Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Мусульманское искусство




Строгий монотеизм ислама определил многие характерные особенности арабо-мусульманского искусства. Прежде всего это касается изобразительного искусства.

По всей видимости, с начала ислама не существовало слишком строгих запретов на изображения человека и других живых существ, хотя среди хадисов есть изречения пророка, направленные на предотвращение идолопоклонства в форме изобразительного искусства. Поскольку вопрос носил второстепенный характер в первом веке хиджры (мусульманского летосчисления) не существовало общераспространенного запрета на создание изображений. Элита же зачастую игнорировала это предписание: известны бани времен династии Умаййадов с красочными росписями на стенах.

При Аббасидской династии с IX в. мусульманские богословы и халифская власть выносят запрет на изображения в исламе, что определило характерную особенность арабо-мусульманской культуры: полное отсутствие скульптуры и полноценной живописи в мусульманских странах. Но запрет в области изобразительного искусства никогда не был абсолютным. Прежде всего запретным считалось изготовление объектов поклонения или же предметов, могущих совратить человека к идолопоклонничеству. Употребление предметов с изображениями в быту в ряде случаев допускалось. Сюжетная живопись никогда не была полностью запрещена, существовали и сохранялись такие жанры как книжная миниатюра (в Иране, позже Турции), росписи на керамике, эмалевая роспись по стеклу. С другой стороны, тот же запрет направил художественно-изобразительные таланты человека ислама в совершенно уникальное русло, что породило изысканное искусство каллиграфии и восточной арабески. Существовали и положительные условия для развития этого искусства. Письменность на мусульманском Востоке была не только важным показателем высокой культурности, в исламском мировоззрении она имела сакральное происхождение. Согласно мусульманской вере ещё до создания мира первыми были сотворены письменные принадлежности – Перо и Скрижаль. Перу было сказано «Записывай!». «Господь Мой, что же мне записывать?», – спросило Перо. Тогда было повелено записать все будущие судьбы мира вплоть до Судного Дня, которым закончиться земная история. Из этого и подобных ему хадисов вырастает один из столпов веры ислама – учение о предопределенности судьбы всего сущего. Но этот же хадис отводит высочайшее место в мироздании письменному слову.

Мусульманская культура – культура слова и текста. Согласно исламским представлениям Бог совершенно трансцендентен (запределен) человеческому опыту: он невидим для зрения, непостижим разумом, Его нельзя изобразить, так как он никогда не воплощался ни в одно из творений и не являлся человеку в зримом облике (подобно Иисусу Христу в христианстве, соединившего в себе божественную и человеческую природы). В исламе божественное и земное бытие абсолютно несоизмеримы и неслиянны. Единственной манифестацией Божества человеку является божественное Слово – Коран, ниспосланный Мухаммаду не напрямую от Аллаха, а через ангела Джибриля (библ. Гавриил). Изначально устный текст Корана, зафиксированный письменно, – первичный источник веры, любых представлений и знаний о мире в исламской культуре. Необходимость сохранения единственного сакрального текста ислама, обладающего неоспоримым авторитетом, создала условия для рождения каллиграфии, имеющей культовое и сотериологическое значение[53]: копирование коранических стихов считалось делом богоугодным и достойным воздаяния прощением грехов. Каллиграфическая надпись заняла в мусульманской культуре место, равнозначное иконе в культуре христианской.

К началу X века в арабском письме сложилось шесть канонических почерков: насх, мухаккак, сульс, рикаа, райхани, тауки. Заслуга систематизации и канонизации арабской письменности принадлежит величайшему каллиграфу и министру Аббасидского халифа Ибн Мукле. На основе и смешении шести основных сложилось множество других региональных разновидностей арабского почерка. Как правило, каждый из них имел преимущественное функциональное предназначение. Одним из почерков предпочитали писать заглавия (сульс), другим – оформлять последнюю страницу книги (тауки), где указывались дата, место её создания и имя переписчика. Третий предназначался для повседневной почтовой переписки и бытовых нужд (рикаа) и т.д. Каллиграфия служила не только для записи и копировании священных текстов, литературных рукописей и официальных документов. Монументальная каллиграфия, выполненная на твердом материале (камне, металлических изделиях) создала неповторимое искусство арабески – орнамента из стилизованных графических надписей на арабском или же геометрических и растительных элементов. В средние века в мусульманских странах арабесками богато украшались мечети, архитектурные сооружения, стелы, монеты. В XV–XVII вв. на территории Ирана, Турции и Азербайджана сложился особый вид искусства – миниатюрная картина, выполненная в стиле одного из каллиграфических почерков (кита). Османские султаны любили заверять свои документы особой личной подписью, где имя и титул правителя изображались в сложно читаемом стилизованном узоре, выполненном арабской вязью.

