Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопрос 67. Сциентизм и антисциентизм




С - мировоззренческая позиция, в основе которой лежит представление о научном знании, как о наивысшей культурной ценности и достаточном условии ориентации человека в мире. идеалом для С выступает не всякое научное знание, а результаты и методы естетсвенно-научного познания. Представители С исходят из того, что этот тип знания аккумулирует в себе наиболее значимые достижения всей культуры, что он достаточен для обоснования и оценки всех фундаментальных проблем человеческого бытия.

Утверждается С в конце 19 века. Причем одновременно возникает и АнтиС. Последний подчеркивает ограниченность возможностей науки, а в своих крайних формах, толкует ее как силу чуждую и враждебную подлинной сущности человека. Противоборство С и АС принимает особенно резкий характер в условиях НТР. С одной стороны НП открывает все более широкие возможности преобразования природной и социальной деятельности, с другой - социальные последствия развития науки оказываются далеко не однозначными и ведут к обострению противоречии общественного развития. Именно противоречивый характер социальной роли науки и создает питательную почву для С и АС. При этом С выдвигает науку в качестве абсолютного эталона всей культуры, тогда как АС возлагает на научное знание ответственность за социальные антагонизмы. Конкретными проявлениями С служит концепция науки, развитая в рамках современных школ неопозитивизма, технократических тенденций, пытающихся развивать социальное познание строго по образу естественных наук.

 

Современный мир сформировался в ряде факторов, основной из которых Научно-Технический Прогресс (НТП).

Основные особенности современного мира определяются НТП.

НТП - как основа современной цивилизации. Ему всего 300-350 лет. Именно тогда возникла индустриальная цивилизация. НТП пропитывает всю цивилизацию (деятельность, жизнь людей). Все связано с НТП, даже культура (создана индустрия размножения продуктов культуры). Следующая цель - видимо - эмоции.

НТП вещь двоякая: у него есть как положительные, так и отрицательные черты. Положительные - улучшение комфорта, отрицательные - экологические (комфорт à экологический кризис) и культурные (развитие средств общения à нет необходимости непосредственного контакта).

Отношение к нему тоже двоякое: несмотря на усиленное развитие НТП, на уровне культуры нет подобного роста. Даже, напротив, есть полярность. Одни говорят, что наука хорошо, другие - плохо.

45 % в Англии наука - больше добра (Сциентизм (СЦ));

38 % - уравновешено.

11 % - больше зла (Антисциентизм (АСЦ)).

 

2. Сциентизм - мировоззренческая ориентация, восславляющая НТП.

Антисциентизм - мировоззренческая ориентация, упрекающая науку за то, что она не может ответить на фундаментальные вопросы человеческого бытия.

Когда говорят о СЦ или о АСЦ, говорят о:

1)выражении СЦ или АСЦ в области истолкования социальной жизни;

2)в области познания.

СЦ) В 50-70 годы создано много концепций о будущем НТ развитии общества (Г. Кан, З. Бжезинский, “Новая технократическая волна на Западе”, Москва, 1986, Прогресс). Там статья “Телематическое Общество” (полезно).

В журнале США за 1987 год статья “3 волна” (О. Тоффлер):

1 волна - связана с началом оседлых форм жизни (земледелия);

2 волна - с возникновением индустриального общества (300-350 лет назад).

3 волна - США, З. Европа, Япония (связана с новыми источниками энергии, демассификацией производства и средств информации). Новый образ жизни, новый способ производства, новая семья.

АСЦ) С Ж.Ж. Руссо ведется активная критика СЦ (усиление технократизма и рационализма). С 60-70 новая тенденция, основанная на экологическом принципе (Прогнозы Римского клуба). В наше время критика идет на этих двух принципах вместе. Наука не выполняет той просветительской деятельности, которую ждали ранее. Мировоззренческое значение науки не волнует в должной степени ни церковь, ни людей, ни самих ученых. В этом плане наукой не интересуются государственные структуры, их интересуют экономические вопросы, связанные с наукой.

В качестве культурного явления наука утратила свои позиции, оставаясь просто основой современной цивилизации.

СЦ и ФСЦ в области познания -гносеологический.

Основные тезисы СЦ:

1) все проблемы познания могут быть решены с помощью науки.

2) под Н. понимается комплекс точных наук (Ф., Мат., Химия).

Основные тезисы АСЦ - противоположные.

Философским выражением являются:

для СЦ - неопозитивизм;

для АСЦ - экзистенционализм.

Вопрос 68. Классическая и неклассическая наука. особенности стиля мышления в науке 20 века.

Под классической наукой понимается наука 17-19 веков.

