Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Нормативный учет и анализ отклонений




Резюме

Трудности планирования объема продаж

 

Как уже отмечалось, подготовка бюджета продаж — отправная точка во всем процессе составления общего бюджета. Объем продаж и его товарная структура предопределяют уровень и общий характер дея­тельности организации.

Почти у всех организаций бюджет продаж является наиболее сложным этапом в процессе планирования. Это связано с тем, что объем продаж и, следовательно, выручка от них определяются нe столько про­изводственными возможностями организации, сколько возможностями сбыта на реальном рынке, который подвержен влиянию неконтролируе­мых факторов, часто с большой долей неопределенности.

Перечислим некоторые из этих факторов:

• деятельность конкурентов;

• общее положение на национальном и мировом рынках;

• стабильность поставщиков и покупателей;

• результативность рекламы и средств содействия;

• циклические, сезонные и другие случайные колебания;

• политика ценообразования;

• рентабельность продукта.

Существуют две основные оценки, лежащие в основе бюджета продаж:

1. Статистический прогноз на основе математического анализа об­щеэкономических условий, конъюнктуры рынка, кривых роста производ­ства и т.п.

2. Экспертная оценка, полученная путем сбора мнений управляю­щих и персонала отдела сбыта. В некоторых организациях персонал по сбыту оценивает сбыт каждого товара каждому из клиентов, в других — региональные управляющие оценивают общие объемы продаж в целом по своему региону.

Обе оценки имеют достоинства и недостатки. Практика показыва­ет, что ббльшая часть крупных корпораций использует комбинацию этих оценок.

Многие компании прибегают к сложным методикам, например регрессионному анализу, анализу «выпуск/затраты» в экономической модели.

 

В данном разделе планирование представлено как одна из важ­нейших функций управления, описаны два основных типа деятельности по планированию, которые являются частью процесса управленческого контроля. Первый — программирование — процесс принятия решений по основным принимаемым программам, он включает в себя разработку долгосрочных планов. Второй—это разработка смет (бюджетов)— процесс планирования деятельности всей организации на последую­щий период, обычно год. Освещены основные принципы и последова­тельность подготовки общего бюджета, цели и разработка сметы (бюджета) денежных средств, организация исполнения бюджетов и смет в системе управленческого контроля.

Организации составляют планы двух основных типов: 1) программ­ные, охватывающие несколько лет и включающие основные программы; 2) бюджетные, которые разрабатываются, как правило, на один по­следующий год. Бюджеты используются как средство подготовки и коор­динации планов, доведения этих планов до ответственных за их выпол­нение лиц, стимулирования менеджеров на всех уровнях организации, в качестве средства контроля текущей деятельности, а также в качестве нормативной базы для последующего сравнения с фактическими пока­зателями в целях контроля затрат и управления ими.

Общий бюджет представляет собой скоординированный по всем подразделениям и функциям план работы для организации в целом. Он состоит из двух основных бюджетов — оперативного и финансового. От­правной точкой подготовки общего бюджета является бюджет продаж. Большая часть других бюджетов базируется на информации, зафикси­рованной в этом бюджете.

Смета (бюджет) денежных средств трансформирует доходы и рас­ходы в поступления и выплаты наличных средств, облегчая тем самым финансовое планирование и формируя данные для подготовки прогноз­ных финансовых отчетов

Приложение 1. Хозяйственная ситуация

 

Данная хозяйственная ситуация рассматривается в разделе 5.

Приложение 2. Домашние упражнения

Задания

1. Компания подготовила бюджет денежных средств за ноябрь. Известна информация, касающаяся запасов товаров:

Определите все оценочные выплаты в ноябре по закупкам.

2. Есть следующая информация:

Определите оценочную сумму средств, которую необходимо занять. Мо­жет быть, она окажется достаточной для выплат займов и процентов.

