Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Цвет и место 3 страница




Итак, как я уже говорил, чисто для тренинга очень хорошо проработать монолог под разную музыку. При этом, конечно, имея какую-то одну тему, свою, главную. Все это так, есть только одно маленькое «но». Даже не «но», а просто «рабочий момент», от которого никуда не денешься. Прежде чем удастся найти эту самую необходимую музыкальную тему, придется потратить немало времени и сил. Я недавно сам с этим столкнулся, подбирая звуковое оформление к новому спектаклю. Ведь только в одном альбоме было порядка ста тридцати музыкальных тем. А таких дисков я отслушал, наверное, не один десяток. Сначала из каждого я выбирал то, что показалось более-менее подходящим, а потом прослушивал отобранное еще раз и тогда уже делал окончательный выбор. Работа кропотливая, но очень интересная.

Но, кстати сказать, вполне возможно, что в нашем случае подобрать не будет так уж сложно. Приступая к занятиям, ты будешь уже более-менее представлять, чего ты хочешь добиться, хотя бы общее направление, что-то, имеющее свою, вполне определенную эмоциональную окраску. И если выбираешь отрывок или монолог уже определенного уровня, содержащий энергетику (а наш «тренировочный» материал, как мы уже договорились, должен быть именно таким), тебе к нему и музыка нужна будет соответственная. Наверняка помогут сориентироваться и личные пристрастия, и, может быть, где-то увиденный пример.

Многое зависит еще и от того, как наш с вами монолог видит каждый конкретный человек. Один считает «Быть или не быть» философским размышлением, и соответственно в этом случае подойдет серьезная, медленная, глубокая музыка. Кто-то решит, что он должен быть более действенным. Это уже совсем другое дело, ближе к манере исполнения Высоцкого. Выполнению такой задачи будет помогать что-то более динамичное, ритмичное. Так что, прокручивая диск за диском, нужно слушать не только собственно музыку, но и свои ощущения: не вызывает ли у тебя сочетание музыки и текста, например, чувство протеста. Ну никак не соответствует эта тема твоим представлениям о Смысле, который предстоит донести, ничем не помогает добиться поставленной цели! Обозначь для себя то, что мешает, даже не то, что тебе или персонажу – конкретной задаче. Сам поиск – уже интереснейший опыт в работе души. Когда же он увенчается наконец успехом, когда посчастливится найти, когда музыка и текст совпадут, ты будешь сторицей вознагражден.

Вот в конце концов из всего музыкального многообразия ты остановил свое внимание на нескольких конкретных фрагментах (лучше, если их не будет слишком много, три – пять вполне достаточно). Теперь можно уже взять текст, например, все тот же монолог «Быть или не быть», и почитать его под каждую из выбранных тем. Для начала попробуй почитать под музыку, которая в принципе совпадает по эмоциональному настроению с текстом. А потом ради эксперимента поставь что-нибудь противоположное по настрою. Включи, например, развеселую, зажигательную музычку и читай сначала нарочно, утрированно в тон ей, а затем попробуй сделать наоборот: через, казалось бы, совершенно не соответствующее музыкальное сопровождение донеси истинные эмоции, заложенные в тексте. Это иногда используется в постановках, и музыка начинает прекрасно работать и «от обратного».

Очень четко сыграть на контрапункте бывает здорово, это высший пилотаж, но нельзя его путать с дисгармонией. Как только чувствуешь, что есть какой-то диссонанс, внутренний протест, несовпадение – это нужно сразу отбрасывать. Можно, конечно, в качестве упражнения помучиться, попробовать побороться, но ничего, кроме чувства раздражения, ты взамен не получишь. Только разбалансируешь свою внутреннюю психическую энергию, а от этого ничего путевого не выйдет. Лично я не вижу в этом смысла.

