Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопрос 65. Единство знания и проблема критериев выбора теорий




По Куну существует 5 стандартных критериев выбора теории:

1. Точность: следствия, выводимые из теории должны соответствовать результатам соответствующих экспериментов и наблюдений.

2. Непротиворечивость: внутренняя и с другими теориями, применимыми в близких областях.

3. Область приложения: следствия Т должны распространяться за пределы частных наблюдений, на которые она первоначально ориентирована.

4. Простота: Т должна вносить порядок в явления, которые в ее отсутствии были изолированы друг от друга и составляли спутанную совокупность.

5. Плодотворность: Т должна открывать новые горизонты исследования.

Эти критерии используемые вместе могут приходить в противоречие. Их вес может меняться.

На это влияет:

· критерия разделяемые группой ученых и субъективными факторами каждого

· т.н. “макисмы”, типа “семь раз отмерь, один - отрежь”.

· ценности, норы, традиции общества. различные области творческой деятельности имеют различный набор ценностей.

 

Вопрос 66. Многообразие ценностных ориентаций науки как социального института.

Наука - вид социальной деятельности. Это не индивидуальная деятельность.

В этой связи вопрос можно рассматривать в трех аспектах:

1. На социальном уровне: ценность науки как специфического вида деятельности для общества. Специфичность его в ориентации на истинное знание (на все виды экспертиз). Истинное - объективное - непротиворечивое - полное - простое знание. Эти критерии выражают ценности, на которые ориентируется наука в глазах общества.

2. На социальном уровне - ценностные моменты в научном сообществе. Важна идентификация друг другом членов научных групп. Интеллектуальная скромность, бескорыстие, бесстрастность, независимость, объективность, критичность (к авторитетам), открытость для критики. Вебер отметил, что всем этим критериям можно приписать противоположные значения. Независимость и коллегиальность, критичность - уважение. Две ступени идентификации: свои и не чужие.

3. Личностные ценности в науке. Существует масса теорий - теория мотиваций Маслоу. Теория успеха как двигателя всего.

Джемс - формула счастья = успех/притязания. Толстой читал ее так - дробь, в которой в числителе то, что говорят о тебе другие, а в знаменателе то, что ты думаешь о себе сам.

Но успех успеху рознь:

- успех как просто признание

- успех как признание у значимых других

- успех как преодоление (могу ли я?)

- успех как самопреодолнние (могу ли я это еще лучше?)

- стремление к успеху как призвание

Роль этих ценностных ориентаций в науке:

1. Функция социального контроля (отличить ученого от неученого)

2. организация научных коммуникаций

3. избирательность научной деятельности

4. Сплачивание научного сообщества

Таким образом ценностные ориентации в науке важны как на социальном так и на личностном уровнях.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 743; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.