Под некласической наукой понимаются новые веяния 20 века.

 

Для традиционной классической научной деятельности характерны следующие особенности:

- предмет исследования - макромир.

- изучаемая модель имеет какой-либо прообраз в реальном мире

- представления носят однозначный характер, описания - причинно-следственный характер

- отрасли классической науки обособлены друг от друга, сама наука обособлена от других сфер деятельности

- в научных описаниях классическая наука стремиться избегать субъективности, научные суждения подвергаются экспериментальной проверке.

 

В неклассической науке:

- предмет познания - не только макромир, но и мега и микромиры

- объект не поддается непосредственной наглядной интерпретации

- модель предстает не прообразом, а одним из аспектов раельности

- мир предстает вероятностным (вместо причинно-следственой связи), в ход идут другие детерминации - функциональные, структурные, системные, вместо объективности - субъективность

- научная деятельность не носит обособленный характер

- модели - ненаблюдаемые, или в лучшем случае частично

 

Возникает вопрос: является ли неклассическая наука наукой, рациональна ли она?

Рациональное в понимании классической науки - это то, что закономерно, что поддается описанию, что необходимо. Т.е. случайность - иррациональна, субъективное - иррационально, противоречие - один из признаков иррационального. Получается, что неклассическая наука с точки зрения классической иррациональна.

 

Классическая рациональность восходит к идее разумности (рационально - то, что разумно, при этом разум понимается как нечто имеющее постоянную природу и носящее богоподобный характер. Разум проявляет себя в рассуждении, умозаключении, т.е. логике. Этот разум находится в основе природы, человека и т.п.. В той степени, в которой природа разумна - она рациональна).

В 20 веке все эти идеалы рациональной разумности претерпели массу изменений.

Это связано с событиями происходившими в 20 веке - войнами, техногенными катастрофами. Человеческая разумность попала под серьезное подозрение: насколько она соответствует миру, насколько это представляет ценность.

Выяснилось, что человеческий разум обладает значительной долей иррациональности (Фрейд). Для человеческой культуры и следовательно науки оказались важными такие иррациональные явления как нонсенс, абсурд и пр.. Вообще в 20 веке сложилась традиция мизологии (ненависти к разуму и его претензиям, отрицание разума). Пришли к ому, что научное - это не только логически рациональное и непротиворечивое, это также и психика и чувства.

Было утверждено, что идея рациональности не исчерпывается идеей разумности. Рациональность не исчерпывается лишь наукой, она есть и в искусстве и в религии.

Что же есть рациональность? Идея рационального оказалась вполне соотносима с идеей эффективности. Идея эффективности: эффективность - это соответствие результатов какой-либо деятельности преследуемой цели - это отношение результатов к затратам - отношение преследуемой цели к реальным потребностям. Цели можно сократить, но роль цели для психики очень важна.

В современном понимании:

- рациональность - то, что позволяет справляться с проблемами

- то, что позволяет в максимальной степени достичь результатов

- то, что экономит средства

Это приводит к тому, что рациональное - технологическое содержание человеческого мышления, значит можно говорить о рациональности человеческого повеления. Идея рациональности зависит от цели человеческой деятельности, используемых средств. В этом смысле рациональность носит также исторический характер, и следовательно универсальной рациональности не существует.

Но все же можно говорить по крайней мере о двух основных типах рациональности:

1. техническая рациональность (эффективность)

2. космос как единая целостность мира - рациональность единого, целостного.

В этом смысле техническая рациональность как эффективность является ограниченной, первичную роль играет рациональность как единое целое.

Проблема свободы встала впереди проблемы ответственности, как и должно было быть, но в 19 веке не было.


Вопрос 1. Космоцентризм и основные понятия античной философии(Космос, Природа, Логос, Эйдос, Душа) 1

Вопрос 3. Жизнь и философствования Cokpamа. 1

Вопрос 4. Учение Платона о бытии (проблема статуса идей-эйдосов) душе и познании. 3

Вопрос 5. Учение Аристотеля о причинах, материи и форме. 4

Вопрос 6. Эллинистическая философия (общая характеристика, основные школы и проблематика). 4

Вопрос 7. Бог, человек и мир в средневековой христианской философии. 5

Вопрос 8. Антропоцентризм и гуманизм в философской мысли Возрождения. 6

Вопрос 9. Рационалистическая метафизика 17 века (Декарт, Спиноза, Лейбниц) 7

Вопрос 10. Эволюция английского эмпиризма. 9

Вопрос 11. Социальная философия французского Просвещения. 10

Вопрос 12. Критическая философия Канта (задачи, основные проблемы и понятия). 12

Вопрос 13. Этическая теория Канта. 15

Вопрос 14. Система и метод философии Гегеля. 16

Вопрос 16 Сущность материалистического понимания истории К.Маркса. Общественно-экономические формации. 20

Вопрос 17. Позитивизм 19 в. (общая характеристика и эволюция). Позитивизм и наука. 22

Вопрос 18. Волюнтаризм А. Шопенгауэра (1788-1860 гг.) «Мир, как воля и представления». 23

Вопрос 19. Программа «переоценки всех ценностей и имморализм Фридриха Ницше (1844- 1900). 24

Вопрос 20. Психоанализ и философия неофрейдизма. 27

Вопрос 21. Э. Гуссерль и основные идеи феноменологической философии. 29

Вопрос 22. Экзистенциональная философия (основные положения, проблемы, понятия) 30

Вопрос 23. Современная философская герменевтика. Г. – Г. Гадамер. 32

Вопрос 24. П.Я. Чаадаев о российской истории и историософии. 35

Вопрос 25. Разработка идеологии славянофильства (А.С.Хомяков, И.В.Киреевский, К.С.Аксаков) 36

Вопрос 26. А.И. Герцен (1812 - 1870) как философ. 38

Вопрос 27. Ф.М. Достоевский о свободе и ответственности человека. 39

Вопрос 28. Религиозная философия B.C. Соловьева (общая характеристика и основные понятия) 41

Вопрос 29. Русская «философия всеединства» конца 19 - начала 20 вв. Знание и вера. 43

Вопрос 30. Экзистенционально-религиозная философия Н.А. Бердяева. Свобода и творчество. 44

Вопрос 31 Онтология, гносеология, аксиология, как основные разделы философии. 46

Вопрос 32. Категории как высшие роды бытия и ступени познания. 47

Вопрос 33. Проблема единства мира и пути ее решения. 48

Вопрос 34. Пространство и время. Субстанциональная и реляционная концепция пространства и времени. 49

Вопрос 35. Основные формы движения. Эволюция и революция. Прогресс и регресс. 52

Вопрос 36. Принцип детерминизма. Категории, причины и следствия. Причина и цель. 54

Вопрос 37. Понятие экосистемы. Глобальные экологические проблемы современной цивилизации. 56

Вопрос 38. Происхождение человека. Основные факторы антропосоциогенеза. 56

Вопрос 39. Человек и его место в мире. Проблема жизни и смерти в духовном опыте человечества. 57

Вопрос 40. Психика, мышление, сознание. Чувственные (ощущение, восприятие, представление) и интеллектуальные (понятие, суждение, умозаключение) компоненты сознания. 61

Вопрос 41. Бессознательное как психический феномен. Структура бессознательного. 61

Вопрос 42. Природа познавательного отношения. Субъект и объект познания. 63

Вопрос 44. Истина как цель познания. Классическое определение истины и пути его исторического развития. 64

Вопрос 45. Социальная философия и теоретическая социология. 66

Вопрос 46. Индивид, личность, индивидуальность. Свобода и ответственность личности. 66

Вопрос 47. Общественные отношения. 70

Вопрос 48. Эволюция средств коммуникации: устная, письменная, печатная и машинно-компьютерная форма слова и социальной информации. 71

Вопрос 49. Понятие ноосферы. 73

Вопрос 50. Социальный институт, его структура и функции. 74

Вопрос 51. Социально-экономические классы и структура общества. 74

Вопрос 52. Этнос и окружающая Среда. 75

Вопрос 53. Натуралистические представления в социальной философии геополитические доктрины. 76

Вопрос 54. Историософия 20 века. Основные подходы. 76

Вопрос 55. Роль научной рациональности в развитии общества. 77

Вопрос 56. Россия, Восток, Запад: диалог культур в современном мире. 78

Вопрос 57. Проблемы человека в современной культуре. 79

Вопрос 59. Средства и методы эмпирического познания. 79

Вопрос 60. Средства и методы теоретического познания. 79

Вопрос 61. Наука в системе культуры. 80

Вопрос 62. Современные концепции и модели развития науки и научного знания (неопозитивизм, Поппер, Кун, Лакатос, Фейерабенд, Холтон). 80

Вопрос 64. Понятия и виды объяснения и понимания. Соотношение понимающего и объясняющего подходов в различных науках. 83

Вопрос 65. Единство знания и проблема критериев выбора теорий. 84

Вопрос 66. Многообразие ценностных ориентаций науки как социального института. 84

Вопрос 67. Сциентизм и антисциентизм. 85

Вопрос 68. Классическая и неклассическая наука. особенности стиля мышления в науке 20 века. 86

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 834; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.