Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Культуры на Европу в средние века




Наука и влияние арабо-мусульманской

В средние века мусульмане активно вступали в контакты с другими народами и заимствовали опыт и знания, накопленные более древними культурами (в первую очередь, греческой и индийской). Однако заимствования были весьма избирательными. Строго различали два вида наук: арабо-мусульманские науки, имеющие преимущественно религиозный характер (изучение Корана, хадисов, мусульманское право, арабская филология), и «иноземные науки» (все научные знания, заимствованные от других народов). Что касается общей картины мира, мировоззрения и культурных ценностей, то следует заметить, что арабо-мусульманская культура в течение всего средневековья свято охраняла собственный духовный фундамент культуры. Ислам давал ответы на основные смысложизненные вопросы, формировал мировоззрение и образ жизни человека. Поэтому от других культур брались знания только практически полезные, способные улучшить жизнь земную. С халифа аль-Мамуна (813-833), основавшего «Дом мудрости» в Багдаде, начинается интенсивная переводческая деятельность античных научных и философских сочинений. Греческое наследие передавалось арабам через месопотамских сирийцев-христиан несторианского толка, которые в своих монастырях хранили переводы всех важнейших греческих трудов на сирийском языке. В больших масштабах переводились сочинения естественнонаучного характера по математике, астрономии, медицине, а также астрологии и алхимии. Философские трактаты привлекали внимание мусульман исходя в большей степени из тех же практических соображений. Греческая философия в области логики считалась эффективным средством для успешного участия в спорах между разными исламскими сектами, а также исламом и другими вероучениями. Все, что выходило за рамки естественнонаучного знания и философии арабами игнорировалось, поэтому арабская поэзия и художественная проза сохранили свою самобытность, совсем не испытав влияния со стороны греческой литературы и мифологии, проникнутой духом язычества.

Мусульманские народы арабского халифата аккумулировали и творчески переработали множество научных знаний, которые именно через мусульман затем были переданы христианской Европе. В период расцвета арабо-мусульманской культуры (VIII–XII вв.) средневековая Европа долгое время отставала в научном и техническом развитии от мусульман. Европейцы открыли для себя таких величайших философов античности как Платон и Аристотель через арабские переводы их сочинений (труды Ибн Рушда (латинизированное имя – Аверроэс) и других арабских ученых-философов). По мнению известного исламоведа XIX в. А. Мюллера в некоторых отделах философии арабские ученые создали такое дальнейшее развитие аристотелевско-неоплатонического учения, к которому схоластики Запада едва ли многое прибавили[55]. Об уровне развития медицины и медицинского образования свидетельствует тот факт, что энциклопедические труды иранца Абу Бакра ар-Рази (ум. 925) и учёного из Бухары Ибн Сины (Авиценна, 980-1037) стали классическими медицинскими пособиями для европейских университетов. Арабские математики и астрономы также сделали огромный вклад в мировую науку. Мухаммад ибн Муса аль-Хорезми (Алгорисмус, ум. сер. XI в.) познакомил европейцев с индийским обозначением чисел, которыми мы пользуемся до сих пор и называем арабскими. Его труды по алгебре, арифметике и математической географии считались основополагающими вплоть до XVI в. Влияние арабских математиков на европейскую науку можно последить даже в языковом заимствовании. Понятие «алгоритм» происходит от имени аль-Хорезми, также как наука алгебра получила своё наименование от арабского слова «аль-джабр», содержащегося в заглавии одного из математических трактатов того же учёного.

Серия важных технических изобретений также была принесена в средневековую Европу мусульманами. К примеру, Европа не знала бумаги до контактов с арабами. Для письменных нужд использовался дорогостоящие папирус и пергамент, поэтому книги имели очень высокую стоимость. Заслуга изобретения бумаги принадлежит Китаю. В середине VIII в. арабы переняли китайский опыт. По некоторым свидетельствам несколько китайских ремесленников были захвачены в плен арабами, но были освобождены, когда поделились секретом изготовления бумаги. При халифе Харуне ар-Рашиде около 800 г. была построена первая бумажная мельница. Затем через мусульманскую Испанию и Сицилию бумага получила широкое распространение на Западе. Однако ещё в XII в. французские паломники в испанскую Компостеллу возвращались домой с листками бумаги как диковинкой и только в XIII-XIV в. бумажные мельницы появились в Италии и Германии.

Арабы также были искусными мореходами. В морской торговле в Индийском океане они занимали лидирующие позиции. Именно им принадлежит изобретение треугольного паруса, который впоследствии был назван латинским. Судно, оснащенное таким парусом имело существенное преимущество перед средиземноморскими карраками с квадратными парусами, которые могли плыть только по ветру. Усовершенствованный вариант треугольного паруса, давшего возможность судну плыть против ветра, позволил европейцам построить более крупные корабли (каравеллы), способные пересечь Атлантический океан и совершить длительные путешествия, что впоследствии привело к великим географическим открытиям.

В средние века сложилась традиционная арабо-мусульманская культура, ставшая образцом для всех последующих поколений мусульман самых разнообразных народов и национальностей. Это была глубоко религиозная культура, пронизанная во всех сферах принципами ислама. Однако её консервативность не препятствовала общественному прогрессу. Как мы видим, в средние века Арабский Восток долгое время опережал европейские страны в уровне научного знания, техническом и цивилизационном превосходстве. И лишь спустя века европейцы-христиане вышли на лидирующие позиции в мировой культуре, позаимствовав многое от мусульман.

 

 

Литература

1. Большаков О. Г. Ислам и изобразительное искусство // Труды Государственного Эрмитажа. – 1969. – Т. X. – С. 142-153.

2. Большаков О. Г. История Халифата: В 4 т. – М., 2002.

3. Ирмияева Т. Ю. История мусульманского мира от Халифата до блистательной Порты. – Челябинск, 2000. – 349 с.

4. Мюллер А. История ислама: От доисламской истории арабов до падения династии Аббасидов. – М., 2004. – 911 с.

5. Уотт У. М. Влияние ислама на средневековую Европу. – М., 2008. – 192 с.

6. Фильштинский И. М. История арабов и Халифата (750-1517 гг.). – М., 2006. – 349 с.

 

Вопросы для самоконтроля

1. В чем отличие ислама от других монотеистических религий?

2. Что такое Сунна?

3. Как принципы ислама преломились в арабо-мусульманском искусстве?

4. Как ислам изменил политическое самосознание арабов?

5. В каких областях научного и технического знания средневековой арабо-мусульманской культуре принадлежат крупные достижения, заимствованные европейцами?


 

Г лава 20. КУЛЬТУРА ВИЗАНТИИ

 

В основе Византийской империи мы находим идею, что земная империя является копией царства небесного и что правление императора есть выражение Божественного господства.

 

С. Лурье

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 467; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.