Конечно, нельзя брать за основу именно этот подход и идти только по этому принципу, но результат может получиться довольно интересный. Порой читаешь какой-то лирический монолог, и прекрасная лирическая музыкальная тема подхватывает его, как волна серфингиста. Это редкая удача, это прекрасно! А бывало, что она идет такая напевная, тоскливая, болезненная, а Романыч говорит: «Не пой под музыку! Руби!» И ты идешь, казалось бы, в контрапункт с мелодией, а эффект получается великолепный. Одно начинает дополнять другое, то, чего как бы не хватает в музыке, добавляется, а текст, слово, в свою очередь, впитывают то, что несет мелодия. Так что эксперименты в этом плане могут дать очень хороший результат. Уровень сразу на две головы выше делается. Да, и такое возможно, но для начала надо, конечно, идти от простого к сложному и научиться чувствовать «в тему».

Тут очень важно, чтобы, как говорится, ноги не опережали голову. Нужно четко ставить перед собой задачу и постараться максимально точно ее выполнять: если хочешь передать грусть – ищи печальную музыку, радость – веселую. Когда ты поднатореешь и будет довольно легко получаться идти вместе с музыкой, можно попробовать поэкспериментировать и пойти от противного. Но ты сам уже должен быть готов, должен точно знать, КАК это должно быть, КАК нужно говорить. И в этом случае помогающая музыка вроде как и не нужна. А если вдруг тебе говорят: а давай-ка мы в контрапункт тему попробуем – вот тогда и получается (если, конечно, получается) классный эффект и удовольствия гораздо больше, чем от простого попадания «в оглоблю». И тут уже аудитория от тебя никуда не денется. Пусть будет против! Пусть попробует!

 

 

Дальнейшая наша задача будет состоять в том, чтобы научиться произносить текст – монолог, стихотворение – не важно, – окрашивая его разными человеческими чувствами, как разными цветами радуги. Психоэмоциональной радуги. Поначалу можно даже не обращать внимания на смысл, значение слов. Конечно, каждое из них подразумевает совершенно определенное, но сейчас не это главное. Важно почувствовать, пораскачивать энергетическую систему, которая сидит внутри тебя, которую ты можешь выплеснуть наружу.

Сразу возникает закономерный вопрос: какому эмоциональному состоянию какой цвет соответствует? Ответ однозначный: тот, который выберешь именно ты, тот, который рождается в твоих личных ассоциациях. Вот, например, красный цвет символизирует пылкую страсть. Это общепринятое мнение. Да, согласен. Большинство из нас воспринимают именно так. Но если человек, например, много времени проводит за рулем, то вполне вероятно, что красный цвет вызывает у него совсем другие, причем весьма устойчивые ассоциации. У кого-то красный может четко ассоциироваться с опасностью, страхом, физической болью. Тоже возможный вариант! И само понятие «страсть» очень многогранно: любовная страсть, страсть к стяжательству, страсть к искусству, страсть к коллекционированию… Так что говорить об одном цвете или оттенке не приходится. Тем не менее провести параллели можно. Кстати, дети отлично справляются с задачей нарисовать красками то, что они чувствуют, или передать свои впечатления от книги, например. Я даже видел такие иллюстрации, на которых содержание книги передано именно цветом. Нарисованы не персонажи – люди, звери, птицы, предметы, – нет! Есть только цвета, краски. Очень здорово и необычно! Вот и мы попробуем проделать нечто подобное.

Для начала возьмем какой-нибудь совершенно отвлеченный отрывок или стихотворение, например, лермонтовский «Парус». Прочти его, окрасив… в черный цвет. Казалось бы, полный маразм получается, да? Но для обретения в дальнейшем свободы владения этим приемом – прекрасное упражнение, позволяющее развить гибкость мышления. А отсюда вытекает и подвижность, мобильность чисто актерская (на этом уровне все смешивается вместе).

Естественно, в настоящем хорошем драматургическом произведении, написанном специально для сцены, как ни крути, заложен истинный, присущий ему цвет, мало того, каждая строка имеет свой оттенок, свой цвет. Выйдя на сцену, перед зрителем, ты не будешь говорить монологи, например Макбета, розовым цветом! В качестве разминки, для того чтобы освоить прием и обрести большую свободу владения им, можно, конечно, попробовать, но ты сам почувствуешь: какой, к черту, тут голубой или розовый может быть?! Бордово-красный он, с черными разводами! И вообще, подобные энергетически мощные вещи могут просто не позволить проводить над собой эдакие эксперименты. Получится внутренний ступор, и все. Поэтому для обретения первоначальных навыков предлагаю потренироваться на более-менее нейтральном материале, окрашивая его в разные эмоциональные цвета, а дальше можно вернуться к нашему «Быть или не быть» и продолжить работу уже с ним, попробовать поиграть с цветом и оттенками.

К примеру, ты ставишь себе задачу окрасить монолог в черный цвет. Вроде бы какие у него могут быть оттенки? Ну чуть светлее или темнее… А ты представь себе, что стоишь у входа в пещеру. За твоей спиной – лес, шумят деревья, птицы поют… Все живое, понятное, привычное. Впереди – зияющая чернота. Что там – неизвестно. Шагнуть туда? А может быть, ну его… Вернуться? Вот тебе один черный цвет. Совсем другое ощущение, если стоишь на краю ямы или колодца. Это тоже черный цвет, но уже совсем другой. Тут уже подключаются предлагаемые обстоятельства, по Станиславскому. И сообразно им возникают внутренние переживания.

Черный цвет – это и кромешная тьма беззвездной ночи. Попробуй проговорить свой текст в таких предлагаемых обстоятельствах. И вдруг в какой-то момент в этой черной бездне загорается звезда… Как поменяется твое эмоциональное состояние! А вслед за ним – и голос, и интонации, и лицо, и глаза. Можно попробовать и наоборот: говори свой текст усыпанному звездами небу и представь, что они начинают скрываться за облаками, гаснуть одна за другой. И вот осталась одна… Последняя…

Окрась этот же текст желтым цветом – получится нечто солнечное, теплое, радостное. Добавь оранжевый оттенок – это уже что-то более страстное. А теперь попробуй окрасить этот монолог в зеленый цвет. С чем ассоциируется этот цвет, какой он? Ведь зеленый зеленому рознь. Он может быть «ядовитым» – это одно эмоциональное состояние. А можно представлять себе молодую, только что пробившуюся траву. Это тоже зеленый, но, согласись, абсолютно другой. Он будет схож по интонациям с желтым. Тут же где-то рядом и голубой: простор безоблачного, чистого неба. Голубой цвет уловить гораздо легче: выйди в ясный, погожий день на улицу и просто подними глаза. Посмотри, как меняется небо. Сейчас оно высокое, ослепительно лазоревое. Но вот что-то набежало – оно стало синим. Ощущения изменятся вместе с цветом. Постарайся, говоря текст, передать эти два состояния. Сначала только голубой цвет, потом – синий. Когда почувствуешь себя достаточно уверенно, попробуй поиграть с оттенками, с переходом одного цвета в другой.

То же самое с зеленым цветом. Представь себя в лесу. Сначала пусть это будет ельник. Чем ярче ты себе представишь, какой он, тем точнее сможешь передать ощущения. Постепенно лес начинает меняться. Появляются лиственные деревья. Зеленый цвет начинает меняться. Вот ты уже в березовой роще. Это тоже зеленый, но уже совсем другой. И вот лес распахивается, и ты оказываешься на заливном лугу или на краю поля. Перед тобой ковром лежит зеленый простор. Теперь посмотри вверх! Над тобой голубой простор неба, у твоих ног зеленый луг. Скажи текст монолога сначала небу, а потом лугу. Именно не прочитай, а скажи. Поделись, доверь, расскажи, отдай! Ты почувствуешь разницу между голубым и зеленым цветом. Это два разных психоэмоциональных состояния. Погрузиться в них тебе помогли не только ассоциации с цветом, но и возникающие в связи с каждым цветом мыслеобразы. Они же помогут тебе подобрать тончайшие оттенки этих самых психоэмоциональных состояний.

Создать нужный мыслеобраз может получиться не сразу. Учиться ощущать не просто. Многое зависит от личного чувственного опыта. А он, как известно, дело наживное. Тут главное не отчаиваться. Когда человек владеет этим, то пользоваться какими-то вспомогательными средствами ему в принципе нет необходимости. Это уже в естестве, в природе, все происходит как бы само собой. А если находишься в процессе познания, в поиске, то поначалу можно и даже нужно пользоваться всем, что так или иначе помогает. Не замахивайся сразу на какие-то сложные образы. Начни с чего-то простого, доступного. Небо, лес, река – это твои учителя и помощники, которые всегда рядом. Главное – не лениться. Не получается представить себе лес или луг? В ближайший выходной день сядь на электричку и прокатись за город! Кстати, мы, когда «Мольера» в 80-м году поставили, тем же летом собрались и рванули на гастроли в Крым. Играли в Севастополе, в Крымской обсерватории, спектакль, а потом просто поехали по побережью. Играли в пансионатах, домах отдыха, иногда на эстрадках маленьких играли. А то выбирали просто место поживописнее – вот и сцена. Кусты, деревья – вот тебе кулисы. Главное, чтобы розетка какая-нибудь была в пределах досягаемости. У нас был один фонарь с длинным шнуром – вот тебе и свет. Играть спектакль под бархатно-черным, усыпанным звездами небом – это… просто непередаваемые ощущения!

Поищи в реальной жизни, в природе то, что пока не получается создать в воображении. Постарайся запомнить свои ощущения, сохранить их, а потом, вернувшись домой, максимально ярко и четко воспроизвести в воображении. Кому-то в этом может помочь звуковой ряд. Пожалуйста! Можно взять с собой диктофон и записать звуки леса, шум реки. Можно найти кассету с соответствующей подборкой – благо сейчас в них недостатка нет.

У кого-то лучше развита зрительная память – пользуйтесь ею! Во многих картинах или даже просто фотографиях заложена потрясающая изобразительная мощь. Сходи в Третьяковку, посмотри картины Айвазовского или Шишкина. Помогает? Замечательно! Ты сам увидишь и почувствуешь такие нюансы: вот два морских пейзажа, но на одном – шторм, и совершенно очевидно, что если говорить текст такому морю, то придется форсировать голос, чтобы перекрыть грохот волн. А на этой картине море спокойное и гладкое, как зеркало. Слова будут литься над этой равниной совсем иначе.

Главное – изобретай, думай, делай хоть что-нибудь! Да, поначалу, чтобы представить себя стоящим на краю обрыва, придется встать на край дивана (не на табуретку – она слишком устойчивая!), зато потом ты сможешь легко вызывать нужные мыслеобразы, ощущения и вкладывать их в произносимый текст.

В театре часто бывает необходимо добиться подобного эффекта. В спектакле «Пляска смерти», например, есть сцена, где я, наблюдая за главным героем Эдгаром, говорю: «Алис, смотри! Он стоит на валу, на самом ветру!» Это невозможно сказать, ощущая себя в комнате. Хочешь не хочешь – пронизывает ощущение этого ветра. Первым делом ты сам должен настроиться и почувствовать этот ветер. А дальше нужно вложить свои ощущения, свою энергетику в слова, подать текст, сказать его так, чтобы зритель поверил тебе и, мало того, почувствовал то же самое.

Теперь соединим цвет (эмоциональную окраску) и место (предлагаемые обстоятельства). Попробуйте передать любовь, счастье, радость, философское раздумье, печаль, тревогу, тоску, отчаяние на краю обрыва. А потом все те же чувства, но в тесной камере, в полной мгле. А потом все то же самое, но у водопада. Можно пойти наоборот: счастье – на краю обрыва, в подземелье, у водопада или в тихой комнате, чтобы никто не услышал и т. д. Прочти «Быть или не быть» с отчаянием, находясь в тюремной камере, стоя под молнией, стоя на краю обрыва, плывя по бушующему морю на тонущем плоту. Можно напридумывать себе сколько угодно и каких угодно предлагаемых обстоятельств. Я их описываю чисто ассоциативно, сухо перечисляю возможные варианты, а на самом деле тут подключаются личные ощущения, чувства, эмоции. Если ты действительно почувствовал себя на краю обрыва, то волей-неволей проживаешь эту ситуацию, пропускаешь ее через себя – никуда не денешься. Все это настолько между собой связано! В дальнейшем, накопив уже некий опыт, при необходимости либо выбирать из того, что уже наработано, либо, оценив конкретную ситуацию, создавать новые ощущения.

Естественно, тут нужно место приложения и объекты восприятия. А ты уже сможешь оценить, добился ли желаемого эффекта. Даже не обязательно спрашивать мнение. Ты сразу сам почувствуешь. Короче, нужен зал. Ну хотя бы один зритель! В конце концов, маму с кухни позови! Скажи: «Да погоди ты со своими котлетами! Переживу я без обеда! Я тут вон чего придумал!» На крайний случай и зеркало или видеокамера сойдут.

Самый сложный цвет – белый. Это цвет Сути сказанного, цвет Истинного смысла. Хочешь сказать монолог «Быть или не быть» белым? Сначала докопайся до этого цвета, до того, как оно должно быть. На самом деле абсолютно, чисто белого и нет ничего. Если возвращаться к примерам из драматургии, вспоминая те роли, которые лично мне довелось сыграть, могу сказать, что, пожалуй, у шварцевского Ланцелота есть что-то близкое.

 

…Что-то я недоговорил… Эй, вы! Не бойтесь. Это можно – не обижать вдов и сирот. Жалеть друг друга тоже можно. Не бойтесь! Жалейте друг друга. Жалейте – и вы будете счастливы! Честное слово, это правда, чистая правда, самая чистая правда, какая есть на земле.

 

Это библейские истины! Не знаю, насколько может дотянуться, поднять себя до этого уровня и очистить свою душу актер, исполняющий роль Ланцелота, но, во всяком случае, здесь потенциально заложен белый цвет или по крайней мере что-то близкое к нему. Очень редко это встречается в драматургии. Это как цвет ауры. У каждого человека он свой, и только у «продвинутых» она более-менее приближается к белому цвету. Но аурой белого цвета обладают считанные единицы. Это высший, божественный цвет. Человеческая душа должна быть настолько очищена! А уж как лично ты окрасишь – это другой разговор.

 

С черным цветом та же история. Безусловно, абсолютно черного ничего нет. Вот тебе пример – монолог Клавдия в «Гамлете». Мне он очень нравится.

 

Удушлив смрад злодейства моего.

На мне печать древнейшего проклятья:

Убийство брата. Жаждою горю,

Всем сердцем рвусь, но не могу молиться.

Помилованья нет такой вине.

Как человек с колеблющейся целью,

Не знаю, что начать, и ничего

Не делаю. Когда бы кровью брата

Был весь покрыт я, разве и тогда

Омыть не в силах небо эти руки?

Что делала бы благость без злодейств?

Кого б тогда прощало милосердье?

Мы молимся, чтоб Бог нам не дал пасть

Иль вызволил из глубины паденья.

Отчаиваться рано. Выше взор!

Я пал, чтоб встать. Какими же словами

Молиться тут? «Прости убийство мне»?

Нет, так нельзя. Я не вернул добычи.

При мне все то, зачем я убивал:

Моя корона, край и королева,

За что прощать того, кто тверд в грехе?

У нас не редкость, правда, что преступник

Грозится пальцем в золотых перстнях,

И самые плоды его злодейства

Есть откуп от законности. Не то

Там, наверху. Там в подлинности голой

Лежат деянья наши без прикрас,

И мы должны на очной ставке с прошлым

Держать ответ. Так что же? Как мне быть?

Покаяться? Раскаянье всесильно.

Но что, когда и каяться нельзя!

Мучение! О грудь, чернее смерти!

О лужа, где душа, барахтаясь,

Все глубже вязнет! Ангелы, на помощь!

Скорей, колени, гнитесь! Сердца сталь,

Стань, как хрящи новорожденных, мягкой!

Все поправимо.

 

На первый взгляд тут если не совсем черный, то почти черный. Но только слышишь – «убийство брата», – сразу цвет крови примешивается. Казалось бы: убийца, отпетый негодяй. Но это если не знать досконально драматургии. А теперь прочитай этот текст и представь, что творится у него внутри! Это же черный гамлетизм! Какой потрясающий моноложище! Строки катятся, как огромные каменные глыбы! Как легко увеличить образ и придать ему громаднейшую неоднозначность!

Кстати, в фильме у Козинцева он сделан у зеркала, это к разговору о том, что человеку свойственно пытаться взглянуть на себя со стороны. Сразу представляется, что его аж корежит от собственной мерзости! Внешне он это скрывает, но внутри сидит, что на нем печатьдревнейшегопроклятья. Только представьте себе это ощущение! И вдруг прорывается: «Жаждою горю, Всем сердцем рвусь, но не могу молиться». И это истинная правда! И какая боль! Если все это прочувствовать и сыграть – это потрясающе! «Быть или не быть» – там делать нечего рядом с этим!

И все в том же «Гамлете» есть вот такой монолог:

 

О, если б это тело, плоть моя,

Могла растаять, сгинуть, испариться!

О, если бы предвечный не занес

В грехи самоубийство! Боже! Боже!

Каким ничтожным, плоским и тупым

Мне кажется весь мир в своих стремленьях!

О мерзость! Как не выполотый сад,

Дай волю травам, зарастет бурьяном.

С такой же безраздельностью весь мир

Заполонили грубые начала.

Как это все могло произойти?

Два месяца, как умер… Двух не будет.

Такой король природный! Так ревниво

Любивший мать, что ветрам не давал

Дышать в лицо ей. О земля и небо!

Что поминать! Она к нему влеклась,

Как будто голод рос от утоленья.

И что ж, чрез месяц… Лучше не вникать!

О женщины, вам имя – вероломство!

Нет месяца! И целы башмаки,

В которых гроб отца сопровождала

В слезах, как Ниобея. И она…

О Боже, зверь, лишенный разуменья,

Томился б дольше! – замужем! За кем!

За дядею, который схож с покойным,

Как я с Гераклом. В месяц с небольшим!

Еще от соли лицемерных слез

У ней на веках краснота не спала!

И замужем. С такою быстротой

Нырять под простыню кровосмешенья.

Нет, не видать от этого добра!

Разбейся, сердце, молча затаимся.

 

Даже в таком черно-сером, мрачном по общей тональности монологе есть светлое пятно – воспоминания Гамлета об отце. И он не написан одним цветом!

 

Цвет эмоции – это то, что у тебя лично с ним ассоциируется. Я только предлагаю примеры, возможные варианты. Может быть, у кого-то будет не так, может, на чей-то взгляд я и ошибаюсь. Но все равно, как ни крути, далеко мы не уйдем: никто не перепутает черное с белым, светлое с темным. Человеческие эмоции и ассоциации возникают из окружающего мира, из природы. Солнце – что-то радостное, что-то яркое, светлое. А это означает, что если человек настраивается на желтый цвет, то и эмоции должны быть соответственно солнечные. Это что-то живое, теплое, вполне возможно, что веселое. Если речь заходит об обжигающем солнце – цвет меняется, он становится ближе к оранжевому. Как только в желтый вплетаются оранжевые оттенки, то и в настроении человека могут появиться жгучие, страстные оттенки. Далее мы плавно переходим к более энергетически насыщенному красному цвету. Это уже пылкие, страстные чувства. Далее идут более темные оттенки красного, приближающиеся к багровому цвету, – я бы сказал, что это уже более низменные, пожирающие человека страсти, за которыми следует черный цвет.

При этом у нас в стороне остались другие цвета спектра, с которыми можно точно так же пройти от светлого к темному. И всегда в конце мы приходим к черному цвету. Это вполне логично: от света к тьме. Можно пройти от обратного: от беспросветной тьмы к свету. Тут зависит от психологии, от характера, от эмоционального состояния на данный момент каждого конкретного человека. Кому-то, может быть, удобнее, легче для восприятия пройти от черного к светлому, а кому-то наоборот. Можно попробовать пройтись и туда, и сюда. Было все плохо, беспросветная тьма, боль, страдания, ненависть (именно не просто плохо – иначе получится серый цвет), и вдруг появляется страсть, потом это превращается в пылкую любовь и, в конце концов, рождается светлое, высокое, чистое прекрасное чувство истинной, настоящей любви.

 

Еще раз возвращаясь к вопросу о том, что ассоциации человеческих чувств с цветом дело сугубо индивидуальное, приведу в пример сцену из пьесы Леонида Жуховицкого «Последняя женщина сеньора Хуана».

 

Эльвира. Ты спросил, за что тебя можно убить? Тебя нужно убить! Да, бросают жен и мужей, ничего страшного в этом нет. Но после тебя рушится не дом – после тебя рушится мир! Человек должен во что-то верить. У всех моих братьев были любовницы, но это не возмущало даже их жен. Потому что это были нормальные любовницы, с которыми не стыдно встретиться в церкви! Которых не стыдно пригласить домой! Пока ты развлекался со Стеллой, я и слова не сказала: какая ни есть, а графиня. Когда ты спал с моими подругами, я и это поняла: от таких мужей, как у них, и я бы побежала к первому встречному. Но когда возникла эта нищенка, эта уродина, эта хромая цветочница… Я уважаю всех женщин, от принцессы до судомойки, но каждую на своем месте. Может ли существовать мир, где все мы – и принцесса, и я, и судомойка – полностью равны в постели сеньора Хуана?

Карлос (наливая себе вина). Не может! (Пьет.)

Эльвира. Ну скажи честно, зачем тебе понадобилась она? Чтобы унизить меня?

Хуан. Я ее любил.

Эльвира. Любил? Не смеши людей. Да ее и жалеть-то было трудно. Колченогая, волосы как мочало. Ну хоть бы тут (рисует в воздухе женскую фигуру) что-то было…

Хуан. Этого тебе не понять, ты не мужчина. У нее были такие нежные ямочки над ключицами… А как она умела радоваться! Но главное не это – она была добра! Ее лачуга была моим убежищем, норой, где я всегда мог отлежаться. А когда пришлось бежать, именно она – она, а не другая – напекла мне лепешек на дорогу.

 

Вот тут у него присутствует не красный, алый или бордовый цвет, об этом чувстве Хуан не мог бы сказать, как о своей жизни: «Моя была такая же серая. Только с кровавыми пятнами и грязными разводами похоти, вот и все». Бордовые оттенки его любви присутствовали, скорее, в отношении к той же графине. А в чувстве к этой убогой хромоножке, нищенке неожиданно появляется что-то ясное, чистое, светло-голубое.

И пусть читатель, пожалуйста, забудет современные интерпретации голубого или розового цвета! Я этого даже касаться не хочу! Я беру цвета в их чистых понятиях, и если кто-то пачкает эти цвета, то я тут ни при чем.

Мне кажется, что внутри его появился голубой цвет, а эту цветочницу он видел розовой. И жене он сказал: «Этого тебе не понять», потому, что она понимала только бордовые и красные оттенки. А именно таких оттенков ему от той женщины не было нужно, не нужно было постельных отношений. Он ее просто любил. А к тем, другим женщинам, он пылал страстями. Вот тебе еще один пример, с какими оттенками, цветом могут ассоциироваться эти чувства.

Сложнее с лиловым и его оттенками. Мне, например, кажется, что лиловый – это цвет неразделенной любви. Причем насыщенность, оттенок, говорит о том, есть ли надежда и насколько она теплится в душе. Скажем так: темно-лиловый – безнадежная, безответная любовь, светло-лиловый – с надеждой на взаимность. И чем светлее, тем больше, как говорится, шансов, поскольку дальше идет уже чистый голубой цвет. И вообще, дело даже не столько в цвете как таковом, сколько в его интенсивности, насыщенности. Если взять за основу, что чистая, настоящая любовь ассоциируется с лазорево-голубым цветом, то можно очень ярко и наглядно представить: вот человек влюбился, он весь полон этим голубым цветом. Но ответного чувства он не добился. Раз потерпел фиаско, два, три… Его психоэмоциональное состояние начинает принимать все более и более лиловые оттенки.

Кстати, именно этому упражнению вполне можно найти конкретное применение в реальной жизненной ситуации. Попробуйте посмотреть на ваши взаимоотношения с любимым человеком с этой точки зрения. Какова цветовая гамма взаимоотношений на данном этапе? Какого цвета ваши чувства? А каков оттенок отношения предмета вашей любви к вам? Может быть, нужно что-то менять? Даже если царит полная гармония и вам можно только по-хорошему позавидовать, то все равно нет предела совершенству. Разнообразить палитру отношений никогда не вредно.

 

Наши чувства прекрасно ложатся не только на холст, но и на музыку. Вообще высшее достижение человека в области искусства – попытка писать мир красками и звуками. Те же эмоции можно проассоциировать не с красками, а со звучанием различных музыкальных инструментов. Вполне возможно, что людям, занимавшимся музыкой, это будет ближе, и они смогут услышать в каждой эмоции голос какого-то музыкального инструмента: тут звучит фортепиано, это – фагот, это – колокольчик, а вот эту фразу пропела бы скрипка… Тогда каждый монолог можно представить как соло какого-то инструмента или оркестровую партию, а спектакль получится целым симфоническим произведением.

Кому-то проще пойти от осязания, тактильной чувствительности: этот монолог ледяной, как пронизывающий северный ветер, а этот обжигает; эти слова причиняют боль, как удар хлыста, а эти, наоборот, похожи на ласковое прикосновение, они успокаивают…

Можно отталкиваться от вкусовых ощущений: этот монолог горький, этот сладкий; этот похож на терпкое вино, а этот на горячий бодрящий кофе. При достаточно развитом воображении (а это достигается путем тренировки) можно добиться реальных вкусовых ощущений. При этом будьте готовы к тому, что далеко не все монологи могут оказаться приятными на вкус. Так получается целый комплекс упражнений на развитие всех органов чувств. Попробуем?

 

Ничегонеслышу, ничегонеощущаю. Видеть – значит воспринимать посредством физического зрения цвет и форму вещей. Но существуют сферы более тонкие, благодаря которым человек может наблюдать, осмысливать то, что видит, размышлять и делать выводы. Уметь видеть – это способность открывать, исследовать, используя внутреннее зрение, выходить за пределы внешних признаков; это значит узнавать, стремиться понять, почувствовать. Для того чтобы не просто смотреть, но Видеть, необходимы интуиция и воображение. Если хочешь научиться Видеть душой, необходимо достичь внутренней гармонии.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-23; Просмотров: 353; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.101 сек.