Шумера в III тыс. до н.э. принято делить на три периода, которые составляют раннединастическую эпоху: I раннединастический период (XXVIII-XVII вв. до н.э.). Его основные признаки - уход в тень древнейшего Шумерского города Эреду и возникновение город Киша и правление I Кишской династии. Могущество Киша было столь сильным, что впоследствии многие правители стремились подучить звания "Лугаль Киша", что стало означать "Лугаль Вселенной - владыка Страны". В конце этого периода возвышается город Урук, среди первых правителей которого упоминаются Энмеркар и Лугальбанда, частично приобретшие черты мифологических героев. II раннединастический период (XXVII-XXVI вв. до н.э.) - это господство Урука во главе с главным героем шумерского эпоса Гильгамешем. При Гильгамеше и его преемниках Урук имел самые крупные военные отряды, его правители возводили постройки в Лагаше, Ниппуре и других городах. III раннединастический период XXV-XXIV вв. до н.э. характеризуется всё более усиливающейся тенденцией к объединению, порожденной необходимостью создания в масштабе всего Шумера ирригационной сети, стремлением вести успешные захватнические войны и оборонять страну от набегов горных и степных племен. В ходе борьбы на первое место выходит город Ур, где правит династия I. При ней усиливается власть правителя за счёт подчинения храмового хозяйства и выдвижения жён правителей на должности верховных жриц. Хотя правители Ура носили титул, "Лугаль Вселенной", они вынуждены были уступить гегемонию Лагашу, который достигает своего могущества при Эннатуме, подчинившему себе практически весь Шумер - такие города, как Умма, Киш, Урук, Ларса и т.д. Однако это привело к внутреннему ослаблению Лагаша, итогом которого явился государственный переворот,в результате чего был низложен законный правитель Лугальбанда, а к власти пришел его родственник Уруинимгина (2318-2312 до н.э.), за шесть лет своего правления проведшим очень эффективные и необходимые реформы. Однако Лагашу так и не удалось сохранить своё могущество. Начали усиливаться противники Лагаша, в особенности Умма и Урук, которые при правителе Уммы Лугальзагесси объединились, подчинили ряд шумерских городов, разбили и подчинили себе Лагаш. В результате удалось на четверть века создать объединенное Шумерское царство, представлявшее собой, однако, рыхлое политическое образование, рухнувшее под натиском более сильного государства - Аккада, появившегося к северу от Шумера. Основателем Аккадского царства называют Саргона. Саргон (Шаррумкен) переводится как "Истинный царь". Его имя окружено множествами легенд и истории. Выходец из низших слоёв, Саргон, по-видимому, пришел к власти в результате дворцового переворота, в городе Кише. Его действия были молниеносны. Он подчинил себе все северные города и построил новую столицу Аккад между Тигром и Евфратом. Затем настала очередь Шумера. Саргон разгромил Лугальзагесси, а затем ещё 50 правителей шумерских городов. Одержав более 34 побед в битвах, Саргон создал крупнейшее в Месопотамии и во всей передней Азии единое централизованное государство с центром в Аккаде. 55 лет правления Саргона (2316-2211 до н.э.) не прошли даром. Создание крупной иррациональной сети в масштабе всей Южной Месопотамии, строительство дорог и гаваней введение общегосударственных систем мер и весов привели к развитию в государстве товарно-денежных отношений, морской, речной, сухопутной торговли. Итогом политического развития Аккада явилось возникновение деспотии, представленной могущественной властью царя (Шаррум). Однако при преемниках Саргона - царях Римуше, Маништусу и особенно Шаркалишарри, Шумеро-Аккадское царство слабеет и становится жертвой нашествия кочевников-кутиев. Завоеватели-кутии представляли собой племенной союз во главе с избиравшимися на определённый срок вождями. Кутии предпочитали находиться в пределах своей страны, севернее Шумеро-Аккадского государства, а управляли Месопотамией с помощью наместников и военачальников из среды шумеров и аккадцев, самым значительным из которых был правитель Лагаша Гудеа. Около 123 лет правили кутии страной. Против них возник заговор, а затем восстание лидерами которого были наместники Ура и Урука, правитель последнего Утухенгаль возглавил восставших. Результатом восстания явилось освобождение от кутиев и основание уже царём Ура Ур-Намму, сменившего умершего Утухенгаля, нового государства - Шумеро-Аккадского царства III династии Ура, просуществовавшего 115 лет. Это был последний взлет в политике Шумера. Политическое влияние и власть постепенно переходит на Северо-Восток, сосредотачиваясь в малоизвестном доселе городе Вавилоне. Расцвет Вавилона приходится на правление царя Хаммурапи (1792-1750 до н.