Исламская архитектура средних веков представлена прежде всего культовыми сооружениями. Облик мусульманского храма эволюционировал от первой мечети в виде обширного двора, огороженного стеной (служащего не только для общей молитвы, но и в качестве военного штаба) до изящных архитектурных построек с колоннами, куполами, массивными дверями, богато украшенными геометрическим и каллиграфическим орнаментом (арабесками). После того, как Мекка стала мусульманским городом, в каждой мечети делали особую нишу – михраб, которая указывала направление на Каабу, священный ориентир мусульман. С VIII в. непременной деталью соборной мечети стал минарет – высокая башня для оглашения призыва на молитву. Как правило, минаретов было несколько, но один из них мог выделяться большими размерами и красотой (к примеру, в мусульманской Андалусии – башня Хиральда, в Марокко – минарет Кутубии, в Индии – делийский Кутб-Минар). Минарет главной соборной мечети возвышался над всеми остальными постройками и определял индивидуальный облик средневекового мусульманского города. Форма минарета указывает на региональные различия в архитектурных традициях и эстетических пристрастиях правителей различных областей халифата. На западе мусульманского мира были распространены четырехгранные минареты, на востоке – круглоствольные. Экзотическое исключение представляют собой три знаменитых спиралевидных минарета, один из которых находится в известной мечети Ибн Тулуна в Каире (Египет). В Северной Африке и Испании минарет служил не только культовым, но военно-стратегическим целям. Характерные детали данной региональной архитектурной школы (зубчатые стены, узкие прорезные окна, навесные бойницы для лучников) говорят о том, что с минарета не только следили за передвижениями противника на больших расстояниях, но и оборонялись в случае его нападения.

С широким распространением мечетей они стали различаться по своему назначению. Масджид – это небольшая мечеть для индивидуальной молитвы. Джами (или джума) – соборная мечеть, место для коллективной полуденной молитвы в пятницу, на которую собиралась вся община города. Отличительной особенностью соборной мечети является минбар – кафедра, с которой главой мусульманской общины (имамом) произносилась обязательная пятничная проповедь.

Арабо-мусульманская культура, как мы уже говорили, это культура слова. Связано это с тем, что арабский народ с древнейших времен среди всех искусств особенно ценил изящную словесность и красноречие. Характеризуя значение этих умений в арабском обществе стоит лишь повторить слова А. Мюллера: «…Нет другого на свете народа, кроме арабов, который бы придавал такое несоразмерно высокое значение чистоте и изяществу выражений, даже в обыденном применении к жизни»[54].

Классический стиль стихосложения у арабов сложился всего лишь за столетие до рождения ислама. Основной формой арабской поэзии была касыда – небольшая поэма, состоящая из нескольких отрывков, не связанных строгой сюжетной и стилистической линией. Классическая арабская поэзия выразила характер бедуинов: эмоциональную одаренность, меткую наблюдательность, скептицизм и расчетливость. Для неё свойственно красочное описание и любование самыми обыденными явлениями жизни кочевника, к примеру, видом быстроногого верблюда, пустынными пейзажами, красотой возлюбленной. Богатая фантазия и восточная высокопарность, характерные для арабской поэзии позднейшего периода, сложились под влиянием персидской культуры. Тем не менее, именно доисламская поэзия, вышедшая из среды бедуинов, и в арабском халифате оставалась непревзойденным образцом словесного искусства. Несмотря на языческий контекст их создания, старинные стихи собирались и издавались в виде сборников-«диванов» (одного автора, авторов одного племени или просто лучших стихов). Умение процитировать мудрые сентенции из стихов древних поэтов по любому поводу для халифа и государственных лиц было показателем личной культурной утончённости.

Другим важнейшим источником арабской словесности стало священное писание мусульман, считающееся совершеннейшим образцом литературы на арабском языке. Важно заметить, что основатель ислама не претендовал на святость и непогрешимость, он лишь считал себя посланником Аллаха, через которого передаётся божественное откровение. Единственным чудом своей проповеди он называл Коран, изложенный ритмизованной и рифмованной прозой. В мусульманской культуре Коран стал вечным источником поэтического вдохновения и канонов художественной словесности. Умение красиво читать Коран нараспев превратилось в отдельный жанр культового искусства (таджвид).

Профессия поэта высоко ценилась в средневековом мусульманском обществе. В IX–X вв. каждое знатное лицо в государстве (не только халиф и его высшие сановники, но и военачальник, придворный или богатый горожанин) желало иметь в своей свите поэта, который смог бы прославить в стихах его настоящие и вымышленные добродетели и подвиги, а также осмеять его врагов. В противном случае знатный сановник не мог рассчитывать на уважение и почет среди современников. Помимо придворных панегириков были распространены жанры застольной и любовной лирики.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 558; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.