КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Культура может быть структурирована по различным основаниям. Говоря о структурекультуры, мы имеем в виду, что устойчивые элементы культурной системы (нормы, образцы
Структура культуры Говоря о структурекультуры, мы имеем в виду, что устойчивые элементы культурной системы (нормы, образцы, ценности, а также виды и формы культуры) находятся в определённом соотношении и взаимодействии между собой, обеспечивая стабильность социокультурной системы, её воспроизводство, возможность трансляции культурного опыта. Структура культуры и социальная структура не совпадают, но, безусловно, взаимосвязаны. Современные исследователи отмечают тенденции возрастания воздействия культуры на все сферы социальной жизни. Именно в культуре находят эффективные инструменты для объяснения процессов, происходящих в том или ином обществе. 1. По субъекту-носителю (см. рис. 1) культуру подразделяют на культуру всего человечества на данном этапе его развития (№ 1), культуру социальной общности (№ 2), отдельного коллектива (№ 3) и культуру личности (№ 4).
1 2 3 4
Рис. 1. Структура культуры по субъекту-носителю
Приведённая схема является условным отражением данного деления и в действительности должна быть гораздо более подробной, но она демонстрирует специфику взаимосвязей субъектов культуры. Под социальной общностью можно понимать государство, народ, город, деревню, племя и т. д.; коллективами являются, например, семья, профессиональные объединения, кружки по интересам. Кроме того, в рамках определённого общества иногда выделяют доминирующую культуру, а также взаимодействующие с ней различные субкультуры. Господствующей или доминирующей называется культура, которая постоянно воспроизводит себя на протяжении многих поколений через традиции, нормы, ценности, верования, виды и характер деятельности (см. № 2 на рис. 1). Она может быть национальной или этнической в зависимости от того, насколько сложно организовано и многолюдно данное общество. Этническая культура – это совокупность черт культуры, касающихся преимущественно обыденной жизнедеятельности, бытовой культуры. Она включает обычаи, ценности, орудия труда, постройки, одежду, пищу, средства передвижения, виды народного искусства. Этническая культура – это культура людей, связанных между собой общностью происхождения и совместно осуществляемой хозяйственной деятельностью. Если этнос составляет социокультурную общность, то нация обозначает территориальное, экономическое, лингвистическое и психологическое объединение людей, имеющих политическую организацию. Нередко в структуру национальной культуры входит несколько этнических. Например, американская национальная культура включает ирландскую, итальянскую, немецкую, китайскую, японскую, мексиканскую, русскую и другие этнические культуры. Национальная культура не сводится к механической сумме этнических культур. Она имеет нечто сверх того: собственные черты, возникшие тогда, когда представители этносов осознали свою принадлежность к новой нации, территории расселения, общенациональному языку, традициям и символам. Поскольку общество состоит из множества групп, например, демографических, профессиональных, постепенно у каждой из них формируется собственная культура, т. е. формы деятельности, система ценностей и норм поведения. Такие подсистемы культуры называют субкультурами (см. № 3 на рис. 1). Примером могут служить городская и сельская субкультура, молодёжная субкультура, субкультура детства, объединения ролевиков, хиппи, рокеров, байкеров и т. д. Это часть общей культуры нации, в отдельных аспектах отличающаяся от целого (например, в их месте в мире, а значит, и доминирующей деятельности, во взглядах на жизнь, манерах поведения, причёске, одежде, обычаях), но в главных чертах согласующаяся с доминирующей культурой. Среди субкультур выделяют контркультуры, которыене просто отличаются от доминирующей культуры, но противостоят ей, находятся в конфликте с господствующими ценностями. Ядром любой культуры является личность (см. № 4 на рис. 1). Но исходную точку культуры следует искать не внутри физической или психической структуры человека как такового, а в межчеловеческом взаимодействии. В XIX веке с возникновением социальной антропологии человека стали рассматривать как биосоциальный феномен, в котором сочетаются два начала: природное и социальное. В качестве примера можно вспомнить случаи, когда дети в раннем возрасте попадали в силу ряда обстоятельств в естественно-природные условия и на долгое время были изолированы от социального влияния себе подобных, не испытывая воспитательно-образовательного воздействия со стороны человеческого общества. В результате в структуре их психики происходили необратимые процессы, и приобщить их к полноценной человеческой жизни было трудно, либо практически невозможно. С одной стороны, человек – продукт общественных отношений, существующих объективных обстоятельств, а с другой – субъект их изменения, активный, творческий преобразователь. Таким образом, центральным звеном культуры является отдельная личность. При этом необходимо различать понятия: индивид – индивидуальность – личность. Индивид – это человек, один из многих, первоатом общества, т. е. отдельный представитель какого-либо социального целого. Индивидуальность – это неповторимость человека, которая может быть как врождённой, так и приобретённой. Личность же выражает себя в продуктивной деятельности, через которую воплощаются её творческие возможности, умения, навыки. Личности присущи следующие качества: разумность, ответственность, воля, свобода, личное достоинство и совесть. Личность имеет сложную структуру, в которую принято включать потребности, интересы, цели, идеалы, черты характера и т. д. Особое значение приобретает система ценностей, ведь именно их совокупность и является культурой, поэтому духовное измерение личности неразрывно связано с ней. 2. По характеру в структуре культуры выделяются две области: специализированная и обыденная культура (за основу взята модель Э. А. Орловой[19]). В рамках каждой из них представлены три блока: организационный, познавательный и трансляционный (табл. 1). Таблица 1 Специфика специализированной и обыденной культуры