э.), проявившего себя как блестящего политика и исторического законодателя. 35 лет царствования Хаммурапи ушли на создание обширной Вавилонской державы, раскинувшейся по всей территории Месопотамии. За эти годы Вавилон из небольшого города превратился не только в столицу нового, огромного государства, но и в крупнейший экономический, политический, и культурный центр Передней Азии. Однако после смерти Хаммурапи слабеет и его детище. Держава еще существует около 250 лет, а затем рушится под напором молодого сильного соперника - государства Хеттов в 1595 г. до н.э. В последующие времена в Месопотамии возникает и сменяет друг друга ряд государств - Касситы, Митанийцы (XIV-XIII вв. до н. э.). Чуть позже, в южной части Месопотамии появляются племена халдеев, которые восприняли шумеро-вавилонскую культуру. В VIII-VII вв. до н.э. Месопотамия попадает под власть ассирийцев - мощнейшей на тот момент, милитаристской державы мира. Но в 626 году до н.э. халдейский вождь Набопаласар поднимает антиассирийское восстание и изгоняет завоевателей из Месопотамии, а затем, в союзе с другими государствами - жертвами ассирийцев, штурмом берёт ассирийскую столицу Ниневию, сделав Ассирию достоянием истории. Начинается расцвет последнего месопотамского государства - Нововавилонского царства, достигшего своего пика при преемнике Набопаласара Навуходоносоре II (605-562 до н.э.). Его царствование - это экономический расцвет и культурное возрождение Вавилона. Последний превратился в крупнейший город на Древнем Востоке с населением в 200 тысяч человек. Город был расположен у Евфрата и двух крупных каналов. Часть его лежала к западу от Евфрата (Новый город) и соединялась с остальной территорией Вавилона с помощью моста длиной 123 м. и шириной 6 м. На одном конце находился огромный царский дворец, на другом было расположено возведенное на искусственной территории главное святилище вавилонян - Эсагила. Это было квадратное здание, каждая сторона которого имела длину 400 м. Единое целое с Эсагилой составлял расположенный к югу от нее семиэтажный Зиккурат высотой 91 м., который назывался "Этеменанки" ("храм краеугольного камня небес и земли"). Называемый в Библии "Вавилонской башней", он считался в древности одним из чудес света. На вершине башни, куда вела наружная лестница, располагалось святилище верховного бога Вавилонии - Мардука, выстроенное из глазурованных кирпичей, стены и потолки которого были покрыты золотом и украшены драгоценными камнями. От главного входа в Зиккурат вела мощёная улица для религиозных процессий, в ряде мест достигавшая 35 метров в ширину. Она заканчивалась у ворот, посвященных богине Иштар, высота которых равнялась 12 м. Ворота были украшены изображениями фантастических животных. Одним из чудес света также являлись знаменитые висячие сады, о чем будет изложено ниже. При Навуходоносоре II Вавилон превратился в непреступную военную крепость. Город обнесли двойной стеной из сырцовых и обожженных кирпичей, скрепленных раствором асфальта и камышом. Внешняя стена была высотой почти 8 м, шириной 4 м, а длина её в окружности равнялась 8,3 км. Внутренняя стена, расположенная на расстоянии 12 м от внешней, была высотой 11-14 м и шириной 6,5 м. Город имел восемь ворот, охранявшихся царскими воинами. Кроме того, на расстоянии 20 м друг от друга были расположены укрепленные башни, с которых можно было обстреливать противника. Перед внешней стеной на расстоянии двух метров от неё находился глубокий ров, наполненный водой. Так выглядела столица этого мощнейшего государства тогдашнего времени. Однако после смерти Навуходоносора, при его преемниках, держава начала слабеть. При царе Набониде Вавилонская держава была блокирована персами - решительным и могучим соперником, завоевавшим почти все страны Передней Азии, дошедшего до границ Индии. Набонид вместе с наместником Вавилона, своим сыном Валтасаром, пытались организовать оборону, но царь Персии Кир сломил последнюю, хитростью захватил Вавилон и подвел черту под существованием Шумеро-Вавилонской цивилизации.
Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 531; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |