Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Формы государственного управления в деятельности органов внутренних дел




Рассмотренные выше формы государственного управления в полной мере реализуются в непосредственной деятельности органов внутренних дел. Особенностями их применения являются четкая регламентация, директивность и императивность.

Деятельность органов внутренних дел направлена на решение широкого круга задач. Поэтому государственное управление в названной сфере характеризуется разнообразием способов воздействия на объекты управления, представляет собой сложную систему. В ней находят выражение различные формы управления.

Так, правовые формы управления в органах внутренних дел включают в себя правотворческуюи правоприменительную разновидности, а также заключение административных договоров и совершение иных юридически значимых действий.

Примером правотворческой формы является деятельность Договорно-правового департамента МВД РФ, которая заключается в разработке приказов, инструкций, выполнении иных функций по совершенствованию нормативно-правового регулирования сферы внутренних дел и организации правовой работы. На уровне МВД республик, УВД, ГУВД в пределах компетенции также разрабатываются локальные нормативно-правовые акты. При этом регламентация может относиться как к внутренней организации деятельности конкретного подразделения (внутреннее управление), так и к осуществлению компетенции органа (внешнее управление).

Правоприменение как форма государственного управления в деятельности органов внутренних дел реализуется через выполнение предписаний, содержащихся в соответствующих нормативно-правовых актах. Например, Приказ МВД России от 13 ноября 2009 г. № 855 «Об утверждении квалификационных требований к профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов Министерства внутренних дел Российской Федерации» является примером регулятивной разновидности правоприменительной формы управления.

Правоохранительная форма управления в сфере внутренних дел связана с выполнением контрольной, надзорной и юрисдикционной функций, является средством реализации юридически-властных государственных предписаний. В рамках этой формы применяются меры принуждения к лицам, нарушающим нормы административного права, обеспечивается защита прав и законных интересов граждан и организаций, охрана собственности, общественного порядка и общественной безопасности. Например, осуществление производства по делам об административных правонарушениях, назначение административных наказаний, исполнение административных наказаний.

По способу выражения в практической деятельности органов внутренних дел реализуются как словесная, так и конклюдентная формы управления.

Наиболее распространенной является письменная форма. Она используется при решении вопросов, требующих вынесения правоприменительного акта. Например, постановление о назначении административного наказания. Устная словесная форма может выражаться в устных приказах, указаниях, распоряжениях, командах. Эта форма наиболее часто применяется при решении вопросов повседневного оперативного характера.

В соответствии с Федеральным законом «О полиции» одним из основных направлений деятельности полиции является обеспечение безопасности дорожного движения (ст. 2 п. 7). Регулирование дорожного движения сотрудником ГИБДД посредством подачи соответствующих сигналов является конклюдентным управляющим воздействием. Данная форма также используется при обеспечении правопорядка во время проведения митингов, массовых акций путем выставления технических заграждений. Указанные заграждения очерчивают границы, в рамках которых допускается свободное передвижение и одновременно устанавливают ограничения по перемещению граждан в определенных направлениях.

Одной из правовых форм государственного управления в сфере внутренних дел является административный договор. В частности, при заключении контракта о прохождении службы реализуется такой вид административного договора, как «договор о поступлении граждан на государственную службу». В Федеральном законе «О полиции» предусмотрены соответствующие нормы, устанавливающие правовые аспекты заключения контракта (ст. 28 ч. 1 п. 4, ст. 38 ч.ч. 5,6, ст. 40 ч. 1 п.п. 4, 5).

Кроме того, между органами внутренних дел и другими государственными органами могут быть заключены договоры о сотрудничестве для решения задач, связанных с обменом информацией, предоставлением помещений, транспорта, кадровой работой. Примером может служить Договор № 415 от 20 июля 2009 г. «О сотрудничестве ФГОУ ВПО «Калининградский юридический институт МВД России» и Управления внутренних дел по Новгородской области в организации и проведении практики курсантов и слушателей».

Содержанием иных юридически значимых действий в деятельности органов внутренних дел является опосредованное выражение государственно-властных полномочий на основе уже изданных административно-правовых актов. К ним относят: документирование (составление протокола о применении мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях; протокол об административном задержании, личного досмотра), регистрационная деятельность (государственная регистрация автотранспортных средств, регистрация граждан по месту жительства и пребывания), лицензионно-разрешительная деятельность (выдача лицензий на хранение и ношение гражданского и служебного оружия, выдача лицензии на изготовление государственных регистрационных знаков).

Таким образом, юридическое значение в данном случае имеют факты, зафиксированные в указанных документах. Юридически значимые действия являются необходимым условием для принятия управленческого решения и наступления правовых последствий.

В деятельности органов внутренних дел широкое применение имеют также и неправовые формы государственного управления.

К организационным действиям относится подготовка кадров, изучение и распространение положительного опыта, разработка методических рекомендаций и оказание практической помощи на местах, инструктажи, проведение совещаний, конференций. Сущность данной формы заключается в оптимизации работы с личным составом подразделений органов внутренних дел, поскольку в ходе этих организационных действий необходимая управленческая информация доводится до исполнителя наиболее эффективным способом. Применение организационных неправовых форм государственного управления способствует совершенствованию деятельности органов внутренних дел.

Материально-технические действия играют важную роль в получении, обработке, передаче и хранении информации, ведении статистического и оперативного учета. С их помощью производится подготовка справок, обзоров, ориентировок, размножение различных материалов, хранение и оформление документов, ведутся картотеки на определенные категории лиц, осуществляется хозяйственное и техническое обслуживание подразделений и служб органов внутренних дел.[116]

Таким образом, формы государственного управления внешне выражают содержательную часть управленческой деятельности. Выбор той или иной формы управляющего воздействия зависит от поставленной цели и конкретной управленческой ситуации.

Формы государственного управления, применяемые в деятельности властных субъектов административного права независимо от их разновидности реализуются исключительно в пределах их компетенции.

Формы государственного управления не являются статичным институтом административного права. Развитие общественных отношений, возникновение новых социально-экономических и юридических условий влияет на содержание существующих форм управления.

Формы государственного управления в деятельности органов внутренних дел с содержательной стороны имеют собственную специфику, обусловленную стоящими перед ними задачами.

 

Глава 11. Административно-правовые акты управления

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 4506; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.