3. Бюджет производства. Прогноз компании по продаже дверей для гаражей на 19Х2 г.:

Прогноз продаж на январь 19Х3 г. — 50 000 дверей. Начальные запасы на 1 января 19Х2 г. составили 15 000 дверей. Компания придерживается такой политики, что минимальный уровень запасов должен равняться 15 000 шт., а максимальный — половине количества продаж следующего месяца Макси­мальная производительность составляет 65 000 дверей в месяц.

Подготовьте бюджет производства на 19Х2 г. с указанием количества две­рей, которое необходимо производить ежемесячно. Какое количество дверей будут составлять конечные запасы готовой продукции 31 декабря 19Х2 г.?

4. Бюджет закупки/использования материалов.

Бюджет продаж на первые пять месяцев 19Х3 г. для одной произ­водственной линии компании «Артур» выглядит следующим образом:

Запасы готовой продукции на конец каждого месяца должны быть равны 25% продаж, предполагаемых в следующем месяце. На 1 января на складе было 2700 шт. этого вида продукции. На конец месяца незавершенного про­изводства не остается. Для производства единицы продукции требуются два типа материалов в следующих количествах:

В конце каждого месяца на складе должно быть материалов в количест­ве, равном половине потребностей следующего месяца. Это требование было выполнено на 1 января 19Х3 г.

Подготовьте бюджет, показывающий количество материалов каждого типа, которые необходимо приобретать каждый месяц в I кв. 19Х3 г.

5. Бюджеты производства и затрат труда.

Компания «Сигма» производит и продает художественные рамки для свадебных и других фотографий по торжественным случаям. Контролер Андерсон отвечает за подготовку общего бюджета компании. В его распоряжении есть информация за 19Х5 г.:

Связанные с заработной платой затраты включают также: а) 25 ДЕ за 1 час — в Пенсионный фонд; б) 10 ДЕ за 1 час—компенсация страхования рабочих; в) 40 ДЕ за 1 час — медицинское страхование; г) налоги в фонд со­циального страхования.

Предполагается, что на 1 января 19Х5 г. ставки налога в фонд социаль­ного страхования равны 7% для предпринимателя и 6,5% для служащих. Все затраты, оплачиваемые компанией для служащих, рассматриваются как прямые трудозатраты.

В компании существует трудовой договор, который предусматривает увеличение часовой тарифной ставки до 9,00 ДЕ с 1 апреля 19Х5 г. Новые, более производительные станки установлены и будут полностью задейство­ваны с 1 марта 19Х5 г.

Компания «Сигма» рассчитывает к 31 декабря 19Х4 г. иметь на складе 16 000 рамок. Она придерживается такой политики, что запасы на конец ме­сяца должны быть равны 100% продаж следующего месяца плюс 50% про­даж следующего за ним месяца.

Подготовьте бюджет производства и бюджет затрат труда для компании «Сигма» за I кв. 19Х5 г. и на каждый месяц внутри него. Оба бюджета можно объединить в одной таблице. Бюджет трудовых затрат должен включать все элементы прямых затрат труда в часах и в денежном выражении.

6. Обобщающий бюджет. Известна следующая информация о положении дел в фирме:

Текущих обязательств на 30 сентября нет.

Объем продаж в кредит составляет 25% общего объема продаж (75% за наличные или через банк). Предполагается, что вся задолженность по про­дажам в кредит будет погашена в течение 30 дней со дня продажи. На 30 сентября на счетах к получению будет отражен результат от продажи в кредит за сентябрь (25% от 40 000 ДЕ).

Валовая прибыль составляет в среднем 30% объема продаж. Фирма рас­сматривает скидки по закупкам в отчете о прибылях и убытках как «другие расходы».

Расходы: заработная плата и жалованье служащих составляют в сред­нем 15% ежемесячных продаж; аренда помещений — 5%; все другие расхо­ды, за исключением амортизации, — 4%. Предполагается, что выплаты по всем этим расходам осуществлялись каждый месяц. Затраты на амортиза­цию составляют 1000 ДЕ ежемесячно.