Данная модель позволяет выявить соотношение универсальных и специфичных характеристик в строении определённой культуры. Обыденную культуру человек осваивает в процессе повседневного общения, т. е. через семью, друзей, одноклассников, соседей и т. д., через образцы деятельности, поведения, оценивания, обычаи и нравы. Процесс овладения обыденной культурой называется в науке социализацией и инкультурацией личности. Через тесные спонтанные контакты люди овладевают знаниями, навыками и стереотипами поведения, которые в дальнейшем служат базой для приобщения к специализированной культуре. Взрослый человек практически всегда включён одновременно в профессиональную деятельность и в повседневную жизнь, он является носителем и той, и другой культуры. Обыденная культура обычно не получает институционального закрепления, это часть повседневной реальности. Она нередко ограничена домом, районом, межличностными отношениями. Специализированная культура охватывает дальнее окружение человека и связана с формальными отношениями и институтами. Здесь люди проявляют себя как носители социальных ролей и представители больших групп. В связи с этим пространство культуры можно разделить на приватное, публичное и промежуточное. Примером приватного пространства выступает домашняя среда. Она обычно воспринимается как место, где можно отдохнуть от правил поведения и многих социальных норм. В публичном пространстве (театр, музей, ресторан, научная конференция и т. д.) человек в максимальной степени следует культурным условностям. В промежуточную зону может попасть, например, рабочее место или университет. Там существуют как неформальные отношения, дружеские, личные, так и официальные, служебные. Это область длительных и кратковременных отношений, пересечения больших и малых социальных групп, знакомых и незнакомых людей, а таким образом, обыденной и специализированной культур. 3. Культура представляет собой сверхсложную систему, в которой можно выделить два вида: материальную и духовную культуру. Следует сразу заметить, что данное структурирование – лишь методологический приём, в действительности же эти виды культуры тесно взаимосвязаны. Тем не менее традиционное деление целостности культуры на эти два вида удобно в познавательном плане, при этом каждый из них включает в себя структурные элементы, обладающие своей спецификой и в то же время несущие в себе качественные характеристики целого (см. рис. 2). Материальная культура – этовоплощение материализованных человеческих потребностей; включает все материальные артефакты, созданные человечеством, которые представляют собой реализацию системы идей. Сюда относятся физические объекты, созданные руками человека: орудия труда, жилища, сооружения, предметы быта, новые разновидности растений и породы животных, средства коммуникации и сам человек в своей материальной, физической сущности.
Рис. 2. Виды и структурные элементы культуры Зарождение культуры связано с вещами, орудиями, которыми человек воздействовал на окружающий мир. Животные также могут использовать различные природные предметы в процессе добычи пищи, но только человек оказался способен на создание новых предметов, расширяющих его возможности для удовлетворения своих потребностей. Этот созидательный процесс имел важные последствия. Действия с вещами требовали понимания их внутренних свойств, причин и возможных последствий собственных действий и многого другого, без чего невозможно выживание человека в мире. Необходимость же в таком понимании постепенно развивает абстрактно-логическую деятельность сознания, мышление. Вместе с совершенствованием предметного мира видоизменялись и условия жизни, развивалось познание окружающей среды, усложнялись отношения между людьми, и материальная культура всё более переплеталась с развивающейся духовной культурой, составляя системную целостность. Духовная культура включает явления, связанные с сознанием, интеллектуальной и эмоционально-психологической деятельностью человека (язык, обычаи, традиции, искусство, мифологию, религию, мораль, право, науку и т. д.). Это богатая и разнообразная сфера, в которой можно обнаружить всё, начиная от эмоционального мира отдельного человека и заканчивая религиозно-философскими системами, произведениями искусства и научными открытиями. Каждая вещь, созданная людьми, включает в себя их цели, идеи, знания. Это тоже результат деятельности человека, но сотворённый не руками, а скорее разумом, духом. Творческая деятельность в духовной культуре ведёт к тому, что она становится особым духовным миром, созданным силой человеческой мысли, который несравненно богаче реального мира. Рядом с образами наблюдаемой действительности в нём существуют мифические духи и боги, литературные герои, потусторонние миры и т. п. И хотя этот мир наполнен вымыслами, он существует по своим собственным законам и оказывает воздействие на реальную жизнь. Духовная культура чутко реагирует на внешние воздействия. Она улавливает малейшие изменения в жизни людей и отзывается на них собственными переменами. Итак, мы рассмотрели, что человек по своей природе существо духовно-материальное, его деятельность распространяется в обеих сферах: он создаёт и потребляет пищу, одежду, жилища, технику, но в то же время он создаёт художественные ценности, формирует нравственные идеалы, делает научные открытия. Жизнь людей протекает одновременно в мире вещей (культура производства, культура быта, физическая культура) и в мире идей (мифология, религия, искусство, мораль, право, наука), о которых пойдет речь в следующих главах учебного пособия. Эти два мира неразрывно связаны и в совокупности составляют «вторую природу», т. е. собственно культуру. Теперь необходимо выяснить, какие функции выполняет культура в обществе.
Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 500; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |