Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Правоприменительная




Понятие и классификация форм государственного управления

Государственное управление осуществляется в различных формах, многообразие которых обусловлено задачами, стоящими перед органами государственной власти. Использование тех или иных форм государственного управления зависит от содержания деятельности, компетенции, круга решаемых задач конкретного органа.

Форма государственного управления это внешнее выражение деятельности органа исполнительной власти (должностного лица) в пределах его компетенции, направленное на реализацию функций государственного управления.

В административно-правовой науке наряду с термином «формы государственного управления» используются такие понятия, как «формы управленческих действий», «формы осуществления исполнительной власти», «формы реализации компетенции субъектами административного права». В ряде работ в определение указанного понятия включают такие черты, как «оформленность поведения» органа управления, «наличие последствий управляющего воздействия». Тем не менее, дополнительные признаки, характеризующие государственное управление, существенно не влияют на понимание его форм. Несмотря на разнообразие терминов, используемых для обозначения рассматриваемой категории, следует констатировать, что содержательно они подразумевают именно внешнее выражение деятельности властного субъекта административного права в ходе осуществления его компетенции.

В учебной литературе представлены различные классификации форм государственного управления. Подробно рассмотрим наиболее существенные из них.

Одной из общепризнанных классификаций является разделение форм государственного управления на две большие группы: правовые и неправовые. Фактическим основанием такой классификации является наличие или отсутствие непосредственных правовых последствий в результате деятельности уполномоченных органов.

Под правовыми формами следует понимать юридически оформленные действия субъекта исполнительной власти, осуществляемые в пределах его компетенции, выражающие государственно-властное волеизъявление данного субъекта и вызывающие определенные юридические последствия.

Основными признаками правовых форм являются: 1) четкая и полная их правовая регламентация в нормативно-правовых актах; 2) наличие определенных юридических последствий; 3) направленность на реализацию государственно-властных полномочий, составляющих содержание исполнительной власти.

Назначение неправовых форм государственного управления – обеспечивать необходимые условия для эффективного осуществления функций исполнительной власти. Они имеют вспомогательный, обслуживающий характер по отношению к деятельности исполнительной власти. Правовая регламентация неправовых форм осуществляется лишь в общем, и их использование непосредственно не влечет за собой юридических последствий.

Правовые формы государственного управления подразделяются на различные виды, которые отличаются по своему содержанию, кругу решаемых задач при осуществлении функций органов исполнительной власти (властного субъекта административного права). Т. е. реализация функций государственного управления зависит от ряда условий, в которых осуществляется деятельность конкретного органа власти.

Правовые формы государственного управления классифицируются по содержанию, способу выражения[111]. Особое место среди правовых форм государственного управления занимают заключение административных договоров и совершение иных юридически значимых действий, которые подробно будут рассмотрены в § 2 данной главы.

По содержанию правовые формы государственного управления можно подразделить на два вида:

1. Правотворческая (правоустановительная);

Существование правотворческой формы обусловлено необходимостью оптимальной и конкретизированной правовой регламентации управленческих отношений. Органы исполнительной власти являются субъектами правотворчества в пределах своей компетенции, что предполагает разработку правовых норм, их оптимизацию, изменение и дополнение либо отмену. Конечным итогом этого процесса является издание нормативно-правовых актов управления.

Важно отметить, что правотворчество в сфере государственного управления является подзаконной деятельностью. Законодательная деятельность представительных (законодательных) органов власти заключается в создании законов, закладывающих фундаментальные основы регулирования общественных отношений в той или иной сфере. Правотворчество органов исполнительной власти является по статусу подчиненной деятельностью, поскольку осуществляется на основании и во исполнение законов. Оно выступает в качестве необходимого промежуточного звена между законодательной деятельностью представительных органов и правоприменительной деятельностью органов исполнительной власти.

В настоящее время в практику законодательного процесса вносятся соответствующие коррективы. В частности, реализуется концепция преодоления «разрыва» между законодательным правотворчеством и правотворчеством органов исполнительной власти. Одним из направлений совершенствования правотворческой деятельности является пакетный метод разработки и принятия проектов законодательных и подзаконных нормативно-правовых актов. Должны быть исключены ситуации, при которых между принятием закона и подзаконных актов, подготовленных для конкретной реализации этого закона, проходит длительный период времени. При внесении законопроекта последовательно реализуется концепция по нормативному сопровождению базового документа.

Например, 1 марта 2011 г., в день вступления в силу Федерального закона от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ "О полиции" были подписаны Указ Президента Российской Федерации от 1 марта 2011 г. № 251 "О внеочередной аттестации сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации", Указ Президента Российской Федерации от 1 марта 2011 г. № 252 "О предельной штатной численности органов внутренних дел Российской Федерации", Указ Президента Российской Федерации от 1 марта 2011 г. № 253 "Об утверждении перечня должностей высшего начальствующего состава в органах внутренних дел Российской Федерации, в Федеральной миграционной службе, в Бюро по координации борьбы с организованной преступностью и иными опасными видами преступлений на территориях государств - участников Содружества Независимых Государств и соответствующих этим должностям специальных званий", Указ Президента Российской Федерации от 1 марта 2011 г. № 248 "Вопросы Министерства внутренних дел Российской Федерации" и Указ Президента Российской Федерации от 1 марта 2011 г. № 250 "Вопросы организации полиции".

Фактически в данном случае был реализован вышеуказанный пакетный метод разработки и принятия нормативно-правовых актов. Разрыв во времени между управляющим воздействием одного правового акта и другими правовыми актами сведен до минимума.

Правотворчество как процесс состоит из ряда этапов[112]:

- решение органа управления (должностного лица) об издании нормативно-правового акта;

- подготовка проекта нормативно-правового акта;

- представление проекта для обсуждения;

- устранение недостатков и доработка, согласование (факультативная стадия);

- внесение проекта в правотворческий орган, обсуждение проекта в правотворческом органе (факультативная стадия);

- принятие или утверждение проекта;

- государственная регистрация нормативно-правового акта управления;

- издание нормативно-правового акта управления.

В современный период отдельным этапом издания нормативно-правового акта является проведение антикоррупционной экспертизы. Правовой основой этой самостоятельной стадии являются Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», Федеральный закон от 17 июля 2009 г. № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов».

Ряд федеральных ведомств во исполнение данных законов издали соответствующие внутренние нормативные акты. Например, приказ Федерального агентства лесного хозяйства (Рослесхоз) от 19 февраля 2010 г. № 63 "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов Федерального агентства лесного хозяйства", приказ Федеральной службы по труду и занятости (Роструд) от 17 февраля 2010 г. № 51 "Об утверждении Порядка проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) Федеральной службы по труду и занятости".

Правоприменительная форма государственного управления представляет собой деятельность компетентных государственных органов и должностных лиц по реализации правовых предписаний путем принятия управленческого решения в виде индивидуального правового акта, а также совершения действий юридического характера.

Названная форма государственного управления применяется при наложении административного наказания, применении мер принуждения, издании приказа начальника ОВД о поощрении сотрудников и т.п.

В зависимости от характера реализуемых правовых предписаний и решаемых задач выделяют два вида правоприменительной деятельности: регулятивную и правоохранительную.

Регулятивная разновидность правоприменения имеет место при решении задач организационного характера, оперативного управления, обеспечения прав и законных интересов граждан, государственных органов, учреждений и организаций. Она не связана с разрешением юридических споров, защитой прав граждан, госу­дарственных органов, общественных объединений, предприятий, учреждений, служащих в сфере управления.

Правоохранительная, - напротив, связана с охраной урегулированных правовыми нормами управленческих отношений и призвана обеспечить их неприкосновенность. В связи с этим особую роль в реализации задач управления посредством правоохраны играют меры государственного принуждения к лицам, не выполняющим юри­дические обязанности и нарушающим юридические запреты.

По способу выражения правовые формы государственного управления подразделяются на:

1. Словесные (письменные и устные);




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 1944; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.021 сек.