Закупки: фирма поддерживает свои запасы на уровне не менее 30 000 ДЕ. Политика фирмы — закупать ежемесячно дополнительные запасы това­ров в количестве, необходимом для обеспечения объема продаж следующе­го месяца. Условия закупок: 2/10, n /30. Предполагается, что все платежи осу­ществляются в месяц закупки и используются все скидки.

Принадлежности: в октябре на них расходуется 600 ДЕ, в ноябре на эти цели выделяется 400 ДЕ.

Предполагается, что минимальное сальдо, поддерживаемое на счете «Денежные средства», должно составлять 8000 ДЕ. Предполагается также, что все займы делаются в начале месяца, а все выплаты — в конце месяца, определенного для возврата. Кредиты возвращаются, когда для этого на­коплены достаточные средства. Проценты выплачиваются только во время возврата основной суммы кредита. Процентная ставка—18% годовых. Ру­ководство фирмы не хочет занимать средств больше, чем это необходимо, и намеревается возвращать так скоро, как сможет.

Подготовьте бюджеты, приведенные ниже (заполните таблицы).

А. Бюджет ежемесячных поступлений денежных средств:

Б. Объем закупок составляет 70% от объема продаж следующего месяца. Бюджет ежемесячных выплат по закупкам:

В. Бюджет ежемесячных операционных (текущих) расходов:

Г. Бюджет общих ежемесячных выплат:

 

Д. Бюджет поступлений и выплат денежных средств:

Е. Предполагается, что сумма займа должна быть кратна 1000 ДЕ. Финансовые потребности:

Ж. Составьте прогнозный отчет о прибылях и убытках за IV кв. и прогноз­ный бухгалтерский баланс на 31 декабря.

3. В этой задаче были допущены определенные упрощения.Какие ус­ложняющие факторы встречаются в реальном бизнесе?

 

Приложение 3. Вопросы для самопроверки

1. Какой текущий бюджет является отправной точкой в процессе разра­ботки общего бюджета?

а) бюджет расходов по продаже (коммерческих расходов); б) бюджет продаж; в) бюджет производства; г) бюджет закупки/использования мате­риалов.

2. Какой текущий бюджет должен быть подготовлен, чтобы можно было оценить количество материалов, которое необходимо закупить:

а) бюджет коммерческих расходов; б) бюджет продаж; в) бюджет произ­водства; г) бюджет закупки/использования материалов.

3. Детализированная схема предполагаемых производственных затрат, отличных от прямых материальных затрат и прямых затрат труда, которые должны иметь место для выполнения плана производства в будущем перио­де, есть:

а) бюджет общепроизводственных расходов; б) общий бюджет; в) бюд­жет капитальных затрат; г) бюджет общих и административных расходов.

4. Бюджет денежных средств должен быть подготовлен до того, как один из следующих документов может быть разработан:

а) прогнозный отчет о прибылях и убытках; б) бюджет капитальных за­трат; в) бюджет продаж; г) прогнозный отчет о финансовом положении (бух­галтерский баланс).

5. Из бюджета продаж корпорации следует, что в октябре рассчитывают продать 12 500 ед. продукта А и 33100 ед. продукта В. Продажная цена про­дукта А составляет 22,4 ДЕ, а продукта В — 32 ДЕ. Отдел продаж получает 6% комиссионных от продажи продукта А и 8% — от продажи продукта В.

Сколько комиссионных планируется в бюджете получить от продажизамесяц?

а) 106 276 ДЕ; б) 101 536 ДЕ; в) 84 736 ДЕ; г) 92 436 ДЕ.

6. Компания продала товары на сумму 134 000 ДЕ в июле; на сумму 226 000 ДЕ в августе и на сумму 188 000 ДЕ в сентябре. Из опыта поступле­ния денег за проданные товары известно, что 60% средств от продаж в кре­дит поступает на следующий месяц после продажи; 36% — во втором меся­це, 4% — не будет получено совсем.

Сколько денег получено от продаж в кредит в сентябре?

а) 183 840 ДЕ; б) 194160ДЕ; в) 226 000 ДЕ; г) 188 000 ДЕ.

7. Что является наилучшей основой для оценки результатов деятельно­сти за месяц?

а) ожидаемое выполнение за месяц (бюджетное); б) фактическое выпол­нение за тот же месяц в предыдущем году; в) фактическое выполнениеза предыдущий месяц.

8. Правильны ли следующие утверждения?

а) наиболее эффективный способ прогнозирования объема продаж — использование данных о продажах в прошлом году с добавлением скромно оцененного увеличения (да; нет); б) наиболее общим ограничением бюджет­ного объема операций является производственная мощность (да; нет).

9. В процессе подготовки оперативного бюджета последним шагом обычно является подготовка прогнозного:

а) отчета о прибылях и убытках; б) бухгалтерского баланса; в) отчета о движении денежных средств; г) ни одного из названных выше.

10. Количество материалов, которое необходимо закупить, будет равно бюджетному количеству использованных материалов:

а) плюс запланированные конечные запасы материалов и минус началь­ные их запасы; б) плюс начальные запасы материалов и минус запланированные конечные их запасы; в) оба вышеназванных утверждения справед­ливы; г) ни одно из них не верно.

11. Компания имеет начальные запасы определенного товара 20 000 ед. В конце бюджетного периода она планирует конечные запасы 14 500 ед. это­го товара и произвести 59 000 ед.

Планируемый объем продаж составляет:

а) 53 500 ед.; б) 64 500 ед.; в) 59 000 ед.; г) ни одно из перечисленных количеств.

12. Фабрика желает сократить свои запасы определенного вида основ­ных материалов на 40%. Запасы этого вида материалов в начале бюджетно­го периода составляют 120 000 галлонов. Фабрика планирует произвести 84 000 ед. продукта. На каждую единицу требуется 2,5 галлона основных ма­териалов данного вида.

Сколько этих материалов необходимо закупить в течение бюджетного периода?

а) 138 000 галлонов; б) 258 галлонов; в) 6400 галлонов; г) ни один из перечисленных ответов не верен.

13. Корпорация начала свою деятельность в 19Х0 г. Доступна следую­щая информация:

Все товары продавались по цене, которая на 40% выше затрат на их при­обретение. Предполагается, что все продажи осуществляются в кредит, а все деньги будут получены.

Какое сальдо будет на счете «Счета к получению» на 31 декабря 19Х0 г.:

а) 50 000 ДЕ; б) 192 000 ДЕ; в) 250 000 ДЕ; г) 290 000 ДЕ.

14. В течение бюджетного периода производственная компания рассчиты­вает продать продукции в кредит на сумму 219 000 ДЕ и получить 143 500 ДБ. Предполагается, что других поступлений денежных средств не ожидается, об­щая сумма платежей в бюджетном периоде составит 179 000 ДЕ, а сальдо на счете «Денежные средства» должно равняться минимум 10 000 ДЕ.

Какую сумму необходимо дополнительно привлечь в бюджетном периоде?

а) 45-500 ДЕ; б) 44 500 ДЕ; в) 24 500 ДЕ; г) ни один из перечисленных ответов не верен.

 

5.1. Понятие нормативных затрат и система «стандарт-пост»

 

Система «стандарт-кост» — инструмент управления для планиро­вания затрат и контроля за ними. Она может использоваться и при позаказном, и при попроцессном методах калькулирования себестоимости. Когда организация применяет «стандарт-кост», все затраты, влияющие на счета запасов и себестоимость реализованной продукции, выступают как нормативные (стандартные), или предопределенные, а не факти­ческие. Вместе с анализом поведения затрат и анализом «затраты — объем — прибыль» нормативные затраты обеспечивают в учетной сис­теме основу для контроля бюджетов.

Система нормативных (стандартных) затрат служит для оценки де­ятельности отдельных работников и компании в целом, подготовки бюд­жетов и прогнозов, помогает принять решение об установлении реаль­ных цен. Эта система широко используется во всем мире практически всеми производственными компаниями. Основные цели и результаты их ранжирования для системы «стандарт-кост» в разных странах представ­лены в таблице.

 

Нормативные затраты представляют собой тщательно рассчи­танные предопределенные затраты, которые обычно выражаются в рас­чете на единицу готовой продукции.

Нормативные затраты включают три элемента производственных затрат:

• прямые материальные затраты;

• прямые затраты труда;

• общепроизводственные расходы.

Несмотря на некоторую схожесть, следует различать учет норма­тивных материальных затрат и учет накладных расходов по нормативам. Нормативные затраты основаны на инженерных оценках и расчетах, прогнозных данных о потреблении, изучении трудовых операций, зави­сят от типа и качества используемых материалов. Нормативы накладных расходов основаны на более простых предположениях — на базе данных о прошлых затратах.

Между понятиями «нормативные затраты» и «бюджетные затра­ты» концептуальной разницы нет. Теоретически они определяются оди­наково. Но на практике, как правило, термин «нормативные затраты» от­носится к единичному законченному продукту, а «бюджетные затра­ты» — к общему их количеству.

Еще одним преимуществом использования системы «стандарт-кост» является экономия на ведении учетных записей. На первый взгляд может показаться, что использование нормативов требует больших за­трат на ведение учета по сравнению с системой фактических издержек. На самом деле применение нормативов затрат упрощает ведение учета. Например, все индивидуальные данные о материале за месяц можно просуммировать и одной проводкой списать с кредита счета «Запасы материалов». Аналогично нет необходимости каждому рабочему фикси­ровать время, затраченное на каждую операцию. Все нормативные пря­мые трудозатраты определены заранее.

При использовании системы «стандарт-кост» дополнительные за­траты возникают лишь при установлении индивидуальных нормативов. Как правило, эти затраты незначительны. Многие нормативы применя­ются месяцами или даже годами без изменений. Только существенные изменения, такие, как изменение конструкции изделия, освоение нового изделия, вызывают необходимость пересмотра нормативов. Ценовые составляющие нормативных затрат обновляются, как правило, ежегодно или чаще для того, чтобы можно было отразить влияние инфляции и дру­гих факторов на цены приобретаемых материалов или стоимость рабочей силы. Пересмотр нормативов общехозяйственных расходов осуще­ствляется в большинстве организаций независимо от того, применяется система «стандарт-кост» или нет.

Учет затрат по нормативам (стандартам) представляет собой целостную концепцию. Если ее применяют в полном объеме, то все дан­ные о фактических производственных затратах замещаются норматив­ными (стандартными) значениями. Такие счета, как «Запасы материа­лов», «Незавершенное производство», «Запасы готовой продукции» и «Себестоимость реализованной продукции» (и по дебету, и по кредиту) ведут с использованием нормативных, а не фактических затрат. Бухгал­тер ведет отдельные счета фактических затрат, чтобы в конце учетного периода сравнить их с нормативными. Разница между нормативными и фактическими затратами называется отклонением. Если обнаружива­ется отклонение, бухгалтер должен выяснить причину его происхожде­ния. Этот процесс, известный как анализ отклонений, эффективный инструмент контроля затрат и всей системы управления.

Нормативные затраты на единицу производственного продукта состоят из шести элементов:

1. Нормативная цена основных материалов.

2. Нормативное количество основных материалов.

3. Нормативное рабочее время (по прямым трудозатратам).

4. Нормативная ставка прямой оплаты труда.

5. Нормативный коэффициент переменных общепроизводствен­ных расходов.

6. Нормативный коэффициент постоянных общепроизводствен­ных расходов.

Для организаций, оказывающих услуги, применяются только по­следние четыре, так как эти организации не используют сырье и матери­алы в своих операциях.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 856; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.